Доска непотопляемости
Что такое доска непотопляемости?
Доска непотопляемости (ДН) является составной частью боевой документации и предназначается для графического обозначения повреждений корпуса, размеров и характера затопления отсеков, а также для подбора спрямляющих отсеков и отсеков, при затоплении которых восстанавливается остойчивость корабля (рис.3 65).
В верхней части ДН располагается таблица приращений остойчивости, а под ней - шкала, позволяющая по суммарной потере остойчивости определить значение потребного балласта .
Ниже даются схемы непроницаемых отсеков со следующими данными: наименование, шифр и объем (V) отсека, табличные изменения крена (θ) и дифферента (Δ) при затоплении данного отсека.
Для отсеков ниже расчетной ватерлинии значения θ и Δ приводятся для случая полного их затопления. Такие же данные указываются для отсеков, расположенных выше ватерлинии и рекомендованных к использованию для спрямления.
Для отсеков, пересекаемых расчетной ватерлинией, данные указываются дробью в числителе - для затопления по ватерлинию, в знаменателе - для полного затопления.
Большие отсеки, простирающиеся от второго дна до верхней палубы, имеют данные только для случая затопления их по расчетную ватерлинию (машинные отделения, погреба и т.п.).
За расчетную принимают ватерлинию, соответствующую нормальному водоизмещению.
Во всех балластных отсеках и в погребах, кроме того, приводятся учетные веса балласта ру.
Дополнительно на ДН предусматриваются:
• номограмма для определения водоизмещения, средней осадки Т, метацентрической высоты h и учетного веса располагаемого балласта;
• таблица для записи количества грузов и текущих параметров посадки и остойчивости корабля;
• таблица с указанием порядка расходования топлива;
• шкалы поправок и приращения метацентрической высоты при отрыве оконечности и т.п.
Для наглядности отсеки с жидкими грузами имеют различную окраску: топливные - коричневую; масляные - желтую; котельной воды - синюю; пресной воды - шаровую. Отсеки, которые рекомендуется использовать при спрямлении в первую очередь, окрашиваются или обводятся по контуру красным цветом.
Наличие в отсеках жидких грузов или забортной воды отмечается фишками либо красными лампочками. При отсутствии жидкости в отсеках загорается зеленая лампочка, что свидетельствует об исправности системы трюмно-электрической сигнализации.
При достаточном опыте руководитель борьбы за непотопляемость с помощью ДН может быстро оценивать состояние корабля, производить расчеты и принимать решения по восстановлению остойчивости и спрямлению корабля.