фл.семафором корабль
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • моравиация
  • новости сайта
  • кают-компания

  •  

     

     

     

     

    Рубежи обороны по борьбе с водой

     

     

     

     



    Рубежи обороны по борьбе с водой

    Рис.3.68. Рубежи обороны по борьбе с водой

     

     

     

    Из архива Нептуна для любознательных

     

    Продольные реданы - мода или необходимость

     

    В последние годы почти все глиссирующие катера, выпускаемые за рубежом на широкий рынок, снабжаются днищевыми продольными реданами. В то же время ряд исследований, проведенных в опытовых бассейнах, свидетельствуют о том, что продольные реданы не всегда дают положительный эффект, особенно на среднескоростных катерах.

    Например, при проектировании корпуса шведской моторной яхты «Адлер-V» водоизмещением 13 т конструкторы провели буксировочные испытания двух идентичных трехметровых моделей — с гладким днищем и с продольными реданами. Обе модели буксировали в широком диапазоне скоростей, причем замерялись сопротивление воды и угол ходового дифферента. Данные замеров, представленные на графике, позволили сделать вполне определенные выводы.

    Реданы, конечно, увеличивают сопротивление, однако это становится заметным но ту сторону «горба» кривой сопротивления, где начинается глиссирование. При большем масштабе ординаты сопротивления можно было бы показать, что сопротивление увеличивается уже при скорости 11 узлов, правда, незначительно. Максимальная разница между сопротивлениями гладкого и «реданного» днища наступает при 19 узлах, когда реданы увеличивают сопротивление корпуса более чем на 6%.

    Но при скорости 22 узла и выше сопротивление «реданного» днища становится меньше, чем гладкого, а при 24 узлах преимущество оказывается явно на стороне корпуса с реданами. Гладкую модель вообще нельзя было буксировать при скорости 24 узла, так как ее заливало носовой волной.

    На волнении благоприятное действие реданов становится заметно уже при 18,5 узлах. Но, например, при 15,5 узлах максимальный прирост сопротивления у днища с реданами, по сравнению с гладким днищем, составляет 7,8%.

    Тормозящее действие реданов с увеличением скорости быстро убывает. Эти сведения позволяют заключить, что катера полуглиссирующего типа, которые развивают относительную скорость не свыше rrL

    = 5, оснащать реданами невыгодно. Преимущество реданов сказывается при относительных скоростях FrL— 6, а на волнении — 5,5.

    Шведские буксировочные испытания опять показали, какую помеху составляет носовая волна, если ее не отбрасывать с помощью реданов.

    Однако, как показывают кривые угла дифферента, с продольными реданами связано еще одно существенное обстоятельство. В диапазоне скоростей от 14 до 23 узлов катер с реданами задирает нос намного выше, чем катер с гладким днищем. Например, модель «Адлер-V» с реданами при скорости в 20 узлов получает ходовой дифферент 7°, а модель с гладким днищем — 4,5°. Вот тут-то и нужны «дифферентовочные костыли» — транцевые плиты, которыми снабжаются многие тяжелые катера с продольными реданами, развивающие скорость не более Fr^ = 5,5.

    Таким образом, на «Адлере-V», рассчитанном на движение со скоростью около 20 узлов, применять обычные реданы, идущие от форштевня до транца, нецелесообразно. А вот для быстроходных гоночных катеров такие реданы необходимы. Ведь подобные катера имеют самую различную смоченную длину корпуса, и носовая волна может возникать у мидель-шпангоута или даже гораздо ближе к корме.

    Для отражения носовой волны и уменьшения забрызгивания на корпусах типа «Адлер-V» достаточно в носовой части днища, на границе смоченной поверхности (на ходу), установить пару коротких (0,3—0,7 м) брызгоотбойников. Не повредит и широкий брызгоотбойник по скуле, доходящий до форштевня.

    Результаты испытаний моделей яхты с реданами и без них

    Результаты испытаний моделей яхты „Адлер-V" на диаграмме вверху.

    Сплошная линия — модель с гладким днищем, пунктирная — с продольными реданами; R1 — сопротивление на тихой воде; R2 — сопротивление на волнении; т — угол

    ходового дифферента

     

    По материалам журнала «Die Tacht».

     
     

     

     



    Морской интернет-клуб Рейтинг@Mail.ru