Практические мероприятия
по спрямлению корабля
Какими практическими мероприятиями рекомендуется спрямлять корабль?
К спрямлению корабля, т. е. к устранению крена и дифферента, можно приступить только после восстановления его остойчивости.
Если восстанавливать остойчивость не надо, то спрямление корабля можно начинать непосредственно после повреждения.
К частичному (иногда и к полному) спрямлению корабля приводят мероприятия по восстановлению остойчивости, так как по мере увеличения остойчивости восстанавливающие моменты будут превышать действующие кренящие моменты, и корабль, стремясь принять новое остойчивое равновесие, будет спрямляться.
Чтобы крен поврежденного корабля не увеличивался от перетекания жидких грузов с борта на борт, необходимо соответствующие клинкеты на системах держать закрытыми. В то же время клинкеты системы перетока должны быть всегда открыты.
Практическими мероприятиями, непосредственно спрямляющими корабль, являются:
• откачка воды из затопленных бортовых отсеков после заделки пробоин;
• перекачивание жидких грузов;
• контрзатопление отсеков, т. е. преднамеренное затопление забортной водой отсеков со стороны борта, вышедшего из воды;
• откачивание за борт жидких грузов.
Из всех мероприятий по спрямлению корабля в первую очередь следует выполнять те, которые увеличивают запас плавучести, затем те, которые его не изменяют, и в последнюю очередь мероприятия, связанные с расходом запаса плавучести. Но если обстановка требует создания условий для эффективного использования оружия и технических средств и частичная потеря запаса плавучести не опасна для корабля, то следует смело проводить те мероприятия, которые в кратчайшее время восстанавливают боеспособность корабля.