Морской интернет-клуб "Кубрик"

Раздел 3

Бастион оперативных эскадр

 

 

             

 

 

 

 

3.1 Кильдин восточный. Рейдовые сборы кораблей 7-й ОПЭСК. На якорях крейсеры «Мурманск» (слева) и «Киев». Не за горами очередная четвертая БС «Киева»

 

 

 

3.2 Прием молодого пополнения всегда для корабля важное событие. К землякам, вливающимся в экипаж, у послуживших моряков срочной службы отношение особое

 

 

 

 

3.3 Октябрь 1979 года. Завершается подготовка корабля к очередной БС. На фото - у микрофона начальник Главного штаба ВМФ адмирал флота Егоров приветствует экипаж. Слева направо от него: командир корабля капитан 1 ранга Пыков, командующий КСФ адмирал Чернавин, дежурный по кораблю капитан Лекомцев

 

 

 

 

 

3.4 В ожидании продовольственной баржи. Война войной, а обед – по расписанию! Слева направо: офицер по снабжению лейтенант Блягоз, старшина продовольственной команды мичман Бабкин, старший матрос Мухамадиев (боцманская команда) 

 

 

 

3.5 Не самая простая для вертолетчиков задача – передислокация на крейсер. Не в летном, конечно, смысле

 

 

 

 

3.6 Привет, крейсер!

 

 

 

 

3.7 До выхода на боевую считанные дни

 

 

 

 

3.8 Штормовая Атлантика, район южнее Лофотенских островов

 

 

 

 

3.9 Сигнальщики – с них начинается в плавании внешний мир корабля. На фото  - вахтенный сигнальщик старший матрос Варламов и старшина команды сигнальщиков мичман Кузьмин

 

 

 

 

3.10 Один из расчетов БИЦ: старшина 1 статьи Березкин и матрос Григорьев у планшета дальней обстановки

 

 

 

 

3.11 Новый год – он и у берегов Африки Новый год! На фото - группы ВЗОИ 1-го дивизиона БЧ-7 и им симпатизирующие

 

 

 

 

3.12 С утра 1-го января массовые мероприятия и массовое веселье. Даже командира эскадры накрыло этой волной. Снегурочка-то, видно, та еще была штучка!

 

 

 

 

3.13 Впрочем, снегурочек, как и дедов морозов со свитами ряженых, было несколько. Авиаторам больше импонировал такой вот типаж

 

 

 

 

3.14 А вот и утренний «подарочек» от НАТО – облет отряда кораблей патрульным «Орионом». Это не считая того, что корабль слежения 6-го флота США не прекращал маневрирования в пределах ордера советских кораблей

 

 

 

 

3.15 Понятное дело, праздник праздником, а вахта вахтой

 

 

 

 

3.16 Первая БС на «Киеве» была для нового старпома нелёгкой… На ЗКП крейсера: капитан 3 ранга Ясницкий, «большой зам» капитан 2 ранга Пенкин, начальник химической службы лейтенант Измалков 

 

 

 

 

 

3.17 Кто сказал, что главный на СКП руководитель полетов? Начальником здесь старшина 1 статьи Гетьман, ну а заместителем у него матрос Давыдов. По крайней мере, во время большой приборки

 

 

 

 

3.18 И снова в море – на полеты, противолодочный поиск, отработку ракетно-артиллерийских ударов и других задач по планам 5-й Средиземноморской эскадры

 

 

 

 

3.19 И такая задача отрабатывалась – спасение летчика после крушения летательного аппарата

 

 

 

 

3.20 В ситуациях на грани гибельных страх охватывает, когда все более или менее благополучно завершено. В первые мгновения после этого – только полная моральная опустошенность… В профиль на фото командир 279-го ОКШАП подполковник Едуш, справа от него руководитель полетов подполковник Миронов

 

 

 

 

3.21 Горизонталь Василия Глушко. Финал

 

 

 

 

3.22 Через 3 месяца, встречая «Киев» в Североморске, командующий КСФ адмирал Чернавин первым делом поздравит майора Глушко со вторым рождением и орденом Красной Звезды. На фото между Чернавиным и Глушко первый заместитель командующего КСФ вице-адмирал Кругляков

 

 

 

 

3.23 Пыковская  школа  подготовки  вахтенных  офицеров.  После зачёта.  Слева  направо:  Первый ряд - капитан 3 ранга Ясницкий, капитан 1 ранга Пыков, старшие лейтенанты Машуров, Бабич, капитан 3 ранга Никольский, лейтенант Сторчак, капитан 3 ранга Кравченко, капитан 2 ранга Пенкин. Второй ряд – старшие лейтенанты Лоскутов, Кравчук, Азаров, Прокофьев, лейтенант Белюгов, старшие лейтенанты Костин, Суздальцев, капитан 3 ранга Кононенко 

 

 

 

 

3.24 Перерыв БС с заходом в «иностранный» (в то время именно в кавычках, да еще и с сарказмом) порт Севастополь. Разумеется, такой заход на «отдых и межпоходовый ремонт» серьезно подрезал валютный бонус БС. Но поделать ничего было нельзя: летчикам предписывалось иметь такой перерыв. Формально для проведения цикла береговой подготовки и отдыха. Ну а офицеры и мичманы экипажа за время стоянки успели слетать в Североморск к семьям на побывку. В три очереди. На фото ТАКР «Киев» швартуется к Угольной пристани в главной базе КЧФ

 

 

 

 

3.25 Так вот и отдыхали, так вот и ремонтировались: через день на ремень. Ну и февраль в Крыму это не июнь или хотя бы апрель

 

 

 

 

 

3.26 Тем временем основное оружие ТАКР – штурмовик Як-38 – проходил опытовые испытания в Афганистане. Оценивались возможности самолета в наземных операциях. От 279-го ОКШАП в испытаниях принял участие полковник Алифанов. Как отмечалось в протокольных документах ВВС, в их результаты он внес наибольший вклад

 

 

 

 

3.27 И вот уже снова вокруг лазурь Средиземки, заскучавшие в отсутствие флагмана корабли охранения, успевшие посетить в визитами сирийский Тартус и югославскую Риеку, и «супостат», жмущийся к борту ТАКР. На фото ЭМ «Кэрон» ВМС США в опасной близости к «Киеву». В 1988 году он в компании с крейсером «Йорктаун» попытается войти в террводы СССР у берегов Крыма, но будет остановлен советскими кораблями

 

 

 

 

3.28 Вояж по ордеру кораблей в 52-й точке. Будут на «Киеве» новые старые кинофильмы. Баймурат Нормаматов гарантирует

 

 

 

 

3.29 Праздничный концерт 8 марта. На сцене «Веселые пожарники» из БЧ-5. От залива Хаммамет курс на Гибралтар

 

 

 

 

3.30 Нет, не о тренировке идет речь. Все было в реальности, в Кадисском заливе, у испанских территориальных вод…

 

 

 

 

3.31 Есть мелочи, которые вспоминаются всю оставшуюся жизнь. Одной из таких «мелочей» был зигзаг «киевского» отряда к острову Ян-Майен, что в Гренландском море, и виды спящего вулкана Бееренберг. До возвращения в Североморск оставались считанные дни

 

 

 

 

3.32 Это была последняя БС «Киева» с походным штабом адмирала Скворцова. Среди штабистов уже нет капитана 3 ранга Гульбинскаса. Его обязанности Ф-РЭБ на той БС исполнял комдив РЭП старший лейтенант Ефимов из экипажа ТАКР «Новороссийск»

 

 

 

 

3.33 По возвращении в Североморск ТАКР «Киев» за успехи в решении задач океанского плавания, отличные показатели в боевой и политической подготовке был награжден Ленинской юбилейной почетной грамотой ЦК КПСС. На фото командир корабля с ответным словом. Крайний слева ЧВС КСФ вице-адмирал Падорин. Крайний справа (в профиль) НачПО 7-й ОПЭСК контр-адмирал Мудрый

 

 

 

 

3.34 Потом, как обычно, быстро пролетели остаток весны, лето и осень. Ходили слухи, что следующий 1981 год будет необычайно напряженным. На фото – День ВМФ в главной базе Северного флота

 

 

 

 

3.35 Вскоре после новогодних праздников началась очередная пятая БС «Киева». Никаких особенных задач на нее не ставилось, а то, что было известно, выглядело довольно туманно…

 

 

 

 

3.36 Все обычное для БС закончилось к середине марта. Распоряжением ГК ВМФ крейсеру предписывалось следовать в Севастополь с последующей передислокацией в Николаев, на ЧСЗ, для экстренного выполнения оперативного ремонта

 

 

 

 

3.37 Проход Босфора – всегда событие. Особенно для новичков, которых на крейсере всегда набиралось немало. Особенно среди моряков срочной службы и авиаторов 

 

 

 

 

3.38 Николаев, ЧСЗ, оперативный ремонт ТАКР «Киев». Справа у достроечной стенки Большого ковша ТАКР «Баку»

 

 

 

 

3.39 Николаев. Севастополь. Обновленный корабль готов к продолжению БС. Во второй половине дня 15 июля корабль снимется с якоря и возьмет курс на Босфор. Впереди - Средиземное море и …Балтика

 

 

 

 

3.40 Ближе к Гибралтару стали отчетливее контуры предстоящих на Балтике задач. Отработка парадных и строевых расчетов экипажа среди них оказывалась отнюдь не на последнем месте

 

 

 

 

3.41 Между тем, повседневная боевая учеба шла своим чередом. Борьба за живучесть – альфа и омега корабельного бытия

 

 

 

 

3.42 Безопасность полетов – одна из ключевых задач ТАКР. На фото собрание партийно-комсомольского актива БЧ-7 по этому вопросу. Слева направо: старший лейтенант В.Васильев, капитан 3 ранга С.Козырев, старшина 1 статьи Э.Скобкин, лейтенант А.Тайманов, старший лейтенант В.Борисов

 

 

 

 

3.43 На подходах к Английским проливам. Парково-хозяйственный день наших авиаторов глазами «супостата»

 

 

 

 

3.44 Пока техника в регламенте, у летчиков тактико-специальная подготовка. На фото командир 279-го ОКШАП подполковник Едуш демонстрирует порядок выхода ведомого из строя в экстремальной ситуации

 

 

 

 

3.45 Постреляем?

 

 

 

 

3.46 Летная смена успешно завершена

 

 

 

 

3.47 До начала учений войск и флотов Организации Варшавского Договора почти месяц

 

 

 

 

3.48 Как театр начинается с вешалки, так и торжественный прием всегда начинается с оркестра. На фото военный дирижер лейтенант Карнацкий проводит очередную репетицию

 

 

 

 

3.49 А что уж говорить о подразделении почетного караула. Его тренировку и готовность проверял лично ГК ВМФ!

 

 

 

 

3.50 ЧТО это было

 

 

 

 

3.51 Встречаем Главкома ВМФ

 

 

 

 

3.52 Министра Обороны СССР встречает лично командир. Следом за маршалом Устиновым несколькими вертолетами на корабль доставят руководящий состав ОВД и высоких представителей ассоциированных с ней государств

 

 

 

 

3.53 Борт  ТАКР  «Киев»,  Балтийск,  сентябрь  1981  г.  Слева  направо:  полковник  Сапожников (штаб авиации КСФ), командир 279-го ОКШАП подполковник Едуш, главком ВВС Главный маршал  авиации  Кутахов,  заместитель  начальника  Генерального  штаба  по  ВМФ  адмирал Амелько,  командующий  авиацией  ВМФ  генерал-полковник  авиации  Мироненко,  заместитель командующего ВВС КСФ по корабельной авиации генерал-майор Логачёв, начальник связи 279-го ОКШАП майор Стороженко, командир вертолётной эскадрильи 830-го ОКПЛВП майор Чеберяченко, заместитель командира по авиации ТАКР «Киев» полковник Крайнов 

 

 

 

 

3.54 Доклад министру обороны на одном их боевых постов БЧ-6 

 

 

 

 

3.55 Вопрос – ответ. Слева направо: Министр обороны СССР Маршал Советского Союза Устинов,  Главнокомандующий  ВМФ  Адмирал  Флота  Советского  Союза  Горшков. Между ними – командующий ДКБФ вице-адмирал Капитанец 

 

 

 

 

3.56 КАК это было

 

 

 

 

3.57 Вымпел ТАКР «Киев» ЗА МУЖЕСТВО И ВОИНСКУЮ ДОБЛЕСТЬ, хранящийся в музее Северного флота

 

 

 

 

 

ДАЛЕЕ

 

НАЗАД

 

ПУТЕВОДИТЕЛЬ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 










Рейтинг@Mail.ru