Храмы Санкт-Петербурга — памятники морякам российского флота

Церкви были откликом Православного Христианства на конкретные события, происходившие на Балтийском море и его берегах.
Наиболее ярким примером такого отклика стала закладка собора во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла.
Многоярусная его колокольня с высоким шпилем символизировала утверждение России на приморских землях, а ангел с крестом, парящий на высоте 122.5 м,
долгое время был одним из самых высоких сооружений на Балтийском побережье, уступая только Таллинской церкви Олевисте в Вышгороде.
Идее прославления военных и морских побед русских людей служит иконостас, исполненный гениальным Растрелли в виде триумфальной арки.
Значение собора как памятника русской военной и морской славы подчеркивалось тем, что в нем хранились трофейные значки, знамена, булавы, бунчуки, щиты,
бердыши и ключи от городов и крепостей, взятых русскими воинами на суше и на море во время войн со Швецией и Турцией в XVIII в.
Заметный след в истории Балтийского флота сыграл и Собор во имя Св.Исаакия Далматского.
На этой странице представлены лишь некоторые храмы Санкт-Петербурга, явялющиеся и памятниками морякам российского флота.

Петропавловский собор является самым старым петербургским храмом. Его начали строить 12 июля 1703 года в день святых апостолов Петра и Павла
на территории только что заложенной крепости. Освящение первой деревянной Петропавловской церкви состоялось 1 апреля 1704 года.
14 мая здесь провели праздничную службу в честь победы фельдмаршала Б. П. Шереметьева наш шведскими судами на Чудском озере.

Заметный след в истории Балтийского флота сыграл и Собор во имя
Св.Исаакия Далматского. В начале 1707 г. Петр I дал указание Президенту
Адмиралтейств-коллегий генерал-адмиралу Ф.М. Апраксину к лету 1707 г.
«построить церковь», равную по статусу Петропавловскому собору.
За недостатком
времени и средств такая церковь была устроена в одном из чертежных амбаров
и освящена 30 мая 1707 года.
Как только он был построен, Петр I издал указ о принятии с 1722 г.
присяги у офицеров Балтийского флота и чинов Адмиралтейства только в Иса
акиевском соборе.
Настоятеля собора приглашали на спуск и освящение
каждого построенного в Санкт-Петербурге корабля.
Все воинские победы России
отмечались торжественными службами в храме Св.Исаакия Далматского с
обязательным морским парадом и салютом кораблей на Неве.

Не менее грандиозным
по замыслу и исполнению
в сравнении с двумя
названными православными храмами
является Николо-Богоявленский
Морской Кафедральный собор,
построенный в 1753-1762 гг.
по проекту Главного
Адмиралтейского архитектора,
бывшего воспитанника Морской
академии Саввы Чевакинского.
Освящен собор 5 декабря
1760 года. Созданный вначале для
удовлетворения духовных
потребностей адмиралтейских
служащих, в трактовке С.Чевакинского он становится
не
только шедевром зодчества
высокого барокко, но и
символом выхода России к берегам
Балтики.

