фл.семафором слава флоту
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • мороружие
  • словарик
  • кают-компания



  •  

     

    Через четырнадцать морей и три океана
    на  ТАКР «Минск"

    Игорь Струков,
    полковник в запасе

    30-летию дальнего похода
    посвящается




    Подъем флага

     



           Вот и наступил этот долгожданный день не только для экипажа, но и для завода, да что для завода, города в целом. Ведь в городе Николаев каждый третий взрослый работал на одном из трех судостроительных заводов
    День 18 февраля 1978 года запомнится надолго.
    Утро занималось неяркое, серое. То брызгал дождик, вперемежку с отдельными редкими снежинками, то в разрывах облачности проглядывало южное солнце. Город корабелов - Николаев ожидал прихода весны.
     

           Морские традиции города уходят своими корнями в далекое прошлое. Когда-то в этих местах проходил путь "из варяг в греки". Позднее, когда Россия после победы в войне с Турцией получила в 1774 году право беспрепятственного плавания по Азовскому и Черному морям, а также по проливам Босфор и Дарданеллы, и ее границы передвинулись к реке Южный Буг. Россия получила земли между Днепром и Южным Бугом вместе с крепостью Кинбурн при выходе Днепровско-Бугского лимана на его левом берегу. Северные земли отошедшие России стали называть Новороссийским краем.
    В1776 году императрица Екатерина11 назначила своим наместником в новом обширном крае своего ближайшего советника генерал-аншефа князя Григория Александровича Потемкина. Учитывая удобное расположение нового края, императрица перед князем поставила вопрос о создании судостроительной верфи для будущего Черноморского флота. Указом императрицы от 18 июня 1778года в устье Днепра был заложен новый город Херсон. Летом 1787года ближайший помощник Потемкина Михаил Леонтьевич Фалеев обследовавший лиман, доложил князю, что в устье реки Ингул, впадающего в реку Буг, есть удобное место для корабельной верфи. И 21 июля 1788 года по приказанию князя Потемкина была заложена в устье Ингула казенная судоверфь – будущее николаевское Адмиралтейство.
    Поскольку князь Потемкин верил в покровительство Святого Николая Чудотворца, поэтому 27 августа (7 сентября) 1789года «повелел нововозводимую верфь на реке Ингул именовать городом Николаев».

           С этого дня ведет свое летоисчисление современный город НИКОЛАЕВ.
          
    Судостроительная верфь Николаева знаменита тем, что тут строились фрегаты «Святой Николай» и флагман эскадры Ушакова 90- пушечный линейный корабль «Святой Павел». Во время Русско-турецкой войны почти все корабли эскадры адмирала П.С. Нахимова были построены в Николаеве(линейные корабли «Императрица Мария», «Париж», «Великий князь Константин», « Три Святителя», «Ростислав», «Чесма» и фрегаты «Кулевчи» и «Кагул»). На верфях Николаева строятся для Черноморского флота, первый в мире подводный заградитель "Краб" и знаменитый "Потемкин". Строится эсминец "Незаможник", а также крейсера "Коминтерн", "Червона Украина", "Красный Кавказ" и др. В период с1927года по 1934год строились СКР типа «Шторм», 1932 – 1938 годах построены лидеры «Харьков», «Москва», «Киев» и «Тифлис», 1935 – 1941 – легкие крейсера «Ворошилов» И «Молотов» «Фрунзе» и Орджоникидзе», «Куйбышев» и «Свердлов».
     

           В годы Отечественной войны город Николаев был оккупирован фашистскими войсками и подвергся сильным разрушениям.
    В середине марта1944года командованием 3-го Украинского фронта было принято решение «с целью воспрепятствования противнику по вывозу ценностей и разрушения порта, высадить тактический десант в порт Николаев с задачей отвлечь часть сил противника с фронта.
    В ночь на 26 марта десантный отряд в количестве 67 морских пехотинцев под командованием старшего лейтенанта К.Ф. Ольшанского на семи рыбачьих лодках высадились в порту и заняли порт и элеватор и течение двух суток до подхода наших войск удерживали взятые позиции.
    За мужество и героизм всем 67 десантникам (из них 55 посмертно) было присвоено звание Героя Советского Союза.
    После освобождения города на судоверфи сразу приступили к восстановлению всего хозяйства, и уже в 1949 году были достроены два крейсера проекта 68К и в 1950 году они были сданы ВМФ.
    Кроме военного судостроения на заводе в 1959 и в 1961 годах были построены две дизельные китобойные базы «Советская Россия» и «Советская Украина» водоизмещением около 45000 т.
    В декабре 1970года было сдано научно – исследовательское судно «Академик Королев». По составу радиоэлектронного оборудования корабль был уникальным. Размещенное оборудование позволяло корректировать полет ИСЗ, управлять космическим аппаратом, осуществлять связь с космонавтом и многое другое. Но судьба этого корабля очень печальная. С 1991года корабль не использовался по назначению и в 1998 году Украиной был продан Китаю.
     

         После окончания войны наркомом ВМФ адмиралом флота Кузнецовым Н.Г, была представлена СССР программа корабле строения на десять лет 1946 – 1955годы.Так вот по этой программе к 1956 году в составе ВМФ должно быть помимо линкоров, тяжелых и легких крейсеров четыре больших четыре малых авианосцев. Но, к большому сожалению, по части авианосцев эта программа не была утверждена правительством, хотя для промышленности и экономики страны это было не обременительно. И все же в 1953году было утверждено оперативно – тактическое задание на проектирование авианосца проекта 85 со стандартным водоизмещением 24 000 т. Но, правительство возглавляемое Н.С.Хрущевым не поддержало Главкома ВМФ и все работы по проектированию были отменены, несмотря на настойчивые попытки Н.Г.Кузнецова добиться продолжение работ не удалось. И лишь в шестидесятые годы командованию ВМФ удалось доказать правительству необходимость создания авианосных кораблей.
    В декабре 1967года был сдан ВМФ противолодочный крейсер (ПКР) «МОСКВА», а в середине 1969года – ПКР «Ленинград». Полное водоизмещение этих кораблей составляло 14 600 т. И на борту базировалось по 14 противолодочных вертолетов КА -25.
    С созданием этих кораблей наш флот стал океанским.
    Эти корабли меняя друг друга постоянно находились в Средиземном море и Атлантическом океане, что стало очевидным для нашим друзей недругов.
     

           Громадная заслуга в создании современного авианесущего флота принадлежит старейшему и знаменитому Невскому проектно-конструкторскому бюро. Это его уникальные специалисты на основе современных достижений науки и техники спроектировали и разработали всю необходимую документацию для строительства этих кораблей.
    Коллектив конструкторов, инженеров и техников, возглавляемый начальником и главным конструктором Аникеевым Василием Федоровичем, впервые у нас в стране выполняли такие работы, а сколько было трудностей и непредвиденных обстоятельств, но с честью они были преодолены. Много знаний, труда и жизни в создании этих кораблей внесли - главный конструктор проекта Маринич Аркадий Васильевич, заместители главного конструктора Шмелев Борис Васильевич, Сергеев Юрий Дмитриевич (на нем лежал весь авиационно-технический комплекс корабля), Новиков Леонид Михайлович и многие, многие другие. Это они своим трудом сделали все, чтобы авианосному флоту быть. И вот все готово для проведения церемониала по подъему Военно-Морского флага. Личный состав корабля по "Большому сбору" построился на полетной палубе в праздничном строю. Невдалеке от экипажа стоят приглашенные на эти торжества руководители города, директор завода, главный конструктор корабля, главный строитель, а также рабочие завода и конструкторы НПКБ.
     

           Ровно в назначенное время, по команде '"Флаг и гюйс поднять" флаг исполнительный быстро опускается, а Военно-Морской флаг под звуки оркестра исполняющего "Встречный марш", медленно поднимается. Как только он дошел до места, был исполнен Гимн нашей страны. С этого момента, где бы корабль ни находился в море на ходу, днем и ночью флаг не будет спускаться. Для всего личного состава этот день запомнится надолго - именно в этот день каждый год будет торжественно отмечаться "день корабля".
    Пройдут годы напряженной учебы, плавания в трудных походах, но где бы ни находился ТАКР "Минск" в базе или походе, день 18 февраля отмечался всегда.



    В начало повести
    Продолжение следует...



     

     

     

     









    Рейтинг@Mail.ru