Туманный сентябрьский рассвет вползал в разрушенную рубку транспорта «Казахстан». Очищенный от следов пожара и взрывов, с оставшимися пассажирами на палубе, пароход медленно подходил к приемному бую Ленморканала. Слева виднелась башня Толбухина маяка. Съежившись от холода, пассажиры вдыхали запах обгоревших досок. Вдали виднелся купол Кронштадтского собора. Им казалось, что все позади. Из 35 человек членов экипажа спаслись и остались живыми только восемь: капитан транспорта Калитаев В.С., второй помощник капитана Загорулько Л.М., старший механик Фурса В.А., боцман Гайнутдинов Х.К., машинисты Слепнер Л.А. и Шишин А.П., кочегар Шумило А.П., кок Монахов П.Н. Все они были отмечены в приказе Верховного Главнокомандующего №303 от 12.09.1941года. На этом завершилась Таллиннская эпопея, которая для боевых кораблей длилась 50 часов, а для транспортов, которым повезло, весь этот кошмар продолжался 72 часа.. «Казахстану было отведено 144 часа.
Прибыв в Ленинград, он был поражен страшной вестью. Его обвинили в … трусости! Началось следствие. Свидетелями событий выступали моряки «Казахстана». Они показали, что капитан вел себя достойно. Он без тени страха, с огромным самообладанием командовал судном и людьми до момента пока взрывной волной не был выброшен с судна. Судебно-медицинская экспертиза так же подтвердила, что Калитаев был контужен и в момент катастрофы находился в бессознательном состоянии.
Настораживают документы, которые стали известны за последнее время. Результаты перехода Балтийского флота из Таллинна в Кронштадт не у всех моряков вызвали адекватные ощущения. Особый отдел НКВД при управлении фронта строго следил за нравственным состоянием бойцов и командиров. 3-е управление Наркомата ВМФ осуществляло руководство деятельностью особых отделов и уполномоченных НКВД на флотах. На «Казахстане» находились части 22-й мсд. НКВД. Паника на судне была и не единожды. Наверняка на транспорте расстреливали паникеров, а на Вайндло – мародеров. Иначе быть не могло. Об этом умалчивают писатели Н.Михайловский, А.Зонин и Владимир Рудный. Свирепствовала цензура. Приведу с сокращениями один документ:
Характерные из них приводим: … Краснофлотец лидера «Ленинград» Герасименко среди ряда краснофлотцев говорит: «Наше командование украшается нашивками и орденами, а командовать в боевой обстановке не может». Старшина мотористов 527 катера ОВРа Демин проявляет резкие антикомандирские настроения. 27 августа Демин заявил: «Придет время – застрелю командира катера лейтенанта Мартынова и его помощника Аникина». По адресу старших командиров Демин говорит: «Вот идут продажные шкуры». 1.09.41 г., говоря о переходе наших кораблей из Таллинна в Кронштадт, краснофлотец линкора «Октябрьская Революция» Крылов сказал: «Потеряно 40 единиц флота. Это был не переход, а бегство, а впереди бежавших был командующий Трибуц. Командование кораблей проявило большую трусость». Сообщаю на Ваше распоряжение. Зам. Начальника 3-го Управления ВМФ СССР Дивизионный комиссар БУДАРЕВ ЦВМА.Ф.161. Оп.1. Д.6. Л.18-19 К моменту подготовки этого сообщения «Казахстан» еще не пришел в Кронштадт. Дата прибытия капитана Калитаева на подводной лодке не известна. Человек находился в бреду. Контузия быстро не проходит. Возможно, он где-то проговорился и стал жертвой произвола.
|