фл.семафором слава флоту
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • мороружие
  • словарик
  • кают-компания



  •  

     

    Через четырнадцать морей и три океана
    на ТАКР «Минск"

    Игорь Струков,
    полковник в запасе

    30-летию дальнего похода
    посвящается




    На просторах Атлантики

     




    15 марта. Атлантический океан. В 9.00 Ш – 34 гр. 15', Д – 08 гр. 37' курс 210 гр. скорость 21 уз., направление ветра 310 гр. , скорость 10м\с, глубина моря 3250 м началось зыбь, море 4 балла. На траверзе левого борта в 60 милях крупный порт и пункт базирования ВМС Марокко на Атлантике. Идем в сопровождении английских и американских кораблей. В 13.00 зыбь усилилась. У себя в каюте Юрий Петрович Мельников смастерил свой кренометр, так вот по его показаниям нас качает с амплитудой до 12° . Высота волн около шести метров, расстояние между гребнями порядка 20-30 метров, но крейсер идет устойчиво, мерно покачиваясь с борта на борт. Страшного нет ничего, но в каюте со стола все летит, заниматься писаниной сложно, ну а на камбузе еще сложнее. Как кок справляется с этим одному Богу известно!! Но обед был готов вовремя.
     

    16 марта. 08.40 Ш – 30 гр. 20', Д – 11 гр. 55', курс 212 гр. скорость 13 уз., глубина 2175 м, море 2 бала, температура воздуха 15гр. , воды17 гр.
    В 08.50 по трансляции ведет речь замполит. «Идут 21 сутки нашего плавания. Находимся в Атлантическом океане северо-западнее Африки. На траверзе левого борта в 110 милях Марокко». Ну а дальше все, что произошло за прошедшие сутки. И призыв «выполнять свои обязанности на отлично ибо за нашим походом следит все прогрессивное человечество, в том числе и наши враги, а также родные, близкие и наши жены и дети». Погода улучшилась, океан успокоился, сегодня намечены первые полеты самолетов в Атлантике. Командир корабля поздравил весь личный состав авиагруппы с этим событием. Но возникла сложность по выбору эшелонов для самолетов, т.к. мы пересекали международную трассу из Америки на Канарские острова. Правда, к этому мы были готовы, у нас находились международные навигационные карты. Но все же полеты по маршруту и в зону отменили ведь запасных аэродромов у нас нет, а на Канары нас тогда не пускали. Может быть, сейчас бы и пустили, ну а тогда... Поэтому полеты выполняли в районе корабельного соединения, хотя напряжение не спадало. Было усилено наблюдение за воздушным пространством.
    Летный день прошел успешно, впервые над океаном вылетели самостоятельно 8 летчиков.
    Сегодня с утра, перешли на тропическую форму одежды. Смотреть со стороны на всех очень интересно: как-то помолодели, все в шортах выглядят мальчишками, а матросы, как дети, одним словом, большая семья в синей одежде и коротких штанишках.
     

    17 марта, 09.00. Сегодня со дня нашего похода прошло 22 дня , прошли 4700 миль, Ш – 25 гр. 58 м, Д – 15 гр. 23 м, курс 220гр. скорость 13 уз, температура воздуха 17 гр., воды 18 гр. море 1 бал, глубина 400 м.
    Идем следующим порядком: впереди по курсу БПК «ПЕТРОПАВЛОВСК», с левого борта БПК «ТАШКЕНТ» с правого БДК «ИВАН РОГОВ», в кильватере танкер «БОРИС БУТОМА». На траверзе левого борта Западная Сахара.
    В 09.30 совместно с командирами кораблей отряда провели практическую конференцию на тему: « О мерах повышения ответственности командиров всех уровней по изучению нового оружия , безаварийности полетов и плавания кораблей». Выспупили многие командиры боевых частей и командиры кораблей отряда. Все выступающие заверили .что приложат все силы, чтобы успешно решить все поставленные задачи.
    После обеда объявили банный день. Ну это праздник. Правда времени на помывку дали 20 минут, и не знаешь или мыться или сделать мелкую постирушку. Но все успели. Вечером для личного состава на полетной палубе развернули экран для показа фильма, показывали «Обыкновенный фашизм». После фильма все остались на палубе погода очень теплая, штурман объявил, что в 22.30 проходим тропик Рака но никто его не увидел. Правда все увидели как с левого борта на расстоянии 2-3каб. подошел испанский эсминец «ХОРХЕ ХУАН».
     

