фл.семафором слава флоту
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • мороружие
  • словарик
  • кают-компания



  •  

    Уходящее в вечность

    © Александр Беляев

     

     

        В июне 1941 года в городе Кирсанове, что на тамбовщине, началось формирование 9-й военно-авиационной школы летчиков первоначального обучения (ВАШПОЛ). Для нее был построен полевой аэродром, начались полёты самолётов У-2 – знаменитого биплана «кукурузник» и УТ-2 – учебно-тренировочного моноплана. Однако уже к концу месяца в ходе начавшейся войны над городом появлялись фашистские самолёты – разведчики, которые визуально высматривали всё, что делалось на станции, в городе, на аэродроме. Предпринимались меры защиты. На аэродроме были установлены зенитные установки. Однако в ходе развернувшейся по стране эвакуации в конце 1941 года ВАШПОЛ № 9 была отправлена на восток, в город Бугуруслан.

        Подобные ВАШПОЛ военизированные учебные заведения различного профиля (артиллеристы, танкисты, ВМФ и др.) создавались по решению Советского Правительства, начиная с 1937 года[2]. В послевоенные годы им на смену пришли Суворовские и Нахимовское училища. ВАШПОЛ просуществовали, по крайней мере, до 50-х годов. В военные и первые послевоенные годы авиационные, в частности, школы были трех- и одногодичными. ВАШПОЛ № 9, судя по доступным публикациям, была одногодичной. Здесь уже имевшие начальную летную подготовку курсанты доводили полученные ранее летные навыки и умения до уровня, обеспечивающего пилотирование в условиях реального воздушного боя.

        Бугурусланская ВАШПОЛ № 9 была одной из лучших. Однако и ей доставалось в бытовом отношении в военное и послевоенное лихолетье: «Питание учащихся было трехразовым, в школьной столовой. Однако возникли проблемы с продовольствием. Страна жила и воевала на продкарточных пайках. Снабжение тыла было отнюдь не фронтовое. Недоедали учащиеся, их преподаватели и командиры. Чтобы иметь хоть какую-то прибавку к пайку, спецшколы исхитрялись вести натуральное хозяйство, помогали колхозникам в уборке урожая, в других работах, трудились на заготовке дров для отопления занимаемых помещений». Этим, вероятно, обусловлено обращение городской администрации в областную инстанцию со спорными вопросами по имущественной и хозяйственно - бытовой деятельности ВАШПОЛ:

    Обращение городской администрации

        И это тоже понятно. К лету победного 1945 года в родной город в массово возвращались демобилизованные воины. Их нужно было обустроить, накормить, обеспечить работой. Все эти вопросы были, конечно, решены. Однако не в этом для города и страны в целом было главное.

        К началу 50-х от ВАШПОЛ № 9 в Бугуруслане осталась отлаженная инфраструктура летной подготовки, авиамастерские, специалисты летного и технического профиля. Это существенным, вероятно, образом повлияло на перевод в Бугуруслан из Кривого Рога будущего летного училища гражданской авиации в 1951 году!

     

     

    Здание авиашколы в Бугуруслане

    Бугуруслан. Здание по улице Ленинградской - 9, в котором

    размещался личный состав и руководство ВАШПОЛ № 9

     

     

    На полевом аэродроме

    Занятия по летной подготовке на полевом аэродроме. Постановка задачи

     

     

        И еще - оставшаяся на долгие годы благодарная память о городе и его людях выпускников школы - будущих Героев Советского Союза, Социалистического Труда, Заслуженных лётчиков-испытателей СССР, Заслуженных военных и гражданских летчиков и штурманов СССР и многих-многих других, взлетевших из ВАШПОЛ № 9 в небо страны.

        Выделим среди них полковника ХОМЯКОВА ВЛАДИЛЕНА ПАВЛОВИЧА, Героя Советского Союза, заслуженного летчика-испытателя СССР. На интернет-страничке А. Сидорова в Одноклассниках представлено его письмо от первой половины 2015 года в администрацию Бугуруслана. В нем есть такие строки:

    «…Ваш город по-настоящему славен не только нефтью, но и Российской авиацией. О Бугурусланском летном училище гражданской авиации, имени Героя Советского Союза П.Ф. Еромасова (БЛУГА), знают во всем мире. Однако, «история крыльев» страны связана, во многом, с защитниками неба в лихие сороковые. Еще в 1942 году, за старинной оградой бывшего Духовного училища Бугуруслана. по ул. Ленинградская 9, развернулась подготовка пилотов для обороны Отечества. Опытные кадры авиаторов из старшего поколения «чкаловцев» передавали, в интенсивном режиме, опыт летного дела молодым курсантам, стремившимся на фронт. В этот период подготовка летчиков производилась в Военных авиационных школах первоначального обучения летчиков (ВАШПОЛ) и затем в авиационных училищах. Сроки обучения определялись обстановкой на текущий период.

    После окончания спецшколы ВВС № 13 г. Свердловска весь наш выпуск (140 человек) был направлен в 9 ВАШПОЛ г. Бугуруслан. 17 июня 1945 года началась служба в Красной Армии. Прошли медкомиссию, сдали экзамены по авиационным предметом, мы их проходили в спецшколе ВВС в г. Свердловске. 29 июля приняли присягу и 8 августа 1945 года начали летать на аэродроме Асекеево. Первые полеты и самостоятельный вылет навсегда останется в памяти летчика. 27 августа 1945 вылетел самостоятельно. Затем было Чкаловское военно-авиационное училище летчиков, и началась летная служба. Часто думаю о тех, кто «улетел» из Бугуруслана раньше нас. Об их судьбах на фронтах войны очень правдиво рассказал известный всем фильм «В бой идут одни старики» режиссера и актера Леонида Быкова.

    Мне было приято узнать, что кто-то в Вашем городе хранит память старших поколений о «колыбели» летного состава военно-воздушных сил страны, о нашей юности. Молодость всегда права, и воспоминания выпускников ВАШПОЛ о встречах с бугурусланскими девушками, в короткие минуты увольнений, тоже история Вашего города. Через газету «Бугурусланская правда», поддерживаю инициативу о придании статуса «Сквера курсантов» парковой территории бывшего училища с соснами, помнящими поколение молодых пилотов, защитивших страну от фашизма. Благоустроенных уголков отдыха никогда не бывает много. Тем более, что потом, еще полвека, это место было связано с курсантами БЛУГА. Надеюсь на решение городского Совета депутатов и об установке памятной стелы в память курсантов всех поколений «оперившихся» здесь. Было бы справедливо увидеть и силуэт самолета УТ-2. Все-таки, начало нашей авиации связано именно с ним».

        Так кто же это – Владилен Павлович Хомяков, чем славен его летный путь?

     

     

    ХОМЯКОВ Владилен ПавловичБиографическая справка

     

        ХОМЯКОВ Владилен Павлович (1927-2015). Заслуженный летчик-испытатель СССР. Герой Советского Союза (8.01.1980), заслуженный лётчик-испытатель СССР (14.08.1975), полковник (1969). Родился 1 сентября 1927 года в городе Великие Луки ныне Псковской области.

        В ВВС с июля 1945 г. В 1945 г. последовательно окончил спецшколу ВВС (г. Свердловск) затем 9-ю ВАШПОЛ (г. Бугуруслан ), а в 1949 — Чкаловское Военно-авиационное училище (ныне г. Оренбург).

        В 1949 г., после окончания училища - летчик-штурман 830-го гвардейского штурмового авиационного полка 200-й гвардейской штурмовой 23-й авиационной дивизии Группы советских войск в Германии. В 1955 г. направлен на учебу во 2-е Центральные курсы в г. Таганроге. После окончания учебы назначен на должность инструктора Первых центральных летно-тактических курсов в г. Липецк. В 1957 г. переведен в Центр боевого применения авиации в Воронеже.

        С 1960 г. на испытательной работе в прославленном Государственном лётно-испытательном центре Министерства обороны (ГЛИЦ МО) имени В.П. Чкалова. Первоначально получил опыт работы в управлении по испытанию вооружения авиации. Затем переведен в управление по испытаниям самолетов, где приобрел опыт полетов на тяжелых самолетах.

        В.П. Хомяковым проведены государственные испытания самолетов Як-28ПП (1964), Ту-16K-10-26 (1966-1968), Су-7БМ (1972), Як-38, Як-38У, Як-28У на штопор, испытания различных систем вооружения самолетов МиГ-21, Су-7Б, Су-17, Як-28, в том числе с ракетными ускорителями, а также ряд других испытательных заданий.

        С 1972 г. В.П. Хомяков участвовал в программе полного цикла испытаний самолетов вертикального взлета и посадки Як-38 и Як-38У. Первоначально испытания проводились на береговых аэродромах, а с 1975 г. продолжились и в море на борту первого советского авианосца - противолодочного крейсера (ПКР) «Киев». 18 мая 1975 В.П. Хомяков  и представитель летно-испытательного центра ОКБ Яковлева  О.Г.Кононенко последовательно совершили первые посадки Як-38 на палубу ПКР «Киев». В июле - августе 1976 г. В.П. Хомяков - участник спецгруппы обеспечения полетов авиации на боевой службе при переходе ПКР «Киев» с Черноморского на Северный флот.

        В ходе испытаний Як-38 В.П. Хомяков выполнил 1100 полетов. Из них 300 на корабле днем и 80 ночью, остальные на береговых аэродромах в различных условиях.

        За время летной работы занимал должности старшего летчика-испытателя, заместителя командира и командира эскадрильи, старшего инспектора - старшего летчика-испытателя ГК НИИ ВВС. Летал на 68 типах и модификациях самолетов и вертолетов. Общий налет более 4000 час. Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красной Звезды, многими медалями.

        До 2000 г. работал начальником экспедиции ОКБ Яковлева на аэродроме «Чкаловский». Жил в посёлке Чкаловский (в черте города Щёлково Московской области). Скончался 8 июня 2015 года. Похоронен на кладбище «Ракитки» (в черте Москвы).

     

    Самолет Як-38 на стенде

    Самолет Як-38 на заводском наладочном стенде ОКБ Яковлева

        Нелишне отметить, что палубный штурмовик Як-38 (до принятия на вооружения в 1977 г. Як-36М) самолет не только новаторский, на десятилетия опередивший время, но и машина чрезвычайно сложная в управлении, не прощавшая ошибок, практически экспериментальная, к тому же отнюдь не всепогодная и не для ночных условий применения. Так, 4 марта 1976 при полете Хомякова на Як-38 (аэродром Ахтубинск)  произошло самопроизвольное срабатывание системы автоматического катапультирования. К счастью, лётчик-испытатель не пострадал. Неуправляемый же самолёт тогда разбился. Подобные случаи и ситуации в ходе летных испытаний палубного штурмовика не были редкостью.

    Як-З6М, посаженный на палубу ПКР «Киев»

     

    18 мая 1975 года. Рейд Бельбек. Второй Як-З6М, посаженный на палубу ПКР «Киев» Хомяковым В.П. после посадки первого штурмовика, пилотируемого летчиком-испытателем  испытательного центра Минавиапрома СССР  О.Г. Кононенко

     

     

    День ВМФ у берегов Египта, 24.07.1976 года

     

    ПКР «Киев». День ВМФ у берегов Египта, 24.07.1976 г. Слева направо: зам. командира авиаполка по политчасти Зарицкий, представители ГЛИЦ МО Маракулин., Хомяков, командир корабельного авиаполка Матковский, специалисты Феодосийского отделения ГЛИЦ МО Арьков, Калинин, Горбухов, Погодин

     

    ПКР «Киев» в походе

     

    ПКР «Киев» в походе. Подготовка к очередной летной смене

       

        И все-таки, действительно, - не боги горшки обжигают. Владилен Павлович своим примером это блестяще доказал. В том числе и его трудами наш ВМФ стал не только океанским, ракетно-ядерным, но и авианосным!

     

     

    Несколько слов в заключение

     

        Толчком к написанию этой статьи послужил материал, представленный мне одним из сослуживцев по крейсеру «Киев», дотошным читателем и, как оказалось, земляком - Дьячковым Николаем Сергеевичем. В бытность его срочной службы на корабле в авиационной боевой части (БЧ-6) с осени 1974 до лета 1977 года он чисто случайно познакомился с Владиленом Павловичем Хомяковым.

        Сложно понять, как это произошло. По словам Николая своеобразной «искрой» того знакомства послужило «волшебное» слово Бугуруслан, замкнувшее цепь события где-то между рубкой дежурного по полетной палубе и классом дежурных экипажей летчиков на корабле. Немного обидно,  что и у меня не заискрило подобным же образом ни со старшиной 1 статьи Дьячковым, ни с полковником Хомяковым. О существовании Николая я узнал только из переписки, завязавшейся три года тому назад, хотя по одним палубам хаживали мы с ним когда-то не один год.

        Что ж, как бы то ни было, спасибо, Коля!  И за нахлынувшие воспоминания о флотской службе, и о благословенной нашей Малой Родине, что давно уже без нас живет-поживает «где-то там, между Самарой и Уфой»…

     

    Александр Беляев,

    ветеран крейсера «Киев»,

    капитан 1 ранга










    Рейтинг@Mail.ru