Тип диаграммы статической
остойчивости
поврежденного корабля по его аварийному крену и
начальному
неуравновешенному моменту
Как установить тип диаграммы статической остойчивости
поврежденного корабля по его аварийному крену
и начальному неуравновешенному моменту?
Для построения диаграммы статической остойчивости поврежденного корабля необходимы точные сведения о затопленных отсеках и выполнение трудоемких расчетов. Эта задача может быть решена только с помощью специальных счетных машин. Но оказывается, практически возможно установить тип диаграммы остойчивости по двум характеристикам: аварийному крену θА (снимается по кренометру) и начальному неуравновешенному моменту m0п (или табличному значению крена θтабл).
Если m0п = 0 и θА = 0, то корабль имеет диаграмму статической остойчивости, соответствующую первому случаю.
Если m0п ≠ 0 и θА ≈ θтабл, то такое состояние совпадает со вторым случаем.
Если при m0п = 0 корабль имеет θА >5 град., то его диаграмма остойчивости соответствует третьему случаю.
Если m0п ≠ 0 и θА > θтабл, то диаграмма остойчивости относится к четвертому случаю.
Когда m0п ≠ 0 и θА ≠ 0, a θА и θтабл имеют разные знаки, налицо признаки пятого случая.
На практике не всегда можно точно определить значение m0п, так как затруднительно быстро установить, какие отсеки и как затоплены. В такой обстановке в целях безопасности рекомендуется исходить из следующих общих принципов:
• сомнительные в смысле затопления отсеки целесообразно считать незатопленными, если они расположены на вошедшем в воду борту, и затопленными, если они находятся на вышедшем из воды борту. При первом условии удастся избежать перенакренения корабля во втором типовом случае или его переваливания в третьем и четвертом случаях, при втором условии - переваливания корабля в пятом типовом случае;
• очень важно установить знак начальной остойчивости поврежденного корабля, что обычно сделать легче, чем определить величину момента m0п. В дальнейшем следует действовать с учетом знака остойчивости.