фл.семафором слава флоту
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • мороружие
  • словарик
  • кают-компания



  •  

     

    Через четырнадцать морей и три океана
    на ТАКР «Минск"

    Игорь Струков,
    полковник в запасе

    30-летию дальнего похода
    посвящается




    Эпилог




    Отчеты о работе техники во время перехода, составленные нашей группой, были уже в июле отправлены адресатам: вышестоящему командованию, военным научно-исследовательским организациям и ведущим предприятиям промышленности. Многие результаты были использованы при корректировке требований на корабельные и авиационные системы, поступающие в ВМФ.
    Отдельные положения стали достоянием научной общественности по нашим оперативным докладам еще в процессе плавания. Приняты оперативные меры по поводу подъемных двигателей самолета Як-38, управлению полетами и воздушным движением, обеспечению электромагнитной совместимости и др. были переосмыслены, внесены изменения в конструкцию самолета, а также в целый ряд нормативной документации. Многие из недостатков, выявленные нашей группой, были учтены и устранены на последующих кораблях этого проекта.
    На основании отснятых киноматериалов были созданы два фильма. Один - профессиональный, черно-белый на 35-ти-миллиметровой пленке со звуком на оптической дорожке. К нему записана высококачественная музыка и текст, прочитанный диктором Ленинградского радио. Он был проявлен и смонтирован на студии документальных фильмов ВМФ. Второй - любительский, цветной; на 16-ти миллиметровой плёнке со звуковым сопровождением на магнитофоне.
    Оба фильма с успехом демонстрировались и в нашей части, и во многих других организациях. По одной копии профессионального фильма было отправлено в КБ им. АС. Яковлева, КБ им. Н.И. Камова и на корабль «Минск».
    В последующие года мы все собирались у кого-нибудь из участников перехода в годовщину прохождения «Золотой точки», смотрели фотографии, кинофильм и вспоминали дни проведенные на ТАКР «МИНСК».
    Последние годы что-то не собираемся, видимо, каждого заела жизнь.
    Сейчас мы уже все в запасе. Но продолжаем трудиться на гражданке. Мыслями мы с флотом не расстались. К большому сожалению нет среди нас Николая Егоровича Стрелкова, Виктора Владимировича Варбо и Бараненко Вячеслава Михайловича. Очень жалко. Но мы их всегда помним. Пусть земля будет им пухом.

    9 мая 1995 года произошла еще одна встреча. На этот раз с кораблем, предупредившим нас об айсбергах в районе экватора, французским фрегатом «Aконит», который пришел в Санкт-Петербург по случаю празднования Дня Победы. Выглядел также опрятным и строгим.
    В 2006 году в Военно-морской академии им. Адмирала флота Кузнецова Н.Г. проходила конференция на тему: « История и перспективы создания и применение авианесущих кораблей ВМФ России». Я встретился с первым командиром ТАКР «МИНСК» контр-адмиралом в отставке Гокинаевым Виктором Александровичем, который в подробностях рассказал о судьбе корабля. Подробности плачевные, не будем на них останавливаться. Корабль был несколько раз перепродан. В 1998 году он был куплен Китаем. Китайская сторона переоборудовала ТАКР «МИНСК» в корабль-музей и развлекательный центр «МИР МИНСКА».

    В 2000году китайцы пригласили Виктора Александровича посетить корабль. Он рассказывает: « Как командир крейсера я прилетел на корабль на вертолете.«МИНСК» внешне выглядит таким, каким я его принимал в г. Николаеве. Внешний вид всех антенных постов и вооружения полностью восстановлен, правда некоторые каюты и помещения переделаны для посещения экскурсий. Повсюду развешаны фотографии тех боевых будней. Много фотографий экипажа, летного состава и даже фотографии Главкома ВМФ Горшкова С.Г., во время его посещения корабля.»

    Вот так сейчас и живет ТАКР «МИНСК», да еще приносит прибыль. Говорят, что ежедневная прибыль составляет около 200тыс. долларов, с учетом ресторанов, баров и других увеселительных заведений. А мог бы при соответствующих обстоятельствах еще служить России, как максимум до 2020года. Ну а если и не быть в боевом строю, так служить музеем прославляя, наш авианесущий флот и приносить прибыль.
    Хотелось бы отметить следующее. Вот уже более десяти лет, как наш флот привязан к причалам. Были даже такие времена, когда перешвартоваться с одного причала на другой не было возможности из-за отсутствия топлива. Такая же ситуация была и с решением задач боевой подготовки. Корабли месяцами стояли у пирсов ,а для командира и экипажа корабля это самое плохое время, ослабевает дисциплина и самое главное ответственность. Такая же картина была и в морской авиации, а особенно –в корабельной авиации. Отсутствие авиационного топлива снижает уровень подготовки летного состава снижает их классность в выполнении задач боевой подготовки. С потерей четырех авианесущих кораблей были расформированы отдельные корабельные авиационные полки. Правда на вооружении этих полков были самолеты вертикального взлета и посадки ЯК-38, которые были сняты с производства.
    В связи со строительством принципиально нового корабля пр.1143.5 на вооружении полков корабельной авиации поступили самолеты СУ-27,котрорые требуют особых навыков от летчика при производстве взлета и посадки. В целях обучения и подготовки летного состав в Крыму (по погодным и иным условиям) был построен специальный научно-испытательный учебно-тренировочный комплекс, который в своем составе имел все технические средства обеспечивающие взлетно-посадочные операции. Но, как нам известно, в 90-е годы этот столь необходимый комплекс оказался за рубежом, что вызвало необычайные трудности в подготовке летного состава. Кроме того ,как и флоте в морской авиации также не хватало топлива, что существенно затрудняло подготовку летного состава для полетов с корабля. Все это надо было пережить и по возможности решать те сложные задачи которые легли на головы командования. В настоящее время часть задач решили ,но не все. Но факт тот, что летный состав успешно летает с корабля «Адмирал флота Кузнецов» в этом большая заслуга командования ВМФ и авиации флота. Опыт который все приобрели при анализе результатов этого похода лег в основу отработки задач боевой службы авианесущих кораблей.
    Как видим, в последние два года наш флот возвращается в океан и это отрадно видеть. Выйти в океан важно ,но еще важнее вернуть наши базы ,которые находились и в Атлантическом, и в Индийском и Тихом океанах. Это уже задача нашего Правительства.

    Мы оптимисты и думаем, что к 2015-2020 годам у нас в составе флота будут авианосцы и Российский ВМФ будет ходить по просторам океанов, защищая наши интересы в Мировом океане.



    В начало повести



     

     

     









    Рейтинг@Mail.ru