фл.семафором слава флоту
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • мороружие
  • словарик
  • кают-компания





  • Трагедия Балтийского флота




    2. Командующий Балтийским флотом






           Судьба Владимира Филипповича Трибуца складывалась удачно. Ровесник XX века успел повоевать на фронтах Гражданской войны. Окончив военно-фельдшерскую школу, он попал сначала под Нарву, а затем его занесло на Астрахано-Каспийскую флотилию. Лекари были нужны. В 1920-м году он оказался на эскадренном миноносце «Деятельный». Командиром корабля был Иван Степанович Исаков, только вернувшийся из боевой операции. Познакомились. Лекарь оказал медицинскую помощь командиру, получившему ранение во время минной постановки.
           Трибуца зачислили в экипаж миноносца. Он работал наравне с матросами, участвовал в погрузке угля, сидел на веслах, следил за состоянием раненых. Ему нравился коллектив людей, от которых веяло романтикой странствий. Глядя на уверенные действия Исакова, ему тоже захотелось стать моряком, встречать рассветы, стоять по расписанию на вахте.
    Переболев тифом, и отлежавшись в Петровском лазарете на Каспии, Трибуц вернулся на родной миноносец. Хотелось быть ближе к команде,  попить флотского чая, подкормиться. Исаков запомнил лекаря и был рад его возвращению на корабль. Однако лекпома вскоре откомандировали на канонерскую лодку «Ленин», которую направили штурмовать Энзели. Операция прошла удачно. Интервенты и белогвардейцы на юге России были разгромлены. Там и встретили Новый 1921 год. Командир канонерской лодки К.И.Самойлов называл лекпома доктором и, видя его пристрастие к управлению кораблем, иногда доверял штурвал. Каспий показывал свой нрав, взрываясь пенными брызгами. Качка Владимира не пугала, он уверенно стоял на вахте.
           В августе 1922 года Трибуца направили в распоряжение Управления военно-морских учебных заведений. Мандат (так называли тогда документы) для поступления в училище подписал комиссар миндивизии В.Тарасов. Вступительные экзамены не сдавали. Достаточно было характеристики. После войны жизнь в училище показалась раем, но, получив первый «неуд», молодой военмор понял, что без усердия знаний не получишь. Учился Трибуц хорошо. После окончания подготовительного курса ВМУ, слушателей перевели на специальный курс, где они изучали высшую математику и другие флотские науки, которые положено знать будущему командиру.
     

           Командиром линейного корабля «Парижская коммуна» оказался К.И.Самойлов, бывший командир канлодки «Ленин», который признал в курсанте бывшего лекпома. Линкор участвовал в учениях на Балтийском море. Курсанты дублировали обязанности помощников вахтенного начальника, изучали организацию корабля, сдавали зачеты. Практика прошла успешно. Приказом наркома по Морским делам курсанту Трибуц присвоили звание командира и назначили на линейный корабль.
           Изучая историю тех лет, мне на глаза попалась книга «Путь в океан», изданная в Ленинграде в 1966 году. А.Б.Стрелов – автор очерка истории ВВМКУ им М.В.Фрунзе перечисляет абитуриентов, зачисленных на первый курс в 1922 году: В.А.Алафузов, Л.А.Владимирский, В.Ф.Трибуц, Г.В.Жуков, Ф.С.Седельников, В.Г Фадеев, И.Г.Святов, Н.М.Харламов, С.С.Рамишвили. В этом списке почему-то отсутствовали имена Николая Герасимовича Кузнецова – будущего наркома ВМФ и Михаила Александровича Крупского – племянника Надежды Константиновны. Стрелов не мог забыть этих людей. Он по какой-то причине их опустил.  Неправильно считают те, кто думает, что в те времена учили плохо. Школа подготовки русских моряков всегда отличалась фундаментальностью и высоким уровнем знаний. ВВМУ им. М.В.Фрунзе, в здании бывшего Морского корпуса, сохранило традиции старейшего учебного заведения России, начиная от Компасного зала и заканчивая памятником Крузенштерну на набережной Невы.
     

           Три года службы на линкоре пролетели незаметно. Потом была Военно-морская академия, должность старшего помощника на линкоре «Марат», знакомство с Сергеем Мироничем Кировым и Клементом Ефремовичем Ворошиловым. В должность начальника штаба КБФ вступил старый знакомый И.С. Исаков. Командование относилось с уважением к молодому флотскому командиру, учитывало его старательность и добросовестность, продвигало его по службе. 1934 год В.Ф.Трибуц встретил командиром эсминца «Яков Свердлов». За заслуги в выполнении задач боевой подготовки его награждают орденом Красной Звезды.
    Назначение на должность начальника отдела боевой подготовки штаба КБФ поставило Владимира Филипповича на качественно новый уровень. У него не было опыта штабной работы. Помогали учителя – опытные командиры: Л.М.Галлер, А.К.Сивков, Г.И.Левченко, И.С.Исаков. У них было чему поучиться, и Трибуц с интересом постигал азы штабной науки. Корабли Балтийского флота часто выходили в море, отрабатывали задачи совместного плавания, проводили артиллерийские стрельбы, участвовали в минных постановках. Скучать было некогда. Флот часто посещал Андрей Александрович Жданов – секретарь ЦК ВКП(б) отвечающий за вопросы судостроения и флота. Жданов присматривался к офицерам, интересовался их службой. Знал он и Трибуца. Иногда он подсмеивался над Владимиром Филипповичем, намекая на его медицинское образование и службу отца в жандармском управлении. От последнего намека веяло холодом репрессий. Однако его не трогали.
           Наступил тревожный 1938 год. Вызов в Москву, в Кремль заставил Трибуца заново пережить всю предыдущую жизнь. Недавно был арестован комфлота А.К.Сивков. На должность наркома ВМФ назначили М.П.Фриновского, который ничего не смыслил во флотских делах, но был близок Ежову, о рукавицах которого все хорошо знали. Трибуц попрощался с женой и направился к поезду. Обошлось. Из Москвы он вернулся в звании флагмана 2 ранга и предписанием принять обязанности начальника штаба Балтийского флота. Командовать флотом стал Г.И.Левченко.
     

           Взглянем на цифры и представим жизненный путь Владимира Филипповича. За 12 лет он прошел путь от помощника вахтенного начальника линейного корабля до начальника штаба флота. Человек самостоятельно командовал только эсминцем, масштабы и задачи флота видел только с позиций боевой подготовки и вдруг, такой взлет. Вряд ли он был основательно подготовлен к занятию этого высокого поста. Но тогда не спрашивали согласия: либо назначали, либо снимали, в худшем случае расстреливали. Следовало работать, работать и работать. Тогда Трибуц не мог и представить, что через 15 месяцев он станет самым молодым командующим флотом в военно-морских силах страны.

    Продолжение

     









    Рейтинг@Mail.ru