фл.семафором слава флоту
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • мороружие
  • словарик
  • кают-компания




  • Морские памятные даты


    Памятные даты из истории советского Военно-морского флота


    Часть V

     

    Операции Военно-морского флота

    Война с Японией

     

     



    1944, 8.4—12.5 Крымская наступательная операция.

    В результате наступательных действий на Украине летом и осенью 1943 наши войска вышли к Перекопскому перешейку и зал. Сиваш, отрезав крымскую группировку противника от войск, действовавших на Правобережной Украине. Положение немецких войск в Крыму резко ухудшилось с освобождением Одессы войсками Красной Армии весной 1944. Удержание Крыма имело для немецко-фашистского командования огромное политическое и стратегическое, значение. Оккупация Крыма использовалась Германией для давления на Турцию и удержания в составе агрессивного блока Румынии и Болгарии. Кроме того, Крым являлся плацдармом для нанесения ударов по войскам Красной Армии, действовавшим на Украине, и для создания постоянной угрозы ЧФ. В Крыму противником была создана глубоко эшелонированная оборона. Особое внимание уделялось укреплению оборонительных позиций на Перекопском перешейке и Керченском п-ове. Замысел операции по освобождению Крыма заключался в нанесении совместных ударов войсками 4-го Украинского фронта (командующий генерал армии Ф. И. Толбухин) из района Сиваш и Перекоп и Отдельной Приморской армии (командующий генерал армии А. И. Еременко) с керченского плацдарма в направлении Симферополь, Севастополь с целью окружить и уничтожить группировку противника, не допустив ее эвакуации из Крыма. В операции участвовало 470 тыс. человек, до 6 тыс. орудий и минометов, около 560 танков и САУ. Авиационную поддержку осуществляли 8-я, 4-я воздушные армии и ВВС ЧФ (всего 1250 самолетов). ЧФ (командующий адмирал Ф. С. Октябрьский) поддерживал наступление войск па приморских направлениях и препятствовал эвакуации вражеских войск мором из Крыма в порты Румынии и Болгарии, АВФ (командующий контр-адмирал С. Г. Горшков) содействовала наступлению Отдельной Приморской армии. Координация действий была возложена на представителей Ставки ВГК Маршалов Советского Союза К. Е. Ворошилова и А. М. Василевского. В Крыму нашим войскам противостояла 17-я немецкая армия (5 немецких, 7 румынских дивизий) общей численностью 195 тыс. человек, до 3600 орудий и минометов, свыше 215 танков и штурмовых орудий, 148 самолетов. К боевым действиям враг привлекал также авиацию с аэродромов Румынии и оккупированной Молдавии. Наши войска превосходили противника: в людях — в 2,4 раза, в орудиях и минометах — в 1,7, в танках и САУ — в 2,6, в самолетах — более чем в 8 раз. 8.4 после артиллерийской и авиационной подготовки войска 4-го Украинского фронта перешли в наступление. Главный удар наносили 51-я армия и 19-й танковый корпус с плацдарма на южном берегу Сиваша, вспомогательный — 2-я гвардейская армия на Перекопском перешейке. После ожесточенных боев оборона противника была прорвана. Введенный в прорыв 19-й танковый корпус 11.4 освободил Джанкой. В ночь на 11.4 перешла в наступление Отдельная Приморская армия, утром была освобождена Керчь. В ходе наступления 13.4 были освобождены Евпатория, Симферополь и Феодосия, 14.4 — Бахчисарай. Преследуя отступающего противника, наши войска 16.4 освободили Ялту, 18.4 — Балаклаву и вышли па подступы к Севастополю. С 15.4 по 4.5 велась подготовка к решающему штурму севастопольских укреплений. 5.5 после мощной артиллерийской подготовки началось наступление, 9.5 город был освобожден. Остатки разгромленных войск противника 12.5 были взяты в плен у м. Херсонес. На суше противник в целом потерял до 100 тыс. человек, в том числе более 61,5 тыс. пленными, и всю боевую технику. В первые дни операции авиация ЧФ нанесла удары по скоплениям транспортов и плавсредств противника в Севастополе, Судаке и Феодосии, лишив его возможности эвакуировать морем войска из Феодосии и Судака. В ходе операции авиация флота наносила удары по кораблям н транспортам противника на переходе морем и особенно на подходах к Севастополю, производила минные постановки в районах Севастополя, Констанцы и Сулины. Всего за период операции авиация ЧФ совершила 6323 самолетовылета. Корабли ЧФ, главным образом торпедные катера и подводные лодки, наносили удары по кораблям и транспортам противника в портах и на коммуникациях. Только 3—13.5 при эвакуации из Крыма морем погибло 42 тыс. солдат и офицеров противника. Торпедные катера ЧФ за время операции совершили 268 выходов в море для поиска и атак конвоев противника, а подводные лодки — 20 выходов для действий на морских сообщениях. В результате было потоплено 19 кораблей (36 повреждено) и 62 транспорта и судна (24 повреждено) противника. Кроме того, успешные действия ЧФ нарушали снабжение 17-й немецкой армии. Крымская операция отличалась хорошо организованным взаимодействием сухопутных войск, авиации и ВМФ, что способствовало разгрому врага. Многим соединениям и частям были присвоены почетные наименования Евпаторийских, Керченских, Перекопских, Севастопольских, Сивашских, Симферопольских, Феодосийских и Ялтинских. Тысячи участников боев награждены орденами и медалями, 126 бойцов и командиров (среди них 7 моряков) удостоены звания Героя Советского Союза. Освободив Крым, наши войска вернули стране важный экономический район, ЧФ вновь получил свою главную базу — Севастополь. Были обеспечены благоприятные условия для освобождения народов Юго-Восточной Европы.

    1944, 10—20.6 Выборгская наступательная операция — одна из завершающих операций битвы за Ленинград.

    Целью операции было освобождение территории Карело-Финской ССР и северной части Ленинградской обл. и восстановление государственной границы с Финляндией. На Карельском перешейке противник создал оборонительный рубеж на глубину 120 км. Здесь находились 3-й и 4-й армейские корпуса (всего 6 дивизий и 4 бригады) финской армии, впоследствии объединенные в группу «Карельский перешеек». Затем сюда был переброшен 5-й армейский корпус. В Финском зал. действовало более 160 финских и немецких кораблей и катеров. Наши войска превосходили противника: по пехоте — в 2 раза, по артиллерии и танкам — в 6, по авиации — в 3 раза. На направлении главного удара превосходство было еще большим. В ходе операции артиллерия кораблей КБФ и ЛВФ разрушила наиболее мощные прибрежные укрепления противника и подавила его огневые точки, что способствовало прорыву долговременной обороны противника, успешному наступлению на Выборг и освобождению островов в Выборгском зал. Наши войска (21-я, 23-я и часть 59-й армии) при поддержке 13-й воздушной армии, сил КБФ и ЛВФ в ходе операции разгромили 3/4 финской армии и продвинулись на 110—130 км. Были заняты Выборг (20.6) и 15 островов в Выборгском зал. В результате Выборгской операции военно-политическое положение Финляндии значительно ухудшилось, были созданы благоприятные условия для проведения Свирско-Петрозаводской операции. Отличившиеся в боях 48 соединений и частей получили почетные наименования Выборгских и Ленинградских.

    1944, 23—27.6 Тулоксинская десантная операция.

    Перед началом Свирско-Петрозаводской операции командующий Карельским фронтом принял решение силами ЛВФ высадить морской десант в тыл противника в междуречье Видлицы и Тулоксы, который должен был перерезать шоссейную и железную дороги и, лишив противника возможности подвозить резервы, удерживать захваченный плацдарм до подхода главных сил 7-й армии. Для перевозки десанта (70-я отдельная морская стрелковая бригада, 3667 человек, командир подполковник А. В. Блак) было выделено 4 вспомогательных судна, 2 тральщика и 2 шхуны. В отряд высадочных средств входило 12 катеров, 19 тендеров и 9 мотоботов, в охранение — 6 сторожевых катеров МО, 2 бронекатера, десантное судно. Прикрытие десанта на переходе и поддержка его при высадке были возложены на 7-ю воздушную армию и авиацию КБФ (всего 230 самолетов). 23.6 в 5 ч корабли отряда артиллерийской поддержки (5 КЛ, 2 ТКА и 2 СКА) открыли огонь по району высадки. Через 30 мин по укреплениям противника нанесли удар бомбардировщики. Огнем кораблей и истребителями была отражена атака самолетов противника. В 5 ч 55 мин катера и тендеры с первым броском десанта подошли к берегу. Канлодки перенесли огонь в глубину обороны противника. Несмотря на яростное сопротивление врага, за день было высажено 3159 человек. Десантники захватили плацдарм 4,5 км по фронту и 2 км в глубину, перерезали дорогу Олонец — Питкяранта. Для поддержки десанта авиация совершила за сутки 347 самолетовылетов. 24.6 к 17 ч в штормовых условиях на плацдарм был высажен первый эшелон 3-й отдельной бригады морской пехоты. Высадка остальных эшелонов из-за шторма длилась до 26.6. Всего было высажено около 5000 человек с 59 орудиями, 46 минометами и др. Поддержанный огнем корабельной артиллерии, десант отразил контратаки противника и прочно удерживал железную и шоссейную дороги на Питкяранту. Отступающие неприятельские войска были вынуждены бросать технику и отходить по проселочным дорогам в обход плацдарма, занятого десантом. 27.6 десант соединился с частями 7-й армии и участвовал в освобождении Видлицы. Канонерские лодки и катера ЛВФ поддерживали огнем наступление войск. За успехи в Тулоксинской десантной операции ЛВФ (командующий контр-адмирал В. С. Чероков) была награждена орденом Красного Знамени.

