Основные
принципы и особенности
борьбы за непотопляемость корабля
Каковы основные принципы и особенности борьбы за непотопляемость?
Организационным принципом борьбы за непотопляемость является сочетание централизованного руководства из ПЭЖ действиями по восстановлению остойчивости и спрямлению поврежденного корабля с самостоятельными и решительными действиями личного состава по борьбе с водой в отсеках. Централизованное руководство борьбой с водой может касаться лишь порядка удаления воды из отсеков и использования водоотливных средств, выбора мест для рубежей обороны, маневрирования наличными силами и средствами и выполнения работ по восстановлению прочности.
Другой организационный принцип заключается в сосредоточении основных сил и средств на наиболее угрожаемых участках, где создаются рубежи обороны, при одновременном ведении борьбы с водой в остальных местах корабля.
Практические рекомендации для ведения борьбы за непотопляемость:
• следует осуществлять постоянный контроль остойчивости и запаса плавучести;
• положительная остойчивость кораблю должна обеспечиваться вплоть до полного израсходования запаса плавучести. В этом случае экипаж сможет вести непрерывную борьбу за непотопляемость, до конца использовать оружие, а при гибели корабля - спастись;
• при восстановлении остойчивости и спрямлении должны проводиться только мероприятия, которые можно приостановить;
• в случае дополнительного приема воды надо учитывать, что запас плавучести может быть израсходован быстро, а восстановлен в течение длительного времени;
• если крен непрерывно увеличивается, то необходимо срочно одержать корабль контрзатоплением отсеков (в первую очередь креновых);
• продольное спрямление производится только при угрозе входа в воду верхней палубы в оконечностях;
• восстановление остойчивости и спрямление корабля следует вести, используя документацию по непотопляемости.
Кроме того, надо учитывать:
• что полное восстановление прочности корпуса неосуществимо. Личный состав может лишь подкрепить ослабленные элементы, ограничить расширение повреждений и отчасти уменьшить воздействие на корпус дополнительных сил и изгибающих моментов;
• что гибель корабля можно предотвратить посадкой на ближайшую отмель. В военное время это допустимо лишь у своих берегов.