фл.семафором практика
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • мороружие
  • новости сайта
  • кают-компания




  • Морские узлы.
    Ненадежные, коварные узлы






    Бабий узел
    Прежде чем приступить к описанию узлов различного назначения, следует обратить внимание на группу узлов ("бабий", "тёщин", "прямой", "воровской"), использование которых в морской практике нежелательно, либо ВООБЩЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ЗАПРЕЩЕНО - по причине их ненадежности и даже опасности для жизни. Это так называемые коварные узлы. Мы ведем о них речь с целью рассказать и показать, КАК НЕ НАДО ВЯЗАТЬ УЗЛЫ. Из рассмотренных здесь узлов только прямой узел может быть "реабилитирован", если его использовать по прямому назначению — для вязания рифов сезней на парусах.

    Бабий узел показан на рисунке вверху слева: а - схема вязки; б - превращение бабьего узла в простой штык.



    "БАБИЙ" и "ТЁЩИН" УЗЛЫ. Бабий узел... Сколько иронии и пренебрежения можно услышать со стороны бывалых моряков в адрес этого примитивного и, к сожалению, твердо внедрившегося в быт узла! Флотский человек, неосмотрительно завязавший этот узел даже на берегу, будет наверняка подвергнут насмешкам со стороны своих коллег. Дескать, это — позор для флота! Но, увы, среди людей сухопутных этот узел — универсал.
    Если говорить серьезно, то этот узел — предатель, за всю историю человечества он наделал много бед и даже унес немало человеческих жизней.


    «Бабий» узел представляет собой два полуузла, завязанных последовательно один за другим в одну и ту же сторону. Если им связать две веревки и потянуть, то сразу становится видно, как он начинает перемещаться по веревке, скользить вдоль неё. А если его завязать близко от одного из связываемых концов верёвки, то при тяге он может соскользнуть, и наверняка соскользнет (если связывать верёвки разной толщины) в самый неподходящий момент. К сожалению, об этом не все знают и продолжают им пользоваться. Удивительно, но факт. Некоторые люди, связывая две верёвки вместе, каким-то образом ухитряются завязать так называемый "тёщин" узел, в чем-то напоминающий "бабий". Если у последнего ходовые концы выходят из узла с одной стороны, то у тёщиного узла они выходят с разных сторон по диагонали.
    "Тёщин" узел столь же коварен, как и "бабий" (если не более). Применять его не следует ни при каких обстоятельствах.
     


    Тещин узел
    На рисунке показан тещин узел.





    ПРЯМОЙ УЗЕЛ. Этот замечательный узел достоин того, чтобы о нем рассказать подробнее. Археологические находки свидетельствуют о том, что примерно за три тысячи лет до нашей эры им пользовались египтяне. Древние греки и римляне называли его Nodus Hercules — геркулесовым или геракловым узлом (мифический герой Геркулес, в греческой мифологии Геракл, таким узлом завязывал на своей груди передние лапы шкуры убитого им льва). Римляне применяли прямой узел для сшивания ран и лечения переломов костей. Он представляет собой два полуузла, последовательно завязанных один над другим в разные стороны. Это обычный самый простой способ его вязки. 
    Моряки, которым известен этот узел, применяют и другой способ вязки.


    Практика показывает, что в характеристиках прямого узла и в рекомендациях по его применению, опубликованных во всех без исключения изданиях на русском языке, была допущена грубая ошибка. Её не исправили до сих пор, и доселе руководствуются утверждением, что этот узел якобы "надежно служит для связывания двух тросов примерно одинаковой толщины" и что "его очень трудно развязать, если он затянется".
    А вот что сообщают нам о прямом узле современные справочники и учебники по морской практике.


    "Прямой узел применяется для связывания двух тросов примерно одинаковой толщины. При сильном натяжении и намокании прямой узел затягивается, и развязать его бывает очень трудно. Поэтому при связывании прямым узлом толстых тросов в узел, необходимо вставить "клевант" (Справочник по морской практике — М.: Воениздат, 1969. — С. 192). Почти то же самое ГОВОРИТСЯ о прямом узле в атласе В.В. Григорьева и В.М. Грязнова "Судовые такелажные работы" (с. 3): "Прямой узел применяют при связывании тросов примерно одинаковой толщины. При большой нагрузке на связанные тросы, а также при намокании тросов прямой узел затягивается. Для предотвращения чрезмерного затягивания в петли узла вводят деревянный вкладыш".


    Прямой узел

    На рисунке - прямой узел, где: а - обычный способ вязки; б - морской способ вязки; в - ткацкий способ вязки; г - морской способ развязывания.


