фл.семафором практика
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • новости флота
  • мороружие
  • кают-компания

  • Такелажные работы с тросами




    Бензели, найтовы, стопорки, марки.

    Перевязка двух тросов для удержания вплотную называется бензелем.
    Соединение двух предметов рангоута рассматриваемыми способами называется найтовом. Найтовами также называют тросы, которыми к палубе крепят грузы. При соединении растительных и синтетических тросов используют лини, шкимушгар. Стальные тросы соединяются низкоуглеродистой оцинкованной проволокой или бензельным тросом.
    В зависимости от места и способа наложения тросовые бензели бывают круглые или прямые, коренные, плоские, полубензели, стопорки и стопорные бензели.
    Круглый (прямой) бензель применяют для прочного соединения двух параллельно идущих тросов. При наложении бензеля на растительные и синтетические тросы один конец линя обделывают очком. При накладывании бензеля на растительные тросы их соединяют вместе, насмаливают и обертывают смоленой клетневиной. Проведя через очко ходовой конец линя, накладывают первый ряд шлагов возможно туже. На шлаги укладывают сложенной петлей в сторону начала бензеля линь (протаску). Второй ряд шлагов поверх протаски накладывают слабее. Затем ходовой конец линя проводят через очко протаски, которая вытягивается. Таким образом ходовой конец линя продевают под верхний ряд шлагов. Чтобы предотвратить расползание прямого бензеля, его крыжуют (вяжут поперек задвижной штык) и ходовой конец прихватывают по тросу. Прямой бензель на синтетические тросы накладывают подобным же образом, но тросы не насмаливают. Чтобы предотвратить сползание бензеля, тросы обертывают тесьмой, поверх которой и накладывают бензель.
    Наложение бензелей на стальные тросы имеет следующие особенности. Для предотвращения сползания бензеля тросы в месте его наложения клетнюют. Проволочный бензель накладывают начиная с его средней части одним концом по другому, протянутому вдоль тросов, и поверх протаски. Когда положено необходимое число шлагов, ходовой конец с помощью протаски протягивается под них. Затем подобным же образом бензель накладывается вторым концом, который также протягивается под второй ряд шлагов. Концы бензеля туго обтягивают и обшивают парусиной.
    Шлаги проволочного бензеля рекомендуется накладывать полумушкелем или толстым драйком, чтобы предотвратить образование калышек.
    Коренной бензель применяется в том случае, когда на середине троса необходимо образовать огон. Для этого в нужном месте на тросе делают петлю, которую закрепляют бензелем, накладывая его на оба троса через петлю. Коренной бензель всегда ставится с крыжом, причем крайние шлаги делают слабее, чтобы при загибании концов троса все шлаги бензеля обтянулись равномерно.
    Плоский бензель служит для соединения двух тросов, оканчивающихся огонами. При изготовлении плоского бензеля конец линя крепится к одному из огонов, другой продевается поочередно в оба огона в одном направлении, образуя восьмерки. Затем бензель крыжуют в средней части. Плоский бензель проволочным тросом изготовляется аналогично, но работа ведется одновременно двумя концами.
    Полубензель применяется при временном соединении тросов, когда они не подвергаются значительным натяжениям. Накладывают полубензель всегда в один ряд щлагов, а затем с помощью протаски затягивают под них ходовой конец. Для большей надежности полубензель заканчивают змейкой (см. марка со змейкой). Стопорка используется для стопорения смежных тросов (лопарей талей, швартовых, шлагов тросовых талрепов). Накладывают стопорку шкимушгаром. Закрепив конец удавкой на одном из тросов, обносят шлаги восьмеркой. Затем кладут прямые шлаги между восьмерками и делают крыж. Стопорный бензель является разновидностью стопорки и используется для прочного соединения тросов. В отличие от стопорки стопорный бензель накладывают от середины двумя концами. Наложив шлаги восьмеркой, тросы обносят прямыми шлагами между восьмерочными, пока оба конца не сойдутся в середине бензеля. Затем их пробивают навстречу друг другу и крыжуют обе половины бензеля.

    Марки.

    Для предотвращения самопроизвольного распускания тросов при различных такелажных работах на их концах делают марки. Марками заканчивают также различные оплетки и отмечают необходимые места на снастях. На растительных тросах для маркировки употребляются лини или каболки из того же троса; на стальных - смоленый шкимушгар или низкоуглеродистая оцинкованная проволока. Чтобы предотвратить самопроизвольное распускание синтетического троса, его концы оплавляют.
    Простая марка выполняется обвивкой троса 12-15 шлагами. Ходовой конец линя пропускают в петлю и затягивают коренным концом под шлаги марки.
    Марка со змейкой является разновидностью простой марки, которую для прочности дополняют змейкой. Змейка выполняется ходовым концом линя.
    Марку с пробивкой накладывают на концах снастей бегучего такелажа. Для этого конец линя укладывают вдоль троса между прядями и туго обтягивают 10-12 шлагами. Затем ходовой конец пробивают под ближайшую прядь, проводят поверх марки в обратном направлении, пробивают под следующую прядь и т.д. Для предохранения от распускания на конце марки вяжут узел восьмерку.

    Тренцевание.

    Тренцевание растительных и стальных тросов производят для выравнивания их поверхностей, чтобы предотвратить скапливание воды между прядями. Материалом для тренцевания служит смоленый шкимушгар, линь или тонкий трос.
    Перед тренцеванием трос туго растягивают талями и смазывают древесной смолой. Число треней должно быть равно числу прядей троса. Каждая трень укладывается между прядями троса и прогоняется драйком в направлении спуска троса. Затем трень укрепляют марками со змейкой, а ее концы обтягивают и закрепляют, пробивая между прядями троса. При тренцевании тросов кабельной работы помимо трени по обе ее стороны укладывают две полутрени меньшего диаметра.

    Клетневание.

    Клетневание тросов производят для предохранения от перетирания, сырости и ржавления. На стальных тросах клетень также кладется под бензель, чтобы предотвратить его сползание. В качестве клетневины используется старая парусина, нарезанная под углом к основанию, в качестве клетня - линь, шкимушгар, низкоуглеродистая оцинкованная проволока. Оттренцованный и растянутый втугую трос покрывают смолой и обертывают по спуску клетневиной. Концы клетневины закрепляют марками. Клетень накладывают на трос в направлении, обратном спуску троса, закрепив коренной конец удавкой. Последние 5-6 шлагов клетня накладывают с некоторой слабиной, проводят под них ходовой конец и шлаги туго обтягивают. Толстые тросы клетнюют полумушкелем, тонкие - с помощью такелажной лопатки. При накладывании бельного клетня трос не смолится, а слегка насаливается.

    Сращивание (сплеснивание) тросов.

    Сплеснем называется соединение двух тросов одинаковой толщины или одного троса в месте разрыва. Сплесни бывают короткие и длинные (разгонные). Короткий сплесень более прочен (уменьшает разрывную крепость троса до 10-15%), но в месте соединения образует утолщение. Поэтому он не применяется, когда трос необходимо пропустить через блок. Длинный сплесень утолщения троса не дает, но приводит к потере разрывной крепости троса до 15-25%. Хороший сплесень получается, если не нарушается положение прядей в тросе и все пряди пробиваются в одном порядке. Натяжение пробиваемых прядей должно быть одинаковым.
    Короткий сплесень на растительном тросе. На расстоянии 40-80 см от концов тросов (в зависимости от их толщины) накладывают временные марки. Тросы распускают до марок на пряди, которые также маркируют. Затем тросы сдвигают вплотную так, чтобы каждая прядь одного из них располагалась между двумя смежными прядями другого троса. С помощью свайки пробивают ходовые концы прядей одного троса под коренные концы прядей (после марки) другого троса по правилу: через одну под одну и против спуска. По окончании пробивки первого троса на втором осторожно срезают марку и начинают пробивать его пряди в первый трос по указанному правилу. Для постепенного уменьшения толщины сплесня перед третьей пробивкой из каждой пряди вырезается половина каболок (половинная пробивка), при выполнении четвертой - еще половина (четвертная пробивка). Перед пробивкой для облегчения работы пряди натираются воском. Для увеличения срока службы весь сплесень (кроме средней части) клетнюют (от концов к середине).
    Длинный (разгонный) сплесень на растительном тросе готовится так же, как и короткий, но пряди распускаются на большую длину (до 2-3 м). Сдвинув тросы вплотную, на одном из них срезают марку и выплетают прядь на расстояние до 1,5 м. Вместо выплетенной пряди вплетают прядь первого троса и связывают их полуузлом по часовой стрелке. Подобным же образом в первый трос вплетают пряди второго троса. Затем все вплетенные пряди пробивают под ближайшие коренные и обрезают концы. Места пробивок околачивают мушкелем и клетнюют. Для прочности сплесня необходимо стремиться сохранить тугую свивку прядей и располагать полуузлы на одинаковом расстоянии от середины. Так, на тросах с окружностью 40-45 мм это расстояние принимается равным 1,2-1,5 м, на тросах средней толщины - около 2 м, на очень толстых тросах - порядка 3,0-3,5 м.
    Сплеснивание тросов из искусственного волокна имеет свои особенности. Если трос в процессе изготовления не был подвергнут термостабилизации, при изготовлении короткого сплесня его распущенные пряди через каждые 10 см необходимо обмотать тесьмой, чтобы предотвратить распускание. При изготовлении длинного сплесня в этих же целях распущенные пряди обматываются тесьмой по всей длине.
    При изготовлении короткого сплесня делают три полные пробивки, две половинные и две четвертные. Изготовление длинного сплесня такое же, как растительного троса. Для заглаживания (оплавления) обрезанных концов прядей можно использовать паяльник или любой нагретый металлический предмет.
    Короткий сплесень на стальном тросе. При подготовке тросов к сплесниванию на некотором расстоянии от их концов накладывают временные марки (для тросов окружностью 50 мм - на расстоянии 250 мм, для тросов окружностью 100 мм - на расстоянии 800 мм). Трос распускают на пряди, на концах которых накладывают марки. Затем тросы сближают до временных марок, чтобы пряди каждого троса располагались между смежными прядями другого. Пряди укладываются попарно вдоль тросов. Пробивка выполняется сначала прядями одного троса, а затем другого по правилу: через одну под две, против спуска, т.е. каждая ходовая прядь проводится над ближайшей коренной и затем пробивается под две следующие.
    Пробивка выполняется пять раз полными прядями, затем половинная и четвертная. Толщину сплесня можно уменьшить: половину прядей пробивать в трос четыре раза, остальные - пять раз. По окончании пробивки оставшиеся концы прядей обрубают, сплесень околачивают и клетнюют.
    Длинный сплесень на стальном тросе применяется в редких случаях, так как он приводит к значительной потере разрывной крепости троса (25-30%). При подготовке к сплесниванию на тросы накладывают марки из расчета, чтобы расстояние между крайними сростками было: для тросов диаметром 12-15 мм - не менее 2 м, диаметром 25 мм - 3 м, диаметром 32 мм - 4 м. Концы тросов распускают на пряди, которые выводятся из троса попарно. Тросы сдвигают, чтобы парные пряди одного троса располагались между парными прядями другого троса. После снятия марок выводят парные нити другого, и наоборот. Связывание встречных прядей полуузлами производится поодиночке. Затем концы прядей пробиваются в трос по правилу: через одну под две и против спуска, после чего оставшиеся концы прядей обрубаются. Места скрепления прядей и пробивок клетнюют мягкой луженой проволокой.
    Разновидностью длинного сплесня является ввод в трос новой пряди вместо поврежденной. Для этого поврежденная прядь отвивается на необходимую длину (как при изготовлении длинного сплесня), а вместо нее вводится новая прядь. Новая прядь для растительного троса должна быть предварительно намочена и вытянута на 1\12 своей длины. Связывание встречных прядей осуществляется, как и при изготовлении длинного сплесня. Введение новой пряди уменьшает крепость растительного троса примерно на 30%, а стального на 20%.

    Заделка огонов.

    Постоянная петля, сделанная на конце или в середине троса, называется огоном. Малая петля, изготовленная на конце троса для коуша, называется очком. В зависимости от формы и способа изготовления огоны делятся на простые, подкововидные, разрубные, связанные и рангоутные.
    Простой огон на трехпрядном растительном тросе заделывают, положив марки на трос и пряди. Трос сгибают в петлю необходимого размера и пробивают две пряди по правилу: через одну под одну и против спуска. Затем огон поворачивают на 180 и пробивают третью прядь. Всего делают три пробивки, причем третья - половинная. Для увеличения прочности огона половина сплесня клетнюется.
    Огон на четырехпрядном тросе делается рассмотренным выше способом, с той лишь разницей, что первая прядь пробивается под две коренные, остальные --под одну прядь. Последующие пробивки выполняются под одну прядь.
    Огон на синтетическом тросе выполняется по рассмотренным выше правилам, причем пробивки выполняются в такой последовательности: три полные, две половинные и две четвертные.
    Простой огон на стальном тросе готовится так же, как и на растительном. Однако пробивка имеет свои особенности. Например, в шестипрядном тросе она выполняется следующим образом. Трос разворачивают петлей к себе, чтобы пряди находились справа. Первая ходовая прядь проводится против спуска троса под три коренные пряди, вторая и третья соответственно под две и одну. Затем огон поворачивают на 180 и пробивают четвертую и пятую ходовые пряди под две и одну коренные соответственно. Вновь огон поворачивают и пробивают шестую прядь под одну коренную, но уже по направлению спуска троса. Последующие пробивки выполняются по правилу: через одну под две и против спуска троса. Всего выполняют 3-4 пробивки, которые в дальнейшем клетнюют. Простые огоны изготавливаются на швартовах.
    Огон с коушем на растительном тросе.
    После выполнения подготовительной работы трос вкладывается в кип коуша и прихватывается к нему линем или шкимушгаром. Затем ходовые пряди вплесниваются в трос, как и при изготовлении простого огона. Коуш предохраняет трос от перетирания и крутого изгиба, а следовательно, увеличивает срок его службы.
    Огон с коушем на стальном тросе начинается с наложения на трос клетня. Отклетневанный трос изгибают с помощью такелажных тисков вокруг коуша, плотно вгоняя его в кип, и прихватывают к коушу линем или шкимушгаром. Затем трос маркируют и распускают на пряди, которые также маркируют. Вплеснивание ходовых прядей в трос производят по правилам изготовления короткого сплесня на стальном тросе. По окончании пробивки сплесень клетнюют. Огон с коушем на стальном тросе может быть также изготовлен с помощью специальных приспособлений (бугелей, зажимов и т.д.).
    Огоны с коушами широко применяются в снастях бегучего и стоячего такелажа, испытывающих большую нагрузку (вантах, штагах, буксирах, топенантах и т.д.).
    Подкововидный огон делают вплесниванием в петлю троса перемычки из троса такой же толщины по правилам изготовления короткого сплесня.
    Разрубной огон изготавливают на середине троса. Для этого трос либо разрубают, либо укладывают двумя концами. Концы тросов распускают на пряди и маркируют. Затем тросы вплеснивают своими ходовыми прядями в необходимое место. Всего делают по три пробивки на каждом тросе, которые затем клетнюют. На рисунках здесь показаны порядок наложения огона простого и огона с коушем, сплесня. На рисунке внизу - порядок наложения простой и самозатяжной марки.




    марка простая
    марка самозатяжная
    Rambler's Top100






    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru