фл.семафором слава флоту
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • мороружие
  • словарик
  • кают-компания



  •  

     

    Через четырнадцать морей и три океана
    на ТАКР «Минск"

    Игорь Струков,
    полковник в запасе

    30-летию дальнего похода
    посвящается




    Тихий океан




     

    16 июня. Ш – 05гр.59м., Д – 97гр.40м., курс 140гр., скорость 14 узлов. Как и было нам предписано, всем соединением, в 10.30 вышли из вод Индийского океана и вошли в Тихий.
    Заметно изменился цвет воды, она стала какая-то зеленая. На встречных и попутных курсах идет очень много судов под разными флагами — по десятку с каждого борта. Ведь это главная дорога из Индийского океана в Тихий. Вот в двух — трех кабельтовых встречным курсом идет громадный контейнеровоз. Обменялись приветствиями.
    17 июня 08.30 Ш – 03гр.51м., Д – 99гр.54м., курс 143гр., скорость 14 узлов. На корабле идет обычная жизнь отрабатывают задачи по ПВО, ПЛО, РЭБ. Проходят проверки знаний книжки боевой номер. Командир БЧ-V, докладывает, что-то случилось с турбогенератором. На БДК пока с правой машиной не справились.
    В 10.00 командир эскадры собрал нашу группу и просил оказать помощь штабу в написании доклада. Сегодня провели гонку двигателей самолетов. Двигатели на всех самолетах выходят на нужные режимы. Скоро предстоят полеты. Завтра в период с 08.00до
    18.00 должны проходить траверз Сингапура.

    18 июня. В 06.30 по трансляции команда: «Корабль для плавания в узкости приготовить». Подходим к траверзу Сингапура. Ш – 01гр.07м., Д – 103гр.45м., курс 120гр., скорость 12узлов. День пасмурный, холодный, пошел ливневый дождь. Идем от берега на расстоянии 2 км, но из-за дождя видимость ухудшилась до 1 км; ох, как жалко, так никогда и не посмотришь на Сингапур. В 09.10 к борту подошел пограничный катер. Обошел корабль раза три и все время производил фото и киносъемку. Все время идем в дожде, подаем тревожный сигнал. В 10.15 прошли пролив и сразу прекратился дождь. И тут же начался облет вертолетами. Нам стало известно, что несколько американских авианосцев находятся в Тихом океане. Так авианосец «Мидуэй» находится в Йокосуке, «Рейнджер» в Сасебо, на подходе «Констелейшн». Неплохие силы американцы собрали в районе Японии, а нам там предстоит пройти. В 17.40 к левому борту подошел фрегат «Локвуд» типа «Нокс». Мы уже с аналогичным фрегатом встречались («Дауэнс»). В 17.10 над кораблем завис индонезийский вертолет, подаем ему сигналы, что этого делать нельзя, а он открыл дверцы кабины и машет нам рукой, видимо ничего не понял. Пришлось отгонять ракетницей.
    19 июня. Ш – 04гр.31м., Д – 106гр.14м., сегодня развили максимальный ход надо догнать БПК «ПЕТРОПАВЛОВСК» он ушел далеко вперед. С 10.00 до 17.00 запланировали полеты самолетов. Полеты выполнялись парами по профилю, а также выполняли висение и перелеты с площадки на площадку. При возврате пары проходили над кораблем на малой высоте. Все же красиво Як смотрится в воздухе. Выполняли эти полеты не все летчики, в связи с тем, что у многих летчиков закончились сроки самостоятельных полетов и их надо вывозить с инструктором на спарке, мы потеряли, а на корабле отсутствуют летные тренажеры, боеготовых летчиков осталось немного. Это самый большой недостаток. Летный состав уровень своей подготовки должен поддерживать постоянно даже когда не летает. У нас на аэродромах для этого есть специальные тренажеры, а вот на корабле нет. Это очень осложняет поддержание необходимого уровня квалификации летного состава. Фрегат «Локвуд» все время шел рядом с левого борта и постоянно фотографировал. После полетов отошел на 2 мили.
    20 июня. 07.30 Ш – 06гр.20м., Д – 107гр.50м., курс 38гр., скорость 7 узлов. Идем на встречу с танкером «Илим». Будем заправляться всеми видами топлива. Сегодня получили команду, что в период с 30 июня по 5 июля будем принимать участие в учениях, проводимых командованием ТОФ.
    19.30 Ш – 07гр.39м., Д – 108гр.50м.Заправляемся от танкера «ИЛИМ»,идет сильный дождь. Фрегат оставил свое место и подошел наблюдать нашу заправку.
    Ну, а наша группа отчет уже накатала и приступила к его окончательному оформлению.

    21 июня. 08.30 Ш – 08гр.57м., Д – 110гр.29м., курс-43гр., скорость 10 узлов. Идем в 150 милях от Вьетнама. Закончили заправку. На кораблях идет подготовка к предстоящему учению.
    В 14.00 с левого борта подошел «Локвуд», дает нам семафор: «Получил штормовое предупреждение, но вас не покину, буду идти рядом в составе ордера и охранять. Сам я с западного берега США, а откуда вы?». Сообщаем: «Мы с Приморья». Отвечает: «Очень хорошо». Затем прошло минут пять, мы уже думаем, что он угомонился, ан нет.
    «Предлагаю после рабочего дня сыграть в шахматы, у меня рабочий день заканчивается в 16.00.»
    Отвечаем ему: «У нас рабочий день заканчивается в 18.00 , предоставляем вам право первого хода».
    Довольно долго соображал, а потом отвечает:
    «Вы меня неправильно поняли: я хотел сыграть в шахматы у вас на борту».
    Наш ответ: «Проводим сложные работы, к сожалению. Пригласить вас не можем».
    На это ответа не последовало, но корабль продолжал идти в составе нашего строя.
    В эти последние дни Юрию Петровичу Мельников доставалось больше всех. Необходимо было доснять фильм. Но вот беда, кинопленка заканчивалась. Пришлось просить у командира корабля. Командир разрешил взять 600 метров. Аппарат «Конвес», которым он пользовался, был не из новых, мягко говоря, постоянно заедал, то контакты, то электродвигатель, то аккумулятор. Надо было иметь железные нервы, чтобы сделать все красиво. Видимо, нервы у Юрия Петровича крепкие. Хотя жаловаться ему было некому, вот и скрежетал зубами и втихомолку делал дело. В последние дни выпросил разрешение на полет и съемку с вертолета. Все у него получилось очень хорошо, все удалось у него на славу. Его фильм показывал командованию ВМФ и ВВС. Фильм всем понравился.

    23 июня 09.00 Ш - 13гр. 18м., Д – 116гр. 02м.,:курс 37гр., скорость 12 узлов. Пришел доклад с БПК «Петропавловск»: «Сделали операцию аппендицита, больной чувствует себя хорошо». Молодцы врачи.
    В 17.40 Корабль сбавил ход, что-то с машиной на БДК «Иван Рогов». Погода неважная: дождь, туман клочьями. Видимость плохая.
    Фрегат «Локвуд» идет по левому борту по пеленгу 135гр. на дистанции 10 кабельтов. По докладу вахтенного сигнальщика: « Слева на встречном курсе идут СКР под бортовым номером 02 и эсминец К-420 под китайским государственным флагом. Корабли стали опасно сближаться. Вдруг эсминец K-42Q приблизившись на критическое расстояние, поднял сигнал:
    «Не могу отвернуть, неисправно рулевое управление».
    Мы вынуждены были застопорить ход, стали подавать ему звуковые сигналы, а он, видимо, подумал, что мы его приветствуем, стал отвечать тоже звуковыми сигналами. Пришлось изменить курс, стали отворачивать, тут по правому борту подошел СКР - 02 перпендикулярно нашему курку и выбросил сигнал:
    «Изменить курс не могу, провожу глубоководные работы».
    Нам пришлось резко отвернуть вправо, чтобы на него не навалиться. Такого хамства мы за все время нашего плавания не видели. И тут произошло неожиданное. «Локвуд», наблюдая все это, вдруг резко увеличил свой ход и стал настойчиво и даже опасно оттеснять китайцев. А те не стали спорить, сразу же отошли и скрылись на правый борт. Мы их больше не встречали. А «Локвуд» дал нам семафор:
    «Не волнуйтесь, можете спокойно продолжать движение».

    24 июня. Ш – 19гр.32м., Д – 119гр.14м., курс 40гр, скорость 9узлов. Идут 121 сутки нашего похода. Сегодня в торжественной обстановке отметили 47 годовщину создания ТОФа.
    Утром вертолет с «Локвуда» облетывал и фотографировал наши корабли. В 09.30 корабли облета самолет США «ОРИОН». В 10.30 подошел СКР Японии бортовой номер PS-1. БДК «ИВАН РОГОВ» пошел на встречу с танкером «ВАХРАМЕЕВ», для перегрузки с танкера груза, но перегруз отменили, по погоде. В14.00 заместитель командира 710 отдельного противолодочного вертолетного полка Иващенко Сергей Яковлевича на малой высоте с правого борта подошел к фрегату и завис над его палубой, американцы стали убирать свой вертолет с посадочной площадки и подавать жестами, чтобы наш вертолет садился к ним. Сергей вынул фотоаппарат и с фотографировал эту картину.
    25 июня. 09.10 Ш – 22гр.51м., Д – 142гр.26м., курс 50гр., скорость 10 узлов. Находимся в точке встречи с танкером «ПОЛЯРНИК».В 10.20 приступает к заправке БПК «ПЕТРОПАВЛОВСК», потом будем заправляться мы. Сегодня проходим тропик Рака и заходим в умеренные широты. В 14.30 подошел эсминец УРО ВМС Японии «ЯМОГУМА» бортовой № 121 и фрегат США уже нам знакомый «ЛОКВУД».

    26 июня. 08.00 Ш – 24гр.00м., Д – 125гр.50м., курс 190гр., скорость 11узлов. На сегодня намечены полеты самолетов по маршруту и бомбометание, в связи с этим немного отвернули от генерального курса, ищем ветер для взлета самолетов. С нами следует «Локвуд» и японский эсминец УРО «Ямогума», наблюдают за полетами, . Задачу выполнили на «отлично», точность попадания в надводную цель в пределах 100 м. И мы, и наши сопровождающие остались довольны. Вертолеты осуществляли поиск ПЛ.

    27 июня 08.00 Ш – 25гр.52м., Д – 126гр.13м., курс 324гр., скорость 20 узлов. В 09.00 закончили заправку от танкера «ПОЛЯРНИК»,приняли 150 т. воды и 1500т. топлива. Идем Восточно-Китайским морем, в районе островов Окинава.

    28 июня. 08.50 с правого борта для приветствия на расстоянии 20-25м подошел флагман 7 флота США крейсер УРО «Оклахома Сити» с командующим на борту. За ним в кильватере шел японский эсминец «Акадзуки», у нас в кильватере — «Локвуд» и «Ямогума». На крейсере «Оклахома Сити» поднят сигнал:
    «Приветствую Вас в водах Тихого океана».
    Мы ответили: «Благодарю за приветствие. Командир эскадры»
    У нас на корабле подали команду:
    «По правому борту стать к борту»
    и очень тепло оба экипажа поприветствовали друг друга.
    После этого разошлись и больше не встречались.
    В 14.00 к нам подошли семь китайских сейнеров, у каждого на борту в носовой части установлена пущенка. Сейнера стали опасно сближаться и пересекать нам курс. Видя, это безобразие «ЛОКВУД» быстро их оттеснил и избавил нас от этих нахалов. Идем симметричным ордером: «МИНСК», «ПЕТРОПАВЛОВСК», «ИВАН РОГОВ», «ЯМАДЗУМА» и «ЛОКВУД» в 250 милях от Корейского пролива.
    29 июня 07.40 Ш - 33гр. 28м., Д - 128гр.25м., курс 55гр., скорость 10 узлов. В 04.00 входим в границы Цусимского пролива, температура воздуха 22 градуса, идет дождь и морось, видимость 3 км, море 3 балла
    Это место, где почти ровно 74 года тому назад 14-15 мая 1905 года после тяжелейшего сражения русские моряки, несмотря на превосходящие силы японцев, проявляли массовый героизм и без боя не сдавались. Да, российский флот потерпел поражение, но имена моряков и названия кораблей, участвовавших в этом сражении, остались на века. Один из них - эсминец «Стерегущий», памятник которому установлен в Ленинграде. Этот – памятник всем морякам погибших в Русско-японскую войну. На географической карте мира эта точка является памятным местом славных побед и героической гибели русского и Советского флота.
    И вот в 11.00 в торжественно-траурной обстановке построился весь экипаж корабля. Приспущены флаги, оркестр играет траурный марш. Матросы в сопровождении офицеров несут венок, в середине которого прикреплена бескозырка с ленточкой «Тихоокеанский флот». В момент прохода этой точки, под исполнение Гимна нашей страны, венок медленно опускают на воду, весь экипаж коленопреклоненно отдает дань героизму русских моряков.
    После этого под звуки «Варяга» строй моряков в торжественном марше прошел по палубе.
    За нами постоянно следовали японские, китайские, корейские и американские корабли, которые осмотрели за всем происходящим на наших кораблях. По проходу проливной зоны в 18.30 ЭМ «ЯМОГУМО» подошел к нам на расстояние 1-2 каб. попрощался, пожелав счастливого плавания, мы сделали то же самое, и ушел восвояси. В 18.40 мы вошли в Японское море.

    30 июня. Ш – 36гр.51м., Д – 131гр.05м. Корабль готовится к предстоящим учениям.

    1 июля 07.10 Ш – 39гр.49м., Д – 131гр.47м., курс 20гр., скорость 5 узлов. Вошли в район поиска. Для поиска ПЛ используем корабельную гидроакустическую станцию и вертолеты. Поиск ПЛ осуществляем схемой «трапеция», малое основание которой должно замкнуться в бухте Руднева. В течении 1-2 июля эскадра проводит поисковую операцию вблизи родных берегов. Безотказно запускаются подъемные двигатели самолетов, как будто не было никаких неприятностей в тропических широтах. Привычно четко и хорошо работают вертолеты. Мешает этой операции погода: поднялся ветер до 25-30 м/с, волна постоянно бьет в корабль видимость резко ухудшилась. Казалось, до дома какая-то сотня миль, и вот - на тебе.
    Но как бы там ни было, мы почти дома.

    3 июля 1979 года при подходе к бухте «Стрелок» вошли в зону густого тумана. Нас встречают корабли и буксиры. Медленно идем на якорную стоянку. В 03.00 бросили якорь. Все!!! Даже не верится. По трансляции весь экипаж поздравил командир эскадрильи и поблагодарил за службу.
    Николай Николаевич Захаров в 03.30 собрал всю нашу группу у себя в каюте для последних указаний. Видимо, для этого случая, он припас бутылку виски. Последний раз на корабле выпили по чарке и начали готовиться к сходу на родной берег.
    В 10.00 на борт ТАКР «Минск» прибыли Начальник Главного штаба ВМФ адмирал флота Егоров, Командующий авиацией ВМФ генерал-полковник Мирненко, представители промышленности, главные конструкторы корабля и летательных аппаратов. Состоялся торжественный митинг по случаю окончания перехода. Выступили многие из присутствующих, а также командир и офицеры корабля. Юрий Петрович этот митинг запечатлел на киноленте. На душе, у всех была радость, и в то же время грусть. Нелегко было прощаться со всем экипажем, ведь мы прожили с ним 131 сутки. Появилось много друзей, с которыми и в последующем встречались.
    Ну а сегодня - все позади. Утренний туман рассеялся, вышло солнце, открылись зеленые сопки, окружающие бухту, корабли, стоящие на рейде вместе с нашим «Минском» - самым большим кораблем ТОФа. Непривычно прохладно и тихо, не слышен гул сопровождающих самолетов, кораблей сопровождения.
    Окончился первый и сложный переход эскадры через три океана и четырнадцать морей.
    Мы успели много сделать, собрать и систематизировать ценный материал, превратив его в отчеты, которые будут разосланы многим организациям, от которых зависит дальнейшее развитие наших авиационных кораблей и корабельной авиации. В 1983 году по этому маршруту пойдет ТАКР «НОВОРОССИЙСК» и наши материалы и опыт им очень помогут.
    Но мы были первыми!
    В голову пришло четырехстишье, которые мы на память написали на фотографиях корабля, которые у нас хранятся:
    «Вот оно неизбежное время настало, Мы отсюда к обычным заботам уйдем, В океане частицу души мы оставим, А взамен мы частицу тоски унесем».

    7 июля. Владивосток. В авиационном гарнизоне Романовка ВВС ТОф была проведена конференция на тему « Опыт боевого применения и технического обслуживания корабельной авиации на авианесущем крейсере «МИНСК» во время перехода.» На конференции присутствовали все ведущие специалисты от ВМФ, ВВС и представители судостроительной и авиационной промышленности. Выступающие в своих докладах осветили все вопросы боевой подготовки корабельной авиации и корабля. Особое внимание было уделено тем недостаткам, которые выявились в период похода. В частности необходимо откорректировать некоторые руководящие документы, регламентирующие работу корабля при базировании на нем авиации. Отдельный вопрос был поставлен о разработке корабельно-авиационного тренажера и ряд других. В Решение конференции было отмечен положительный опыт проведения таких работ. Представителям промышленности было указано на необходимость проведения проработок по замечаниям указанных в отчетах.
    Насколько дней пробыли во Владивостоке. Вместе с нашим командиром части генералом Минаковым В. И осмотрели достопримечательности Владивостока, посетили знаменитую подводную лодку С-56, которая стоит, как памятник морякам-подводникам ТОФ, оставили памятную запись в книге посетителей: «От первопроходцев с Черного моря на Тихий океан на ТАКР «Минск»». Экипажу С-56 куда тяжелей досталось, ведь они шли северным путем, да в такое тревожное время.
    Одним словом отдохнули, набрались сил. Привыкли к земной жизни и очень скучали по родным и близким. Командование ТОФ разрешило нам 5-ти минутный разговор по флотским каналам связи с родными и это усилило тоску.

    11 июля все благополучно убыли в Ленинград.



    В начало повести
    Продолжение следует...



     

     

     









    Рейтинг@Mail.ru