Создание первого отечественно
корабля, оснащённого палубными самолётами, началась с проектных работ Невского
ПКБ, развёрнутых в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров
СССР № 685-251 от 02.09.1968 года. Работы над проектом 1143 (шифр «Кречет»),
как был обозначен этот корабль, возглавил главный конструктор А.В. Маринич. Первоначально считалось, что будет иметь место
логическое продолжение линии противолодочных крейсеров-вертолётоносцев проекта
1123 (ПКР «Москва», ПКР «Ленинград).
Противолодочный
крейсер «Москва»
Однако всё резко изменилось, когда
в эскизных проработках по требованию ВМФ был обозначен авиационный комплекс с
самолётами Як-36М, а в состав вооружения по личному указанию Главнокомандующего
ВМФ включён ударный ракетный комплекс «Базальт». Получался совершенно иной
корабль. От ПКР проекта 1123 в нём оставались только часть названия (к ПКР
добавлялись слова «с авиационным вооружением») и ряд серийно освоенных образцов
оружия и вооружения.
Противолодочный
крейсер с авиационным вооружением «Киев»
16 октября 1968 года было
утверждено ТТЗ на ПКР с авиационным вооружением проекта 1143. Технический проект корабля был разработан Невским ПКБ в самые
короткие сроки. После его утверждения 30 апреля 1970 года началось
подготовка производства Черноморского судостроительного завода и развёртывание
строительства корабля в Николаеве.
21 июля 1970 года состоялась
закладка «Киева» на «нулевом» стапеле ЧСЗ.
В первой половине 1972 года был
открыт штат ПКР «Киев» и состоялось назначение первой небольшой группы офицеров
экипажа.
26 декабря 1972 года корабль был
спущен на воду. У достроечной стенки Большого ковша завода продолжалось
насыщение его оборудованием, образцами вооружения.
В течение 1973 года была
сформирована основная часть экипажа. В период достроечных работ личный состав
крейсера проходил обучение и стажировки в организациях промышленности и на
кораблях Черноморского флота. В марте 1975 года экипаж был заселён на корабль.
15 апреля 1975 года на корабле был
тожественно поднят Военно-морской флаг. 17-18 апреля «Киев» совершил переход из
Николаева в Севастополь. Начались заводские ходовые испытания, которые были
завершены в последние дни июля. С августа по октябрь в целом успешно прошли
государственные испытания.
К ноябрю крейсер вернулся на ЧСЗ
для устранения замечаний по испытаниям, ревизии и подготовки к переходу на
Северный флот.
28 декабря 1975 года по
результатам проведённых государственных испытаний противолодочный крейсер с
авиационным вооружением «Киев» был передан ВМФ. Приёмный акт по второму
(завершающему) этапу государственных испытаний был подписан 3 декабря 1976 года
в Североморске.
15 июня 1976 года крейсер «Киев»
был включён в состав Краснознамённого Северного флота. Через месяц (16 июля)
начался переход корабля к месту постоянного базирования, совмещённый с его
первой боевой службой.
В феврале 1977 года специальным
постановлением правительства ПКР «Киев» был принят на вооружение ВМФ СССР. 14
марта 1977 года приказом Главнокомандующего ВМФ корабль был переклассифицирован
в тяжёлый авианесущий крейсер (ТАКР). Он стал первым
представителем нового класса боевых кораблей отечественного флота.
В июне 1977 года ТАКР «Киев» был
введён в состав кораблей ВМФ первой линии. С марта 1977 по март 1978 года он
завоевал звания лучшего корабля ВМФ по ПВО, применению УРО и решению задач
противолодочного поиска. Крылья его обходного мостика украсили три (!) призовые
звезды. Таких результатов за первый год службы ни до, ни после «Киева» не
достигал ни один надводный корабль ВМФ.
Последовавшие далее боевые службы
выполнялись крейсером с неизменно высокими оценками. В мае 1980 года за успехи
в боевой и политической подготовке, а также в ознаменование 110-й годовщины со
дня рождения В.И. Ленина, корабль был награждён Ленинской юбилейной почётной
грамотой.
