Морской интернет-клуб "Кубрик"

 

 

эмбл

 

 

ТАКР «КИЕВ»: СПРАВОЧНЫЙ РАКУРС

 

 

 

 


Памятные события и даты

Создание первого отечественно корабля, оснащённого палубными самолётами, началась с проектных работ Невского ПКБ, развёрнутых в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 685-251 от 02.09.1968 года. Работы над проектом 1143 (шифр «Кречет»), как был обозначен этот корабль, возглавил главный конструктор А.В. Маринич. Первоначально считалось, что будет иметь место логическое продолжение линии противолодочных крейсеров-вертолётоносцев проекта 1123 (ПКР «Москва», ПКР «Ленинград).

F6XOb

Противолодочный крейсер «Москва»

Однако всё резко изменилось, когда в эскизных проработках по требованию ВМФ был обозначен авиационный комплекс с самолётами Як-36М, а в состав вооружения по личному указанию Главнокомандующего ВМФ включён ударный ракетный комплекс «Базальт». Получался совершенно иной корабль. От ПКР проекта 1123 в нём оставались только часть названия (к ПКР добавлялись слова «с авиационным вооружением») и ряд серийно освоенных образцов оружия и вооружения.

1143

 

 

Противолодочный крейсер с авиационным вооружением «Киев»

16 октября 1968 года было утверждено ТТЗ на ПКР с авиационным вооружением проекта 1143. Технический проект корабля был разработан Невским ПКБ в самые короткие сроки. После его утверждения 30 апреля 1970 года началось подготовка производства Черноморского судостроительного завода и развёртывание строительства корабля в Николаеве.

21 июля 1970 года состоялась закладка «Киева» на «нулевом» стапеле ЧСЗ.

В первой половине 1972 года был открыт штат ПКР «Киев» и состоялось назначение первой небольшой группы офицеров экипажа.

26 декабря 1972 года корабль был спущен на воду. У достроечной стенки Большого ковша завода продолжалось насыщение его оборудованием, образцами вооружения.

В течение 1973 года была сформирована основная часть экипажа. В период достроечных работ личный состав крейсера проходил обучение и стажировки в организациях промышленности и на кораблях Черноморского флота. В марте 1975 года экипаж был заселён на корабль.

15 апреля 1975 года на корабле был тожественно поднят Военно-морской флаг. 17-18 апреля «Киев» совершил переход из Николаева в Севастополь. Начались заводские ходовые испытания, которые были завершены в последние дни июля. С августа по октябрь в целом успешно прошли государственные испытания.

К ноябрю крейсер вернулся на ЧСЗ для устранения замечаний по испытаниям, ревизии и подготовки к переходу на Северный флот.

28 декабря 1975 года по результатам проведённых государственных испытаний противолодочный крейсер с авиационным вооружением «Киев» был передан ВМФ. Приёмный акт по второму (завершающему) этапу государственных испытаний был подписан 3 декабря 1976 года в Североморске.

15 июня 1976 года крейсер «Киев» был включён в состав Краснознамённого Северного флота. Через месяц (16 июля) начался переход корабля к месту постоянного базирования, совмещённый с его первой боевой службой.

В феврале 1977 года специальным постановлением правительства ПКР «Киев» был принят на вооружение ВМФ СССР. 14 марта 1977 года приказом Главнокомандующего ВМФ корабль был переклассифицирован в тяжёлый авианесущий крейсер (ТАКР). Он стал первым представителем нового класса боевых кораблей отечественного флота.

В июне 1977 года ТАКР «Киев» был введён в состав кораблей ВМФ первой линии. С марта 1977 по март 1978 года он завоевал звания лучшего корабля ВМФ по ПВО, применению УРО и решению задач противолодочного поиска. Крылья его обходного мостика украсили три (!) призовые звезды. Таких результатов за первый год службы ни до, ни после «Киева» не достигал ни один надводный корабль ВМФ.

Последовавшие далее боевые службы выполнялись крейсером с неизменно высокими оценками. В мае 1980 года за успехи в боевой и политической подготовке, а также в ознаменование 110-й годовщины со дня рождения В.И. Ленина, корабль был награждён Ленинской юбилейной почётной гра­мотой.

