фл.семафором слава флоту
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • мороружие
  • словарик
  • кают-компания





  • Трагедия Балтийского флота



    10. Курс на Кронштадт

     

     

     


    Таллинн благодаря мужеству и героизму бойцов и командиров держался 65 дней, оттягивая на себя живую силу и технику противника, мешая захвату Ленинграда. Еще 22 июля Гитлер приказал фон Леебу: «Силы противника, действующие в Эстонии, должны быть уничтожены. При этом необходимо не допустить их погрузку на суда и прорыв через Нарву в направлении Ленинграда». Военный совет КБФ тщательно рассматривал предлагаемые варианты отхода сил флота.

    Первый вариант. «Прибалтийский фарватер (южный), - докладывал контр-адмирал Ю.А.Пантелеев, - имеет одно предпочтение: в ночное время можно проскочить под берегом по мелководью (отсутствует возможность атак подводных лодок). Но пока придет приказ на эвакуацию южное побережье будет уже захвачено противником, а это значит налеты авиации и обстрел с береговых батарей».

    Второй вариант. «Северный фарватер. Этот вариант проходит близко к финскому побережью, но менее опасен в минном отношении. Циркуль отмерил расстояние на карте. Вопрос: «Что думает разведка»? Ответ: «Финны активных действий против нас не предпринимают, но кто знает, что у них на уме». «Плохо, - сказал Трибуц. – Нельзя идти там, где не знаешь, что тебя ожидает».

    Третий вариант. «Центральный фарватер. Этот вариант в одинаковой степени таит опасности «Прибалтийского» и «Северного». Сплошные минные поля, возможны налеты авиации, атаки торпедных катеров и подводных лодок противника. По этому маршруту пока ходят мелкие конвои и их потери в настоящее время терпимы. По предварительной оценке для сопровождения сил флота на переходе этим маршрутом необходимо около 100 тральщиков».
    - Сколько их осталось? – спросил Трибуц, потирая уставшие веки.
    - Около тридцати, товарищ командующий, - быстро ответил начальник штаба.
    - А параваны охранители крейсера и эсминцев?
    - Это еще около тридцати единиц. Всего шестьдесят. Мало, - подытожил Пантелеев.

    Четвертый вариант - «Фантастический». Можно прорваться к Ленинграду через Финляндию. Только не ясно, что должен делать флот и 10-й стрелковый корпус после высадки в Ханко или Хельсинки. Каким образом добираться до Кронштадта? Может интернироваться в Швеции. Корпусной комиссар, член Военного совета флота с удивлением уставился на Пантелеева. Юрий Александрович перехватил взгляд Н.К.Смирнова и добавил:
    -Меня просили рассмотреть все возможные варианты, в том числе и фантастические. Доклад закончил.
    -Благодарю, - буркнул Трибуц.

    На Военном Совете спорили долго, до хрипоты, считали радиусы действия авиации с ближайших аэродромов и дальность стрельбы немецких пушек. Казалось, что все учтено и продумано. Но никто не знал, как получится на самом деле. Старый заслуженный контр-адмирал Юрий Федорович Ралль протестовал против дурацкого решения, показывая на карте, что протралить минные поля такой высокой плотности заграждения для такого огромного каравана сил абсолютно не хватает. «Корабли будут вынуждены идти малым ходом вслед за тихоходными тральщиками под ударами авиации. А вот пройти прямо у занятого немцами берега Южным фарватером – резон прямой. Мин там нет, а любая береговая батарея или многие батареи неизбежно будут уничтожены огнем корабельных орудий». Пантелеев был склонен поддержать Ралля, но его перебил вопросом ЧВС Смирнов:
    - У вас что, есть данные немецкой разведки?
    - Нет. У меня только сводка положения на Северо-западном фронте. Немцы обошли Таллинн и сейчас стремятся охватить Лужский рубеж. Мощные орудия им необходимы там, а не здесь.
    - Сомнительно, - проговорил Смирнов и уставился в упор на Трибуца.
    Командующий флотом чувствовал себя неуверенно. Нарком ВМФ и Главный штаб конкретных рекомендаций не давали. На карту были поставлены: флот, люди и собственная шкура. «Если флот будет спасен, то будет цела и шкура. Люди не в счет. Не бывает войны без потерь», - очевидно, думал он, принимая решение. В этом он никогда и никому не признается.

    По результатам анализа и расчетов Военный Совет флота принял третий вариант.

    В 22.30 был принят следующий боевой порядок перехода:

    1.Отряд главных сил (вице-адмирал Трибуц В.Ф.)
    В его состав входили: крейсер «Киров» (на нем держал свой флаг командующий флотом); лидер «Ленинград»; четыре эскадренных миноносца: четыре подводных лодки: пять тральщиков: пять торпедных катеров; шесть морских охотников: одно посыльное судно; один ледокол.
    Отряду главных сил была поставлена задача «прикрыть первый и второй конвои от мыса Юминда до острова Гогланд».

