Способ
определения начальной
остойчивости по периоду свободных колебаний
В чем сущность способа определения начальной остойчивости по периоду свободных колебаний?
Остойчивость корабля по данному способу определяется личным составом раз в два года при отсутствии волнения, ветре не более трех баллов, минимальном дифференте и крене не более 1 град. Грузы должны быть закреплены, цистерны запрессованы. Водоизмещение рассчитывается по грузовому размеру или по масштабу Бонжана.
Способ основан на использовании формулы
где В - ширина корабля по КВЛ;
τ - период свободных колебаний корабля, определяемый во время опыта раскачивания по инклинографу или с помощью визиров и секундомеров;
с - коэффициент, , принимаемый равным: 0,65 - для кораблей с бортовыми килями и 0,60 - для кораблей без бортовых килей.
Для определения τ корабль раскачивается специальной командой (масса - 0,1 % водоизмещения). Перебежка с борта на борт производится так, чтобы люди бежали в «гору».
При амплитуде качки 5 град. раскачивающая команда по сигналу «Стоп» становится в ДП.
По инклинограмме τ определяется как частное от деления удвоенной продолжительности рабочей записи в секундах на число полуволн в пределах рабочей части (рис.3.64). Начало рабочей части отмечается на ленте по команде «Стоп», конец - при достижении амплитуды колебаний половины первоначального ее значения.
Определение τ секундомерами производится тремя визирщиками. Перед опытом визиры наводят на неподвижные предметы на берегу. Секундомеры включаются после команды «Стоп» при совпадении креста визира с выбранным предметом, выключаются - в момент седьмого совпадения визиров с предметом, т. е. по истечении трех полных периодов
Период свободных колебаний корабля из одного опыта раскачивания определяется как среднеарифметическое из периодов, полученных каждым визирщиком.
Раскачивание повторяется не менее четырех раз. Период свободных колебаний корабля τ определяется как среднеарифметическое из периодов, полученных в трех опытах раскачивания.
Погрешность вычисления по формуле
Если из предыдущего кренования известны h0 и τ0, то h (м) можно определить по формуле
Погрешность этой формулы до.
Результаты определения начальной остойчивости записываются только в журнал осмотра корпуса.