Блоки, применяющиеся в морской практике,
разделяются на металлические, деревянные с оковкой (большей частью внутренней) и канифас-блоки.
Для стальных тросов необходимо употреблять металлические блоки с такими же шкивами.
Размер блоков определяется:
а) деревянных по длине щеки;
б) металлических по диаметру шкива;
в) канифас-блоков по длине оковки.
Слева на рисунке
- канифас-блок.
Для подбора металлических блоков к тросам рекомендуется руководствоваться таблицей 22
внизу.
При выборе для троса блоков руководствуются следующими соотношениями: для пенькового троса и деревянных блоков длина толстоходного блока
L =2C, длина обыкновенного блока
L =ЗС, длина тонкоходного блока
L =5С.
Слева на рисунке -
грузовой гак.
Для стального троса и металлических блоков: для гибкого кабельной работы 6-стрендного стального троса диаметр шкива
d =4С, для гибкого стального 8-прядного обыкновенного спуска
d =5С, для гибкого стального 6-прядного троса обыкновенного спуска
d =6С.
Блоки для небольших нагрузок снабжаются гаками.
Блоки, предназначенные для больших тяжестей, вместо гаков имеют скобы.
Таблица 22
Шкивы блоков в
соответствии с толщиной тросов
(Английский стандарт 408, 1949]
Максимальная окружность
троса
Минимальный диаметр шкива
блока
мм
дм
мм
дм
50,8
2
254
10
50,8
2
254
10
57,2
2 ¼
304,8
12
63,5
69,9
2
½
2 ¾
304,8
355,6
12
14
76,2
3
355,6
14
82,6-95,3
3 ¼ - 3
¾
406,4
16
101,6-114,3
4 – 4 ½
457,2
18
Гаки бывают простые, повернутые, складные, вертлюжные и другие. Верхняя часть гака называется
обухом, средняя рабочая часть гака —
спинкой и открытая выступающая часть гака —
носком.
Простые гаки имеют плоскость обуха, перпендикулярной плоскости носка.
У повернутых гаков плоскость обуха и носка совпадают.
Храпцы (складные гаки) представляют собой двойной обыкновенный гак и применяются, главным образом, в такелаже шлюпочных парусов.
Вертлюжные гаки обуха не имеют, гак вращается в оковке блока. Эти
гаки применяются в канифас-блоках, в грузовых блоках, в нижних блоках топенант-талон грузовых стрел и т. д.
Глаголь-гаки применяются в качестве составных частей стопоров (шлюпочные найтовы, крепление палубного лесного груза и т. п.).
Рабочая нагрузка, допускаемая на все гаки, определяется приближенной формулой
P = d2 / 15
(9)
где Р — рабочая нагрузка гака, т;
d —диаметр или большая ось спинки гака, см.
Скобы бывают
такелажные, швартовные, якорные и для подъема тяжеловесов. Такелажные и швартовные скобы большей частью имеют штыри с винтовой нарезкой.
Якорные скобы и скобы для подъема тяжеловесов имеют штыри (болты), которые стопорятся разводной шпилькой, чекой или гайкой, навертываемой на конец штыря.
По своей форме скобы бывают прямые и полукруглые.
Допускаемая рабочая нагрузка на скобы может быть определена по следующей формуле (приближенно):
а) для прямых скоб
Р = 4,8d2 ; (10)
б) для полукруглых скоб
P = 4 d2
,
где Р — рабочая нагрузка,
т;
d
—диаметр круглого железа скобы, мм.
Коуши служат для предохранения троса от износа в местах его присоединения.
Размер коуша должен соответствовать толщине троса.