    1944, 24—30.7 Нарвская наступательная операция.

    Цель операции — разгром нарвской группировки немецко-фашистских войск и освобождение Нарвы. На нарвском направлении нашим войскам противостояли 5 дивизий и 2 моторизованные бригады оперативной группы «Нарва». Противник подготовил мощную многополосную систему обороны. Командующий Ленинградским фронтом генерал армии Л. А. Говоров возложил проведение операции на войска 2-й Ударной и 8-й армий и 13-й воздушной армии. К операции привлекалась часть сил КБФ (командующий адмирал В. Ф. Трибуц), в том числе 9-я штурмовая авиадивизия, 2 штурмовых авиаполка и железнодорожная артиллерия. Наши войска превосходили противника в силах в 2 раза. 24.7 после артиллерийской и авиационной подготовки перешли в наступление войска 8-й армии. Продвигаясь в северо-западном направлении, они создали угрозу путям отхода противника и вынудили его начать отвод войск из-под Нарвы. Утром 25.7 в наступление перешла 2-я Ударная армия. Ее соединения при мощной поддержке артиллерии, авиации и кораблей КБФ форсировали р. Нарва, овладели ее левым берегом и к утру 26.7 при содействии войск 8-й армии освободили Нарву. Противник был отброшен на 20 км к западу от города. За умелые боевые действия и героизм 28 частей и соединений были удостоены почетного наименования Нарвских, 6 награждены орденами. В результате операции был расширен плацдарм на левом берегу Нарвы и созданы благоприятные условия для освобождения Прибалтики.

    1944, 14.9—24.11 Прибалтийская стратегическая наступательная операция.

    На территории Прибалтийских республик, от Финского зал. до р. Неман, находились немецко-фашистские войска группы армий «Север» (оперативная группа «Нарва», 18-я и 16-я армии) и 3-я танковая армия группы армий «Центр» (с 21.9 передана в группу армий «Север») — всего 56 дивизий и 3 моторизованные бригады общей численностью более 700 тыс. человек, свыше 1200 танков и штурмовых орудий, до 7 тыс. орудий и минометов. На таллинском, рижском и мемельском направлениях были оборудованы мощные оборонительные рубежи. Сухопутные войска поддерживали авиация 1-го воздушного и часть сил 6-го воздушного флота (всего до 400 самолетов) и флот (свыше 100 кораблей, катеров и судов). В составе наших фронтов было свыше 900 тыс. человек, до 17,5 тыс. орудий и минометов, 3080 танков и САУ. Авиация фронтов имела 2640 самолетов, кроме того, привлекались ВВС КБФ и дальняя авиация. Наши войска превосходили противника: в живой силе — в 1,3 раза, в артиллерии и танках — в 2,5, в самолетах — более чем в 6 раз. На направлениях главных ударов превосходство было вдвое большим. Важное значение имело участие в операции эстонских, латышских и литовских соединений. По замыслу советского командования намечалось отсечь группировку противника, находящуюся в Прибалтике, расчленить ее и уничтожить по частям. Операция проводилась поэтапно. На первом этапе (с 14 по 21.9) была осуществлена Рижская операция, в ходе которой наши войска вышли к рубежу «Сигулда» в 25— 60 км от Риги. Затем по решению Ставки ВГК усилия 1-го Прибалтийского фронта (командующий генерал армии И. X. Баграмян) были перенесены на мемельское направление, где совместно с частью сил 3-го Белорусского фронта (командующий генерал армии И. Д. Черняховский) он должен был отсечь прибалтийскую группировку противника от Восточной Пруссии. В ходе Рижской операции содействие наступавшим войскам оказывала авиация КБФ, наносившая удары по местам базирования кораблей противника и нарушавшая его перевозки в Финском и Рижском заливах и в Балтийском море. С 17 по 26.9 войска Ленинградского фронта (командующий Маршал Советского Союза Л. А. Говоров) во взаимодействии с КБФ провели Таллинскую операцию, разромив оперативную группу противника «Нарва» и освободив Таллин и материковую часть Эстонии. Успешному наступлению войск Ленинградского фронта способствовала Бригада речных кораблей КБФ на Чудском оз., которая поддерживала огнем бронекатеров соединения 2-й Ударной и 8-й армий, наступавших вдоль побережья озера, прикрывала их фланги, перевозила войска и грузы из Гдова в Мустве (Муствеэ). Авиация КБФ действовала на морских сообщениях противника, наносила удары по кораблям и судам, находящимся в базах и портах Таллин, Пярну и др. Для содействия наступлению 8-й армии с торпедных катеров на острова и в порты южного побережья Финского зал. высаживались десанты: 20—24.9 подразделения морской пехоты были высажены на о. Б. Тютерс, в гавани Кунда и Локса, порты Таллин и Пальдиски (Палдиски) и на о-ва Найссар (Найссари) и Осмуссар (Осмуссаар), которые в короткий срок были очищены от противника. На втором этапе операции (с 28.8 по 24.11) войска 1-го Прибалтийского фронта и 39-й армии 3-го Белорусского фронта развернули наступление на мемельском направлении, а войска 3-го и 2-го Прибалтийских фронтов (командующие генералы армии И. И. Маслен-ников и А. И. Еременко) продолжали Рижскую операцию (6—21.10). В результате Мемельской операции наши войска вышли на побережье Балтийского моря, вклинились в Восточную Пруссию и отсекли от нее основные силы группы армий «Север». В ходе наступления авиация КБФ своими действиями нарушала воинские перевозки в Рижском зал., на подходах к Лиепае и Мемелю (Клайпеда). Она наносила удары по войскам противника в Тильзите (Советск), Истербурге (Черняховск) и других районах, а также по его кораблям и судам в Риге, Вентспилсе, Лиепае, Мемеле. 13— 15.10 была освобождена Рига, а группа армий «Север» блокирована с суши на Курляндском п-ове. Используя наступление Прибалтийских фронтов, войска Ленинградского фронта и силы КБФ 27.9—24.11 провели Моонзундскую десантную операцию, освободив острова архипелага. В результате этого улучшились условия для действий КБФ на морских коммуникациях, связывавших курляндскую группировку с Германией. Прибалтийская операция характеризовалась большими масштабами. Войскам пяти наших фронтов, силам КБФ и авиации дальнего действия противостояло до 1/4 всех сил противника, действовавших на советско-германском фронте. Общая полоса наступления достигала 1000 км, глубина фронтовых операций на первом этапе наступлений составляла 250—300 км, на втором этапе — 130 км. Авиация в ходе всей операции совершила свыше 55 тыс. самолетовылетов. КБФ (командующий адмирал В. Ф. Трибуц) производил оперативные перевозки войск и техники, прикрывал приморские фланги наступающих войск и оказывал им огневую поддержку силами авиации и корабельной артиллерии, высаживал морские десанты, вел борьбу на коммуникациях. На морских сообщениях противника действовали минно-торпедная авиация, торпедные катера, с октября —17 подводных лодок. В 1944—45 было потоплено 971 и повреждено 453 судна и корабля противника. За проявленный в ходе операции массовый героизм 131 часть и соединение армии и КБФ получили почетные наименования Таллинских, Клайпедских и др., 481 часть и соединение были удостоены правительственных наград. В результате Прибалтийской стратегической операции было завершено освобождение советской Прибалтики (кроме Курляндии), ускорен выход из войны Финляндии. Из 59 соединений противника в Прибалтике было разгромлено 29, остальные были изолированы в Курляндии и блокированы (3 дивизии) в районе Мемеля. Протяженность линии фронта в Прибалтике сократилась до 250 км. Были созданы предпосылки для развития наступления наших войск в Восточной Пруссии.