За время военно-морской службы корабль принял участие в десятках учений Северного и Черноморского флотов, 5-й Средиземноморской эскадры и ВМФ. Наиболее известны среди них учения «Север-77», «Разбег-79», «Атлантика-80», «Натяг» (1982 г.), «Атлантика-85». Своеобразным апофеозом учебно-боевой деятельности крейсера стало его участие в масштабных учениях войск и флотов Организации Варшавского договора «Запад-81» (1981 г.) и «Щит-82» (1982 г.)

По результатам учений «Запад-81» в ноябре 1981 года ТАКР «Киев» был награждён вымпелом Министра обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть, проявленные на учениях».

Родина высоко оценила вклад крейсера в укрепление обороноспособности страны. В 1985 году ТАКР «Киев» за успехи в боевой и политической подготовке и в связи с 40-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов был награждён орденом Красного Знамени.

В период с 1976 по 1987 год крейсером выполнено 10 боевых служб в Атлантике и Средиземном море. С 1975 по 1989 год за 1232 ходовых дня им пройдено 240850 миль. С честью пронеся Военно-морской флаг по морям и океанам, корабль достойно выдержал все выпавшие на его долю испытания. В 1987 году завершился очередной цикл его боевой эксплуатации. Требовался не самый сложный ремонт преимущественно машинно-котельного оборудования. Но только в декабре 1989 года корабль был поставлен в судоремонт на мурманском СРЗ-35, выйти из которого ему не было суждено.

21 декабря 1989 г. ТАКР «Киев» был выведен в резерв 1-й категории. Меньше чем через два года - 7 августа 1991 года - последовал перевод корабля в резерв 2-й категории, совмещённый с выводом из состава сил постоянной готовности.

В День ВМФ 26 июля 1992 года Краснознамённый военно-морской флаг ТАВКР* «Киев» был заменён на Андреевский.

30 июня 1993 года - крейсер приказом Главнокомандующего ВМФ был исключён из со­става ВМФ. Причина была сформулирована почти откровенно: «…в связи с недостатком средств на эксплуатацию и ремонт, значительной выработкой ресурса вооружения, механизмов и оборудования».

28 августа 1994 года на ТАВКР «Киев» в торжественной обстановке был спущен Андреевский флаг, экипаж расформирован.

Так закончилась служба в ВМФ тяжёлого авианесущего крейсера «Киев». Была она, несомненно, славной, но для корабля такого класса совсем короткой – 18 лет и 8 месяцев, если считать, начиная со дня его приёма в состав ВМФ 28 декабря 1975 года и до дня спуска Военно-морского флага - 28 августа 1994 года. Ещё короче выглядит жизненный путь крейсера, если отсчёт вести от 17 апреля 1975 года, когда корабль начал своё первое плавание, и до дня последнего его выхода в море - 7 августа 1989 года. Всего-то получается 14 лет и без десяти дней 4 месяца …


Особенности и основные ТТХ

Возвращаясь к рубежу конца 60-х – начала 70-х годов, следует заметить, что новый ПКР со смещённой «по-авианосному» к правому борту надстройкой и полётной палубой с консольным свесом (спонсоном) смотрелся не просто эффектно. Со многих ракурсов он был просто красив. Глаз радовали корабельная стать, соразмерность пропорций, выверенная чёткость силуэтных линий. Шарма добавляли нетрадиционные для ВМФ украшения: носовое — якорь с красной звездой и раскинутыми в стороны бронзовыми крыльями, похожими на эмблему ВВС, а также название корабля, составленное из литых бронзовых литер. Оно помещалось в носовой части на обоих бортах, а также повторялось в верхней части транца кормы, под Государственным гербом СССР. «Крылатый якорь», в частности, весил 1,2 т и имел внушительные размеры — 9,6´2,6 м. Он был отлит из бронзы. Поначалу же, при спуске корабля на воду, на его месте был установлен окрашенный деревянный макет.

По сравнению с проектом 1123 это был совершенно другой, значительно более крупный, доминирующий по всем показателям корабль. Его ударная мощь не шла ни в какое сравнение с предшественниками – ПКР «Москва» и «Ленинград» (сравнивать было просто не с чем). Фактически в составе флота появился универсальный корабль. Он мог решать противолодочные задачи, задачи уничтожения надводных и береговых (если потребуется) объектов противника, а также быть кораблём управления соединения (объединения) надводных кораблей, палубной и приданной авиации.

Авиационный комплекс «Киева» включал самолёты вертикального взлёта-посадки Як-36М (после принятия на вооружение ВМФ – Як-38) и корабельные вертолёты Ка-25 различного назначение: противолодочные, разведки и целеуказания, спасатели (с 1982 года – новые, более современные, вертолёты Ка-27 в тех же модификациях). Первоначально по проекту корабль мог брать на борт до 22-х самолётов и вертолётов в различных количественных сочетаниях. После снятия в 1977 году ограничений по размещению летательных аппаратов в ангаре их число на борту могло увеличиваться до 36 единиц.

На корабле были установлены ракетные комплексы различного назначения, ствольная артиллерия, торпедные аппараты и реактивные бомбомётные установки. Комплексы оружия (не считая комплекса УРО «Базальт»), по сравнению с ПКР проекта 1123, численно были увеличены вдвое. Ракетно-артиллерийское вооружение размещалось как в носовой части, так и в задней части надстройки. Пусковые установки «Ураган-1143» комплекса УРО размещались в задней половине носовой части корабля.

Пусковые установки ЗРК средней дальности «Шторм» и 76-мм универсальные артустановки АК-726 размещались по одной в нос и корму от надстройки. Два ЗРК самообороны «Оса-М» - ромбообразно, по левому и правому бортам в нос и корму от надстройки. Артиллерийские 30-мм зенитные автоматы АК-630М располагались по периметру корабля. Такое расположение оружия позволяло вести круговой обстрел воздушных и надводных целей.

Торпедные аппараты по аналогии с проектом 1123 размещались побортно в специальных закрывающихся вырезах-амбразурах. Противолодочный ракетный комплекс «Вихрь» и реактивные бомбомётные установки РБУ-6000 размещались на баке.

При сохранении многих образцов оружия и вооружения по проекту 1123 новый ПКР получал целый ряд более современных систем и комплексов. Их испытания и передача ВМФ осуществлялись на «Киеве» с 1975 по 1977 год. Это были, в частности, комплекс УРО «Базальт», РЛС освещения воздушной обстановки «Фрегат», комплексы связи «Тайфун-1», «Цунами-БМ», навигационный комплекс «Салгир-1143», система привода и посадки летательных аппаратов «Привод-СВ», гидроакустический комплекс «Платина», станция радиотехнического поиска «Кольцо», БИУС «Аллея-2» и др. В общей сложности – 24 (!) совершенно новых образца.

ГЭУ крейсера проекта 1143 представляла собой «удвоенный» вариант ГЭУ противолодочного крейсера «Москва». На «Киеве» она разделялась на два эшелона (носовая и кормовая машины) и включала в себя 8 паровых котлов и 4 ГТЗА*. В качестве движителей использовались 4х-лопастные бронзовые винты. В состав корабельной электростанции входили 6 турбогенераторов и 4 дизель-генератора общей мощностью 15 000 кВт.

Создание корабля сопровождалось решением целого ряда сложных технических проблем, как, например, формирование беспиллерсной конструкции огромного ангарного помещения, покрытие полётной палубы специальным термостойким покрытием, защищающим её от воздействия высокотемпературных (более 1000° С) газовых струй вертикально взлетающих самолётов.

Система набора корпуса корабля по всей длине была продольной, в оконечностях – поперечной.  Корпус и два нижних яруса 9-ярусной надстройки изготавливались из стали марки АК-25 толщиной до 30 мм и марки АК-27 свыше 35 мм.  Надстройка, начиная с 3-го яруса и выше, выполнялась из сплава АМГ. Корпус крейсера имел 18 главных поперечных и две продольные водонепроницаемые переборки. В его средней части находилось (сверху вниз) шесть палуб и две платформы.  Надстройка (снизу вверх) поднималась девятью ярусами. Непосредственно под ангаром располагались машинные отделения.  Они так же, как погреба авиабоезапаса и погреба запасных ракет главного ударного комплекса, оснащались подводной конструктивной защитой.

Сплошное по длине двойное дно на достаточно большом протяжении прикрывало  район машинных и котельных отделений. От района ЦКП и погребов боезапаса двойное дно переходило в двойной борт, прикрывающий бортовые цистерны.

