фл.семафором слава флоту
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • мороружие
  • словарик
  • кают-компания





  • Трагедия Балтийского флота




    15. Расправа

     

     

     


           Туманный сентябрьский рассвет вползал в разрушенную рубку транспорта «Казахстан». Очищенный от следов пожара и взрывов, с оставшимися пассажирами на палубе, пароход медленно подходил к приемному бую Ленморканала. Слева виднелась башня Толбухина маяка. Съежившись от холода, пассажиры вдыхали запах обгоревших досок. Вдали виднелся купол Кронштадтского собора. Им казалось, что все позади.
    Из 35 человек членов экипажа спаслись и остались живыми только восемь: капитан транспорта Калитаев В.С., второй помощник капитана Загорулько Л.М., старший механик Фурса В.А., боцман Гайнутдинов Х.К., машинисты Слепнер Л.А. и Шишин А.П., кочегар Шумило А.П., кок Монахов П.Н. Все они были отмечены в приказе Верховного Главнокомандующего №303 от 12.09.1941года.
     

           На этом завершилась Таллиннская эпопея, которая для боевых кораблей длилась 50 часов, а для транспортов, которым повезло, весь этот кошмар продолжался 72 часа.. «Казахстану было отведено 144 часа.
    Однако на этом ужас не закончился. Калитаев очнулся в воде. Спасательного нагрудника на нем не было. Он никогда не надевал его, чтобы не вызвать тревоги у подчиненных. Превозмогая боль от контузии, Калитаев снял с себя китель и ботинки, подплыл к первому попавшемуся бревну и стал за него держаться. Высокий борт парохода находился уже далеко. Неуправляемое судно медленно удалялось в сторону. Голова страшно болела, но руки крепко держали спасительное бревно. В таком состоянии его подобрали моряки подводной лодки «Щ-322.
    Вскоре на лодку подняли бригадного комиссара Матушкина и еще несколько человек с «Казахстана». Состояние Калитаева было тяжелым. Контузия и длительное пребывание в холодной воде привели к потере сил. Только благодаря огромной воле и физической выносливости, а также помощи моряков-подводников ему удалось выжить.
     

           Прибыв в Ленинград, он был поражен страшной вестью. Его обвинили в … трусости! Началось следствие. Свидетелями событий выступали моряки «Казахстана». Они показали, что капитан вел себя достойно. Он без тени страха, с огромным самообладанием командовал судном и людьми до момента пока взрывной волной не был выброшен с судна. Судебно-медицинская экспертиза так же подтвердила, что Калитаев был контужен и в момент катастрофы находился в бессознательном состоянии.
           Тем не менее, нашлись люди, которые с этим не посчитались. Вопреки здравому смыслу и своей совести, показаниям моряков, они одним росчерком пера зачеркнули жизнь человека. Невинный капитан стал жертвой произвола. Почему? Кому это было выгодно? Еще одна загадка «Казахстана».
     

           Настораживают документы, которые стали известны за последнее время. Результаты перехода Балтийского флота из Таллинна в Кронштадт не у всех моряков вызвали адекватные ощущения. Особый отдел НКВД при управлении фронта строго следил за нравственным состоянием бойцов и командиров. 3-е управление Наркомата ВМФ осуществляло руководство деятельностью особых отделов и уполномоченных НКВД на флотах. На «Казахстане» находились части 22-й мсд. НКВД. Паника на судне была и не единожды. Наверняка на транспорте расстреливали паникеров, а на Вайндло – мародеров. Иначе быть не могло. Об этом умалчивают писатели Н.Михайловский, А.Зонин и Владимир Рудный. Свирепствовала цензура. Приведу с сокращениями один документ:
                         
     Сообщения 3-го управления Наркомата ВМФ
    О пораженческих и антикомандирских настроениях среди личного состава Краснознаменного Балтийского флота

    11 сентября 1941 г.
    Совершенно секретно
    Члену Военного Совета Ленинградского фронта
    Адмиралу тов. ИСАКОВУ
     

    По сообщению 3-го отдела КБФ среди рядового состава частей и подразделений флота, в результате слабой политико-просветительной работы со стороны командиров и политработников, за последнее время имеют место антикомандирские настроения.
    Характерные из них приводим:
    … Краснофлотец лидера «Ленинград» Герасименко среди ряда краснофлотцев говорит: «Наше командование украшается нашивками и орденами, а командовать в боевой обстановке не может».
    Старшина мотористов 527 катера ОВРа Демин проявляет резкие антикомандирские настроения. 27 августа Демин заявил: «Придет время – застрелю командира катера лейтенанта Мартынова и его помощника Аникина». По адресу старших командиров Демин говорит: «Вот идут продажные шкуры».
    1.09.41 г., говоря о переходе наших кораблей из Таллинна в Кронштадт, краснофлотец линкора «Октябрьская Революция» Крылов сказал: «Потеряно 40 единиц флота. Это был не переход, а бегство, а впереди бежавших был командующий Трибуц. Командование кораблей проявило большую трусость».
    Сообщаю на Ваше распоряжение.

    Зам. Начальника 3-го Управления ВМФ СССР
    Дивизионный комиссар БУДАРЕВ

    ЦВМА.Ф.161. Оп.1. Д.6. Л.18-19

           К моменту подготовки этого сообщения «Казахстан» еще не пришел в Кронштадт. Дата прибытия капитана Калитаева на подводной лодке не известна. Человек находился в бреду. Контузия быстро не проходит. Возможно, он где-то проговорился и стал жертвой произвола.
     

           Кандидат исторических наук капитан 1 ранга В. Ачкасов позволил себе высказать подобную крамольную мысль только через 20 лет, но времена уже изменились. Появилась возможность более открыто выражать свои мысли. После чтения сообщений из 3-го Управления ВМФ СССР становится ясно, почему адмирал флота Советского Союза И.С.Исаков не стал писать воспоминания об организации Таллиннского перехода.
     

           В своих мемуарах В.Ф.Трибуц мягок и даже ласков, когда пишет о мужестве и героизме наших моряков во время Таллиннского перехода. Однако ошибается в датах и количестве высаженных на берег людей с многострадального транспорта «Казахстан». Трудно сказать, кто помогал ему готовить материалы для публикации, но грамотный человек и тем более командующий флотом, никогда бы не «высадил» на остров Вайндло 2300 человек. Для этого надо обладать фантазией на уровне Жюля Верна. Надо бы просто сменить название острова и указать тот, которого нет в лоции Балтийского моря. Вряд ли Трибуц мог предположить, что кто-то будет проверять достоверность его повествования, высаживаться на Вайндло и искать оборонительные сооружения, оставленные полковником Г.А.Потеминым. Их нет и не может быть, потому что там они никому не нужны. Голые скалы и море вокруг – вот, что представляет собой остров Вайндло. Маяк по-прежнему работает, но в автоматическом режиме. Людей на нем нет.

    Продолжение

     

     









    Рейтинг@Mail.ru