    1944, 27.9—24.11 Моонзундская десантная операция.

    В результате Таллинской операции, являвшейся частью стратегической Прибалтийской операции, войска Ленинградского фронта (командующий Маршал Советского Союза Л. А. Говоров) 25.9 вышли на побережье Рижского залива. Создались благоприятные условия для освобождения островов Моонзундского архипелага. Противник пытался удержать острова, владея которыми он прикрывал войска группы армий «Север» с моря. К началу операции острова обороняли 23-я пехотная дивизия и 4 охранных батальона (11,5 тыс. человек, 10 дивизионов артиллерии, большое количество минометов), поддержку войск осуществляли 30 самолетов и 40 кораблей, привлекались также действовавшие в восточной части Балтийского моря 4 крейсера и несколько эсминцев. Для освобождения островов были выделены 109-й и 8-й Эстонский стрелковые корпуса 8-й армии Ленинградского фронта и силы КБФ (55 ТКА, 23 СКА, 8 БКА, 13 КАТЩ, 40 тендеров), а также 260-я отдельная бригада морской пехоты. Авиационную поддержку осуществляли 13-я воздушная армия и авиация КБФ. Руководили операцией: на суше — командующий 8-й армией генерал-лейтенант Ф. Н. Стариков, на море — начальник штаба эскадры КБФ контр-адмирал И. Г. Святов. Операция проводилась в два этапа. Сначала были освобождены о-ва Муху, Хиума и большая часть о. Сарема (Сааремаа). На втором этапе шли бои за освобождение п-ова Сырве. Действия начались с высадки 27.9 торпедными катерами батальона морской пехоты на о. Вормси, затем 29.9 днем 13 торпедных катеров и 90 амфибий высадили передовой отряд десанта (1150 человек) на о. Муху. В течение 30.9 торпедные катера совершили 181 рейс и переправили на остров 249-ю стрелковую дивизию (свыше 5,6 тыс. человек). К утру 1.10 он был полностью освобожден. Высадка на о. Хиума была произведена 2.10. После освобождения о. Хиума (к вечеру 3.10) и мелких островов войска 8-й армии и корабли КБФ получили выгодные позиции для освобождения о. Сарема, где противник сосредоточил основные силы. При поддержке артиллерии 5.10 соединения 8-го стрелкового корпуса овладели Ориссарской дамбой, соединяющей о-ва Муху и Сарема. В северной части острова (в районе Талику) неожиданно для противника 8 торпедных катеров под командованием Героя Советского Союза капитана 3 ранга В. П. Гуманенко высадили десант. Захватив плацдарм, десантники перешли в наступление и утром 10.10 подошли к основному рубежу противника на п-ове Сырве, который являлся ключом к Рижскому зал. и где была создана глубоко эшелонированная оборона. Вражеский гарнизон насчитывал (в начале ноября) более 11,5 тыс. человек. Попытки прорвать оборону с ходу не удались. 18.11 после мощной авиационной и артиллерийской подготовки, в которой участвовали артиллерия канлодок, бронекатеров и береговых батарей, а также авиация фронта и КБФ, войска 8-й армии при поддержке армейской и корабельной артиллерии и авиации прорвали вражескую оборону. Несмотря на упорное сопротивление противника, поддержанного крейсерами, эсминцами, миноносцами и авиацией, наши войска освободили п-ов Сырве. Противник, опасаясь полного разгрома, эвакуировал свои войска. К утру 24.11 операция была закончена, освобождение островов Моонзундского арх. было завершено. В ходе операции КБФ высадил на острова свыше 3700 человек десанта и перевез (до 30.11) более 74 тыс. человек, а также большое количество военной техники и грузов. В результате действий кораблей и артиллерии КБФ были потоплены и повреждены 11 кораблей противника. Авиацией КБФ, которая произвела более 2300 самолетовылетов, было потоплено 11 транспортов и судов, повреждено 30 кораблей и судов. С занятием островов Моонзундского арх. завершилось освобождение Эстонской ССР. Операция имела важное значение для КБФ, корабли которого получили возможность действовать не только в Финском и Рижском заливах, но и на коммуникациях противника в средней и южной частях Балтийского моря.

    1944, 7—29.10 Петсамо-Киркенесская операция.

    После разгрома врага в Южной Карелии и выхода Финляндии из войны создались благоприятные условия для изгнания оккупантов из советского Заполярья. К началу октября 19-й горнострелковый корпус 20-й горной немецкой армии (3 пехотные дивизии, 53 тыс. человек, 753 орудия и миномета, 160 самолетов) удерживал плацдарм в районе Петсамо (Печенга) с целью сохранить за собой источники важного стратегического сырья, а также военно-морские и авиационные базы в Заполярье. Используя труднопроходимый характер местности, противник создал глубоко эшелонированную оборону на глубину 150 км. Главная ее полоса проходила по перешейку п-ова Средний и по высотам к оз.Чапр, вторая полоса — по левому берегу р. Титовка, тыловая — по левому берегу р. Петсамойоки. На побережье Мотовского зал., губы М. Волоковая и Варангер-фьорда противник создал сильную ПДО. Норвежская группировка германского флота (1 ЛК, 14 ЭМ, более 30 ПЛ) и силы 5-го воздушного флота, базировавшиеся на Северную Финляндию и Норвегию, действовали на морских сообщениях СССР и обеспечивали свои морские пути в Петсамо и Киркенес. Карельский фронт (командующий генерал армии К. А. Мерецков) силами 14-й общевойсковой армии (97 тыс. человек, 2103 орудия и миномета, 126 танков и САУ) и 7-й воздушной армии (700 самолетов) при содействии СФ (2 бригады морской пехоты, разведотряд, отряд кораблей, 275 самолетов; командующий адмирал А. Г. Головко) должен был разгромить противника и, освободив район Петсамо, развивать наступление к советско-норвежской границе. Наши войска превосходили противника: в людях — в 1,8 раза, в артиллерии — в 2,8, в танках — в 2,5, в самолетах — в 6,3 раза. Утром 7.10 после мощной артиллерийской подготовки 14-я армия (командующий генерал-лейтенант В. И. Щербаков) перешла в наступление. При поддержке 7-й воздушной армии наши войска прорвали главную полосу обороны на фронте до 20 км и в глубину до 16 км, форсировали р. Титовка и развернули наступление на Луостари и Петсамо. Неся большие потери и опасаясь выхода советских войск в тыл, противник начал отход из района губы Западная Лица на запад. Авиация 7-й воздушной армии и СФ наносила удары по отступающим войскам и переправам, соединения 14-й армии преследовали противника. В ночь на 10.10 торпедные катера, большие и малые охотники высадили тактический десант (63-я бригада морской пехоты, 2837 человек; командир полковник А. М. Крылов) на южное побережье губы М. Волоковая и демонстративный десант (44 человека) в районе м. Пикшуев. Утром с п-ова Средний начала наступление 12-я бригада морской пехоты (командир полковник В. В. Рассохин). К середине дня ее части и силы десанта прорвали оборону противника на перешейке п-ова Средний и развернули наступление на Петсамо. В результате совместных действий 131-го и 99-го стрелковых корпусов и морского десанта (658 человек), высаженного кораблями СФ вечером 12.10 в порт Линахамари (Лиинахамари) и усиленного частями 12-й и 63-й бригад морской пехоты, в ночь на 15.10 наши войска освободили Петсамо. Противник отступил к Киркенесу и Наутси. Для содействия наступлению войск 14-й армии СФ высадил три тактических десанта в зал. Суолавуоно и Аресвуоно (18.10), в Кобхольм-фьорде (23.10) и Хольменгро-фьорде (25.10), лишив противника возможности эвакуировать свои войска морем. Части 14-й армии форсировали Бёк-фьорд и 25.10 овладели городом и портом Киркенес, а 27.10 — аэродромом. и г. Наутси, завершив освободительную миссию в Норвегии. 29.10 14-я армия и СФ завершили операцию по разгрому войск противника в Северной Финляндии и в северных районах Норвегии. К 6.11 специальный отряд, преследуя остатки войск противника, вышел на рубеж р. Тана и 13.11 овладел населенным пунктом Тана. В ходе операции наши войска продвинулись до 150 км. Во время боев противник только убитыми потерял до 30 тыс. человек. Силы СФ потопили 156 вражеских кораблей и судов. Большое значение в условиях бездорожья имели выполненные СФ морские воинские перевозки. Авиация совершила более 10 600 самолетовылетов и уничтожила 125 самолетов врага. За доблесть и героизм в боях с врагом 51 часть и соединение армии и СФ были удостоены почетных наименований Печенгских и Киркенесских, 70 частей и соединений награждены орденами. В результате Петсамо-Киркенесской операции промышленность Германии лишилась возможности получать никелевую и железную руду из района Киркенес, Петсамо, а ее ВМС потеряли базы на побережье Баренцева моря. Красная Армия, освободив Заполярье, вступила на территорию Норвегии.