Боеспособность корабля должна была сохраняться даже при воздушном взрыве 30-килотонного ядерного заряда на удалении 2000 м.  Непотопляемость обеспечивалась при затоплении любых четырёх смежных отсеков (без учета ангара, где границей непотопляемости являлась 5-я палуба, и указанный показатель составлял три смежных отсека).  Мореходные качества корабля позволяли безопасно плавать при любом состоянии моря. Использование оружия обеспечивалось при волнении моря до 6 баллов включительно.

Полётная палуба вместе со спонсоном общей площадью 6200 м2 совмещала взлётный участок с посадочной полосой.  На ней располагались 7 взлётно-посадочных позиций для СВВП и вертолётов.  На правом борту в кормовой части было расположено 10 технических позиций для обслуживания лётной техники. Самолёты и вертолёты размещалась в ангаре (130×22,5×6,6 м) и на полётной палубе. Их подъём и спуск осуществлялся двумя подъёмниками,  один из которых находился по левому борту надстройки, другой - за её кормовой частью. Перемещение летательных аппаратов по верхней палубе осуществлялось специальными тягачами, по ангару – с использованием системы продольно-поперечной буксировки.  Ангар оборудовался системами вентиляции с автоматическим выключением при пожаре, контроля концентрации паров авиакеросина, водораспыления, воздушно-пенного пожаротушения и сигнализации.  При необходимости пять опускаемых противопожарных асбестовых штор могли разделять общее пространство ангара на шесть изолированных зон.

Конкретизация данных и основные ТТХ корабля представлены ниже.

 

ОБЩЕКОРАБЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Длина наибольшая, м …………………………………………………………………………………….…… 273

Длина по кильватерной линии (миделю), м ……………………………………………………. 234

Ширина наибольшая, м ………………………………………………………………………….…………….. 49

Ширина по кильватерной линии (миделю), м ……………………………………….…………… 31

Водоизмещение, т:

Стандартное ……………………………………………………  …………………………….…….. 30500

Наибольшее ……………………………………………………………………  …………………… 42000

Высота борта, м:

в носу ………………………………………………………………………………………………….…………. 25

на миделе ……………………………………………………………………………………………….……… 22

Наибольшая габаритная высота, м ……………………………………………………………..……….. 62

Осадка средняя, м:

при нормальном водоизмещении ………………………………………………………..………. 8

при полном водоизмещении ………………………………………………………………..………. 9

максимальная ……………………………………………………………………….……………….…….. 11

Скорость хода, узлы:

Экономического …………………………………………………………………………….……..……… 14

боевого экономического …………………………………………………………………………….. 18

максимального …………………………………………………………………………….……..……….. 30

Дальность плавания (при скорости хода 18 уз.), миль ……………………….……….. 8000

Автономность (по запасам провизии), суток …………………………………………….……….. 30

Экипаж, человек ……………………………………………………………………………………….………. 1433

в том числе офицеров ………………………….……………..…………....................…….280

в том числе мичманов …………………………………….…………………….……………..…….216

в том числе матросов и старшин срочной службы ……………………………….. 937

Походный штаб, человек  ……………………………………..………….……….……………до 50

Авиагруппа, человек   ……………………………………………………………..……....... до 430

ОРУЖИЕ

Авиационное

Самолёты Як-36М и вертолёты Ка-25 (по проекту) ………………………….…………..…. 22

Самолёты Як-38 и вертолёты Ка-25 или Ка-27 (фактически) ………………………… 36

Ракетное

Комплекс УРО «Базальт» (П-500),………………………………………………………………..………….1

Система управления оружием (СУО) «Аргон-1143» …….……………………………1

Система целеуказания «Корвет-1143» …………………  …………………………..………1

Пусковые установки (ПУ) «Ураган-1143» …………………………………..……….. 4×2

Боекомплект КР (в ПУ и погребах) ………..………………………………………………..8+8

Универсальный ЗРК «Шторм» ………………………..…………………………………………..…….…… 2

СУО ЗРК «Гром» ………………………………………………………………………………..….………..2

ПУ …..………………………………………………………………………………………………………….. 2×2

Боекомплект ЗУР В-611 …………………………………………………………….………..…….. 96

ЗРК самообороны «Оса-М» …………………………………………………………..…………..….…………2

СУО ЗРК «Оса-МА» ………...………………………………………………………….…………………..………. 2

ПУ …..………………………………………………………….……………..………………………….……. 2×2

Боекомплект ЗУР 9М33 ……………………………………………..………………..….…………. 40

Артиллерийское

Артиллерийский комплекс АК-726……………………………………………………………………….  2

76-мм артиллерийские установки АК-726 ………………………………..….…  … 2×2

СУО МР-105 («Турель») …………..………………………………………….………….…………. 2

Боекомплект (артснаряды)         ……………………….…………………………..….… 3400

Артиллерийский комплекс ближнего рубежа АК-630М ….…………………..…. …………8

30-мм артиллерийские автоматы АК-630М ………………………………….……….…………8×6

СУО МР-123 («Вымпел») ……………………………………………….…………………………..….……… 8

Боекомплект (артснаряды) …………………………….…………………….……….…… 96000

Противолодочное

Противолодочный ракетный комплекс «Вихрь» ………………………………………….. …..…1

СУО «Спрут-1143» ……………………………………………………………………………….…………………..1

ПУ        ……………………………………………………………………….……..………………..……….………. 1×2

Боекомплект ПЛУР 82Р         …………………………………………………….…………………..……….16

Торпедный комплекс

Торпедные аппараты ПТА-53-1143 ……………………………………….……….…….. 2×5

Боекомплект торпед СЭТ-65 …………………………………………………………….……….. 10

Система залпового огня

Реактивная бомбомётная установка РБУ-6000 ………………………………………...……..…. 2

СУО (ПУС «Буря) ……………………………………………….…..……………………..……..………. 1

Боекомплект реактивных глубинных бомб РГБ-60 ………….……….…….……. 120

 

ВООРУЖЕНИЕ

 

Штурманское и общекорабельное

Навигационный комплекс «Салгир-1143»; радионавигационная аппаратура обеспечения обсервации; эхолоты НЭЛ-6, НЭЛ-10; рулевая автоматика; система единого времени и др.

Радиосвязь

Автоматизированные комплексы «Тайфун-1», «Цунами-БС» (более 50 наименований аппаратуры, радиопередатчиков, радиоприёмников различных диапазонов от длинноволнового до УКВ) обеспечивали связь с кораблями, авиацией, береговыми объектами управления от ближней зоны тактического соединения до тысяч и тысяч километров с берегом и удалёнными районами океанской зоны.

Радиотехническое

Контроль воздушной обстановки:

Трёхкоординатные помехозащищённые РЛС «Восход», РЛС «Фрегат»; система обработки радиолокационной информации «Байкал-1143».

РЛС ближней надводной обстановки:

РЛС «Вайгач»; РЛС «Волга»; телевизионная система надводной обстановки МТ-45Н.

Средства освещение подводной обстановки:

 ГАС «Орион»; ГАК «Платина»; аппаратура обнаружения ПЛ по тепловому контрасту кильватерной струи МИ-110К; аппаратура обнаружения ПЛ по кильватерному следу МИ-110Р;  аппаратура приёма информации от радио-гидроакустических буёв МГС-407К.

 

Система государственного опознавания – «Кремний-2М».

Средства сбора, обработки, отображения информации и обеспечения автоматизированного управления корабельными и внешними объектами:

  БИУС «Аллея-2»; автоматизированная система ближней навигации, привода и посадки на корабль летательных аппаратов «Привод-СВ»; аппаратура обеспечения наведения истребительной авиации «Лазурь»; аппаратура обеспечения управления наведением вертолёта на цель «Дивергент»; морские приборы целеуказания МПЦ-301.

РЭП, радиоразведка, радиоэлектронная защита

Станция радиотехнического поиска «Кольцо»; станции активных помех в радиолокационном диапазоне «Гурзуф» и «Ограда»; комплекс выстреливаемых помех ПК-2.

14 радиоприёмников различных диапазонов, система постановки радиопомех и панорамные устройства радиоразведки.

Аппаратура обеспечения совместной работы корабельных РЭС - «Звёздочка».


