В «Боевой летописи Военно-морского флота 1941 -1942» есть интересная фраза: «…Транспорт дрейфовал к о-ву Вайндло. На остров высадилось 2300 бойцов и командиров. Из них был сформирован полк под командованием полковника Г.А.Потемина, который тотчас приступил к организации обороны острова». Читаем Н.Михайловского «Подвиг «Казахстана»»: «Корабль на самом малом ходу врезался в песчаную отмель, окружающую островок. На палубу выбежали все пассажиры «Казахстана» Они смотрели на берег, и всем хотелось переправиться туда и ощутить под ногами твердую землю. Но, что поделаешь – маленький остров не мог вместить всех обитателей «Казахстана». К тому же, прежде всего надо было создать круговую оборону на случай морского десанта. Поэтому сначала стали переправлять воинские подразделения, а всех остальных пассажиров решили оставить на «Казахстане» в качестве воинского резерва». Итак, первое: транспорт дрейфовал, хотя на самом деле находился на ходу, второе – на остров собирались высадить пассажиров и организовать круговую оборону. Согласно лоции Балтийского моря у острова Вайндло нет песчаной косы. Есть только каменная гряда и небольшое место для спуска катера и шлюпок. «Казахстан» мог встать на якорь или врезаться в каменную гряду. Шлюпок на пароходе не было. Мичман в кожаном реглане по версии Михайловского не мог решать задачи по высадке войск. Читаем Владимира Рудного «Истинный курс»: «Гущанинов вышел ему навстречу. Он узнал на борту «Казахстана» начальника штаба района СНиС С.С.Миллера, тот кричал: «К судну не подходи! Собирай плавающих!». «А потом к скалам приткнулся «Казахстан» и высадил на гряду уже тысячи». Сам Владимир Рудный сомневается, как на полукилометровой гряде можно высадить такое количество людей. У Гущанинова были только катер и шлюпка. 350 человек уже находились на острове и нуждались в медицинской помощи. На борт обоих посудин можно было брать не боле сорока человек. За три рейса могли перевезти только 120 человек. Капитан Загорулько не распоряжался пассажирами. Очевидно, были другие военачальники, которые решали эти вопросы. В частности полковник Г.А.Потемин, который не упоминался в других источниках. Можно построить несколько вариантов, происходящих событий. А. Судно на камнях. Его следует разгрузить, переправив на остров пассажиров. Б. Сообщить на Гогланд по радио о состоянии судна и ждать помощи. В. Воспользоваться катером Гущанинова и добраться до Гогланда. Решение этих вопросов были вне компетенции капитана Загорулько. Первое, настораживают слова Миллера, запрещающие подходить к борту «Казахстана». Чего он боялся? Паники? Десанта немцев из Кунды? Или бомбардировщиков? Это остается загадкой. Второе, кто принимал решение переправить часть людей на почти необитаемый остров. Надо думать, что «робинзонами» быть никому не хотелось. Какая разница, где погибнуть? На транспорте или на острове. Кто после «гибели» Зашихина, Позднякова и Струкова взял на себя управление войсками, погруженными на транспорт? Именно тогда и возникает мифическая фигура мичмана в кожаном реглане с пистолетом по рассказу Михайловского. Олег Стрижак в электронной статье «Секреты балтийского подплава» сообщает, что через сорок лет Н.Михайловский разыскал этого человека. Им оказался Аврашов Алексей Григорьевич, который служил шофером в штабе флота и прибыл на «Казахстан» со своим легковым автомобилем, который загрузили в трюм. Кожаное пальто и пистолет, возможно, принадлежали генералу Зашихину. Хотя Александр Зонин утверждает, что на транспорте отплыл из Таллинна уполномоченный Военного совета КБФ полковой комиссар Лазученков. Но его роль в судьбе экипажа и пассажиров не ясна. Николай Михайловский случайно разыскал А.Г.Аврашева и рассказал об их встрече в газете «На страже Заполярья» от 28 июля 1968 года. Писатель утверждает, что управление пассажирами взяли на себя военные –
полковник Г.А.Потемин, командир полка майор Рыженко, комиссар Гош и другие…Интересен диалог между писателем и Аврашевым.
Более откровенен Георгий Иванович Лебедько: «… «Казахстан» пошел к острову своим ходом. Радость охватила на корабле. Среди пассажиров появились мародеры, которые стали грабить автомашины и разворовывать все, что
находилось в них. «Казахстан» сель на мель в 50 метрах от Вайндло. Появилось начальство, которое приступило к эвакуации людей с транспорта на остров. В течение 31-го августа и до пяти утра 1-го сентября производилась перевозка людей на плотах и шлюпках.
Все это время немцы не забывали, подвергая корабль и остров бомбардировке и пулеметному обстрелу. Однако люди и судно остались целыми. Особой опасности подвергались раненые. Врачи отобрали у мародеров продукты питания и накормили бойцов».
Центральная часть Финского залива не подвержена ярко выраженным приливно-отливным явлениям. Груженый пароход при одной работающей паровой машине не мог сдвинуться с места. С Гогланда сообщили, что на помощь идут
тральщики. Оставалось решить, как это можно сделать. Об этой части операции ничего не известно. Владимир Рудный свидетельствует: «… Вскоре с востока прилетели «ишачки» и сбросили в резиновых мешках медикаменты и одежду. Теперь с Сапрыкиным ходили
в море то Самушкин, то Едомин, а то и кок Яковлев; они подбирали мешки, падающие мимо острова». А что делали остальные люди? Стояли на каменном острове, прижавшись спинами друг к другу? Если верить цифре 2300, указанной в Боевой летописи, то при таком
количестве людей по острову пройти было бы невозможно. А если налет «Юнкерсов»? Тогда совсем полная жопа. Надеюсь, что это понимали все: и те, кто был на острове Вайндло, и те, кто находился на Гогланде.
«Казахстан» простоял у острова Вайндло сутки. Почему? Машина уже работала, и можно было двигаться вперед. Кто задерживал отход парохода? Вспомним окрик Миллера, запретивший подходить
Гущанинову к борту. Это было не просто предупреждение, а боязнь – страх перед обезумевшей толпой, скопившейся на палубе израненного парохода. Такое решение мог принять только высокопоставленный человек, имя которого осталось в тени. А может, этим
человеком был Лазученков? Ведь он понимал, что за толпу везет «Казахстан». Такие пассажиры, появись они в Кронштадте, оказались бы страшнее мин и «Юнкерсов». К сожалению, нам не известен характер радиопереговоров острова Вайндло с Кронштадтом.
Поэтому можно только догадываться.
Продолжение
|