Контактный взрыв
Что такое контактный взрыв и какие зоны разрушений образуются при его воздействии на корабль?
Контактный взрыв - это взрыв при соприкосновении боевого заряда непосредственно с корпусом корабля. Проявляется в виде кратковременного удара по корпусу продуктов взрыва - газов, которые под большим давлением выбивают часть наружной обшивки корпуса. Разрушение происходит при нулевом прогибе. Выбитая часть корпуса разбивается на мелкие части. Соседние участки получают разрывы и трещины, а в более дальней зоне образуются гофры, вмятины и трещины.
Изучение боевых повреждений кораблей показало, что при контактных взрывах образуются три зоны разрушений корпуса (рис.2.4).
Первая зона - район взрыва. Здесь давлением газов полностью разрушаются корпус и оборудование. В пробоину устремляются газы и обломки, которые, обладая большой кинетической энергией, расширяют район разрушения. Раскаленные газы и осколки могут вызвать пожары. При подводном взрыве зона мгновенно затапливается и очаги пожара заливаются водой.
Восстановление корпуса и оборудования в этой зоне в море невозможно Задача борьбы за живучесть - локализация повреждений в пределах зоны
Вторая зона характеризуется частичными разрушениями: трещинами и осколочными пробоинами в палубах и переборках, деформацией дверей и люков, заклиниванием и сдвигом механизмов, повреждениями трубопроводов и электрокабелей. Из-за коротких замыканий, повреждений топок котлов и топливных систем возможны пожары. Отсеки затапливаются фильтрационной водой и, возможно, топливом и маслами из поврежденных цистерн и систем.
Личный состав в состоянии эффективно бороться с водой, пожарами и за живучесть оружия и технических средств.
Третья зона образуется на удалении от центра взрыва (вторичные повреждения).
Здесь в корпусе появляются гофры, трещины и разрывы, возможны частичные повреждения оружия и технических средств (от сотрясений) и затопление ряда отсеков фильтрационной водой. Вторичные повреждения - результат нарушения прочности корпуса в наиболее слабых местах из-за поперечных колебаний при распространении ударной волны вдоль корабля. В этой зоне надо также организовывать борьбу с последствиями вторичных повреждений.