    1945, 9.5 День победы Советского Союза над фашистской Германией. Окончание Великой Отечественной войны.

    8.5 Президиум Верховного Совета СССР принял Указ, в котором говорилось: «В ознаменование победоносного завершения Великой Отечественной войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков и одержанных исторических побед Красной Армии, увенчавшихся полным разгромом гитлеровской Германии, заявившей о безоговорочной капитуляции, установить, что 9 мая является днем всенародного торжества — ПРАЗДНИКОМ ПОБЕДЫ». Советский народ и его Вооруженные Силы вынесли на своих плечах основную тяжесть борьбы с фашистской Германией, сыграли решающую роль в разгроме фашизма. На советско-германском фронте было разгромлено 607 немецко-фашистских дивизий из 783, разбитых в ходе второй мировой войны. За боевые подвиги более 7 млн советских воинов было награждено орденами ц медалями, 11 600 стали Героями Советского Союза, в том числе около 600 военных моряков, семерым из них это высокое звание присвоено дважды. Вдохновителем и организатором борьбы советского народа с фашистской Германией была Коммунистическая партия. Несмотря на большие потери, к концу войны партия насчитывала 6 млн человек, 3 325 тыс. коммунистов находились в рядах Вооруженных Сил. Победа Советского Союза в Великой Отечественной войне имела всемирно-историческое значение. Она явилась торжеством советского общественного и государственного строя, социалистической экономики, марксистско-ленинской идеологии, морально-политического единства советского общества, нерушимой дружбы народов нашей страны.

    1945, 24.6 Парад победы в Москве.

    На трибуне Мавзолея В. И. Ленина находились руководители Коммунистической партии и Советского правительства во главе с Председателем ГКО и Верховным Главнокомандующим Советскими Вооруженными Силами Маршалом Советского Союза И. В. Сталиным. Командовал парадом Маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский, принимал парад первый заместитель Наркома обороны и заместитель Верховного Главнокомандующего Маршал Советского Союза Г. К. Жуков. В параде участвовали воины — представители Карельского, Ленинградского, 1-го Прибалтийского, 3, 2 и 1-го Белорусских, 1, 4, 2 и 3-го Украинских фронтов. Военно-Морской Флот представлял сводный полк моряков Северного, Краснознаменного Балтийского и Черноморского флотов. Краснознаменных Днепровской и Дунайской флотилий, курсантов военно-морских училищ под командованием вице-адмирала В. Г. Фадеева (начальник штаба Герой Советского Союза капитан 2 ранга В. Н. Алексеев). Парад Победы явился итогом героического пути, пройденного советским народом в годы Великой Отечественной войны, яркой демонстрацией несокрушимой мощи и воинской доблести Советских Вооруженных Сил.

    1945, 22.7 Приказ Верховного главнокомандующего генералиссимуса Советского Союза И. В. Сталина по войскам Красной армии и Военно-морскому флоту СССР № 371.

    В приказе, изданном накануне Дня Военно-Морского Флота СССР, давалась оценка роли флота в Великой Отечественной войне. В нем говорилось: «...Военно-морской флот нашего государства был верным помощником Красной Армии. <...> В период обороны и наступления Красной Армии наш флот надежно прикрывал фланги Красной Армии, упиравшиеся в море, наносил серьезные удары по торговому флоту и судоходству противника и обеспечил бесперебойное действие своих коммуникаций. Боевая деятельность советских моряков отличалась беззаветной стойкостью и мужеством, высокой боевой активностью и воинским мастерством... На Балтийском, Черном и Баренцевом морях, на Волге, Дунае и Днепре советские моряки за четыре года войны вписали новые страницы в книгу русской морской славы. Флот до конца выполнил свой долг перед советской Родиной. Товарищи краснофлотцы, старшины и офицеры! Советский народ хочет видеть свой флот еще более сильным и могучим. Наш народ создаст для флота новые боевые корабли и новые базы».

    1945, 9.8—2.9 Маньчжурская стратегическая наступательная операция.

    Целью операции были разгром основной ударной силы Японии — Квантунской армии, освобождение Маньчжурии (Северо-Восточный Китай) и Северной Кореи, с тем чтобы, лишив Японию плацдарма агрессии против СССР и МНР, ускорить завершение второй мировой войны. В операции участвовали войска Забайкальского (командующий Маршал Советского Союза Р. Я. Малиновский), 1-го (Маршал Советского Союза К. А. Мерецков) и 2-го (генерал армии М. А. Пуркаев) Дальневосточных фронтов и монгольской Народно-революционной армии (маршал X. Чойбалсан) во взаимодействии с ТОФ (командующий адмирал И. С. Юмашев) и КАФ (контр-адмирал Н. В. Антонов). Руководство операцией было возложено на главнокомандующего войсками Красной Армии на Дальнем Востоке Маршала Советского Союза А. М. Василевского, координация действий ТОФ, КАФ и сухопутных войск осуществлялась главнокомандующим ВМФ адмиралом Н. Г. Кузнецовым. В ночь на 9.8 наша авиация нанесла массированные удары по укрепленным районам, пунктам сосредоточения войск, военно-морским базам и военным объектам противника, а войска перешли в наступление с территории МНР и Забайкалья. К исходу 14.8 войска Забайкальского фронта, преодолев безводные степи, пустыню Гоби и горные хребты Б. Хингана, вышли в глубокий тыл Квантунской армии. Войска 1-го Дальневосточного фронта при поддержке 9-й воздушной армии, сломив сопротивление противника, вышли к Муданьцзяну. На левом крыле части 25-й армии во взаимодействии с морскими десантами ТОФ 12.8 овладели портами Юки (Унги) и Расин (Наджин). Войска 2-го Дальневосточного фронта, наносившие удар на Харбин, при содействии КАФ форсировали реки Амур и Уссури и вышли к Баопину (Шаоян). За первые шесть дней наступления наши войска (более 1,5 млн человек, свыше 26 тыс. орудий и минометов, до 5,3 тыс. тан-ков и САУ, 5,2 тыс. самолетов, 93 боевых корабля) прорвали долговременную оборону противника (17 укрепленных районов) на всех направлениях, расчленили Квантунскую армию (более 1 млн человек, 1155 танков, 5360 орудий, 1800 самолетов, 25 кораблей) на отдельные группировки и, разгромив ее основные силы, продолжали продвигаться к наиболее важным центрам Маньчжурии. Над Квантунской армией нависла угроза разгрома. 14.8 правительство Японии заявило о готовности капитулировать, но приказ войскам отдан не был. Войска Красной Армии продолжали наступление. Части 25-й армии во взаимодействии с десантом, высаженным с кораблей 16.8, овладели японской базой Сейсин (Чхонджин). 17.8 командование Квантунской армии обратилось с просьбой к советскому командованию о прекращении военных действий. Ставка ВГК дала указание прекратить действия на тех участках, где японские войска сдаются в плен. Для ускорения капитуляции были высажены воздушные десанты в Харбине, Чаньчуне, Мукдене (Шэньян), Цзилине (Гирин), Яньцзи, которые приступили к разоружению гарнизонов. 20.8 авангард 15-й армии 2-го Дальневосточного фронта высадился в Харбине с кораблей КАФ. 19.8 японское командование заявило о безоговорочной капитуляции Квантунской армии. Для ликвидации последних очагов сопротивления японцев были высажены воздушные десанты в Порт-Артуре (Люйшунь) и Дайрэнэ (Далянь). 24.8 был освобожден Пхеньян. В Вонсан, занятый 22.8 десантом ТОФ, 25.8 вошли войска 25-й армии. В итоге операции наши войска разгромили Квантунскую армию, освободили Маньчжурию, часть Северного Китая и Северную Корею (до 38-й параллели). Япония была вынуждена принять условия Потсдамской декларации союзных государств. 2.9 был подписан акт о капитуляции Японии. Наиболее отличившимся соединениям и частям были присвоены почетные наименования Амурских, Уссурийских, Сахалинских, Расинских, Юкинских, Сейсинских, Порт-Артурских, Харбинских, корабли, части и соединения награждены орденами. Блестящей победой в Маньчжурии Советский Союз внес решающий вклад в поражение милитаристской Японии. Были созданы благоприятные условия для развития национально-освободительного движения в странах Азии, победы народных революций в Китае, Северной Корее и во Вьетнаме.