    Мысль о том, чтобы прямым узлом брать рифы, покажется абсурдной. Но именно им, прямым узлом, во времена парусного флота брали на судах с прямым парусным вооружением рифы: двумя риф-сезнями привязывали верхнюю часть полотнища прямого паруса к риф-лееру. Рифовым же узлом брали рифы на малых судах (ялах, баркасах и яхтах), подбирая часть паруса вдоль нижней шкаторины, и связывали её риф-штертами.
    Почти во всех словарях и учебниках по морской практике, изданных в России в прошлом веке, узел, о котором идет речь, имел два названия — "прямой", и как ни странно, "рифовый". Для примера обратимся к "Объяснительному морскому словарю", составленному В.В. Бахтиным и изданному в Санкт-Петербурге в 1894 г. (с. 265 — 266): "Прямой узел или рифовый (Reef Knot; Right Knot) вяжется из двух концов. Сначала вяжут простой узел, потом конец, вытянутый правой рукой, передается в левую, а другой конец, взятый сверх первого, продевается под оный и обтягивается. Из этого видно, что рифовый узел состоит из двух простых узлов, вывязанных один над другим. Соответствующие концы обоих простых узлов должны быть по ту же сторону всякого узла, тогда только он называется прямым; в противном случае выйдет косой узел".


    Советский адмирал К. С. Самойлов в своем двухтомном "Морском словаре" (М; Л: Военмориздат, 1939 — 1941, с. 465) также дает второе название этого узла: "Узел прямой (Reef Knot) — узел, которым связывают два конца для слабой тяги, так как при сильной тяге (если в середину узла не заложить клевант) он так затягивается, что его нельзя будет развязать и придется резать".


    В английском языке прямой узел и сегодня называется "The Reef Knot"— рифовый узел. Это название ввёл в свой морской словарь английский адмирал Джон Смит в 1827 г. Термин прямой узел (The Sguare Knot) ввел в английский морской язык американский писатель Ричард Дана в 1841 г. Он известен тем, что, будучи по профессии юристом, нанялся простым моряком на торговое парусное судно, проплавал два года и после этого издал книгу "Два года матросом", а также составил английский толковый морской словарь. Помимо этих двух названий, прямой узел англоязычные моряки называют "матросским", "правильным", "крепким" и "обычным". Но официальное и более распространенное название узла, который мы называем прямым, в английском языке все же "The'Reef Knot" — рифовый узел.


    Оказывается, что прямой узел во времена парусного флота применялся в первую очередь не "для связывания тросов примерно одинаковой толщины", а для взятия рифов. Вот что говорится об этом в одном из лучших английских морских словарей по парусному делу — "Словаре морских терминов", составленном А. Андстедом в 1897 г., который с тех пор регулярно каждые пять — семь лет переиздается в Глазго: "Самым обычным узлом для вязки является рифовый, или прямой узел. Он применим во всех случаях, как, например, для привязывания верхней шкаторины паруса к гафелю, к рею и пр., но он получил свое название (рифовый) благодаря тому, что этим узлом всегда вязали риф-сезни".


    Точную и исчерпывающую формулировку прямому узлу дает Рэне де Кершов в своем "Международном морском словаре" (Нью-Йорк, 1971): "Рифовый узел — это узел, состоящий из двух последовательно завязанных полуузлов, служащий для связывания тросов одинаковой толщины. Обычно применяется для взятия рифов парусов ввиду легкости, с которой его можно раздернуть".


    Что касается выражения "рифовый узел", то во всех пособиях по морской практике на английском языке он называется не просто "The Reef Knot", a "The Slipped Reef Knot" (скользящий рифовый узел или "The Draw Knot" и "The Half Bow Knot"). Ренэ де Кершов пишет об этом так: "Скользящий рифовый узел — узел, подобный обычному рифовому узлу, развязывается ещё легче".
    Как же развязать прямой узел, который согласно принятой нашими специалистами характеристике, "так затягивается, что его нельзя будет развязать и придется резать"? Прямой узел, даже намокший и сильно затянутый, развязывается очень просто, за одну — две секунды. Возьмите в левую руку концы А и Б, а в правую — В и Г {рис.1.4.г.). Сильно потяните их в разные стороны и как можно сильнее затяните узел. После этого возьмите в левую руку коренной конец А (чтобы он не выскальзывал из кисти руки, сделайте пару шлагов вокруг ладони). В правую руку возьмите ходовой конец Б (его также можно намотать на ладонь). Резко и сильно дерните концы в разные стороны. Не выпуская из левой руки конец А, правой зажмите в кулак оставшуюся часть узла, удерживая её большим и указательным пальцами. Коренной конец А потяните в левую сторону — и узел развязан. Весь секрет заключается в том, что при рывке концов А и Б в разные стороны прямой узел превращается в два полуштыка и полностью утрачивает все свои свойства. Он также легко развязывается, если взять в правую руку коренной конец В и сильно потянуть ходовой конец влево. Только в этом случае конец Г нужно тянуть вправо, а оставшуюся часть узла (полуштыки) влево. Развязывая таким образом прямой узел, следует помнить, что если дернули ходовой конец вправо, то коренной нужно тянуть влево, и наоборот.