За время военно-морской службы
корабль принял участие в десятках учений Северного и Черноморского флотов, 5-й
Средиземноморской эскадры и ВМФ. Наиболее известны среди них учения «Север-77»,
«Разбег-79», «Атлантика-80», «Натяг» (
По результатам учений «Запад-81» в
ноябре 1981 года ТАКР «Киев» был награждён вымпелом Министра обороны СССР «За
мужество и воинскую доблесть, проявленные на учениях».
Родина высоко оценила вклад
крейсера в укрепление обороноспособности страны. В 1985 году ТАКР «Киев» за
успехи в боевой и политической подготовке и в связи с 40-летием Победы
советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов был награждён
орденом Красного Знамени.
В период с 1976 по 1987 год
крейсером выполнено 10 боевых служб в Атлантике и Средиземном море. С 1975 по
1989 год за 1232 ходовых дня им пройдено 240850
миль. С честью пронеся Военно-морской флаг по морям и океанам, корабль достойно
выдержал все выпавшие на его долю испытания. В 1987 году завершился очередной
цикл его боевой эксплуатации. Требовался не самый сложный ремонт
преимущественно машинно-котельного оборудования. Но только в декабре 1989 года
корабль был поставлен в судоремонт на мурманском СРЗ-35, выйти из которого ему
не было суждено.
21 декабря
В День ВМФ 26 июля 1992 года Краснознамённый
военно-морской флаг ТАВКР*
«Киев» был заменён на Андреевский.
30 июня 1993 года - крейсер приказом
Главнокомандующего ВМФ был исключён из состава ВМФ. Причина была
сформулирована почти откровенно: «…в связи с недостатком средств на
эксплуатацию и ремонт, значительной выработкой ресурса вооружения, механизмов и
оборудования».
28 августа 1994 года на ТАВКР
«Киев» в торжественной обстановке был спущен Андреевский флаг, экипаж
расформирован.
Так закончилась служба в ВМФ
тяжёлого авианесущего крейсера «Киев». Была она,
несомненно, славной, но для корабля такого класса совсем короткой – 18 лет и 8
месяцев, если считать, начиная со дня его приёма в состав ВМФ 28 декабря 1975
года и до дня спуска Военно-морского флага - 28 августа 1994 года. Ещё короче
выглядит жизненный путь крейсера, если отсчёт вести от 17 апреля 1975 года,
когда корабль начал своё первое плавание, и до дня последнего его выхода в море
- 7 августа 1989 года. Всего-то получается
14 лет и без десяти дней 4 месяца …
Возвращаясь к рубежу конца 60-х – начала
70-х годов, следует заметить, что новый ПКР со смещённой «по-авианосному»
к правому борту надстройкой и полётной палубой с консольным свесом (спонсоном) смотрелся не просто эффектно. Со многих ракурсов
он был просто красив. Глаз радовали корабельная стать, соразмерность пропорций,
выверенная чёткость силуэтных линий. Шарма добавляли нетрадиционные для ВМФ
украшения: носовое — якорь с красной звездой и раскинутыми в стороны бронзовыми
крыльями, похожими на эмблему ВВС, а также название корабля, составленное из
литых бронзовых литер. Оно помещалось в носовой части на обоих бортах, а также
повторялось в верхней части транца кормы, под Государственным гербом СССР.
«Крылатый якорь», в частности, весил 1,2 т и имел внушительные размеры — 9,6´2,6 м. Он был отлит из бронзы.
Поначалу же, при спуске корабля на воду, на его месте был установлен окрашенный
деревянный макет.
По сравнению с проектом 1123 это
был совершенно другой, значительно более крупный, доминирующий по всем
показателям корабль. Его ударная мощь не шла ни в какое сравнение с
предшественниками – ПКР «Москва» и «Ленинград» (сравнивать было просто не с
чем). Фактически в составе флота появился универсальный корабль. Он мог решать
противолодочные задачи, задачи уничтожения надводных и береговых (если потребуется)
объектов противника, а также быть кораблём управления соединения (объединения)
надводных кораблей, палубной и приданной авиации.
