фл.семафором слава флоту
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • мороружие
  • словарик
  • кают-компания





  • Трагедия Балтийского флота

     

    О переходе флота из осажденного
    немцами Таллинна в Кронштадт


    1. Почему?




           О трагедии Краснознаменного Балтийского флота летом 1941 года говорили многие, а когда освещали эти события в военно-исторической литературе, то преподносили в явно отлакированном виде без сучков и задоринок. О переходе флота из осажденного немцами Таллинна в Кронштадт писали как о стратегической операции, якобы спасшей Ленинград от блокады. Но блокада все же была и никто ее отрицать не может.    Роль флота в обороне города огромна. Вопрос другой, почему Балтийский флот потерял так много кораблей и личного состава, обладая достаточной мощью противостоять фашистским захватчикам. Сейчас все чаще говорят, что это было паническое бегство, возглавляемое бездарными военачальниками. Так ли это? Официально военно-исторические труды того времени о многом умалчивали, да и нынешние не спешат открывать тайны. Политическому руководству страны видимо было выгодно говорить не всю правду о первых днях войны. Слишком много допущено ошибок и условностей, мешающих командованию на месте принимать правильные решения. Поражения никому не нужны, потери не в счет. Главное, что страна пришла к Победе.
           «В дни подготовки празднования Двадцатилетия Победы в Великой Отечественной Войне, я наивно обратился к популярному по очеркам о Брестской крепости писателю С.С. Смирнову (он в то время занимался изучением обороны городов Таллинна и Лиепая). Меня интересовало, что он может сказать о задачах, замысле перехода и о его руководителях и исполнителях, – рассказывал Игорь Иванович Струков. - Сергей Сергеевич серьезно мне ответил, что еще не настало время обо всем этом говорить. С этими же вопросами я обратился и к писателю В.А.Рудному (автору прекрасных произведений «Гангутцы», «Истинный курс» и участнику Таллиннского перехода) и услышал от него аналогичный ответ: «Еще не время говорить всю правду». Что такое «правда» и вся «правда» я не совсем понимал. Возможно, писатель был прав. Никто не хотел ставить под сомнение решения военачальников, которые еще были живы и не желали быть виноватыми в событиях тех дней».
     

           Подробности этой трагедии известны и хорошо и плохо. На военном транспорте «Казахстан» погиб Струков Иван Иванович, находясь в должности начальника политотдела штаба ПВО Балтийского флота. Его сын Игорь Иванович рассказывал: «Мама, я (мне тогда было четыре года) и старший брат были эвакуированы из Таллинна 27 июля. О том, как это происходило никто и вспоминать не хотел. Учась в академии, изучая историческую, мемуарную литературу, а также различные периодические издания, освещающие эти события, меня постоянно волновали вопросы: как мог произойти разгром мощного Балтийского флота, почему так бездарно провело эту операцию флотское командование. Как можно было выходить в море с такой армадой кораблей и судов без воздушного прикрытия. Почему большие транспорты, имеющие на борту тысячи воинов, раненых, женщин и детей не имели надлежащего охранения, почему боевые корабли бросили на произвол судьбы основные конвои.… Даже сейчас, уже в совершенно другое время, все еще нет четкого ответа на эти и другие вопросы. Кто виновен за то, что погибли десятки тысяч людей». Известно, что сразу же после прихода кораблей в Кронштадт органами НКВД было проведено расследование, в ходе которого были допрошены все должностные лица КБФ и не только. Выводы последовали позже. Убрали многих людей, участвовавших в эвакуации Главной базы Балтийского флота из Таллинна. Контр-адмирал Ю.А.Пантелеев был переведен на Волжскую военную флотилию. Не пощадили и капитана транспорта «Казахстан», последнего парохода, пришедшего в Кронштадт. Его обвинили в трусости и спокойно расстреляли.     И до сих пор материалы расследования находятся под семью печатями. А участники тех событий, которые занимали командные должности в штабе КБФ, к сожалению, ушли из жизни. Контр-адмирал В.П. Дрозд погиб в 1943 году. Капитан 1 ранга (впоследствии контр-адмирал) И.Г. Святов, который организовал спасение тысячи людей на о. Гогланд, ушел из жизни в послевоенное время и завещал похоронить себя на острове Гогланд, где и находится его могила рядом с обелиском тем, кто не дошел до Кронштадта, защищая Родину.

           В 1958 году военный корреспондент Н.Г.Михайловский опубликовал «Таллиннский дневник». Тираж в 30 000 экземпляров разошелся быстро. Книга стала библиографической редкостью. Автор уходил из Таллинна на борту учебного судна «Ленинградсовет», которым командовал старший лейтенант Амелько – будущий адмирал. В «дневнике» есть рассказ «Подвиг «Казахстана». Николай Григорьевич подробно описывает радость встречи в Кронштадте израненного сухогруза, однако оставляет больше вопросов, чем дает ответов. Одна личность «героя» в кожаном пальто с пистолетом и мегафоном в руках много стоит. «Героя» приняли за генерала, хотя в конце рассказа этот человек оказался мичманом, имя и фамилия которого в то время были не известны. Сдается на, что это вымышленный образ, придуманный Михайловским на скорую руку в результате поспешного опроса «местных жителей». Владимир Рудный написал рассказ «Остров спасения», который включил в сборник «Истинным курсом», изданный в 1978 году. В нем описываются события, происходившие на острове Вайндло. Остальные источники в большей и меньшей степени повторяли то, что уже известно из этих рассказов.
           Мемуары стали писать в 70-х годах. Издательство «Наука» в 1975 году опубликовало сборник «Краснознаменный Балтийский флот в завершающий период великой Отечественной войны». И.А.Козлов и В.С.Шломин издали в 1976 году «Краснознаменный Балтийский флот в героической обороне Ленинграда». Появились воспоминания бывшего командующего КБФ адмирала В.Ф.Трибуца «Балтийцы вступают в бой» и даже биографический очерк о нем, написанный В.Гринкевичем и М.Корсунским. В воспоминания ударились все, появились новоиспеченные кандидаты и доктора исторических наук. Командир подводной лодки «Л-3» П.Д.Грищенко написал прекрасную книгу «Соль земли», не отстал от него и подводник А.М.Матиясевич, опубликовавший в Лениздате мемуары «По морским дорогам». Война постепенно превращалась в прозу жизни. О трагедии Балтийского флота во время перехода из Таллинна в Кронштадт на время забыли, хронология событий представлена скупо, потери явно занижены. Но уже в 1980 году у военных историков возникает вопрос: правильно ли поступил В.Ф.Трибуц, приказав поставить корабли конвоя и транспорты на якорь у острова Вайндло? Авторы биографии отвечают однозначно: правильно! Сам Владимир Филиппович через 25 лет подтверждает: « Совесть моя чиста. Тогда я не имел права рисковать, - и резко добавляет, - Командующий флотом не преферансист, который рискует играть в мизер с единственной надеждой на удачный расклад карт на руках партнеров». Ответ четкий, но с явным циничным оттенком. Не знаю, насколько хорошо Трибуц играл в карты, но то, что он сбежал и бросил людей – неопровержимый факт. Ему повезло.
          

           События тех страшных дней трудно разложить во времени и пространстве. Нет карт маневрирования, нет судовых журналов, нет списка пассажиров. Есть только крохотные сведения, сообщенные очевидцами, которые зарыты в анналах библиотек и архивов. Каждый человек живет в своем информационном поле. Один идет на крейсере и видит одно, другой на подводной лодке, у него совсем другие впечатления и ощущения, третий на грузовом транспорте. Претендовать на полноту всех фактов нельзя. Живых свидетелей практически не осталось. Их могут дополнить только художественные образы. Попробуем их в некоторой степени воссоздать, используя те материалы, которые стали доступны благодаря новым информационным технологиям и, прежде всего, Интернету.

    Продолжение

     









    Рейтинг@Mail.ru