    При развязывании прямого узла не следует забывать, что с какой силой он был затянут, с такой же силой надо и тянуть за один из его ходовых концов. Даже намокший прямой узел, завязанный на самом толстом растительном тросе, который находится под сильной тягой (без вставленного клёванта), можно всегда развязать, взяв один из ходовых концов на шпиль или лебедку. Во всяком случае, резать трос не придется.


    Итак, очевидно, что характеристика прямого узла, появившаяся по непонятной причине за последние 60 лет в нашей морской практике, ошибочна. Более того, крайне важно авторам пособий по морской практике и такелажному делу пересмотреть толкование самой сущности прямого узла и рекомендации по его применению.
    Видимо, только у нас к этому узлу необоснованно почтительное отношение. Моряки других стран к нему относятся более трезво и даже с предубеждением. Например, ни в одном зарубежном пособии по узлам нет такой опасной рекомендации по прямому узлу, которая содержится в упоминавшемся "Справочнике по морской практике": "Прямой узел применяется для связывания двух тросов примерно одинаковой толщины".
    В широко известной за рубежом "Книге узлов Аншлея" (Лондон, 1977) о прямом узле говорится следующее: "Раньше этот узел на флоте имел конкретное назначение — им связывали риф-сезни парусов, когда брали рифы. Прежде моряки никогда не применяли его для связывания двух канатов, если последние были разной толщины и выделки. Им нельзя пользоваться для соединения двух тросов, которые будут подвержены сильной тяге. Этот узел ползет, он опасен, когда намокает. После связывания узла каждый его ходовой конец нужно прихватывать линем к коренному концу". В другом месте своей книги Аншлей пишет: "Этот узел, примененный для связывания двух тросов, унес больше человеческих жизней, нежели дюжина других узлов, вместе взятых".
    К сожалению, многие составители различных руководств и пособий для такелажников, строителей, пожарных, горноспасателей до сих пор рекомендуют прямой узел для связывания тросов. Попробуйте связать два капроновых троса "примерно одинаковой толщины" прямым узлом и вы тут же убедитесь, что даже при очень сильной тяге этот узел не держит, а при случайном рывке за один из его ходовых концов это наверняка приведет к трагедии.




    ВОРОВСКОЙ УЗЕЛ. На первый взгляд создается впечатление, что он почти не отличается от прямого узла, что он ему сродни. Но если присмотреться повнимательнее, становится очевидным, что ходовые концы воровского узла выходят из него по диагонали. Воровской узел, также, как "бабий" и "тёщин" узлы, показаны для наглядности, чтобы подчеркнуть их сходство и различие с прямым узлом.


    Воровской узел

    На рисунке: воровской узел.


    Любопытно происхождение названия «воровской узел». Оно появилось на английских военных кораблях в начале ХVII века. Хищение королевской собственности, кражи личных вещей матросов на кораблях британского флота считались обычным явлением. В те годы матросы военных кораблей хранили свои незамысловатые пожитки и пищу, в основном в виде галет, в небольших парусиновых мешках. Мешок, естественно, на замок не закроешь, его можно только завязать. Как правило, матросы завязывали свои личные мешки прямым узлом. Воры, в основном из числа новобранцев, ещё не привыкших к голодному корабельному рациону, совершив кражу чужих галет, не могли правильно завязать узел, которым был завязан мешок. Они завязывали нечто похожее — узел, который моряки стали называть воровским. Существует и вторая версия о происхождении этого названия: чтобы доказать акт хищения из мешка, владелец умышленно завязывал его узлом, очень похожим на прямой, а вор, не обратив внимания на подвох, завязывал ограбленный мешок прямым узлом. Как бы то ни было, происхождение самого узла, как и его название, связано с флотом.
     









    Рейтинг@Mail.ru