фл.семафором практика
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • мороружие
  • словарик
  • кают-компания





  • Морские узлы.
    Незатягивающиеся узлы






    Простой полуштык
    На рисунке - простой полуштык.

    ПРОСТОЙ ПОЛУШТЫК. Самый простой из незатягивающихся узлов, находит широкое применение в морской практике. Служит завершающим элементом многих узлов.
    Ходовой конец троса обносится вокруг предмета, на котором необходимо его закрепить, затем — вокруг коренного конца, после этого пропускается в образовавшуюся петлю, и ходовой конец крепится бензелем к коренному концу. Завязанный таким образом узел надежно выдерживает сильную тягу. Он может передвигаться по предмету, но никогда не затянется.
    Простой полуштык наиболее часто применяется для временного соединения двух тросов.



    Простой штык
    На рисунке - простой штык, где а - правильно завязанный, б - перевернутый, неправильный.

    ПРОСТОЙ ШТЫК. Состоит из двух одинаковых полуштыков. Выражение "накинуть полштыка" означает добавить к уже сделанному узлу еще один обнос с перекрещиванием ходового конца вокруг коренного. На схеме показан широко применяемый в морской практике незатягивающийся узел — один из самых простых и надежных узлов. Чтобы проверить, правильно ли завязан штык, необходимо сблизить две петли узла. Если при этом получается выбленочный узел, это значит, что простой штык был завязан правильно. У такого штыка ходовой конец, как после первой, так и после второй колышек, должен выходить одинаково над или под своим концом. Если полуштыки простого штыка сделаны в разные стороны, то при натяжении троса они будут сходиться и узел будет затягиваться, вместо выбленочного получится коровий узел. Основное применение простого штыка — крепление лопарей оттяжек грузовых стрел за обухи и рымы, крепление грузового шкентеля к поднимаемому грузу.
    Моряки нередко применяют два простых штыка для временного соединения двух швартовов.
    Максимальное число полуштыков в подобном узле, при любых обстоятельствах, не должно превышать трех, и прочность узла в целом при большем числе полуштыков не повысится.
     



    Простой штык со шлагом
    На рисунке - простой штык со шлагом.
    ПРОСТОЙ ШТЫК СО ШЛАГОМ. От простого штыка отличается одним дополнительным шлагом вокруг предмета, к которому крепится трос. Этот узел удобен для крепления троса к гаку, огону, рыму и др. Два шлага вокруг предмета делают этот узел надежным, даже при длительной его эксплуатации.
     



    Простой штык с двумя шлагами
    На рисунке - простой штык с двумя шлагами.
    ПРОСТОЙ ШТЫК С ДВУМЯ ШЛАГАМИ. Фактически это тоже разновидность простого штыка. Отличие от предыдущего узла — дополнительный, третий шлаг. Он увеличивает прочность узла, если трос испытывает постоянное трение о кнехт или битенг. Применение этого узла для крепления троса к гаку — весьма надежный способ.



    Штык с обносом
    На рисунке - штык с обносом.

    ШТЫК С ОБНОСОМ. Если у простого штыка с двумя шлагами последние проходят сбоку от точки крепления коренного конца, то у этого узла они размещены по одному с каждой стороны. Это делает узел симметричным, в случае изменения направления тяги он меньше перемещается вдоль предмета, за который закреплен.
    Чтобы завязать штык с обносом, сначала нужно сделать ходовым концом один шлаг вокруг предмета, обнести его сзади коренного конца и ещё раз сделать шлаг, но в другую сторону После этого следует один или два полуштыка.
     



    Рыбацкий штык или якорный узел
    На рисунке - рыбацкий штык или якорный узел.
    РЫБАЦКИЙ ШТЫК (якорный узел). Один из наиболее ответственных случаев применения узла в морс
    кой практике — это привязывание якорного каната к якорю. Проверенный многовековым опытом, этот узел признан моряками всех стран как самый надежный для крепления каната.
    Рыбацкий штык или (якорный узел) несколько схож с простым штыком со шлагом, но отличается от него тем, что первый из двух полуштыков проходит дополнительно внутри шлага, охватывающего предмет. Применяя этот узел для крепления якоря, всегда следует прихватывать ходовой конец бензелем к коренному. В этом случае, даже при самой сильной тяге, рыбацкий штык не затягивается и держит надежно. Его можно применять во всех случаях при работе с тросами, когда они подвержены сильной тяге.
     



    Обратный штык
    На рисунке - обратный штык.
    ОБРАТНЫЙ ШТЫК. Применяя обратный штык, можно обнести трос вокруг нужного предмета один раз и при этом завязать узел с двумя шлагами вокруг предмета, к которому он крепится. Для этого ходовой конец троса сложить на длине 2 — 3 м вдвое, и петлей вперёд пропустив его вокруг предмета, потянуть петлю на себя. Теперь ходовой конец троса нужно продеть в эту петлю, а за коренной конец выбрать слабину и закончить узел двумя полуштыками. Обратный штык применяется в тех случаях, когда доступ к предмету, на котором хотят закрепить трос, затруднен или неудобен для вязания узла.



    Мачтовый штык
    На рисунке - мачтовый штык.

    МАЧТОВЫЙ ШТЫК. Комбинация двух узлов, даёт надежный простой узел. Сначала вокруг предмета, к которому крепится трос, завязывают выбленочный узел и на коренном конце троса делают обычный штык, который, как известно, тоже представляет собой видоизмененный выбленочный узел. Чтобы мачтовый штык не получался затягивающимся, первый узел до конца не затягивают.



    Буксирный узел
    На рисунке - буксирный узел.

    БУКСИРНЫЙ УЗЕЛ. Используют для крепления троса на буксирном гаке или битенге. Благодаря последовательному наложению на битенг нескольких шлагов троса, буксирный конец можно травить с битенга, а при ослабевании натяжения буксира выбирать его в виде петель, накладываемых сверху на битенг.






    Портовый узелПортовый узел
    На рисунке - портовый узел.

    ПОРТОВЫЙ УЗЕЛ. Для задержания швартовного конца на битенге (пале), когда на швартове не заделан огон, используют портовый узел.


    Сначала вокруг битенга, или пала, следует сделать несколько шлагов ходовым концом швартова. После этого сложить ходовой конец вдвое и в таком виде, петлей, пропустить под натянутую коренную часть троса, затем повернуть петлю на 360° и накинуть сверху на битенг. Трос в любую минуту можно отдать, даже если швартов находится под сильным натяжением. Для этого нужно немного выбрать проходящий под коренным ходовой конец и увеличить петлю, после чего его нетрудно сбросить с битенга.









    Рейтинг@Mail.ru