 

 

 

 

 

Первые лица крейсера

 

Командиры корабля:

1. Капитан 1 ранга Соколов Юрий Георгиевич - 11.07.1973 ¸ 31.08.1978

2. Капитан 1 ранга Пыков Владимир Николаевич - 31.08.1978 ¸ 29.09.1981

3. Капитан 1 ранга Ясницкий Геннадий Павлович - 04.12.1981 (и.о. с 29.09.1981) ¸ 03.06.1986

4. Капитан 1 ранга Мелах Николай Андреевич - 03.06.1986 ¸ 26.09.1989

5. Капитан 1 ранга Глущенко Василий Николаевич - 19.10.1989 (и.о. с 26.09.1989) ¸ 30.12.1992

6. Капитан 2 ранга Звада Владимир Александрович - 30.12.1992 ¸ 17.08.1994

Старшие помощники командира:

1. Капитан 2 ранга Саможенов Вениамин Павлович - 17.10.1973 ¸ 31.10.1977

2. Капитан 3 ранга Шевнин Яков Зосимович - 31.10.1977 ¸ 18.12.1979

3. Капитан 2 ранга Ясницкий Геннадий Павлович - 18.12.1979 ¸ 04.12.1981

4. Капитан 2 ранга Лякин Виктор Фёдорович - 04.12.1981 ¸ 12.03.1984

5. Капитан 2 ранга Мелах Николай Андреевич - 12.03.1984 ¸ 03.06.1986

6. Капитан 2 ранга Глущенко Василий Николаевич - 14.08.1986 ¸ 19.10.1989

7. Капитан 2 ранга Звада Владимир Александрович  - 19.10.1989 ¸ 30.12.1992

8. Капитан 2 ранга Бобраков Николай Александрович - 12.01.1993 ¸ 28.08.1994

Заместители командира по политической части:

1. Капитан 2 ранга Бородавкин Дмитрий Васильевич - 12.11.1973 ¸ 26.07.1978

2. Капитан 2 ранга Пенкин Александр Александрович - 26.07.1978 ¸ 11.11.1981

3. Капитан 2 ранга Яковлев Геннадий Алексеевич - 11.11.1981 ¸ 31.10.1985

4. Капитан 2 ранга Плотников Олег Георгиевич - 31.10.1985 ¸ 23.05.1988

5. Капитан 2 ранга Чернов Владимир Юрьевич - 23.05.1988 ¸ 28.08.1994

Заместители командира по авиации:

1. Полковник Алексеев Николай Васильевич – сентябрь 1978 ¸ август 1980

2. Полковник Крайнов Адольф Анатольевич  - август 1980 ¸ декабрь1986

3. Полковник Болодурин Александр Иванович - декабрь1986 ¸ февраль 1991

 

 

 

Примечания:

1. Воинские звания офицеров приведены по времени завершения ими службы на ТАКР «Киев».

2. «и.о.» – исполнял обязанности до официального назначения.


 
 
Ходовые и лётные показатели ТАКР «Киев»

По годам:

Год

Ходовые дни

Пройденные мили

Самолётовылетов

Вертолётовылетов

1975

111

13988

37

59

1976

113

15970

135

582

1977

66

9750

247

633

1978

102

28297

327

683

1979

102

22297

355

1028

1980

78

21069

386

948

1981

122

25843

715

1368

1982

81

20569

508

788

1983

0

0

0

0

1984

42

12958

Нет данных

Нет данных

1985

121

17207

486

1018

1986

121

16762

277

221

1987

133

23742

757

1569

1988

39

12202

25

245

1989

1

196

3

12

Всего:

1232

240850

4258

9154

 

По боевым службам (БС):

БС

Период

Ходовые дни

Пройденные мили

Самолётовылетов

Вертолётовылетов

БС-1

16.07.1976 - 10.08.1976

26

6318

45

157

БС-2

20.12.1977 - 12.04.1978

57

18524

229

546

БС-3

15.12.78 - 27.03.1979

71

17323

269

837

БС-4

20.12.1979 - 28.04.1980

54

16693

274

751

БС-5

06.01.1981 - 18.03.1981

59

12605

576

892

БС-6

15.07.1981 - 18.09.1981

46

10310

107

364

БС-7

27.07.1982 - 30.09.1982

49

11310

423

534

БС-8

20.03.1985 - 04.06.1985

50

10273

273

748

БС-9

31.12.1985 – 21.05.1986

61

17520

154

162

БС-10

05.01.1987 - 24.06.1987

107

19762

723

1542

Всего:

580

140638

3073

6533

 

 

 

Вперёд

Назад

НАВИГАЦИЯ

 

 



*  - обозначение тяжёлых авианесущих крейсеров в российском ВМФ, введённое в 1992 году

*  - главный турбозубчатый агрегат










Рейтинг@Mail.ru