    2.Отряд прикрытия (начальник штаба КБФ контр-адмирал Пантелеев Ю.А.).
    В его состав входили: лидер «Минск» (командир отряда, начальник штаба КБФ); два эскадренных миноносца; четыре подводных лодки; пять тральщиков; четыре торпедных катера; четыре морских охотника; одно спасательное судно.
    Отряду прикрытия поставлена задача «прикрывать второй и третий конвои от острова Кери до острова Вайндло».

    3.Арьергард (командир минной обороны контр-адмирал Ралль Ю.Ф.).
    В его состав входили: эскадренный миноносец «Калинин» (командир отряда - командир минной обороны); два эскадренных миноносца; три сторожевых корабля; два торпедных катера; пять морских охотников
    Арьергарду поставлена задача: прикрывать с тыла третий и четвертый конвои на всем пути их следования.
    Четыре конвоя имели задачу доставить в Кронштадт войска, вооружение, женщин, детей, раненых, а также материальные ценности республики Эстония.
     

    Первый конвой (капитан 2 ранга Н.Г.Богданов) включал плавбазу (учебное судно) «Ленинградсовет», транспорты: «Колпакс», «Верония», «Ярвамаа», «Алев», «Элла», Кронвальдис», ледокол «Кринштьянс Вальдемарс», плавмастерскую «Серп и Молот», подводные лодки «Щ-307», «Щ-308», «М-79» и буксир «ОЛС-7». Охранение конвоя осуществляли эсминец «Свирепый», сторожевые корабли «Аметист» и «Касатка», пять тихоходных тральщиков, пять катеров-тральщиков и два катера МО.
     

    Во второй конвой (капитан 2 ранга А.В.Антонов) входили: сетевые заградители: «Онега» и «Вятка», гидрографическое судно «Азимут»; транспорты: «Папанин», «Найссар», «Казахстан», «Эргонаутис», «Эверита», «Шауляй», шхуна «Атта». В охранение конвоя входили канонерская лодка «Москва», сторожевой корабль «Чапаев», четыре тихоходных тральщика, девять катеров-тральщиков и два катера МО.
     

    Третий конвой (капитан 2 ранга А.Ф. Янсон) состоял из транспортов «Луга», «Тобол», «Люцерна», «Балхаш», «Аусма», «Кумари», «Вторая пятилетка», «Скрунда», танкера номер 12, спасательного судна «Колывань». В охранение выделялись канлодка «Амгунь», пограничный сторожевой корабль «Уран», четыре тихоходных тральщика, четыре катера-тральщика и два катера МО.
     

    В четвертый конвой (капитан 3 ранга С.А.Глуховцев) были включены три шхуны, три мотобота и баржа “ТТ-1”. В охранение конвоя были выделены канлодка “И-8”, сторожевой корабль «Разведчик», два магнитных тральщика и девять катеров-тральщиков.
     

           Внутри отрядов и конвоев предусматривалась визуальная связь. Командиры отрядов и конвоев могли связываться с командующим флотом по радио только в исключительных случаях. На меридиане Таллинна на позициях были развернуты две подводные лодки. На острове Гогланд базировался специальный отряд прикрытия из состава сил Кронштадтской ВМБ. Им командовал капитан второго ранга И.Г.Святов, волевой грамотный командир. В состав его отряда входили: четырнадцать тральщиков, четыре сторожевых корабля, шесть торпедных катеров, восемь морских охотников, два катерных тральщика, одно спасательное судно, два буксира, четыре мотобота.
           Авиационное прикрытие на этапе перехода кораблей и судов от острова Гогланд до Кронштадта возлагалось на ВВС КБФ. К этому времени большинство аэродромов было уже захвачено противником, и дальности действия истребителей не хватало для прикрытия каравана с воздуха даже с подвесными баками. Знали об этом командующий флотом Трибуц, начальник штаба Пантелеев и те люди, кто находился на транспорте «Вирония», включая известного писателя и драматурга Всеволода Вишневского. На рассвете 28 августа командующий флотом попросил командование Северо-западного направления нанести бомбовый удар по немецким аэродромам силами авиации КБФ и по возможности фронтовой авиации. В ответ на эту просьбу в тот же день было отдано распоряжение на время перехода кораблей подчинить командующему ВВС флота всю морскую авиацию, ранее приданную сухопутным войскам. Кроме этого, из частей морской обороны Ленинграда и Озерного района временно передать Кронштадтской базе восемь катеров типа «МО». К сожалению, было слишком поздно, флот уже выходил в море.

    Продолжение

     

     









    Рейтинг@Mail.ru