Архитектурным воплощением
прославления подвигов русских
моряков является и каменный собор
во имя Св.Пантелеймона,заложенный
в 1734 года и освященный 27 июля
1739 года.
«...в благодарение Богу за
дарованные нам морские победы над
шведами в день святого Великомученика
Пантелеймона 27 июля при Гангуте
в 1714 году и при Гренгаме в 1720».
Так
гласит надпись на одной из
мемориальных досок на фасаде, а на второй
перечислены воинские части,
участвовавшие в сражении, с указанием их
наименований.
Обе доски были
установлены в 1914 году по инициативе Императорского Военно-исторического общества.
Главный адмиралтейский
архитектор, бывший ученик
Школы математических и навигацких
наук в Москве И.К. Коробов,
создавая проект церкви, даже
внешним ее обводам придал сходство
с кораблем.
В честь чесменской победы через 10 лет после знаменитого события была
построена Чесменская церковь Рождества Св.Иоанна Предтечи (архитектор Ю.М.Фельтен,
освещена 24 июня 1780 г.)
при
походном дворце Екатерины ,
на нынешней улице
Ленсовета, 12 (совр. — Церковь
Рождества Св.Иоанна
Предтечи «Чесменская»).
По
преданию, церковь стоит на том
месте, где гонец сообщил
императрице весть об
одержанной чесменской победе и
вручил ей флаг Командующего
турецким флотом
вице-адмирала Хасан бея Джейзайрмо с флагманского корабля
«Реал Мустафа».
Радость Екатерины II по поводу Победы была безмерной. Ведь по традициям
Древнего Рима государь, флот которого одерживал победу на море, становился
«сыном Нептуна» и
воздавал своему «Отцу» соответствующие почести.
Российская императрица в 1772 году лично возложила добытый в
сражении флаг турецкого адмирала к гробнице создателя регулярного
флота в Петропавловском соборе Петропавловской крепости.
По ее же
распоряжению у входа в Чесменскую церковь с левой стороны была укреплена
бронзовая доска с текстом:
«Сей храм сооружен во имя Св.Пророка
Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в память победы над турецким
флотом, одержанной при Чесме 1770 г. в день Его Рождества.
Заложен в 15 лето
царствования Екатерины II в присутствии короля шведского Густава III
под именем графа Готландского и освящен в 1780 г. июня 24 дня в
присутствии
Его Величества Римского императора Иосифа II под именем графа
Фалькенштейна».
24-26 июня 1770 г. в морском
бою в Хиосском проливе и во время
сражения в Чесменской бухте
русский флот наголову разбил
турецкий.
Победа эта привела к тому, что
русский флот стал господствовать
в Архипелаге, получил возможность
блокировать Дарданеллы и вести
активные боевые действия на
морских сообщениях Турции.
В
память об этом событии на Каменном
острове Санкт-Петербурга по
инициативе генерал-адмирала великого
князя Павла Петровича был создан
уникальный комплекс для ветеранов-моряков героев
1-й Архипелагской экспедиции. В состав
комплекса входили Инвалидный дом (позднее именовавшийся «имени императора
Павла I») и церковь во имя Рождества Св.Иоанна Предтечи (Петропавловская),
построенная в 1776-1778 гг. (освящена 24 апреля 1778 г.) в стиле неоготики
по проекту президента Академии художеств Ю.М. Фельтена (совр. —
Церковь Рождества Св.Иоанна Предтечи на Каменном острове).
Продолжая эту традицию,
в 1911 г. на участке земли,
граничащем с берегами Невы и
Ново-Адмиралтейского канала, был
построен замечательный храм-памятник,
«символ братской могилы для
погибших без погребения
героев-моряков» в Русско-японской войне
1904-1905 гг. (заложен 15 мая 1910 г.,
освящен 31 июля 1911 года).
Проект храма Спаса на водах
исполнил крупнейший русский зодчий
начала XX в. М.М. Перетяткович.
Вел строительство инженер-путеец
С.Н. Смирнов. В отделке храма
принимали участие многие выдающиеся
художники.
Эскизы мозаик
исполнили В.М. Васнецов и И. А. Бруни,
каменные рельефы на фасаде — Б.М. Мике
шин. Освящен храм 31 июля 1911 года.
Внутри верхнего храма на бронзовых плитах стен находились имена
всех убитых и умерших от ран
моряков. Тут поименовали всех: адмиралов, командиров судов, штабных отрядных
офицеров, судовых офицеров,
механиков, художника В.В. Верещагина, врачей,
священников, иеромонахов, кондукторов и всех нижних чинов. На памятных
досках перечислили и тех, кто, оставив корабли, ушли на сухопутный фронт
и погибли
на фортах и батареях Порт-Артура, а также тех, кто скончался в
далеком японском плену.
Над каждой бронзовой доской помещался образ того святого, икона
которого находилась на корабле в боях. Часть из этих икон спасли моряки, а заменили
копиями.
Над каждой иконой помещалась надпись древней славянской вязью,
указывавшая название судна, главные бои, в которых оно участвовало, число
погибших офицеров и нижних чинов.
Благословляя моряков, над великолепным
иконостасом шествовал по водам Христос Спаситель, именем которого и был
назван этот храм-памятник, храм-могила.
К памяти героев Русско-японской войны в 1914 года
добавилась и доска с
именами моряков, погибших во время Первой мировой войны в Финском заливе
на крейсере «Паллада», атакованном германской подводной лодкой.
От всего
экипажа и крейсера уцелела только икона Христа Спасителя, которую и
укрепили рядом с памятной доской.
Церковь сошествия Святого Духа (Духовская) на Большой Охте. Храм-памятник корабелам
и плотникам охтинских поселений. Имя архитектора неизвестно.


|