    18 марта. 08.30. Ш – 20 гр. 08 м Д – 18 гр. 15 м. курс 220 гр. скорость13 уз. идут 23 сутки нашего похода, пройдено свыше 5000 миль. Море спокойное, глубина 3200 м. Температура воздуха 19 гр., воды 19 гр.
    На корабле с 10 часов объявлен день отдыха. Это был первый день отдыха, за время похода.
    На полетной палубе были проведены спортивные соревнования по волейболу, футболу, борьбе, боксу и военизированной эстафете. Все свободные от вахт вышли на палубу. Кто принимал участие в соревнованиях, а кто просто загорал. Солнышко было очень теплое, небо ярко голубое. Даже не верится, что в марте такое может быть, но вот может. После таких напряженных дней, было очень приятно просто полюбоваться океаном и подышать свежим чистым воздухом. Правда, всю нашу тишину нарушали самолеты США, Англии и Франции. Можно сказать, весь день висели над головой то пролетали "Атлантик", то "Орион" и периодически пролетали над кораблем на высоте 30-50 м. Можно было даже рассмотреть летчиков в передней кабине, и все нас фотографировали, фотографировали и фотографировали. Только вот зачем? Казалось бы уже все что можно с фотографировали, так нет что-то еще нужно. Ну бог с ними, а может набирались опыта, как проводить день отдыха?
    Наша группа на вахты не стоит и ЛА к вылетам не готовит. Она ответственна за правильные выводы и рекомендации по работе технических средств. Собираем материалы, активно участвуем во всех мероприятиях и учениях, проводимых на кораблях, обучаем офицеров штаба и летный состав работе на БИУС «АЛЛЕЯ-2»и других систем корабля, участвуем в качестве экспертов в совещаниях по разбору различных ситуаций, информируем свое командование о серьезных событиях на корабле.
     

    19 марта 08.00. Ш – 17 гр. 04', Д – 20 гр. 42', курс 190 гр.
    скорость 12 уз, температура воздуха 21 гр., воды 20 гр, море 2 балла. Прошли траверз островов Зеленого мыса.
    На завтра намечены полеты самолетов и вертолетов. Инженерный и технический состав авиагруппы начали готовить авиатехнику к полетам. Из ангара было поднято четыре самолета и шесть вертолетов и разместили их на технической позиции, Технический состав произвел необходимые работы и доложил о готовности техники к полетам. Летный состав в это время изучал полетное задание и район будущих полетов.
    В 19.30 прошли траверз Дакара.
     

    20 марта. 07.30 Ш – 11гр.08м., Д – 20гр.42м. курс 172гр. скорость 13 уз.
    Погода резко начала ухудшаться. Попали в зону плотных туманов. По прогнозу зона туманов имеет большую протяженность. Полеты пришлось отменить по метеоусловиям.
    21 марта. 07.30 Ш – 08гр.45м, Д – 19гр.50м. курс 169гр. скорость 14 уз., температура воздуха 24гр., воды 25гр.,море зыбь 2 бала.
    Идут 26 сутки нашего плавания. Находимся в районе западной Африке на траверзе государства Гвинея.
    Сегодня заправка водой и топливом идем на встречу с танкером "Тукумс". Ждем сближения с танкером, как манну небесную, он нам на отряд привез письма. Да, ПОЛУЧИТЬ весточку от родных - это особое состояние души. Каждому письму радуемся как дети. Получив, уединяешься и по несколько раз перечитываешь их. Уже замечено, что после получения писем повышается работоспособность. В письмах пишут, что газета 'Красная звезда" напечатала очерк своего корреспондента, (он был у нас на борту - капитан 1 ранга Г. Савичев) о нашем походе.
    Планировали проведение полетов, но во второй половине дня, небо резко затянулось низкими облаками, но вертолеты все-таки полетели. Дело в том, что в момент заправки к нам близко подошли английский фрегат «НАЯТ» и ЭМ УРО "Ньюкасл" и начали своими вертолетами делать облет, причем на таких высотах, которые представляли опасность не только для них, но для нас, в первую очередь. Корабли в период нашей заправки шли на расстоянии 25-30 метров. Все это длилось в течение 2-х часов. Видимо им было интересно смотреть как мы заправляемся. Но их вертолеты чуть ли не залетали на нашу палубу. Поэтому мы подняли свои вертолеты и в прямом смысле стали очень любопытных "отгонять". Вся эта эпопея закончилась для всех благополучно. Назойливые «соседи» насмотрелись вдоволь, а мы закончили свою работу. Правда плановые полеты не проводились, т.к. резко ухудшилась видимость.
    В l8.20 находимся в точке Широта 5° 4м, Долгота 17° 02м, идем курсом 138°, на воздухе температура 31° и очень большая влажность. На корабле все затихли пишут письма домой утром надо их переправить на танкер.
     

    22 марта. 09.00 Ш -08гр 51м., Д – 18гр. 07м. курс 130гр. идем малым ходом, температура воздуха 26гр., воды 26гр.,ожидается повышение температуры воздуха до 35гр. БПК «ПЕТРОПАВЛОВСК» заправляется от танкера «ТУКУМС», После заправки танкер забирает наши письма и уходит в порт Конакри.
    На сегодня запланировали полеты, но по прогнозу погоды ожидается ухудшение погоды. В 11 часов резко ухудшилась видимость и пошел дождь. Воздух прогрелся до 33гр. От этой жары одно спасение - каюта (при работающем кондиционере в каюте температура 18-22гр.). Полеты пришлось отставить. Вокруг нас постоянно крутятся «НАЯКС» и «НЬЮКАСЛ». Во время дождя командир разрешил свободным от вахты выбежать на палубу и постоять немного под дождем, это заинтересовало англичан. Они с удивлением смотрели, как наши матросы бесились на палубе.
    18.20. Находимся в точке Ш – 05гр.41м., Д – 17гр.02м., идем курсом 138гр. От ЦКП ВМФ поступила команда «кораблям отряда осуществить официальный заход в порт Луанда (Ангола)
    Корабли соединения начали подготовку к официальному заходу .
     

    23 марта. 09.00 Ш – 03гр. 32м., Д – 13гр. 57м., курс 123гр., скорость 12 уз. находимся на траверзе государства Сьерра-Леоне, температура воздуха 30гр., воды 28гр. Продолжаем готовиться к заходу в Луанду. На палубу из ангара подняли шесть самолетов и шесть вертолетов. Наши действия привели в смятение англичан они быстро бросили свой строй и подошли к нам на расстояние 20-30 метров и в бинокли стали рассматривать что мы делаем. Не обращая на них внимание, мы проводили регламентные работы на технике. Так они и шли с нами до вечера, думая, что готовимся к полетам. Работать на на палубе тяжело от жары спрятаться некуда, солнце стоит над головой и тени вообще нет. В 19 часов закончили работы и на палубе оставили четыре самолета и два вертолета. Англичане вернулись в свой строй.
     

    24 марта. В 08.30 нам по спецсвязи сообщили, что в ближайшее время с нами на связь выдут два экипажа самолетов ТУ-95РЦ, которые направляются в наш район. За 400км от нас мы их наблюдали и вышли с ними на связь. Слышимость отличная. По заданию они должны нам передать информацию о надводной обстановке на всю дальность действия. Подготовив аппаратуру системы «КОРВЕТ-1143», вошли в автоматическую связь с бортовой аппаратурой «УСПЕХ». Картинку получили очень качественную. Чувствуется экипажи высококвалифицированные. Мы их поблагодарили за отличную работу и сказали: «До скорой встречи». Находясь в городе Луанда, мы с ними встретились, познакомились показали наш корабль и уже очно, как положено поблагодарили за работу. Еще раз убедились ,что по целеуказанию с самолета можно успешно наносить ракетный удар. И наша аппаратура отлично работает не только с ИСЗ, но и с самолетной аппаратурой. Мы потом этим способом будем еще не раз пользоваться.
    В 09.00 Ш – 00гр.50м., Д - 09гр.49м., курс 120гр., скорость 12 уз., температура воздуха 31гр., воды 30гр. В 09.10 сообщили всему личному составу, что через 30 минут над кораблями пройдут два самолета ТУ-95, и ровно в 09.40 мы увидели знакомые нам самолеты с красными звездами на крыльях. Прошли они на высоте 200-300 м, сделали два покачивания и ушли на юг, мы тоже помахали им и покричали приветственные слова.
    В 14.00 в строй нашего отряда вошли французские фрегаты «Эскимо» (бортовой номер F 719) и «Аманти» (бортовой номер F 119), а английский ЭМ УРО «Ньюкасл» подошел на расстояние 20-30 м, сыграв «захождение», поприветствовал нас. Мы ответили этим же. Хорошая морская традиция приветствовать друг друга, да и выглядит со стороны она торжественно: по команде «По правому борту стать к борту» весь личный состав, находящийся в этот момент на верхней палубе, по борту принимает положение «Смирно». Этим самым отдает знак приветствия проходящему мимо кораблю. Было хорошо видно, как командир эсминца вышел на «крыло» ходового мостика и приложил руку к козырьку. В 14.30 корабль попал в тропический ливень. Вода с небес, падала сплошной стеной. Некоторые матросы даже пытались мыться с мылом, но через 15 минут все закончилось и мы увидели, что некоторые так и остались на мыленные.
    Следовали эти корабли рядом с нами до 17.30, затем два фрегата построившись в походный строй, отошли. С нами остался ЭМ «НЬЮКАСЛ»
    18.00 Ш – 00гр.30м., Д – 07гр.57м.,курс 100гр., скорость 12 уз. В данный момент находимся на траверзе Либерии и Берега Слоновой Кости. Через два часа ложимся на курс 90гр. На корабле было принято решение по согласованию с ЦКП ВМФ о проходе кораблями соединения «Золотой точки» или как еще ее называют «ПУП ЗЕМЛИ» Для каждого моряка это очень почетно. Ведь не каждый корабль проходит точку в мировом океане с координатами: широта 0° и долгота 0гр. ( где Экватор пересекается с Гринвичским меридианом), Нам это посчастливилось пройти. На завтра объявлен субботний распорядок дня, но продолжаем готовиться к заходу в Анголу и готовимся к празднику прохода «Золотой точки». Ориентировочно проход запланирован на 26 марта в 10-11часов. В 02.00 от нас отошел «НЬЮКАСЛ»
     

    25 марта. 09.00 Ш – 00гр. 27м., Д – 05гр. 29м. курс 92гр. скорость 12 уз. Погода стоит отличная, солнечная температура воздуха 29гр. ,воды 29гр. Находимся в Гвинейском заливе. К нам подошли еще два французских фрегата; «Кент» (номер D-12) и «Аканит» (D-601). В воздухе над нами находятся несколько вертолетов, что они только не вытворяли: устроили карусель, потом резко снижались, приближались и зависали чуть ли не над полетной палубой. Можно сказать, устроили цирк.
    В 18.00 по корабельному времени командир по трансляции объявил, что через 15 мин., который раз, корабль попадет в зону тропического ливня. Многие выскочили на палубу, прихватив с собой мыло. И на самом деле, дождь был очень сильный, потоки воды устремились на корабль, как будто его поливали из пожарных шлангов. Струи воды напоминали натянутые веревки. Матросы и офицеры прыгали, как дети, мылились мылом и скакали по палубе, как соответствующие животные. Смех стоял неимоверный. Дул сильный ветер 20-25м/с. Но.. Как внезапно мы вошли в полосу дождя, так внезапно и вышли. Все удовольствие длилось на этот раз минут20-25, но доброе дело сделано - помыли корабль.
     

    И вот 26 марта. 09.00 Ш -00гр. 18м., Д – 00гр. 19м., курс 90гр., скорость 12 уз. В 09.30 по кораблю объявлен «Большой сбор». Весь личный состав разместился полукругом возле, построенного на палубе в носовой части полетной палубы, брезентового бассейна. На построении рассказали, как по ранее разработанному сценарию будет проходить праздник. Все разошлись и стали ждать появления царя морей Нептуна.
    В 09.50 начались торжества. Сначала с носовой части корабля появились глашатаи и объявили о приходе Нептуна. И вот появляется его войско, а затем и сам царь морей с трезубцем в окружении русалок, были подобраны матросы, похожие на девиц в обличии женского туалета со всеми причиндалами, далее дюжина чертей, вымазанных мазутом и тринадцатью богатырями во главе с Черномором. Командир корабля зачитал приветствие морскому царю от экипажа корабля и, как положено, выпил чарку кваса из запасенной бочки. Нептун принял приветствие и спросил: «А что вы еще можете?», и тут корабельная самодеятельность показала, что может: были исполнены танцы тех национальностей, которые были на корабле. Национальный состав экипажа очень разнообразен, в него входило: русских – 580 человек, украинцев - 190, белорусов и азербайджанцев - по 30, узбеков - 28, казахов и молдаван - по 24, татар - 15, литовцев - 12, латышей и армян - по 9, чувашей, мордвин и марийцев - по 7, башкир и туркмен - по 5, лезгин -4, удмуртов и карел - по 3, грузин, эстонцев, каракалпаков - по 2, таджиков, киргизов, бурятов, коми, абхазцев, гагаузов, уйгуров, калмыков- по 1 человеку. Процентные соотношения примерно соответствовали соотношениям в стране. После такого приветствия окружение Нептуна сразу набросилось на всех кто впервые пересекал экватор, и начали окунать в бассейне. Этому обряду подверглись почти все, начиная с нашего командира соединения адмирала Варганова В.Ф. и его штаба до матроса. Конечно и нам досталось. Правда я еле убежал и то потому что был с кинокамерой и фотоаппаратом, «черти» по жалели мою технику. Шума и смеха было очень много. Вот уж матросы отыгрались на офицерах.
    Затем по корабельной трансляции было объявлено, что через 10 минут корабль пройдет «Золотую точку», кто ее увидит, получит 10 суток отпуска. Наивные матросы устремили свои взоры вперед, но. увы и ах...
    В то время, когда у нас на корабле все веселились, к нам по левому борту подошел французский фрегат «Аканит», сыграл «Захождение». Весь его личный состав во главе с командиром построился на правом борту и приветствовала нас. Не знаю, есть ли такой обряд во французском флоте, но смотрели они на нас с большим удивлением. Все, кто у нас находились на палубе, подошли к левому борту и стали выкрикивать слова приветствия, махали руками и приглашали к ним на праздник. § Затем вахтенный офицер доложил командиру эскадры, что француз поднял сигнал: "Плавание в "золотой точке" опасно из-за нахождения здесь айсбергов". Адмирал приказал поднять ответный сигнал: "Спасибо за предупреждение, об этом знаю, иду их растопить».
    Наш оркестр тоже сыграл «Захождение», ну, а потом грянул «все выше и выше…». Все офицеры нашего корабля отдали честь трехцветному7 французскому флагу. Проходя "золотую точку", произвели салют из 15 залпов, посмотрели на экватор и эту знаменитую точку. Сразу после прохода легли на курс 140гр. и направились в порт Луанда. Вечером вся наша группа собралась в каюте Захарова и Николай Николаевич вручил каждому памятный диплом о прохождении экватора и почетную грамоту о том, что:
    "Дана сия грамота мореходцу государства советского в удостоверение, что оный мореходец марта 26 дня года 1979 г., следуя путем морским по заданию Отечества своего и во славу Флота Советского из стран полунощных в страны полуденные. Через линию незримую, учеными мудрецами экватором именуемую, впервые пе-реступил, положенную пошлину уплатил и древний обряд послушно исполнил. Повелеваю поименованного мореходца от пошлин и обрядов впредь освободить и хождению его по всем владениям моим препятствий не чинить.
    Правитель, владений морских и пучин океанских, штормов, туманов, ветров, ураганов,
    властелин наяд и тритонов, сирен и русалок господин,
    зверей водоплавающих, птиц ныряющих, рыб летучих и
    гадов ползучих. Повелитель и всего трицарствия надводного и подводного.
    Владыка НЕПТУН.

    Ну и как положено, каждому досталось по чарке. Дело в том, что кто-то припас для этого случая бутылку крымского портвейна Так вот взяли эту бутылку, перемешали ее со спиртом и получился наш фирменный напиток 'Золотая точка", которым каждый причастился. Изобретателем этого напитка был наш доктор Петров.
    После этого изумительного праздника, жизнь пошла веселей, все получили какой-то заряд бодрости и энергии.
     

    27 марта 08.30Ш – 02гр.51м., Д – 03гр.21., курс 130гр. скорость12 уз., с нами постоянно следует, именно следует находясь на расстоянии 40-50 метров французский ЭМ «АКОНИТ».
    На сегодня запланировали полеты самолетов. Погода стоит отличная, но дикая жара (температура воздуха свыше 30гр.), солнце прямо над головой, тени нет ни от каких выступов надстройки. Работать на полетной палубе техническому составу очень тяжело. Но как бы ни было, а летать надо. Подняли с ангара 5 самолетов и стали их готовить к вылету. Перед полетами, как всегда, начали осуществлять гонку двигателей. Стали опробовать подъемные двигатели. При запуске двигатель сразу глохнет и не запускается. Стати выяснять причины, но пока понять не можем, температура воздуха 30гр., относительная влажность 80%, но при таких условиях мы летали . В чем дело пока не знаем? Полеты отставили. Ищем причины. Полеты перенесли на следующий день.
     

    28 марта. 09.00 Ш – 07гр. 30м., Д – 05гр.35м., курс 126гр., скорость 12 уз. Море 1 балл, глубина 4500м, температура воздуха 28гр., воды 29гр. Находимся на траверзе государства Габон. Идут 33сутки нашего похода.
    Корабль усиленно готовится к посещению государства Ангола. Как сказал зам.полит. «Мы являемся посланцами нашего народа и идем в порт Ангола, что бы показать нашу мощь». Наводим марафет на полетной палубе, драим все что можно, тщательно проверяем работоспособность всех механизмов. Постоянно проводят тренировки почетный караул. Но у нас одна мысль, что могло случиться с двигателями. Снова из ангара подняли другие самолеты и опять стали опробовать двигатели, повторилась вчерашняя картина, двигатели не запускаются! Видя сложную ситуацию с авиационной техникой и необходимостью официального захода, командир эскадры отменил полеты до окончания визита.
     

    29 марта. 09.00 Ш – 08гр. 54м, Д – 09гр. 27м., курс 150гр., скорость 12 уз.
    Уточнили время прибытия в Луанду, оказалось, что мы выбились из графика и идем с опережением. Сбавляем ход, ложимся на курс 90гр. В Луанде должны стать на якорь в 07.00 30 марта.
     

    30 марта. Подъем личного состава в 05.00, завтрак в 05.30. Ровно в 07.00 становимся на якорь в 15 каб. от входа в порт Луанда Слева от нас стоит БПК «ПЕТРОПАВЛОСК», справа - БПК «ТАШКЕНТ», по корме - БДК «ИВАН РОГОВ» и танкер «БОРИС БУТОМА». Температура воздуха 30-35гр. В 08.00 на корабль прибывают представители посольства. Встретили, как положено.
    В 11.30 собрали весь офицерский состав и военный атташе полковник Соколин Валерий Владимирович объявил, что в связи со сложной обстановкой в городе схода на берег не будет, возможно, будет организованы автобусные экскурсии.
    Ситуация в стране на это время была очень сложная. Постоянно враждующие между собой партии МПЛА и УНИТА все время накаляли обстановку и появление такой массы русских моряков может вызвать неприятные последствия. Поэтому было принято решение об организации автобусных экскурсий по городу. Командование эскадры и командиры кораблей, как и положено, при официальном визите, посетило наше посольство и присутствовало на приеме у нашего посла по случаю прибытия нашего отряда.
    Используя время стоянки, во второй половине дня стали принимать воду от танкера «БОРИС БУТОМА». Приняли 160 тонн технической воды и 110 тонн питьевой. Но при маневрировании танкера (из-за ошибки капитана) с трудом избежали столкновения. Этого еще не хватало, но, слава богу, все закончилось благополучно. Поздно вечером бросились ловить рыбу с кормы. Да рыбалка тут отменная и макрель, и тунец, и океанский окунь. Ну отвели душу, да и поели жареной рыбки вдоволь.
     

    31 марта. Командир корабля объявил что 2 апреля наш посетят высокие гости: Чрезвычайный и Полномочный Посол нашей страны в Анголе Логинов Вадим Петрович, военный атташе полковник Соколина Валерия Владимировича, Президент Анголы Аугустинио Нетто, Главнокомандующий ВМФ Анголы и других официальные лица. Проводим тренировки к торжественному построению, особенно готовился почетный караул. Для нас это был первый официальный заход, поэтому надо было отработать все приемы до автоматизма и выполнить их красиво и четко. Мы с этим справились отменно.
     

    1 апреля. Погода стоит отличная, температура 35гр. С палубы смотрим на город. Видны белоснежные, многоэтажные дома и фоне зелени смотрятся очень красиво.
    Будучи на приеме у нашего посла, командир отряда обсуждал с ним вопрос о прибытии на корабль Президента. Однозначно принято решение, что Президент прибудет на корабль на своем вертолете МИ-8 со своим экипажем, но дело в том, что летчик МИ-8 ни разу не садился на корабль. Поэтому надо дать разрешение летчику произвести посадку на вертолет, а для этого надо сделать несколько тренировочных посадок. Экипаж вертолета был советский с закавказского управления гражданской авиации налетал уже свыше 1500 часов, и проблем с переводом не было. Вот сегодня решили провести тренировки. В 10.00 прилетел вертолет сделал три захода на корабль без посадки, как бы пристрелялся, и с четвертого захода произвел посадку, сел удачно. После еще произвел четыре посадки и все удачно, чувствуется летчик квалифицированный. Полковник ЛогачевН.Ф. дал ему добро на посадку с Президентом.
    По договоренности с посольством наш корабль посетили работники посольства, их жены и дети. Как-то на душе стало веселей. Ведь мы уже 36 сутки никого постороннего на корабле не видели, а туг, на тебе, прямо праздник. Детишки бегали по палубе, интересовались буквально всем, что видели, а их мамы и папы дружно беседовали с матросами, интересовались с каких они мест. Наши матросы преображались на глазах. Стройные, подтянутые, чистенькие загорелые с гордостью отвечали на все вопросы, которые им задавали. Вот уж женщин мы не видели давно. Приятно было с ними беседовать.
     

    2 апреля. В 07.30 на командирском катере на корабль прибыл посол нашего государства. В 08.00 было объявлено торжественное построение всего личного состава для встречи Президента государства Ангола.
    В 09.00 вертолет, на борту которого находился Президент и сопровождающие его лица, произвел посадку на корабль. Его встречали наш посол, командир эскадры, его заместитель по политической части и командир корабля. Адмирал доложил Президенту о цели нашего захода и представил командира корабля. Затем оркестром были исполнены гимны нашей страны и Анголы. Президенту отдал рапорт начальник почетного караула и в сопровождении всех встречающих Президент обошел строй почетного караула и личного состава корабля, и поздоровался по-русски «Здравствуйте, привет», на что весь строй дружно с ним поздоровался. Так началось официальное посещение правительством Анголы нашего корабля. Президенту и командованию вооруженных Сил Анголы показали корабль, а Аугустинио Нетто даже сел в кабину самолета. Самолет покатали по палубе, а потом вместе с Президентом опустили в ангар, там он беседовал с летчиками и техниками и пришел в восторг от всего увиденного. Ну, а командование Министерства обороны и Главнокомандующий ВМФ Анголы восхищалось кораблем, и беседовали с офицерами корабля. Интересно многие говорили по-русски, наверняка учились у нас в Союзе, ну а Главком ВМФ окончил нашу Военно-морскую академию. Затем все сопровождающие Президента лица на лифте поднялись в салон флагмана и продолжили там беседу. На корабле они находились более двух часов и улетели с корабля на вертолете. Потом выступил посол Логинов Вадим Петрович, поблагодарил всех за проведенный показ техники и пожелал дальнейших успехов и счастливого возвращения домой.
    После этих событий мы на плавсредствах отправились на берег. Там пересели в автобусы, и в сопровождении сотрудников посольства, нас прокатили на экскурсию: поездили по городу, были в центре, на набережной и посетили музей обороны Анголы. Словом, немного размялись. Город произвел неплохое впечатление, но на улицах многовато мусора. Белоснежные высокие дома на фоне обильной тропической растительности смотрелись очень красиво, изумительная набережная, смогли сделать несколько фотографий, Порт Луанда большой и очень удобный, на рейде в этот момент стояло около 30 судов, разного класса и под разными флагами, в том числе, и наши сухогрузы и рыбаки. Очень интересный музей обороны все экспонаты стоят на открытом воздухе. Как только мы туда приехали, нас сразу обступила толпа мальчишек и стала прямо требовать сувениры. Нас об этом предупредили, и мы захватили с собой разные значки, открытки. Тут все и раздали, а они нас одаривали кокосовыми орехами с пальмы, которые тут же росли. Здесь же мы встретились с экипажем вертолета ребята рассказали о своем житье и угостили пивом, за что мы были очень благодарны.
    В центре бухты порта Луанда стоит сухогруз на борту название «Кальмар». Как нам пояснили, это корабль революции, что-то схожее с нашей "Авророй".
    ВМФ Анголы еще создавался, и по численности он состоял из двух-трех наших малых кораблей. Мы познакомились с ангольскими моряками. Наши матросы против них выглядят великанами. Поговорили с ними, как могли. На этом наше посещение Луанды и закончилось.
     

    3 апреля. 08.00 снялись с якоря, взяли курс на юг для встречи с танкером «КОСТРОМА», и заправки топливом и водой. В 19.00 из-за возгорания мусора в дымовой шахте объявлена тревога. Мусор быстро был потушен, но командиру БЧ-V досталось.
     

    4 апреля. Среда. 08.30 Ш – 22гр.10м., Д – 11гр.40м, идем курсом 193°, скорость 12 узла, в 90 милях от берега, температура воздуха 26°, воды 28,5гр., глубина 3000м идут 39 сутки нашего плавания.
    Весь день заправляемся топливом и берем воду.
    Намечены полеты вертолетов. Дело в том, что имеющиеся на корабле навигационные РЛС при определенных условиях могут быть использованы для управления ЛА при заходе на посадку. Мы их и ранее пробовали использовать, но как-то не решались внести в документацию по управлению полетами, как вариант, их использования. Поэтому сегодняшние полеты проводятся с целью облета этих станций. Облеты прошли успешно с отличным результатом. Отныне, как резервное средство, при сложных условиях погоды будем их использовать. Командир корабля и командир БЧ-V11 с большой неохотой на это согласились, ведь основное назначение этих станций - освещение ближней надводной обстановки, что очень важно. Но был найден компромисс, и все уладили. Использование этой РЛС для авиации нашло отражение в инструкции по производству полетов с этого корабля.
    Сегодня стало известно, что отряд кораблей 14 апреля должен зайти в Мозамбик с деловым визитом, и в связи с этим 10 апреля пройти мыс Игольный.

    5 апреля. 08.45 Ш – 18гр.09м, Д – 10гр.34м, идем курсом 170°,скорость 12 узлов.
    Планировали проведение ночных полетов на поиск ПЛ, но погодные условия резко ухудшились. Пошли низкие рваные облака переходящие в туман, температура воздуха понизилась до 21-22гр., чувствуется приближение ревущих 40-х широт. Прогноз погоды тоже не предвещал ничего хорошего. Полеты отбили по метеоусловиям.
    Вечером на корабле объявлено ответственное и приятное мероприятие - баня. На корабле — это особый ритуал, учитывая, что с пресной водой не ахти как, а когда идет прием воды от танкера то с водой, как понимается, неплохо. В эти дни - праздник мойся, стирай, как хочешь. Правда и танкер не бездонный. На корабле бань и душевых достаточно, на помывку идут группами по 20-30 человек и, конечно, строго по расписанию на каждую группу отпускается 20 - 25 мин. Не так уж и много времени, но все успевали и даже постирать. Хотя на корабле есть прачечные, оборудованные всем необходимым, но вот беда - в стиральных машинах сильно страдают пуговицы на рубашках, а это дефицит. Вот приходилось экономить на пуговицах и стирать вручную. Но, естественно, стирали не только от бани до бани. Ведь в жаркие дни вся одежда быстро приобретала не первую свежесть. Умудрялись стирать в каюте, в раковине грели воду кипятильником и получалось неплохо. При нахождении корабля в тропиках на палубу выводили временные души, правда с забортной водой, ополоснуться в течение дня можно было в любое время. Но температура воды в душе доходила до 30гр. да и вода очень соленая, и после ополаскивания при температуре наружного воздуха свыше 40гр. на теле хоть ножом соскребай соль. Но ничего обходились, ведь с пресной водой напряженка, хотя на корабле постоянно работали опреснители, но вода нужна на бытовые и технические нужды и естественно ее расход регламентирован.
    После высоких температур, когда у нас на самолетах не запускались подъемные движки, наступил обычный температурный режим, температура воздуха не поднималась выше 25гр.
     

    6 апреля. 08.30 Ш – 23гр.21м., Д – 11гр.31м. курс 170гр., скорость 16 уз., температура воздуха 20гр., воды 21гр.,глубина 1500м, море 2бала зыбь идем на траверзе Намибии.
    В 09.45 пересекаем тропик Козерога, корабль вышел из тропической зоны.
    Сегодня намечены полеты самолетов.

    Сегодня для корабля и всех нас - знаменательный день. Сегодня годовщина первой посадки самолета на ТАКР «Минск». Год тому назад была совершена первая посадка самолета ЯК-38. Посадку совершил командир 311 ОКШАП подполковник Свиточев Вячеслав Михайлович. Сегодня он тоже летал. После полета его поздравили командир эскадры, командир корабля и все мы и, как положено, три раза подбросили вверх.
    Ну а вечером мы все дружно отмечали день рождения Павла Гусева. Набегавшись за день по полетной палубе, он принимамал гостей в своей небольшой каюте. Конечно, выпили на корабле с этим напряженка, но все-таки добыли «шильца» у авиаторов. Приподнесли ему сувенир, самодельно сделанный знак авианесущего корабля в миниатюре. Такой же знак, но соответствующих размеров закреплен на форштевне корабля. Не знаю, как сейчас, но в то время утвержденных знаков авианесущего корабля не было (умельцы матросы из латуни делали сами), и этот знак очень хорошо бы смотрелся на морской форме. Надо сказать, что в американском флоте такой отличительный знак у тех, кто служит на авианосцах, есть. Подарили адрес с силуэтом корабля, отпечатанный в корабельной типографии.
    Гвоздем программы было выступление «хора мальчиков» в составе Власюка, Струкова и Бараненкова они спели куплеты (стихи Стрелкова) на тему нашей жизни. В них было все: и про нашего шефа который требует отчета «.. .написавший три строки у него в почете», и про Струкова с Власюком, как они ловили рыбу, - словом, повеселились и пошутили.
     

    7 апреля. 08.00. В помещении дежурных летчиков идет постановка задачи на сегодняшние полеты. В 08.30 вылетел разведчик погоды, погода благоприятствует проведению полетов, что подтверждает прогноз корабельных синоптиков. 09.30 начали полеты. Первый самолет выполнил полет по маршруту, Посадку произвел во время, задание выполнил полностью. Во втором залете полет по кругу на «спарке» выполняли командир эскадрильи летчик 1 класса майор Чурилов Ю.И. и командир звена старший лейтенант Перепечко В.А. При заходе на посадку, находясь на удалении от корабля 2300м, высоте 200-220м и скорости 350км\час, после доклада летчика «Сопло вертикаль, струйные включены», самолет резко перешел в пикирование,на действия летчика не реагировал. Экипаж пытался парировать пикирующий момент взятие ручки на себя, но самолет был неуправляем и угол пикирования увеличивался. При достижении угла пикирования до 25градусов, и при дальнейшем увеличении, экипаж привел систему катапультирования в действие. Катапультирование произошло на скорости 350км\час и высоте полета 130м. Корабль в это время находился в точке с координатами Ш=28°13', D=13°03' на траверзе устья реки Оранжевая (ЮАР) в 300 км от берега . Самолет затонул.
    Я в этот момент находились на стартово-командном пункте корабля. Картина была ошеломляющая, посадочные локаторы четко зафиксировали момент падения самолета. Надо отдать должное нашим спасателям. Вертолет-спасатель в этот момент сопровождал заходящий на посадку самолет, и как только экипаж оказался в воде над ними сразу завис вертолет. К ним для оказания первой помощи прыгнули аквалангисты. В срочном порядке с БПК «ПЕТРОПАВЛОВСК», идущим за нами в кильватере, был спущен катер, и летчики благополучно были подняты на борт катера. Вся операция длилась в течении 5 минут. Дело в том, что в этом районе обитает множество акул, и мы, конечно, этого очень боялись. Но через пару минут наш вертолет-спасатель доставил благополучно летчиков на корабль, целыми и невредимыми. В этот момент над нами находился самолет ЮАР «ОРИОН» и кружил вертолет на высоте 250-300м, как вскоре мы выяснили, с фрегата ЮАР «ПРЕЗЕДЕНТ СТЕЙН», который в сопровождении катера (бортовой номер Т-148) вскоре подошел к нам.
    Мы постояли в месте падения самолета около часа, думали что может быть что-нибудь всплывет, но ничего. С грустью мы отошли от места падения самолета, а там еще долго кружили вертолеты ЮАР. Потом, уже дома мы услышали, что американцы якобы организовывали подъем нашего самолета. Может быть, это и правда, хотя глубина там не малая, 3000 м.
    Вот при таких обстоятельствах мы потеряли «спарку», что потом сказалось на подготовке летного состава. О случившемся подробно было доложено вышестоящему командованию. Ну а нам предстояло разобрать этот случай и найти причины происшедшего. Поэтому полетами самолетов пришлось повременить.

    9 апреля в 05.00 прошли мыс Доброй Надежды, в 14.32 пересекаем меридиан 20 градусов, отделяющий Атлантический океан от Индийского. Стало совсем прохладно. По небу бегут осенние облака палуба уже не «дышит» жаром. Ведь в тропиках температура на поверхности полетной палубы доходила до 60градусов. В тропических тапочках на кожаной подошве стоять было невозможно, а сейчас по ней можно ходить босиком. Не видно уже матросов, по пояс раздетых. Порывистый холодный ветер с юга пробирает до озноба, все перешли на нашу весенне-осеннюю форму одежды. Нас продолжает сопровождать «Президент Стейн», но ведет себя некорректно, лезет в наш походный строй, наводит оружие и имитирует стрельбу, на все наши предупреждения не отвечает. Вот к такого мы еще не видели.
     

    10 апреля. 09.00 Ш – 36гр.30м., Д – 24гр.45м, курс 90гр., скорость 12 уз., температура воздуха 22гр., воды 24гр. Проходим траверз Порт-Элизабет. Сегодня 46 сутки как мы вышли из Севастополя.
    Сегодня командир эскадры проводит комплексную проверку офицеров боевого управления на командном пункте командира соединения. Результаты проверки желают быть лучшими. Бросается в глаза плохая организованность, некоторые расчеты не четко выполняют свои обязанности, плохая слаженность в работе, нет оперативного взаимодействия с постами управления корабельной авиацией. Для начальника штаба эскадры большое поле деятельности. Такие же замечания получил и начальник штаба авиационной группы. Поставлена задача в ближайшие дни ликвидировать все замечания. На меня ложится ответственная работа. Необходимо провести теоретические занятия с офицерами боевого управления авиацией, а затем отработать все практически.
    Прощаемся с Атлантическим океаном, где было много нового и интересного и не забываемого. Правда на дне остался наш ЯК, жалко хорошая была «спарка» и одна единственная. Мы скоро почувствуем ее отсутствие, когда после летного перерыва надо будет провозить летный состав. Ну а пока прощай, Атлантический океан.



    В начало повести
    Продолжение следует...



     

     

     









    Рейтинг@Mail.ru