    1945, 9.8-2.9 Сунгарийская наступательная операция-часть Маньчжурской стратегической наступательной операции.

    Целью этой операции было содействие войск 2-го Дальневосточного фронта (командующий генерал армии М. А. Пуркаев) и КАФ войскам Забайкальского и 1-го Дальневосточного фронтов в разгроме японской Квантунской армии. Нашим войскам противостояли 4-я Отдельная армия и войска левого крыла 5-й армии противника, которые опирались на 6 укрепленных районов и узлы обороны на правом берегу Амура и вдоль р. Сунгари. Их действия поддерживала японская Сунгарийская речная флотилия (28 кораблей). 9.8 войска 15-й армии и 5-го отдельного стрелкового корпуса, а 10.8 войска 2-й Краснознаменной армии при поддержке 10-й воздушной армии перешли в наступление и, форсировав о помощью КАФ Амур и Уссури, овладели приречными плацдармами. Одновременно при поддержке артиллерии мониторов был высажен десант в Фуюань, вскоре захвативший город. 1-я бригада речных кораблей, протралив фарватеры, вошла в устье Сунгари и оказала артиллерийскую поддержку войскам, наступавшим вдоль реки. Днем 10.8 наши войска овладели Сунгарийским укрепленным районом и узлом обороны Тунцзян. 10.8 после артиллерийской подготовки, проведенной отрядом бронекатеров, 5-й стрелковый корпус занял Жаохэский укрепленный район и узел сопротивления Жаохэ и продолжал наступление на Ваоцин. 10—14.8 корабли 3-й бригады речных кораблей переправили наши войска через р. Уссури, а затем перешли в Ленинское для содействия войскам 15-й армии. В ходе наступления войск 15-й армии вдоль р. Сунгари 11.8 с кораблей 1-й бригады был высажен десант в Фуцзинь. При поддержке артиллерийского огня кораблей город был занят десантом и войсками. Бездорожье и заболоченная местность сильно затрудняли продвижение войск 15-й армии, наступающих по обоим берегам Сунгари. В этих условиях успешно действовали корабли КАФ, которые высаживали десанты, игравшие роль передовых отрядов, поддерживали артиллерийским огнем наступающие войска, содействовали захвату опорных пунктов. Несмотря на упорное сопротивление японцев, 14.8 войска 15-й армии при содействии КАФ овладели Синшаньчжэньским укрепленным районом, а 17.8 — Цзямусы. Войска 2-й Краснознаменной армии 15—18.8 заняли Суньуский укрепленный район и Суньу, где взяли в плен 20 тыс. солдат и офицеров. 19.8 632-й стрелковый полк совместно с силами КАФ захватил Саньсин, а 20.8 в Харбин, уже занятый воздушным десантом, прибыли 1-я и 2-я бригады речных кораблей КАФ и приняли капитуляцию японской Сунгарийской флотилии. В результате Сунгарийской операции было нанесено поражение войскам 4-й Отдельной армии и 1-го фронта Квантунской армии, захвачено около 266 тыс. пленных, 286 орудий, 86 танков, много других военных трофеев, освобождены северная и северо-восточная части Маньчжурии. Отличившиеся в боях соединения и части получили почетные наименования Амурских и Уссурийских, 2-й и 4-й бригадам речных кораблей КАФ присвоено наименование Амурских, 3-й бригаде — Уссурийской, 1-й бригаде — Харбинской. 1-я и 2-я бригады речных кораблей награждены орденом Красного Знамени, 3-я бригада — орденом Нахимова I степени, 4-я бригада — орденом Ушакова I степени. Стали гвардейскими мониторы «Свердлов» и «Сун-Ят-Сен», канонерские лодки «Красная Звезда» и «Пролетарий», 1-й отдельный дивизион бронекатеров и 1-й отряд бронекатеров 1-й бригады речных кораблей.

    1945, 13—16.8 Сейсинская десантная операция ТОФ.

    Целью десантной операции было овладение ВМБ Сейсин (Чхонджин) на побережье Северной Кореи, с тем чтобы лишить противника возможности использовать ее для эвакуации войск и материальных ценностей в Японию. Сейсин представлял собой укрепленный район (4 тыс. человек), прикрытый с моря береговой артиллерией. Замысел командующего ТОФ адмирала И. С. Юмашева предусматривал внезапной высадкой передового отряда овладеть причальными линиями порта, боем разведать силы противника, а затем высадить основные силы десанта, занять город и удерживать его до подхода войск 25-й армии, наступавшей вдоль побережья. В состав десанта были выделены 355-й отдельный батальон морской пехоты (первый эшелон), 13-я отдельная бригада морской пехоты (второй эшелон) и 335-я стрелковая дивизия (третий эшелон), а также подразделения разведки и усиления. В обеспечении высадки и в огневой поддержке десанта участвовали 60 кораблей, десантных судов и транспортов, а также авиагруппа (261 самолет). Десантом командовал командир 13-й отдельной бригады морской пехоты генерал-майор В. П. Трушин, силами высадки — капитан 1 ранга А. Ф. Студеничников. После бомбардировки авиацией ТОФ оборонительных сооружений противника в Сейсине днем 13.8 на причалы порта с торпедных катеров высадился разведывательный отряд старшего лейтенанта В. Н. Леонова, а за ним передовой отряд десанта (пулеметная рота). Утром 14.8 сторожевые корабли и тральщики высадили в порт первый эшелон десанта, а 15.8 — второй эшелон общей численностью 6 тыс. человек. Несмотря на то что силы противника нарастали за счет отступающих по побережью войск, 15.8 десантники заняли большую часть города, а на следующий день совместно с частями 393-й стрелковой дивизии 25-й армии овладели Сейсинской ВМБ и, выйдя на коммуникации японской 3-й армии, отсекли японские войска от морского побережья. В боях за Сейсин противник потерял более 3 тыс. человек. Сейсинская операция была первой крупной десантной операцией ТОФ. Взятие Сейсина оказало большую помощь войскам 1-го Дальневосточного фронта, оборона Квантунской армии на приморском направлении была полностью нарушена.

    1945, 18.8-1.9 Курильская десантная операция.

    В результате разгрома японских войск в Маньчжурии и на о. Сахалин были созданы условия для освобождения северных островов Курильской гряды. Ключевой позицией японцев являлся о. Шумшу, оборона которого состояла из долговременных сооружений, прикрывавшихся полевой и зенитной артиллерией. О-ва Шумшу и Парамушир оборонял гарнизон численностью более 80 тыс. человек, усиленный 60 танками. Для высадки на о. Шумшу были выделены 2 стрелковых полка 101-й стрелковой дивизии, гаубичный артиллерийский полк, батальон морской пехоты, истребительный противотанковый дивизион из состава Камчатского оборонительного района 2-го Дальневосточного фронта и Петропавловской ВМБ. Состав десанта — 8824 человека, 205 орудий и минометов. Командиром десанта был назначен командир 101-й стрелковой дивизии генерал-майор П. И. Дьяков, командиром высадки — командир Петропавловской ВМБ капитан 1 ранга Д. Г. Пономарев. Для перевозки десанта и обеспечения его высадки были сформированы отряды: транспортов и высадочных средств, охранения, траления и артиллерийской поддержки (до 60 кораблей и судов). Авиационная поддержка возлагалась на 128-ю смешанную авиадивизию (78 самолетов) и 2-й отдельный бомбардировочный полк морской авиа-ции ТОФ. Общее руководство операцией осуществлял командующий ТОФ адмирал И. С. Юмашев, непосредственное — командующий Камчатским оборонительным районом генерал-майор А. Р. Гречко. Утром 18.8 под прикрытием огня береговой батареи с м. Лопатка и отряда кораблей артиллерийской поддержки на о. Шумшу был высажен передовой отряд десанта. Бои приняли ожесточенный характер. Японская авиация наносила бомбовые удары по кораблям и войскам. Преодолевая сильное сопротивление противника, части десанта захватили небольшой плацдарм, на который к вечеру были высажены главные силы. Десантные войска развернули наступление в глубь острова. Пехота противника, поддержанная танками, предприняла контратаку, оказавшуюся безрезультатной. На следующий день командующий японскими войсками на Курильских о-вах заявил о капитуляции. 20.8 отряд кораблей ТОФ был направлен в Катаоку (Байково) для принятия капитуляции, но при входе во Второй Курильский прол. корабли были обстреляны батареями с о-вов Шумшу и Парамушир и атакованы самолетом-торпедоносцем. В связи с провокационными действиями японцев наши войска возобновили наступление. Авиация ТОФ нанесла массированные удары по портам Катаока и Касивабара. 22.8 японский гарнизон о. Шумшу капитулировал, на следующий день остров был занят нашими войсками. 24.8 был освобожден о. Парамушир. Ко 2.9 были освобождены все Курильские о-ва. В ходе операции было взято в плен до 60 тыс. солдат и офицеров, захвачено более 300 орудий и минометов, 60 танков, до 1000 пулеметов. За массовый героизм многие участники боев были награждены орденами и медалями, 9 воинам присвоено звание Героя Советского Союза. В их числе повторившие подвиг А. М. Матросова коммунист старшина 1-й статьи Н. А. Вилков и комсомолец краснофлотец П. И. Ильичев. Наиболее отличившимся соединениям и частям присвоены почетные наименования Курильских, некоторые части и корабли были награждены орденами. Курильская десантная операция явилась последней операцией второй мировой войны.

