В морской практике ежедневно приходится иметь дело с различными узлами. Наука эта одна из самых древних, потому что, сколько существует человек, столько существует необходимость вязать узлы самого различного назначения. Сегодня мы применяем эти знания, даже не задумываясь о тех, кто положил начало этому умению, как и о том, что возраст морских узлов исчисляется не веками, а тысячелетиями.
А кому раньше всех и больше всех довелось вязать концы? Морякам — это бесспорно. Вот они и стали изобретателями самых хитроумных и надежных узлов.
Появившийся более пяти тысячелетий назад парусный корабль был немыслим без концов (канатов, тросов), которыми крепились мачты, реи и паруса. А если вспомнить такелаж большого парусного корабля начала века, например четырех- или пятимачтового барка, то это десятки тысяч метров всевозможных снастей, сотни блоков, талей и пр. В основе оснастки судна с любым парусным вооружением всегда лежали узлы, а механика управления парусными кораблями строилась на тросах и блоках.
От каждого члена экипажа парусника требовалось безукоризненное знание такелажного дела, т.е. умения сращивать концы, делать сплесни, заделывать огоны, кнопы, мусинги, накладывать бензели, марки, плести маты и мягкие кранцы, шить и ремонтировать паруса. Каждый матрос должен был уметь быстро и правильно вязать десятки всевозможных узлов, причём делать это приходилось зачастую во время шторма, в ночное время — в непроглядную темень, на многометровой высоте над палубой парусника. Поэтому искусство вязания узлов моряками было доведено до совершенства, оно и понятно, ведь от этого порой зависела безопасность корабля под парусами, а порой и жизнь самих моряков.
В эпоху парусного флота в морской практике насчитывалось почти 500 видов различных узлов, не считая кнопов, мусингов, различных оплеток и прочих такелажных работ.
В наиболее полном из современных пособий по такелажному делу — атласе В. В. Григорьева и В. М. Грязнова "Судовые такелажные работы" (М.: Транспорт, 1975) — число узлов не превышает 50. Это объяснимо: в наше время технический прогресс на флоте свёл к минимуму потребность в узлах и всевозможных поделках на тросе. Матрос современного военного корабля или торгового судна в своей работе обходится десятком, не более, узлов и даже боцманы — эти хранители морской культуры и основ морской практики — не отличаются сегодня познаниями в этой области.
Почему же моряки предали забвению наследие минувших столетий?
Почему оказались забытыми узлы, которые еще могут неплохо послужить им, как, впрочем, и рыбакам, и горноспасателям, и альпинистам, и строителям, и пожарным, и яхтсменам, и туристам?
Ответ очень прост — некому учить, да нет и литературы, элементарных пособий по этому вопросу.
А ведь среди пожелтевших страниц старинных морских книг живут забытые нами морские узлы. Их диковинные названия порою ставят в тупик нашего морского современника. В этих узлах хранится мудрость многих предыдущих поколений моряков, их причудливые узоры воплощают в себе сочетание здравого смысла, простоты и надежности.
Как возникли в нашем языке названия морских узлов?
Исторически сложилось так, что многие из них пришли к нам из английского и французского языков ещё в середине XVII в. Во времена парусного флота моряки пользовались примерно сотней различных узлов, которые имели конкретные наименования. Названия морских узлов, применяемых в различных странах, по преимуществу — английские, причем многие узлы имеют одновременно два — три, а некоторые пять — семь названий, что вносит определенную путаницу.
Чтобы легче было ориентироваться в сложных переплетениях узлов с их концами, открытыми и закрытыми петлями, обносами, шлагами и штыками прежде всего следует разобраться в толковании основных понятий и терминов, применяемых сегодня на флоте.
На рисунке показаны элементы узлов, где: а - коренной конец; б - ходовой конец; в - петля (открытая); г - колышка (закрытая
петля); д - полуузел; е - обнос; ж - шлаг.
КОРЕННОЙ КОНЕЦ – конец троса (снасти), закрепленный неподвижно; либо остающийся неподвижным при вязке узла, противоположен ходовому концу.
ХОДОВОЙ КОНЕЦ - незакреплённый, свободный конец троса,
который движется (ходит) при вязке узла; с его помощью выбирают снасть.
ПЕТЛЯ (открытая) — ходовой (или коренной) конец троса, изогнутый вдвое таким образом, что он не перекрещивается с самим собой.
КОЛЫШКА (закрытая петля) — петля, выполненная ходовым или коренным концом троса так, что трос перекрещивается сам с собой; род узла для укорачивания троса.
ПОЛУУЗЕЛ — одинарный перехлёст двух различных концов (коренного и ходового) одного и того же троса, или двух концов различных тросов.
ОБНОС — обхват тросом какого-либо предмета (рангоутного дерева, пала, кнехта, баллера шпиля и пр.), выполненный таким образом, что оба конца его не перекрещиваются.
ШЛАГ — полный (360°) оборот троса вокруг какого-либо предмета (рангоутного дерева, другого троса, рыма, скобы, гака, барабана лебедки, баллера шпиля и пр.), выполненный так, что после этого ходовой конец направлен в противоположную сторону. Шлагом также называется петля троса, убранного в бухту или намотанного на вьюшку.
ПОЛУШТЫК — обнос тросом какого-либо предмета с последующим перекрещиванием тросом своего коренного конца прямым узлом, без пропускания в образовавшуюся закрытую петлю.