Авиационный комплекс «Киева»
включал самолёты вертикального взлёта-посадки Як-36М (после принятия на
вооружение ВМФ – Як-38) и корабельные вертолёты Ка-25 различного назначение:
противолодочные, разведки и целеуказания, спасатели
(с 1982 года – новые, более современные, вертолёты Ка-27 в тех же
модификациях). Первоначально по проекту корабль мог брать на борт до 22-х самолётов
и вертолётов в различных количественных сочетаниях. После снятия в 1977 году
ограничений по размещению летательных аппаратов в ангаре их число на борту
могло увеличиваться до 36 единиц.
На корабле были установлены
ракетные комплексы различного назначения, ствольная артиллерия, торпедные
аппараты и реактивные бомбомётные установки. Комплексы оружия (не считая
комплекса УРО «Базальт»), по сравнению с ПКР проекта 1123, численно были
увеличены вдвое. Ракетно-артиллерийское вооружение размещалось как в носовой
части, так и в задней части надстройки. Пусковые установки «Ураган-1143»
комплекса УРО размещались в задней половине носовой части корабля.
Пусковые установки ЗРК средней
дальности «Шторм» и 76-мм универсальные артустановки
АК-726 размещались по одной в нос и корму от надстройки. Два ЗРК самообороны «Оса-М» - ромбообразно, по левому и правому бортам в нос и
корму от надстройки. Артиллерийские 30-мм зенитные автоматы АК-630М
располагались по периметру корабля. Такое расположение оружия позволяло вести
круговой обстрел воздушных и надводных целей.
Торпедные аппараты по аналогии с
проектом 1123 размещались побортно в специальных
закрывающихся вырезах-амбразурах. Противолодочный ракетный комплекс «Вихрь» и
реактивные бомбомётные установки РБУ-6000 размещались на баке.
При сохранении многих образцов
оружия и вооружения по проекту 1123 новый ПКР получал целый ряд более
современных систем и комплексов. Их испытания и передача ВМФ осуществлялись на
«Киеве» с 1975 по 1977 год. Это были, в частности, комплекс УРО «Базальт», РЛС
освещения воздушной обстановки «Фрегат», комплексы связи «Тайфун-1», «Цунами-БМ», навигационный комплекс «Салгир-1143», система
привода и посадки летательных аппаратов «Привод-СВ»,
гидроакустический комплекс «Платина», станция радиотехнического поиска
«Кольцо», БИУС «Аллея-2» и др. В общей сложности – 24 (!) совершенно новых
образца.
ГЭУ крейсера проекта 1143
представляла собой «удвоенный» вариант ГЭУ противолодочного крейсера «Москва».
На «Киеве» она разделялась на два эшелона (носовая и кормовая машины) и
включала в себя 8 паровых котлов и 4 ГТЗА*. В качестве движителей
использовались 4х-лопастные бронзовые винты. В состав корабельной
электростанции входили 6 турбогенераторов и 4 дизель-генератора
общей мощностью 15 000 кВт.
Создание корабля сопровождалось
решением целого ряда сложных технических проблем, как, например, формирование беспиллерсной конструкции огромного ангарного помещения,
покрытие полётной палубы специальным термостойким покрытием, защищающим её от
воздействия высокотемпературных (более 1000° С) газовых струй вертикально взлетающих самолётов.
Система набора корпуса корабля по
всей длине была продольной, в оконечностях – поперечной. Корпус и два
нижних яруса 9-ярусной надстройки изготавливались из стали марки АК-25 толщиной
до
Сплошное по длине двойное дно на
достаточно большом протяжении прикрывало район машинных и котельных
отделений. От района ЦКП и погребов боезапаса двойное дно переходило в двойной
борт, прикрывающий бортовые цистерны.
Боеспособность корабля должна была
сохраняться даже при воздушном взрыве 30-килотонного ядерного заряда на
удалении
Полётная палуба вместе со спонсоном общей площадью
Конкретизация данных и основные
ТТХ корабля представлены ниже.
ОБЩЕКОРАБЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Длина наибольшая, м
…………………………………………………………………………………….…… 273
Длина по кильватерной линии
(миделю), м ……………………………………………………. 234
Ширина наибольшая, м
………………………………………………………………………….…………….. 49
Ширина по кильватерной линии (миделю),
м ……………………………………….…………… 31
Водоизмещение, т:
Стандартное
…………………………………………………… …………………………….……..
30500
Наибольшее ……………………………………………………………………
…………………… 42000
Высота борта, м:
в носу
………………………………………………………………………………………………….…………. 25
на
миделе ……………………………………………………………………………………………….……… 22
Наибольшая габаритная высота, м
……………………………………………………………..……….. 62
Осадка средняя, м:
при
нормальном водоизмещении ………………………………………………………..………. 8
при
полном водоизмещении ………………………………………………………………..………. 9
максимальная
……………………………………………………………………….……………….…….. 11
Скорость хода, узлы:
Экономического
…………………………………………………………………………….……..……… 14
боевого
экономического …………………………………………………………………………….. 18
максимального
…………………………………………………………………………….……..……….. 30
Дальность
плавания (при скорости хода 18 уз.), миль ……………………….……….. 8000
Автономность (по запасам
провизии), суток …………………………………………….……….. 30
Экипаж, человек
……………………………………………………………………………………….………. 1433
в том
числе офицеров ………………………….……………..…………....................…….280
в том
числе мичманов …………………………………….…………………….……………..…….216
в том
числе матросов и старшин срочной службы ……………………………….. 937
Походный
штаб, человек
……………………………………..………….……….……………до 50
Авиагруппа,
человек
……………………………………………………………..……....... до 430
ОРУЖИЕ
Авиационное
Самолёты
Як-36М и вертолёты Ка-25 (по проекту) ………………………….…………..…. 22
Самолёты Як-38 и вертолёты Ка-25
или Ка-27 (фактически) ………………………… 36
Ракетное
Комплекс
УРО «Базальт» (П-500),………………………………………………………………..………….1
Система
управления оружием (СУО) «Аргон-1143» …….……………………………1
Система целеуказания «Корвет-1143» ………………… …………………………..………1
Пусковые
установки (ПУ) «Ураган-1143» …………………………………..……….. 4×2
Боекомплект
КР (в ПУ и погребах) ………..………………………………………………..8+8
Универсальный ЗРК «Шторм» ………………………..…………………………………………..…….…… 2
СУО ЗРК
«Гром» ………………………………………………………………………………..….………..2
ПУ
…..………………………………………………………………………………………………………….. 2×2
Боекомплект
ЗУР В-611 …………………………………………………………….………..…….. 96
ЗРК самообороны «Оса-М» …………………………………………………………..…………..….…………2
СУО ЗРК «Оса-МА»
………...………………………………………………………….…………………..………. 2
ПУ
…..………………………………………………………….……………..………………………….……. 2×2
Боекомплект ЗУР 9М33
……………………………………………..………………..….…………. 40
Артиллерийское
Артиллерийский комплекс
АК-726………………………………………………………………………. 2
76-мм артиллерийские установки АК-726
………………………………..….… … 2×2
СУО
МР-105 («Турель») …………..………………………………………….………….…………. 2
Боекомплект
(артснаряды)
……………………….…………………………..….… 3400
Артиллерийский
комплекс ближнего рубежа АК-630М ….…………………..…. …………8
30-мм артиллерийские автоматы
АК-630М ………………………………….……….…………8×6
СУО МР-123 («Вымпел»)
……………………………………………….…………………………..….……… 8
Боекомплект (артснаряды)
…………………………….…………………….……….…… 96000
Противолодочное
Противолодочный ракетный комплекс
«Вихрь» ………………………………………….. …..…1
СУО «Спрут-1143»
……………………………………………………………………………….…………………..1
ПУ
……………………………………………………………………….……..………………..……….………. 1×2
Боекомплект ПЛУР 82Р …………………………………………………….…………………..……….16
Торпедный комплекс
Торпедные
аппараты ПТА-53-1143 ……………………………………….……….…….. 2×5
Боекомплект
торпед СЭТ-65 …………………………………………………………….……….. 10
Система залпового огня
Реактивная бомбомётная установка
РБУ-6000 ………………………………………...……..…. 2
СУО (ПУС
«Буря) ……………………………………………….…..……………………..……..………. 1
Боекомплект
реактивных глубинных бомб РГБ-60 ………….……….…….……. 120
ВООРУЖЕНИЕ
Штурманское и
общекорабельное
Навигационный комплекс
«Салгир-1143»; радионавигационная аппаратура обеспечения обсервации; эхолоты
НЭЛ-6, НЭЛ-10; рулевая автоматика; система единого времени и др.
Радиосвязь
Автоматизированные комплексы
«Тайфун-1», «Цунами-БС» (более 50 наименований
аппаратуры, радиопередатчиков, радиоприёмников различных диапазонов от
длинноволнового до УКВ) обеспечивали связь с кораблями, авиацией, береговыми
объектами управления от ближней зоны тактического соединения до тысяч и тысяч
километров с берегом и удалёнными районами океанской зоны.
Радиотехническое
Контроль воздушной обстановки:
Трёхкоординатные помехозащищённые
РЛС «Восход», РЛС «Фрегат»; система обработки радиолокационной информации
«Байкал-1143».
РЛС ближней надводной обстановки:
РЛС «Вайгач»; РЛС «Волга»;
телевизионная система надводной обстановки МТ-45Н.
Средства освещение подводной обстановки:
ГАС «Орион»; ГАК «Платина»; аппаратура
обнаружения ПЛ по тепловому контрасту кильватерной струи МИ-110К; аппаратура
обнаружения ПЛ по кильватерному следу МИ-110Р;
аппаратура приёма информации от радио-гидроакустических
буёв МГС-407К.
Система государственного
опознавания –
«Кремний-2М».
Средства сбора, обработки, отображения информации и
обеспечения автоматизированного управления корабельными и внешними объектами:
БИУС «Аллея-2»;
автоматизированная система ближней навигации, привода и посадки на корабль
летательных аппаратов «Привод-СВ»; аппаратура
обеспечения наведения истребительной авиации «Лазурь»; аппаратура обеспечения
управления наведением вертолёта на цель «Дивергент»; морские приборы целеуказания МПЦ-301.
РЭП, радиоразведка,
радиоэлектронная защита
Станция радиотехнического поиска
«Кольцо»; станции активных помех в радиолокационном диапазоне «Гурзуф» и
«Ограда»; комплекс выстреливаемых помех ПК-2.
14 радиоприёмников различных
диапазонов, система постановки радиопомех и панорамные устройства
радиоразведки.
Аппаратура обеспечения совместной
работы корабельных РЭС - «Звёздочка».
Командиры корабля:
1. Капитан 1
ранга Соколов Юрий Георгиевич - 11.07.1973 ¸ 31.08.1978
2. Капитан 1
ранга Пыков Владимир Николаевич - 31.08.1978 ¸ 29.09.1981
3. Капитан 1
ранга Ясницкий Геннадий Павлович - 04.12.1981 (и.о. с
29.09.1981) ¸ 03.06.1986
4. Капитан 1
ранга Мелах Николай Андреевич - 03.06.1986 ¸ 26.09.1989
5. Капитан 1
ранга Глущенко Василий Николаевич - 19.10.1989 (и.о. с 26.09.1989) ¸ 30.12.1992
6. Капитан 2
ранга Звада Владимир Александрович - 30.12.1992 ¸ 17.08.1994
Старшие помощники командира:
1. Капитан 2 ранга Саможенов Вениамин Павлович - 17.10.1973 ¸ 31.10.1977
2. Капитан 3 ранга Шевнин Яков Зосимович -
31.10.1977 ¸ 18.12.1979
3. Капитан 2 ранга Ясницкий Геннадий Павлович - 18.12.1979 ¸ 04.12.1981
4. Капитан 2 ранга Лякин Виктор
Фёдорович - 04.12.1981 ¸
12.03.1984
5. Капитан 2 ранга Мелах Николай Андреевич - 12.03.1984 ¸ 03.06.1986
6. Капитан 2 ранга Глущенко
Василий Николаевич - 14.08.1986 ¸ 19.10.1989
7. Капитан 2 ранга Звада Владимир
Александрович - 19.10.1989 ¸
30.12.1992
8. Капитан 2 ранга Бобраков Николай Александрович - 12.01.1993 ¸ 28.08.1994
Заместители командира по политической части:
1. Капитан 2 ранга
Бородавкин Дмитрий Васильевич - 12.11.1973 ¸ 26.07.1978
2. Капитан 2 ранга
Пенкин Александр Александрович - 26.07.1978 ¸ 11.11.1981
3. Капитан 2 ранга
Яковлев Геннадий Алексеевич - 11.11.1981 ¸ 31.10.1985
4. Капитан 2 ранга Плотников Олег
Георгиевич - 31.10.1985 ¸ 23.05.1988
5. Капитан 2 ранга
Чернов Владимир Юрьевич - 23.05.1988 ¸ 28.08.1994
Заместители командира по авиации:
1. Полковник
Алексеев Николай Васильевич – сентябрь 1978 ¸ август 1980
2. Полковник Крайнов Адольф Анатольевич
- август 1980 ¸ декабрь1986
3. Полковник Болодурин Александр Иванович - декабрь1986 ¸ февраль 1991
Примечания:
1. Воинские звания офицеров
приведены по времени завершения ими службы на ТАКР «Киев».
2. «и.о.» – исполнял обязанности
до официального назначения.
По годам:
Год |
Ходовые дни |
Пройденные мили |
Самолётовылетов |
Вертолётовылетов |
1975 |
111 |
13988 |
37 |
59 |
1976 |
113 |
15970 |
135 |
582 |
1977 |
66 |
9750 |
247 |
633 |
1978 |
102 |
28297 |
327 |
683 |
1979 |
102 |
22297 |
355 |
1028 |
1980 |
78 |
21069 |
386 |
948 |
1981 |
122 |
25843 |
715 |
1368 |
1982 |
81 |
20569 |
508 |
788 |
1983 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1984 |
42 |
12958 |
Нет данных |
Нет данных |
1985 |
121 |
17207 |
486 |
1018 |
1986 |
121 |
16762 |
277 |
221 |
1987 |
133 |
23742 |
757 |
1569 |
1988 |
39 |
12202 |
25 |
245 |
1989 |
1 |
196 |
3 |
12 |
Всего: |
1232 |
240850 |
4258 |
9154 |
По боевым службам
(БС):
БС |
Период |
Ходовые дни |
Пройденные мили |
Самолётовылетов |
Вертолётовылетов |
БС-1 |
16.07.1976 - 10.08.1976 |
26 |
6318 |
45 |
157 |
БС-2 |
20.12.1977 - 12.04.1978 |
57 |
18524 |
229 |
546 |
БС-3 |
15.12.78 - 27.03.1979 |
71 |
17323 |
269 |
837 |
БС-4 |
20.12.1979 - 28.04.1980 |
54 |
16693 |
274 |
751 |
БС-5 |
06.01.1981 - 18.03.1981 |
59 |
12605 |
576 |
892 |
БС-6 |
15.07.1981 - 18.09.1981 |
46 |
10310 |
107 |
364 |
БС-7 |
27.07.1982 - 30.09.1982 |
49 |
11310 |
423 |
534 |
БС-8 |
20.03.1985 - 04.06.1985 |
50 |
10273 |
273 |
748 |
БС-9 |
31.12.1985 – 21.05.1986 |
61 |
17520 |
154 |
162 |
БС-10 |
05.01.1987 - 24.06.1987 |
107 |
19762 |
723 |
1542 |
Всего: |
580 |
140638 |
3073 |
6533 |
* - обозначение тяжёлых авианесущих крейсеров в российском ВМФ, введённое в 1992 году
* - главный турбозубчатый агрегат