    1946, 18.3 Принятие закона о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946—1950 гг.

    В законе было сказано: «Увеличить судостроение в 1950 г. вдвое по сравнению с 1940 г. Обеспечить строительство в СССР сильного и могучего флота. Построить для советского флота новые корабли и новые морские базы». Первая послевоенная программа военного судостроения предусматривала серийное строительство крейсеров, эсминцев, сторожевых кораблей, торпедных и ракетных катеров, более совершенных подводных лодок новых проектов для создания мощного сбалансированного ВМФ.

    1947, 15.10 Принятие комсомольцами Москвы решения о шефстве над СФ.

    14.1 1948 делегация комсомола Москвы передала командующему СФ Красное знамя Московской ордена Ленина организации ВЛКСМ. С тех пор это Знамя вручается лучшей части СФ, добившейся наиболее высоких результатов в боевой и политической подготовке. Ежегодно СФ принимает делегации Московского комсомола и отчитывается о своих успехах в боевой и политической подготовке. Делегации комсомольцев СФ посещают предприятия и учреждения Москвы. Одним из проявлений крепнущих связей Ленинского комсомола с ВМФ явилось присвоение кораблям наименований в честь комсомольских организаций республик, областей и городов. Создалась своеобразная комсомольская эскадра, в которую входят ныне атомная подводная лодка «Ленинский комсомол», подводные лодки «Челябинский комсомолец», «Псковский комсомолец» и «Ярославский комсомолец», противолодочный корабль «Комсомолец Украины», сторожевой корабль «Комсомолец Литвы», тральщики «Комсомолец Латвии» и «Комсомолец Эстонии», «Приморский комсомолец» и «Калининградский комсомолец», ракетные катера «Мичуринский комсомолец» и «Тамбовский комсомолец» и др. В конце 1968 в честь 50-летия ВЛКСМ за успехи в боевой и политической подготовке лучшим кораблям флотов были вручены специально учрежденные ВЛКСМ Памятные знамена.

    1953 Начало строительства атомных ракетных и многоцелевых подводных лодок и надводных кораблей второго послевоенного поколения.

    Достижения науки и техники коренным образом изменили ВМФ. Разработанная под руководством ЦК КПСС и Советского правительства кораблестроительная программа предусматривала создание мощного флота, способного противостоять сильному в морском отношении противнику. Усилиями ученых, инженеров, конструкторов были созданы корабельные ядерные энергетические установки. С 1953 СССР приступил к строительству атомных подводных лодок, обладающих неограниченной дальностью плавания и высокими скоростями. В 1955 с советской подводной лодки стартовала баллистическая ракета. Появились атомные подводные ракетоносцы, которые стали главным родом сил нашего ВМФ. Морские ракеты и торпеды были оснащены ядерными зарядами. На основе достижений радиоэлектроники были созданы новые корабельные системы управления, связи, навигации, а также поиска, сбора и обработки информации об обстановке, корабельные гидроакустические комплексы. Качественно изменились надводные корабли. Повое, более мощное оружие, в том числе и ракетное, большая скорость, высокая маневренность в сочетании с совершенным радиоэлектронным оборудованием, возросшая автономность значительно расширили круг решаемых ими задач. Появились новые типы кораблей — ракетные катера, сторожевые корабли типа «Пантера», эсминцы типа «Светлый» и ракетные крейсера типа «Варяг». Все это расширило масштабы задач, решаемых ВМФ, и определило направленность его дальнейшего строительства.

    1953, 7-18.6 Первое послевоенное заграничное плавание корабля советского ВМФ.

    Прибывший с дружественным визитом к берегам Англии советский крейсер «Свердлов» (командир капитан 1 ранга О. И. Рудаков) принял участие в международном морском параде на Портсмутском рейде. Английская пресса высоко оценила отличную морскую выучку экипажа: корабль встал на якорь способом фертоинг за 12 мин (по нормам английского адмиралтейства на эту операцию отводится 1 ч 20 мин). В послевоенные годы дружественные визиты и деловые заходы советских военных кораблей и вспомогательных судов в порты иностранных государств стали широко распространенным явлением. Первый поход с визитом дружбы в Средиземное море был совершен в мае — июне 1954, когда отряд кораблей ЧФ под флагом адмирала С. Г. Горшкова посетил албанский порт Дуррес. В июне 1956 крейсер «Михаил Кутузов», эсминцы «Бессменный» и «Безукоризненный» посетили югославский порт Сплит. Обмен визитами кораблей способствует укреплению дружбы между народами, служит делу мира. Трудящиеся всех стран встречают советских моряков тепло и радушно, видя в них посланцев великого социалистического государства, последовательного борца за мир и безопасность на земле.

    1957, 31.5 Присвоение звания отличных группе кораблей и частей ВМФ.

    Во второй половине 50-х годов в Военно-Морском Флоте широкий размах приобрели социалистическое соревнование, борьба за отличные боевые посты, отделения, команды, подразделения, корабли и части. Первыми кораблями ВМФ, удостоенными звания отличных по итогам социалистического соревнования, развернувшегося на флотах в честь XX съезда КПСС, стали подводная лодка СФ (командир капитан 3 ранга Р. Д. Эрлих, заместитель командира по политической части капитан-лейтенант В. А. Кузьмин) и эскадренный миноносец СФ (командир капитан 2 ранга Н. В. Фомичев, заместитель командира по политической части капитан 3 ранга П. М. Калинчук).

    1959, 15.9 Выход на сдаточные испытания первого в мире атомного ледокола «Ленин».

    Ледокол был заложен в Ленинграде на Адмиралтейском заводе 25.8 1956, а 5.12 1957 спущен на воду. Проект судна и его энергетической установки создавался судостроителями во главе с главным конструктором В. И. Негановым и коллективом ученых под руководством академика А. П. Александрова. Активное участие в строительстве ледокола принимали академик Ю. А. Шиманский, инженеры И. И. Африкантов, П. П. Березин, А. И. Брандаус, В. И. Гнесин, А. А. Курдюмов и другие. 20.12 1959 ледокол «Ленин» (капитан П. А. Пономарев) вступил в строй, став флагманом советского ледокольного флота. Его работа на трассе СМП показала, что сроки арктической навигации могут быть значительно увеличены, а границы плаваний существенно расширены. В последующие годы в строй вошли еще более совершенные атомные ледоколы — «Арктика», «Сибирь», «Россия». Ныне советский ледокольный флот является самым мощным в мире. В его состав входят несколько десятков ледоколов и ледокольно-транспортных судов.

    1962, июль Присуждение атомной подводной лодке КСФ первого места по практике подледного плавания.

    Подводная лодка КСФ, унаследовавшая флаг знаменитой лунинской подводной лодки «К-21», под командованием капитана 2 ранга В. Н. Чернавина заняла первое место по практике подледного плавания в Арктике. Экипаж подводной лодки успешно отработал методику маневрирования под паковым льдом и всплытия в полынье. В отработке задачи участвовали контр-адмирал А. И. Петелин и флагманский штурман капитан 1 ранга Д. Э. Эрдман.

    1962, 17.7 Достижение Северного полюса атомной подводной лодкой «Ленинский комсомол».

    Первенец советского атомного подводного кораблестроения. Свое наименование унаследовала от ПЛ «М-106» СФ, построенной в годы Великой Отечественной войны на средства комсомольцев и молодежи Южного Урала. Первым ее командиром был капитан 1 ранга (впоследствии контр-адмирал) Л. Г. Осипенко, за успешное освоение новой техники в июле 1959 удостоенный звания Героя Советского Союза. В составе экипажа этой подводной лодки были офицеры Л. М. Жильцов (впоследствии контр-адмирал), Г. С. Белешов, Б. П. Акулов (впоследствии контр-адмирал), В. А. Рудаков (впоследствии вице-адмирал). Ю. К. Баленко. О. В. Беклемишев, И. И. Бечик, Е. Н. Золотарев, М. Я. Лодяков, В. Ф. Мамлов, Л. В. Романенко, А. А. Шурыгин и другие. Совершив поход подо льдами Арктики, подводная лодка всплыла в районе полюса, где был водружен Государственный флаг СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20.7 1962 руководителю похода контр-адмиралу А, И. Петелину, командиру подводной лодки капитану 2 ранга Л. М. Жильцову и командиру электромеханической боевой части инженер-капитану 2 ранга Р. А. Тимофееву было присвоено звание Героя Советского Союза, а весь личный состав награжден орденами и медалями. В честь подводной лодки «Ленинский комсомол» была названа одна из вершин подводного хр. Гаккеля в Северном Ледовитом океане. В дальнейшем экипаж атомохода был инициатором и победителем социалистического соревнования в Вооруженных Силах в честь 20-летия Победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне, достиг высоких результатов в социалистическом соревновании в ознаменование 50-летия Великого Октября, 50-летия ВЛКСМ, 50-й годовщины образования СССР и 50-летия присвоения комсомолу имени В. И. Ленина.

    1963, август Арктический поход атомной подводной лодки СФ.

    Подводная лодка под командованием капитана 1 ранга А. П. Михайловского, обогнув северную оконечность Новой Земли, ушла под лед и желобом Св. Анны вышла в высокие широты Северного Ледовитого океана. В ее задачу входило изучение условий плавания в различных районах Арктики и возможности всплытия во льдах на различных широтах. Совершив ряд всплытий в полыньях и разводьях, в том число в районах дрейфующих станций «Северный полюс-10» и «Северный полюс-12», подводная лодка вышла в Тихий океан и, завершив поход, благополучно прибыла в пункт назначения. Командующий Тихоокеанским флотом, приняв рапорт командира лодки, поздравил североморцев с успешным завершением похода. «Гордимся высокой выучкой и мужеством славных подводников, проложивших подводные пути под ледяным панцирем Арктики», — говорилось в телеграмме главнокомандующего Военно-Морским Флотом СССР экипажу атомохода. Все отличившиеся в этом походе члены экипажа были награждены орденами и медалями, а капитан 1 ранга А. П. Михайловский удостоен звания Героя Советского Союза.

    1963, 29.9 Всплытие на северном полюсе атомной подводной лодки СФ.

    Это было второе посещение Северного полюса советскими подводниками. Возглавил поход командующий СФ адмирал В. А. Касатонов. Подводному атомоходу под командованием капитана 2 ранга Ю. А. Сысоева предстояло пройти в подводном положении более 1000 миль. Для плавания под паковым льдом использовались эхоледомеры, подводные телевизоры, навигационный комплекс, рассчитанный на работу в любых широтах. В точно определенное планом время штурман капитан-лейтенант В. М. Храмцов доложил: «До полюса — одна миля». И вскоре следующий доклад: «Полюс!». Эхоледомеры зафиксировали полынью, и лодка всплыла в позиционное положение. Командир корабля и командующий флотом первыми вышли на лед на Северном полюсе. Точно на широте 90° были установлены Государственный и Военно-морской флаги СССР и пенал с запиской: «Очередное посещение Северного полюса подводной лодкой Союза Советских Социалистических Республик 29 сентября 1963 года». Родина высоко оценила заслуги членов экипажа, наградив их орденами и медалями. Звания Героя Советского Союза были удостоены адмирал В. А. Касатонов и капитан 2 ранга Ю. А. Сысоев. Подводная лодка стала первым кораблем ВМФ, в мирное время удостоенным ордена Красного Знамени.

    1965, 7.5 Награждение указами Президиума Верховного совета СССР КБФ, ЧФ, СФ И ТОФ орденом Красного знамени.

    Отмечая выдающиеся боевые заслуги перед Родиной, массовый героизм, мужество и беспримерную стойкость моряков в Великой Отечественной войне, Советское правительство и ознаменование 20-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне наградило флоты орденом Красного Знамени. Краснознаменный Балтийский флот был удостоен второго ордена Красного Знамени.

    1966, февраль — март Первое в мире групповое кругосветное плавание советских атомных подводных лодок, посвященное XXIII съезду КПСС.

    Цели похода — изучение рельефа дна, возможности плавания в океанских глубинах различных широт и управления подводными лодками на большом удалении от базы, обитаемости подводных кораблей в различных климатических условиях, возможностей вооружения и техники выдерживать значительные колебания температур, способности личного состава поддерживать высокую боеготовность в дальних плаваниях (это проверялось на контрольных стрельбах сразу после похода). Возглавил группу подводных лодок командир соединения контр-адмирал А. И. Сорокин, ранее командовавший частью, в которой осваивались первые атомные подводные лодки. Советские подводники обладают высокой профессиональной подготовкой, и в принципе любой корабль мог выполнить поставленные задачи, однако выбор пал на подводную лодку капитана 2 ранга В. Т. Виноградова, в сжатые сроки отработавшую курсовые задачи, и подводную лодку капитана 2 ранга Л. Н. Столярова. В подготовке экипажа одной из них участвовал начальник штаба соединения капитан 1 ранга В. Н. Чернавин, на которого были возложены обязанности по оценке состояния техники и экипажей, по организации управления и связи в походе. За подготовкой подводных лодок непосредственно следил главнокомандующий ВМФ Адмирал Флота Советского Союза С. Г. Горшков. Группа атомных подводных лодок, выйдя из базы КСФ на Кольском п-ове, в подводном положении прошла за полтора месяца около 25 тыс. миль, обогнув земной шар. Личный состав подводных лодок полностью выполнил поставленные перед ним задачи по повышению морской и тактической подготовки, а также научно-исследовательские работы по изучению Мирового океана. Начав путь в водах Арктики, подводные лодки, ни разу не всплывая, пересекли экватор, достигли антарктических широт, уклоняясь от айсбергов, миновали прол. Дрейка и другие опасные для плавания районы и благополучно прибыли к родным берегам. За образцовое выполнение задания командования и проявленные при этом мужество, смелость и мастерство Указом Президиума Верховного Совета СССР контр-адмиралу А. И. Сорокину, капитанам 2 ранга В. Т. Виноградову, Л. Н. Столярову и Н. В. Усенко, инженер-капитану 2 ранга И. Ф. Морозову и инженер-капитану 3 ранга С. П. Самсонову присвоено звание Героя Советского Союза, весь личный состав награжден орденами и медалями.

    1968, 22.2 Награждение кораблей, частей и соединений СФ в связи с 50-летием Советской армии и Военно-морского флота.

    Указом Президиума Верховного Совета СССР за большой вклад в дело укрепления оборонной мощи Советского государства и успехи в боевой и политической подготовке авиационная часть СФ (командир полковник В. Полюшкин) была награждена орденом Ленина, а соединение подводных лодок (командир Герой Советского Союза А. И. Сорокин) и подводная лодка (командир капитан 2 ранга Н. Соколов, заместитель командира по политической части капитан 3 ранга А. Караваев) были удостоены ордена Красного Знамени. 1968, 19.7 Завершение совместного командно-штабного учения «Север» военно-морских флотов ГДР, ПНР и СССР. В Северной Атлантике, Балтийском, Норвежском и Баренцевом морях отрабатывалось оперативное и тактическое взаимодействие ДКБФ, КСФ, ВМФ Польской Народной Республики и Народного ВМФ Германской Демократической Республики. В ходе учения личный состав кораблей, подводных лодок, самолетов и береговых частей продемонстрировал тактическую зрелость, готовность успешно выполнить сложные учебно-боевые задачи в любых условиях. Проведение учения способствовало усилению коллективной обороны стран социалистического содружества и укреплению их боевого союза.

    1970, 14.4—8.5 Маневры «Океан» советского ВМФ.

    В этом крупнейшем оперативно-тактическом мероприятии послевоенного периода участвовали силы КСФ, КТОФ, ДКБФ и КЧФ. Маневры проходили на акваториях Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого океанов под руководством главнокомандующего ВМФ Адмирала Флота Советского Союза С. Г. Горшкова. Учебная обстановка маневров была максимально приближена к реальным боевым условиям. Советские моряки, используя опыт Великой Отечественной войны и боевой подготовки мирного времени, успешно решили поставленные перед ними задачи. Маневры проводились в период празднования 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, что вызвало особый подъем у всех участников. По опенке Министра обороны, «они показали всему миру рост могущества Советского Союза как мировой военно-морской державы, а также готовность нашего флота к отражению любой агрессии против нашей страны с моря и нанесению по врагу решительных ударов».

    1972, декабрь Вручение кораблям и частям ВМФ — победителям социалистического соревнования в честь 50-летия образования СССР юбилейных почетных знаков ЦК КПСС, Президиума Верховного совета СССР и Совета министров СССР.

    Среди награжденных гвардейский ракетный крейсер «Варяг» (командир гвардии капитан 2 ранга Ю. И. Дерябин), большой противолодочный корабль «Кронштадт», несколько подводных лодок и воинских частей ВМФ. Атомной подводной лодке КСФ (командир капитан 1 ранга В. В. Анохин), добившейся высоких результатов в социалистическом соревновании, было присвоено наименование «50 лет СССР». В дни подготовки к юбилею Родины этот корабль совершил подледное плавание к Северному полюсу, образцово выполнил сложные учебные задачи и был объявлен отличным. Многие матросы, старшины и офицеры за проявленную воинскую доблесть и успешное освоение новой боевой техники были награждены орденами и медалями. В честь 50-летия шефства Ленинского комсомола над ВМФ комсомольской организации атомохода было вручено Памятное знамя ЦК ВЛКСМ.

    1974, 15.7—11.11 Боевое траление кораблями ВМФ Суэцкого залива.

    Правительство Арабской Республики Египет обратилось с просьбой к Советскому Союзу об оказании помощи в очистке от мин Суэцкого зал. 3.6 отряд кораблей КТОФ под командованием капитана 1 ранга А. Н. Аполлонова вышел из базы и, пройдя 5 тыс. миль, прибыл в Суэцкий зал. 15.7 корабли приступили к боевому тралению. В операции участвовали корабли и суда КЧФ: противолодочный крейсер «Ленинград» (командир капитан 1 ранга Ю. А. Гарамов), большой противолодочный корабль «Скорый» (командир капитан 3 ранга В. И. Мотин) и др. Сложность военно-политической обстановки, провокационные действия Израиля создали обстановку прифронтовой зоны. Траление осложнялось отсутствием точных данных о минных полях, большим количеством рифов. Тропическая жара, песчаные бури, частые штормы, недостаток пресной воды создавали дополнительные трудности, но траление осуществлялось в любую погоду с рассвета до захода солнца, а часто и круглосуточно. Используя опыт послевоенного траления, советские моряки успешно применили новые тактические приемы траления. Действенную политическую работу организовал политический отдел отряда под руководством капитана 2 ранга Ю. П. Блинова. Коммунисты стали инициаторами социалистического соревнования, направленного на выполнение задания в сжатые сроки. 11.11 тральщик под командованием капитана 3 ранга В. Тихонова сделал последний галс. Задачи боевого траления были успешно выполнены. Район площадью 1250 кв. миль, протраленный советскими кораблями, прошедшими более 17 тыс. миль с боевыми тралами, был открыт для безопасного плавания.

    1975, 11.2 Прибытие на о. Маврикий крейсера «Дмитрий Пожарский» для оказания помощи населению.

    Над островом пронесся тропический циклон «Жервез», причинивший огромный ущерб. Тысячи жителей остались без крова, вышли из строя линии электропередачи и телефонной связи, было нарушено водоснабжение. Получив приказ командования оказать помощь терпящему бедствие населению дружественной страны, крейсер, находившийся в Индийском океане, полным ходом пошел к острову. За 12 дней моряки-тихоокеанцы восстановили 232 км линии электропередачи, подключили к электросети сотни домов, ввели в строй телефонную связь, отремонтировали госпиталь, выполнили другие восстановительные работы. Но главным итогом явилось то, что население острова узнало и полюбило советских моряков, оказавших ему самоотверженную и бескорыстную помощь.

    1977, 17.8 Достижение Северного полюса атомным ледоколом «Арктика».

    Впервые в истории мореплавания советский ледокол «Арктика» (капитан Ю. С. Кучиев, начальник экспедиции министр Морского флота СССР Т. Б. Гуженко), преодолев мощный ледовый покров Центрального полярного бассейна, в активном плавании достиг географической точки Северного полюса. Продолжавшийся 29 суток поход, за время которого было пройдено 3852 мили, из них 1300 в тяжелых многолетних льдах, — яркое свидетельство высокого научного и технического уровня советского судостроения, высокой степени тактического и навигационного обеспечения ледовых плаваний, опыта, мастерства и мужества экипажа ледокола. Курс корабля был проложен из Мурманска к м. Желания, затем через прол. Вилькицкого в точку 80° с. ш., 130° в. д. и далее к полюсу. 207 участников плавания — моряки, ученые, летчики — посвятили свою победу 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции. В память об этом историческом событии на грунт в точке Северного полюса была опущена металлическая доска с изображением Государственного герба СССР, названием Корабля, координатами и датой покорения ледоколом полюса. Родина высоко оценила трудовой подвиг экипажа ледокола, участников высокоширотной экспедиции, а также большой группы специалистов, обеспечивавших экспедицию, наградив их орденами и медалями. Ледокол «Арктика» был удостоен ордена Октябрьской Революции.

    1982, 2.12 Начало Антарктической экспедиции в честь 60-летия образования СССР и 200-летия ЧФ на океанографических исследовательских судах ВМФ «Адмирал Владимирский» и «Фаддей Беллинсгаузен» по маршруту первой русской антарктической экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева.

    Антарктическую экспедицию, целью которой было изучение Мирового океана, и особенно Антарктического бассейна, возглавлял вице-адмирал В. И. Акимов, его заместителем по научной части был контр-адмирал Л. И. Митин, по политической части — капитан 2 ранга Н. Е. Антонюк, командиры судов — капитан 2 ранга Р. П. Панченко и капитан 3 ранга Н. И. Ерин. Экспедиции предшествовала тщательная подготовка: суда были дооборудованы океанографической техникой, на выходах в море отрабатывались методики выполнения океанографических исследовательских работ, передача топлива на ходу и буксировка, использование корабельного вертолета. Особое внимание уделялось подготовке к плаванию в штормовых и ледовых условиях. Участники экспедиции изучали район плавания, современные материалы об Антарктике, опыт работы в ледовых условиях. Выйдя из Севастополя 2.12, суда прошли Средиземное море и Атлантический океан и направились в воды Антарктики. 10.1 15-83 в 19.00 судно «Адмирал Владимирский» подошло к кромке льда в районе открытия Антарктиды (69°40' ю. ш., 2°50' з. д.) русскими военными моряками 16 (28) .1 1820. Экспедиция документально подтвердила, что моряки Первой русской антарктической экспедиции наблюдали не что иное, как шельфовый ледник тогда еще неизвестного материка Антарктида. В ходе экспедиции было уточнено местоположение 13 островов, в том числе о-вов Буве, Франклина, Скотта и Петра I, нанесены на карты не отмеченные ранее 178 подводных гор и возвышенностей, многие приметные места побережья Антарктиды. Был собран обширный материал для составления новых и корректуры Существующих лоций, карт, атласов и других руководств для плавания. Проведены важные исследования в области океанологии, метеорологии, земного магнетизма и электрического поля планеты. Экспедиция определила местонахождение Южного магнитного полюса и рассчитала его дрейф, выполнила исследования девиации магнитных компасов при плавании от Севастополя до Антарктики и обратно. Изучалась сложная система течений морей, омывающих Антарктиду. Антарктическая экспедиция находилась в походе 147 суток, 54 из них во льдах. Из десяти дней плавания семь дней приходились на штормовые. Скорость ветра достигала 27 м/с, волнение моря более 8 баллов, высота волн 12 м. Было пройдено 36 тыс. миль, из них 13 тыс. миль во льдах. 27.4 1983 суда возвратились в Севастополь. Экспедиция, внесшая большой вклад в изучение Мирового океана, была благополучно завершена. Кроме чисто научных задач она выполнила и патриотический долг — напомнила о приоритете нашей Родины в открытии шестого континента планеты. Rambler's Top100







    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru