фл.семафором протокол
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • словарик
  • моравиация
  • кают-компания






  • Кодекс
    торгового мореплавания
    Российской Федерации





     

     

    РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     

          Статья 1. Отношения, регулируемые Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации

          Настоящий Кодекс регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания.
          Отношения, возникающие из торгового мореплавания, регулируются также издаваемыми в соответствии с настоящим Кодексом указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации (далее - иные правовые акты).

          Статья 2. Понятие торгового мореплавания

          Под торговым мореплаванием в настоящем Кодексе понимается деятельность, связанная с использованием судов для:
          перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты;
          рыбного и иных морских промыслов;
          разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов;
          лоцманской и ледокольной проводки, поисковых, спасательных и буксирных операций, подъема затонувшего имущества, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ;
          охраны морских промыслов, санитарного, карантинного и другого контроля;
          защиты и сохранения морской среды;
          проведения морских научных исследований;
          учебных, спортивных, культурных и иных целей.

          Статья 3. Сфера применения правил настоящего Кодекса

          1. Правила настоящего Кодекса распространяются:
          на морские суда - во время их плавания как по морским путям, так и по внутренним водным путям, если законом или международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное;
          на суда внутреннего плавания, а также смешанного (река-море) плавания - во время их плавания по морским путям, а также по внутренним водным путям при осуществлении перевозки грузов, пассажиров и багажа с заходом в иностранный морской порт, спасательной операции и при столкновении с морским судном.
          2. Правила настоящего Кодекса, за исключением случаев, прямо в нем предусмотренных, не распространяются:
          на военные корабли, военно-вспомогательные суда и другие суда, находящиеся в собственности государства или эксплуатируемые им и используемые исключительно в некоммерческих целях;
          на некоммерческие грузы, находящиеся в собственности государства.
          В случаях, когда в Кодексе прямо предусмотрено, что его правила распространяются на суда и грузы, указанные в настоящем пункте, правила настоящего Кодекса не должны использоваться в качестве основания для изъятия, ареста и задержания таких судов и грузов.

          Статья 4. Свобода договора

          1. Условия договора, регулируемого настоящим Кодексом, определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующих условий предписано настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
          2. Если условия договора, регулируемого настоящим Кодексом, не определены сторонами или диспозитивной нормой настоящего Кодекса, соответствующие условия определяются обычаями торгового мореплавания, применимыми к отношениям сторон.

          Статья 5. Перевозка и буксировка между морскими портами Российской Федерации

          Перевозка и буксировка между морскими портами Российской Федерации (каботаж) осуществляются судами, плавающими под Государственным флагом Российской Федерации.
          В соответствии с международными договорами Российской Федерации или в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, перевозка и буксировка между морскими портами Российской Федерации (каботаж) могут осуществляться судами, плавающим под флагом иностранного государства.

          Статья 6. Государственное управление в области торгового мореплавания

          1. Государственное управление в области торгового мореплавания осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
          2. Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации издает в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями, а также гражданами правила, инструкции и иные акты, содержащие нормы права по вопросам торгового мореплавания, за исключением, предусмотренным пунктом 3 настоящей статьи.
          3. Федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации издает в пределах своей компетенции обязательные для исполнения организациями, а также гражданами, деятельность которых связана с использованием судов рыбопромыслового флота, правила, инструкции и иные акты, содержащие нормы права по вопросам торгового мореплавания.
          4. Навигационно-гидрографическое обеспечение морских путей осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области обороны.

          Статья 7. Государственный надзор за торговым мореплаванием

          1. Государственный надзор за торговым мореплаванием в Российской Федерации возлагается на федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства в соответствии с правилами настоящей статьи.
          2. Основными направлениями государственного надзора за торговым мореплаванием, осуществляемого федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, являются:
          контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о торговом мореплавании, а также относящихся к торговому мореплаванию международных договоров Российской Федерации;
          организация дипломирования специалистов морского флота;
          общее руководство государственной регистрацией морских судов, лоцманской службой и службой движения судов в морских портах;
          координация действий спасательных служб.
          3. Основными направлениями государственного надзора за торговым мореплаванием, осуществляемого федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, являются:
          контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о торговом мореплавании, а также относящихся к торговому мореплаванию международных договоров Российской Федерации в отношении судов рыбопромыслового флота;
          организация дипломирования специалистов морских судов рыбопромыслового флота;
          общее руководство государственной регистрацией морских судов рыбопромыслового флота, лоцманской службой и службой движения судов в морских рыбных портах.
          4. Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта и федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства совместно осуществляют государственный надзор за охраной человеческой жизни на море, за состоянием морских путей и обеспечением защиты и сохранения морской среды.

          Статья 8. Судно

          Под судном в настоящем Кодексе понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания.
          Правила настоящего Кодекса применяются к построенному судну с момента его спуска на воду.
          Под судами рыбопромыслового флота в настоящем Кодексе понимаются суда, используемые для добычи и обработки рыбы и других продуктов моря, приемо-транспортные суда, вспомогательные суда и суда специального назначения, обслуживающие рыбопромысловый комплекс.

          Статья 9. Судовладелец

          Под судовладельцем в настоящем Кодексе понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.

          Статья 10. Морской порт, портовые власти

          1. Под морским портом (кроме морского рыбного порта) в настоящем Кодексе понимается комплекс сооружений, расположенных на специально отведенной территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, и пассажиров, осуществления операций с грузами и других услуг, обычно оказываемых в порту.
          2. Под морским рыбным портом в настоящем Кодексе понимается подведомственный федеральному органу исполнительной власти в области рыболовства специализированный порт, основным видом деятельности которого является комплексное обслуживание судов рыбопромыслового флота.
          3. Под портовыми властями в настоящем Кодексе понимаются соответствующие администрации морских портов, осуществляющие административно-властные и другие возложенные на них Правительством Российской Федерации полномочия.

          Статья 11. Расчетная единица

          1. Расчетная единица, предусмотренная статьями 167, 179, 198, 319, 330, 358 и 359 настоящего Кодекса, является единицей специального права заимствования, как она определена Международным валютным фондом.
          2. Перевод расчетной единицы в рубли осуществляется по курсу Центрального банка Российской Федерации, определяемому в случаях, предусмотренных:
          статьями 167, 179 и 198 настоящего Кодекса, - на дату вынесения решения судом, арбитражным судом или третейским судом или дату, согласованную сторонами;
          статьями 319 и 330 настоящего Кодекса, - на дату создания фонда ограничения ответственности;
          статьями 358 и 359 настоящего Кодекса, - на дату создания фонда ограничения ответственности, производства платежа или предоставления обеспечения, эквивалентного платежу.

     

     

    РАЗДЕЛ II. СУДНО

    ГЛАВА 1

    Собственность на судно

     

          Статья 12. Субъекты права собственности на судно

          1. Суда в Российской Федерации могут находиться в собственности:
          а) граждан и юридических лиц;
          б) Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
          в) муниципальных образований.
          2. Суда с ядерными энергетическими установками могут находиться только в собственности Российской Федерации.

          Статья 13. Права собственника судна, регистрация права собственности на судно

          1. Собственник судна вправе по своему усмотрению совершать в отношении судна любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам Российской Федерации, в том числе отчуждать судно в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения судном, устанавливать ипотеку судна и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
          2. Право собственности на судно подлежит регистрации в Государственном судовом реестре или судовой книге.

          Статья 14. Передача судна в доверительное управление

          1. Собственник судна вправе передать его доверительному управляющему по договору на срок, не превышающий пяти лет, для осуществления управления этим судном за вознаграждение в интересах собственника.
          Судно, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении, не может быть передано в доверительное управление.
          Передача судна в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.
          2. Передача судна в доверительное управление подлежит обязательной регистрации в Государственном судовом реестре или судовой книге.
          3. Доверительным управляющим может быть компетентный в управлении и эксплуатации судов индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением государственного унитарного предприятия.
          4. В договоре доверительного управления судном должны быть указаны: характеристика судна, передаваемого в доверительное управление, наименование организации или имя гражданина, в интересах которых осуществляется управление судном, размер и форма вознаграждения управляющему, если выплата вознаграждения предусмотрена договором, срок действия договора.

     

    ГЛАВА 2

    Флаг и национальность судна

     

     

          Статья 15. Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации

          1. Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации предоставляется судам, находящимся в собственности:
          а) граждан Российской Федерации;
          б) юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
          в) Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
          г) муниципальных образований.
          2. Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации может быть временно предоставлено иностранному судну, переданному в пользование и владение российскому фрахтователю по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру), если:
          а) российский фрахтователь, внесший предложение о временном предоставлении судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации, гарантирует, что судно будет укомплектовано экипажем в соответствии с законодательством Российской Федерации и подчиняться законодательству Российской Федерации о труде, безопасности мореплавания и судовых документах, а также о защите морской среды от загрязнения;
          б) собственник судна дал письменное согласие на временный перевод судна под Государственный флаг Российской Федерации;
          в) залогодержатели ипотеки судна или иного обременения судна того же характера, установленных и зарегистрированных согласно законодательству государства собственника судна, дали письменное согласие на перевод судна под Государственный флаг Российской Федерации;
          г) законодательство государства собственника судна не запрещает предоставления судну права плавания под флагом иностранного государства.
          3. Решение о предоставлении права плавания под Государственным флагом Российской Федерации иностранному судну, за исключением рыбопромыслового судна, принимается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, а иностранному рыбопромысловому судну - федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства с соблюдением требований, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
          Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации может быть предоставлено судну на срок, не превышающий двух лет, с правом последующего продления его через каждые два года, но не свыше срока действия бербоут-чартера. Срок действия бербоут-чартера для целей смены флага не может быть менее одного года.
          Подтверждение о прекращении действия решения о предоставлении права плавания под Государственным флагом Российской Федерации принимается в том же порядке, что и само решение.

          Статья 16. Возникновение права плавания под Государственным флагом Российской Федерации

          1. Судно приобретает право плавания под Государственным флагом Российской Федерации с момента регистрации его в одном из реестров судов Российской Федерации.
          2. Судно, приобретенное за границей, пользуется правом плавания под Государственным флагом Российской Федерации с момента выдачи консульским учреждением Российской Федерации временного свидетельства, удостоверяющего это право и действительного до внесения судна в Государственный судовой реестр или судовую книгу, но не более одного года.

          Статья 17. Национальность судна

          1. Судно, пользующееся правом плавания под Государственным флагом Российской Федерации, имеет российскую национальность.
          2. Судно российской национальности обязано нести Государственный флаг Российской Федерации.

          Статья 18. Утрата права плавания под Государственным флагом Российской Федерации

          Судно утрачивает право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, если:
          а) оно перестает соответствовать требованиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 15 настоящего Кодекса;
          б) бербоут-чартер, в соответствии с которым иностранное судно было передано в пользование и владение российскому фрахтователю, прекратил свое действие в связи с истечением срока;
          в) собственник иностранного судна, его российский фрахтователь по бербоут-чартеру или залогодержатель ипотеки судна или иного обременения судна того же характера потребовал прекращения бербоут-чартерной регистрации до истечения срока бербоут-чартера.

          Статья 19. Временный перевод судна под флаг иностранного государства

          1. При предоставлении судна в пользование и владение иностранному фрахтователю по бербоут-чартеру судно временно утрачивает право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, если:
          а) собственник судна дал письменное согласие на временный перевод судна под флаг иностранного государства;
          б) при отсутствии предварительного удовлетворения ипотеки судна, если она была установлена и зарегистрирована в установленном порядке, залогодержатели ипотеки дали письменное согласие на перевод судна под флаг иностранного государства;
          в) законодательство государства фрахтователя не содержит положений, запрещающих предоставление судну права плавания под флагом этого государства и возврат судна под флаг государства, в реестре которого оно было зарегистрировано непосредственно до смены флага.
          2. Решение о переводе любого судна, кроме судна рыбопромыслового флота, под флаг иностранного государства принимается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, а о переводе судна рыбопромыслового флота - федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства с соблюдением требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.
          Судно может быть переведено под флаг иностранного государства на срок, не превышающий двух лет, с правом последующего продления его через каждые два года, но не свыше срока действия бербоут-чартера. Срок действия бербоут-чартера для целей смены флага не может быть менее одного года.
          Подтверждение о прекращении действия решения о переводе судна под флаг иностранного государства принимается в том же порядке, что и само решение.

     

    ГЛАВА 3

    Идентификация судна

     

          Статья 20. Название судна

          1. Судно, которое вносится в Государственный судовой реестр или судовую книгу, должно иметь свое название.
          Название судна присваивается его собственником в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
          2. Название судна может быть изменено при переходе права собственности на судно или при наличии других достаточных на то оснований.
          Об изменении названия судна немедленно уведомляются залогодержатели зарегистрированных ипотек.

          Статья 21. Позывной сигнал

          1. Судну присваивается позывной сигнал. Кроме позывного сигнала судну, в зависимости от его технической оснащенности, присваиваются также идентификационный номер судовой станции спутниковой связи и номер избирательного вызова судовой станции.
          2. Порядок присвоения позывного сигнала устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области связи, а идентификационного номера судовой станции спутниковой связи и номера избирательного вызова судовой станции - уполномоченной организацией в области электрорадионавигации и спутниковой связи.

     

    ГЛАВА 4

    Технический надзор и судовые документы

     

     

          Статья 22. Органы технического надзора и классификации судов

          1. Технический надзор за судами (пункт 2 статьи 23) и их классификация (статья 24) осуществляются российскими органами технического надзора и классификации.
          2. Органы технического надзора и классификации судов издают правила, относящиеся к проектированию и постройке судов, их ремонту и эксплуатации, изготовлению материалов и изделий для них.
          Органы технического надзора и классификации судов имеют право при невыполнении их правил запрещать эксплуатацию судов, судовых механизмов, устройств и других судовых технических средств и изымать ранее выданные ими документы, разрешающие их эксплуатацию.
          3. Органы технического надзора и классификации судов действуют на основании учредительных документов, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

          Статья 23. Технический надзор за судами

          1. Судно может быть допущено к плаванию лишь после того, как будет установлено, что оно удовлетворяет требованиям безопасности мореплавания.
          2. Технический надзор за пассажирскими, грузо-пассажирскими, нефтеналивными, буксирными и другими самоходными судами с главными двигателями мощностью не менее 55 кВт и несамоходными судами валовой вместимостью не менее 80 регистровых тонн осуществляется органами технического надзора и классификации судов (пункт 1 статьи 22).
          3. Технический надзор за судами, не указанными в пункте 2 настоящей статьи, осуществляется органами технического надзора, на которые такой надзор возложен Правительством Российской Федерации.

          Статья 24. Классификация судов

          Судам, указанным в пункте 2 статьи 23 настоящего Кодекса, присваивается класс в соответствии с техническими требованиями органов технического надзора и классификации судов. Присвоение класса удостоверяется классификационным свидетельством.

          Статья 25. Основные судовые документы

          1. Судно должно иметь следующие основные судовые документы:
          а) свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации;
          б) свидетельство о праве собственности на судно;
          в) свидетельство о годности к плаванию;
          г) пассажирское свидетельство, если судно перевозит более 12 пассажиров;
          д) мерительное свидетельство;
          е) свидетельство о грузовой марке;
          ж) свидетельство о предотвращении загрязнения с судов нефтью, сточными водами и мусором;
          з) лицензию судовой радиостанции и радиожурнал (если судно имеет судовую радиостанцию);
          и) судовую роль;
          к) судовой журнал;
          л) машинный журнал (для судов с механическим двигателем);
          м) санитарный журнал;
          н) журнал операций с хоз-фекальными сточными водами и мусором;
          о) журнал нефтяных операций;
          п) журнал нефтяных операций для танкеров;
          р) судовое санитарное свидетельство на право плавания.
          Судно, зарегистрированное в судовой книге, вместо документов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 настоящей статьи, должно иметь судовой билет.
          2. Судно, используемое для охраны морских промыслов, санитарного, карантинного и другого контроля, а также спортивное судно может не иметь свидетельства о грузовой марке и мерительного свидетельства. Однако судно, используемое для охраны морских промыслов, санитарного, карантинного и другого контроля, может быть подвергнуто определению вместимости упрощенным способом с выдачей соответствующего удостоверения.
          Судно, плавающее в портовых или прибрежных морских водах, может не иметь судового машинного и санитарного журналов, если иное не установлено органами, осуществляющими технический надзор за судами.

          Статья 26. Дополнительные судовые документы

          Судно должно иметь, кроме документов, указанных в статье 25 настоящего Кодекса, и другие документы, предусмотренные правилами, издаваемыми органом, осуществляющим технический надзор за судами.

          Статья 27. Судовые документы для некоторых категорий судов

          Самоходное судно с главными двигателями мощностью менее 55 кВт и несамоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн должны иметь следующие судовые документы:
          а) судовой билет;
          б) свидетельство о годности к плаванию;
          в) судовую роль.

          Статья 28. Судовые документы для судов заграничного плавания

          Судно, выходящее в заграничное плавание, кроме документов, указанных в статьях 25-27 настоящего Кодекса, должно иметь документы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации.

          Статья 29. Органы, выдающие судовые документы

          1. Свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации, судовой билет и свидетельство о праве собственности на морское судно выдаются органом (должностным лицом), осуществляющим его регистрацию.
          2. Свидетельство о годности к плаванию выдается органом, осуществляющим технический надзор за судном (пункты 2 и 3 статьи 23).
          3. Меритальное свидетельство, пассажирское свидетельство, свидетельство о грузовой маре, свидетельство о предотвращении загрязнения с судов нефтью, сточными водами и мусором выдаются органами технического надзора и классификации судов. С разрешения этих органов отдельные категории судов могут не иметь мерительного свидетельства или свидетельства о грузовой марке.
          4. Судовые документы для судов заграничного плавания (статья 28), предусмотренные международными договорами Российской Федерации, выдаются органом технического надзора и классификации судов, который сертифицирован соответствующей международной организацией на соответствие стандартам Международной организации по стандартизации.
          5. Лицензия судовой радиостанции выдается федеральным органом исполнительной власти в области связи.
          6. Судовое санитарное свидетельство на право плавания выдается органами санитарно-эпидемиологического надзора на водном транспорте Российской Федерации.
          7. За выдачу документов, указанных в настоящей статье, взимаются сборы, утверждаемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

          Статья 30. Признание судовых документов судна, плавающего под флагом иностранного государства

          Признание судовых документов судна, плавающего под флагом иностранного государства и посещающего порты российской Федерации, осуществляется на основании международных договоров Российской Федерации.

          Статья 31. Требования, предъявляемые к судовым документам

          Судовые документы должны находиться на судне в подлиннике, за исключением свидетельства о праве собственности на судно и судового билета, которые могут находиться на судне в копии, заверенной органом (должностным лицом), выдавшим такие документы.

          Статья 32. Правила ведения судовых документов и хранения судового журнала

         1. Судовая роль, а также журналы, указанные в подпунктах "к"-"п" пункта 1 статьи 25 настоящего Кодекса, ведутся по форме и правилам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, а для судов рыбопромыслового флота - федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
          2. Судовой журнал хранится на судне в течение двух лет со дня внесения последней записи. По истечении указанного срока судовой журнал сдается на постоянное хранение в порт (место) регистрации судна.
          3. Судовой журнал предоставляется для ознакомления и снятия копий лицам, имеющим право на получение соответствующей информации.
          В случае продажи судна и регистрации его в реестре судов иностранного государства судовой журнал предоставляется для ознакомления и снятия копий лицам, имеющим право на получение соответствующей информации, за период, предшествующий его продаже.

     

    РАЗДЕЛ III

    Регистрация судов

     

          Статья 33. Реестры судов

          1. Судно подлежит обязательной регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации:
          а) Государственном судовом реестре;
          б) судовой книге;
          в) бербоут-чартерном реестре.
          2. Порядок ведения реестров судов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, устанавливается Правилами регистрации судов в морских портах в соответствии с правилами настоящего раздела.
          Правила регистрации судов в морских торговых портах утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, а Правила регистрации судов в морских рыбных портах - федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
          3. В Государственном судовом реестре регистрируются суда, технический надзор за которыми осуществляется органами технического надзора и классификации судов (пункт 2 статьи 23).
          Суда, технический надзор за которыми осуществляется другими органами (пункт 3 статьи 23), регистрируются в судовых книгах.
          Внесению в Государственный судовой реестр и в судовые книги не подлежат шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна.
          4. Иностранное судно, зафрахтованное по бербоут-чартеру, которому в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 15 настоящего Кодекса временно предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, должно быть зарегистрировано в бербоут-чартерном реестре.

          Статья 34. Государственные суда, используемые исключительно в некоммерческих целях

          1. Суда, находящиеся в собственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации или эксплуатируемые ими и используемые исключительно в некоммерческих целях, кроме военных кораблей, военно-вспомогательных судов и пограничных судов, регистрируются в Государственном судовом реестре или судовой книге в соответствии с правилами настоящего раздела.
          2. Суда, зарегистрированные в порядке, ином, чем установлено пунктом 1 настоящей статьи, могут быть перерегистрированы в соответствии с правилами настоящего раздела в случае их использования в коммерческих целях.

          Статья 35. Должностные лица и органы, осуществляющие регистрацию судов

          1. Регистрация судов, технический надзор за которыми осуществляется органами технического надзора и классификации судов (пункт 2 статьи 23), осуществляется капитаном морского торгового порта, за исключением судов рыбопромыслового флота, регистрация которых осуществляется капитаном морского рыбного порта.
          2. Все другие суда, не подпадающие под действие пункта 1 настоящей статьи, регистрируются органами технического надзора за такими судами (пункт 3 статьи 23).

          Статья 36. Сборы за регистрацию судов

          За регистрацию судна в Государственном судовом реестре, судовой книге или бербоут-чартерном реестре и за любые изменения, вносимые в них, взимаются сборы, определяемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

          Статья 37. Условия регистрации судов

          1. Судно может быть зарегистрировано только в одном реестре судов Российской Федерации.
          2. Судно, которое было зарегистрировано в реестре иностранного государства, может быть зарегистрировано в государственном судовом реестре или судовой книге после его исключения из реестра иностранного государства и представления свидетельства, удостоверяющего, что судно исключено или будет незамедлительно исключено из реестра с момента его новой регистрации.
          Регистрация российского судна в реестре судов иностранного государства не признается, если судно не исключено в установленном порядке из Государственного судового реестра или судовой книги.
          3. Иностранное судно, зафрахтованное российским фрахтователем по бербоут-чартеру, может быть зарегистрировано в Российской Федерации в бербоут-чартерном реестре после приостановления его регистрации в государстве, в котором судно было зарегистрировано непосредственно до смены флага.
          Равным образом российское судно, зафрахтованное иностранным фрахтователем по бербоут-чартеру, может быть зарегистрировано в бербоут-чартерном реестре иностранного государства при условии приостановления его регистрации в Государственном судовом реестре или судовой книге.

          Статья 38. Регистрация иностранного судна, зафрахтованного по бербоут-чартеру

          1. Регистрация иностранного судна в бербоут-чартерном реестре производится после принятия решения о временном предоставлении судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации (пункт 3 статьи 15) в месячный срок по заявлению фрахтователя на основании:
          а) выписки из реестра судов государства, в котором судно было зарегистрировано непосредственно до смены флага, с указанием собственника судна и залогодержателей ипотеки судна или иного обременения судна того же характера, если они имеются;
          б) сведений об идентификационном номере судна;
          в) письменного согласия собственника судна и залогодержателей зарегистрированной ипотеки судна или иного обременения судна того же характера на перевод судна под Государственный флаг Российской Федерации;
          г) документа компетентных властей государства регистрации судна непосредственно до смены флага, подтверждающего, что на период бербоут-чартерной регистрации судно освобождается от обязанности плавать под флагом этого государства;
          д) оригинала и копии бербоут-чартера;
          е) свидетельства о годности судна к плаванию;
          ж) мерительного свидетельства;
          з) пассажирского свидетельства (для пассажирского судна).
          2. При регистрации судна в бербоут-чартерном реестре выдается свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации на срок, указанный в решении о временном предоставлении права плавания под Государственным флагом Российской Федерации.

          Статья 39. Сведения, подлежащие внесению в Государственный судовой реестр или судовую книгу

          Суда регистрируются в Государственном судовом реестре или судовой книге на имя собственника или собственников.
          В Государственный судовой реестр или судовую книгу вносятся следующие основные сведения:
          а) порядковый регистрационный номер и дата регистрации судна;
          б) название судна (настоящее и прежнее), порт (место) предыдущей регистрации и дата аннулирования е (если таковые имеются);
          в) порт (место) регистрации и идентификационный номер судна;
          г) позывной сигнал судна, если он имеется;
          д) наименование судостроительной верфи, место и год постройки судна;
          е) тип и назначение судна, район его плавания;
          ж) основные технические характеристики судна, в том числе вместимость (валовая и чистая), полная грузоподъемность и главные размерения судна;
          з) имя, гражданство и адрес собственника или собственников;
          и) доля судна, принадлежащая каждому из собственников, если имеется несколько собственников;
          к) основание возникновения права собственности на судно и долю в праве собственности на него (договор купли-продажи, контракт на постройку судна и др.);
          л) имя и адрес судовладельца, если он не является собственником судна;
          м) имя и адрес доверительного управляющего при передаче судна в управление ему;
          н) о зарегистрированной ипотеке судна, если она установлена (статьи 375 и 376);
          о) основание и дата исключения судна из реестра;
          п) при временном переводе судна под флаг иностранного государства:
          дата и орган, принявший решение о переводе судна под флаг иностранного государства;
          срок, на который допускается перевод судна под флаг иностранного государства;
          государство, под флагом которого судну разрешено плавать;
          имя и адрес фрахтователя по бербоут-чартеру;
          дата приостановления регистрации судна.

          Статья 40. Сведения, подлежащие внесению в бербоут-чартерный реестр

          В бербоут-чартерном реестре судно регистрируется на имя фрахтователя судна по бербоут-чартеру.
          В бербоут-чартерный реестр вносятся следующие сведения:
          а) название судна;
          б) имя и адрес собственника судна;
          в) имя и адрес фрахтователя судна по бербоут-чартеру;
          г) дата заключения бербоут-чартера и срок его действия;
          д) дата окончания бербоут-чартерной регистрации;
          е) обозначение реестра, в котором зарегистрировано судно непосредственно до смены флага, с указанием, что законодательство государства, в котором ведется этот реестр, применяется в отношении права собственности на судно, а также ипотеки судна и иного обременения судна того же характера, зарегистрированных в указанном реестре.
          По просьбе залогодержателя ипотеки судна или иного обременения судна того же характера в бербоут-чартерный реестр могут быть внесены для сведения имя залогодержателя и другие данные, касающиеся ипотеки или иного обременения судна того же характера.

          Статья 41. Обязанность информировать об изменении сведений, вносимых в реестры судов

          О любых изменениях сведений, подлежащих внесению в государственный судовой реестр, судовую книгу или бербоут-чартерный реестр, собственник судна или фрахтователь судна по бербоут-чартеру обязаны сообщить органу (должностному лицу) регистрации судна в течение двух недель со дня, когда им стало известно о таких изменениях.

          Статья 42. Первоначальная регистрация в Государственном судовом реестре или судовой книге

          Построенное судно должно быть зарегистрировано в Государственном судовом реестре или судовой книге в течение одного месяца со дня спуска его на воду, а приобретенное за границей судно - в течение одного месяца со дня его прибытия в порт Российской Федерации.

          Статья 43. Изменение порта регистрации судна

          1. Порт регистрации судна может быть изменен по просьбе собственника судна с соблюдением требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 37 настоящего Кодекса. При изменении порта регистрации все сведения, содержащиеся в прежнем Государственном судовом реестре или судовой книге, вносятся в государственный судовой реестр или судовую книгу нового порта регистрации судна на основании документов, переданных капитаном прежнего порта регистрации.
          2. Внесение судна в Государственный судовой реестр или судовую книгу нового порта регистрации удостоверяется вновь выданным свидетельством о праве плавания под государственным флагом Российской Федерации или судовым билетом.

          Статья 44. Повторная регистрация судна

          Если в результате происшествия или по любой другой причине судно перестает соответствовать данным, ранее внесенным в Государственный судовой реестр или судовую книгу, оно может быть зарегистрировано вновь после освидетельствования и получения свидетельства о годности к плаванию.

          Статья 45. Утрата судовых документов, подтверждающих регистрацию судна

          В случае утраты свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации или судового билета органом (должностным лицом) регистрации судна выдаются дубликаты таких судовых документов.
          Если указанные судовые документы были утрачены во время нахождения судна за границей, то консульским учреждением Российской Федерации по заявлению капитана судна выдаются временные свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации или судовой билет, которые по прибытии судна в порт Российской Федерации подлежат передаче в течение десяти дней органу (должностному лицу) регистрации судна для получения дубликатов таких судовых документов.

          Статья 46. Отказ в регистрации судна

          В регистрации судна может быть отказано в следующих случаях:
          а) судно не соответствует требованиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 15 настоящего Кодекса;
          б) не соблюдены условия об аннулировании или приостановлении регистрации, предусмотренные статьей 37 настоящего Кодекса;
          в) прилагаемые к заявлению о регистрации документы не соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

          Статья 47. Исключение судна из реестра судов

          Из Государственного судового реестра и судовой книги подлежит обязательному исключению судно:
          а) погибшее или пропавшее без вести;
          б) конструктивно погибшее;
          в) утратившее свои качества в результате перестройки или любых других изменений;
          г) переставшее соответствовать требованиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 15 настоящего Кодекса.

          Статья 48. Судно, пропавшее без вести

          Судно считается пропавшим без вести, если в течение двойного срока, необходимого в нормальных условиях для перехода от места, из которого поступило последнее известие о судне, до порта назначения от него не поступило никакого известия.
          Срок, необходимый для признания судна пропавшим без вести, не может быть менее месяца и более трех месяцев со дня последнего известия о судне, а в условиях военных действий - не менее шести месяцев.

          Статья 49. Судно, конструктивно погибшее

          поврежденное судно считается конструктивно погибшим, если:
          а) оно не может быть восстановлено ни в том месте, где оно находится, ни в любом другом месте, куда может быть доставлено;
          б) ремонт судна экономически нецелесообразен.

          Статья 50. Открытый характер реестров судов

          Реестры судов являются открытыми для любых лиц, заинтересованных в получении содержащейся в них информации.
          Заинтересованные лица имеют право на получение надлежаще оформленной выписки из реестров судов за плату по тарифу, определяемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

          Статья 51. Ответственность за нарушение правил регистрации судов

          Лица, уклоняющиеся от обязательной регистрации судна, зарегистрировавшие его в одном из реестров судов Российской Федерации с нарушением установленного порядка или нарушившие обязанность информировать об изменении сведений, вносимых в реестры судов, несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     

     

    РАЗДЕЛ IV

    Экипаж судна, капитан судна

     

    ГЛАВА 5

    Экипаж судна

     

     

          Статья 52. Состав экипажа

          Экипаж судна состоит из капитана, других лиц командного состава и судовой команды.
          К командному составу, кроме капитана, относятся помощники капитана, механики, радиоспециалисты и врачи. Федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и другими федеральными органами исполнительной власти к командному составу могут быть отнесены также другие судовые специалисты.
          Судовая команда состоит из служащих на судне лиц, которые не относятся к командному составу.

          Статья 53. Минимальный состав экипажа

          1. Каждое судно должно иметь на борту экипаж надлежащей квалификации и достаточный по численности для:
          а) обеспечения безопасности на море и защиты и охранения морской среды;
          б) выполнения требований относительно рабочего времени на борту судна;
          в) недопущения перегрузки экипажа работой.
          2. Минимальный состав экипажа судна устанавливается в зависимости от типа, назначения и района плавания судна федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, а судна рыбопромыслового флота - федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства по согласованию с соответствующим профсоюзным органом.
          3. Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта и федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства обеспечивают соответствующую процедуру рассмотрения и урегулирования споров относительно минимального состава экипажа.

          Статья 54. Требования к квалификации членов экипажа

          К занятию должности капитана и других должностей командного состава допускаются лица, имеющие соответствующие звания, установленные Положением о званиях лиц командного состава морских судов, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
          Присвоение званий лицам командного состава удостоверяется выдачей дипломов или квалификационных свидетельств после прохождения испытаний в квалификационной комиссии.
          Лишение лица звания командного состава допускается в случаях и порядке, предусмотренных Положением, упомянутом в абзаце первом настоящей статьи.

          Статья 55. Требования к состоянию здоровья членов экипажа

          К службе на судне допускаются лица, имеющие свидетельства, удостоверяющие их годность к ней по состоянию здоровья.

          Статья 56. Гражданство

          В состав экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, кроме граждан Российской Федерации, могут входить иностранные граждане и лица без гражданства, которые, однако, не могут занимать должностей капитана, старшего помощника капитана и радиоспециалиста.
          Условия, на которых иностранные граждане и лица без гражданства могут входить в состав экипажа судна, за исключением судна рыбопромыслового флота, определяются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, а в состав экипажа судна рыбопромыслового флота - федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

          Статья 57. Трудовые отношения на судне

          1. Порядок приема на работу членов экипажа судна, их права и обязанности, условия службы и оплаты труда, а также порядок и основания увольнения определяются законодательством Российской Федерации о труде, настоящим Кодексом, уставами службы на судах и уставами о дисциплине, генеральными и отраслевыми тарифными соглашениями, коллективными и трудовыми договорами.
          2. Никто из членов экипажа не может быть назначен на судно без согласия капитана.
          3. Устав службы на морских судах утверждается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, Устав службы на судах рыбопромыслового флота - федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, а Уставы о дисциплине - Правительством Российской Федерации.

          Статья 58. Репатриация

          1. Член экипажа судна имеет право на репатриацию в случаях:
          а) истечения за границей срока действия трудового договора, заключенного на определенный срок или на определенный рейс;
          б) расторжения трудового договора по инициативе судовладельца или члена экипажа судна, по истечении срока, указанного в уведомлении, сделанном в соответствии с трудовым договором;
          в) кораблекрушения;
          г) заболевания, травмы или иной причины, требующей лечения вне судна;
          д) невозможности выполнения судовладельцем своих обязанностей в отношении экипажа, предусматриваемых законом или иными правовыми актами Российской Федерации или трудовым договором, вследствие банкротства, продажи судна или изменения государства регистрации судна;
          е) направления судна без согласия члена экипажа в зону военных действий или эпидемиологической опасности;
          ж) истечения максимального срока службы члена экипажа на борту судна, определяемого коллективным договором, дающего ему право на репатриацию.
          2. Репатриация по желанию члена экипажа судна осуществляется в страну его проживания, в порт, в котором он был нанят или который указан в коллективном договоре, или в любой другой пункт, согласованный при найме.
          3. Судовладелец несет ответственность за организацию надлежащей и быстрой репатриации. При репатриации обычным видом транспорта является воздушный.
          4. Расходы по репатриации несет судовладелец.
          расходы по репатриации включают:
          а) плату за:
          проезд члена экипажа к месту репатриации, указанному в пункте 2 настоящей статьи;
          питание и проживание с момента, когда член экипажа сходит с судна, и до момента, когда он прибывает к месту репатриации;
          лечение члена экипажа, если это необходимо, до тех пор, пока он по состоянию своего здоровья не будет годен для транспортировки к месту репатриации;
          провоз 30 кг багажа члена экипажа до места репатриации;
          б) заработную плату и пособия с момента, когда член экипажа сходит с судна, и до момента, когда он прибывает к месту репатриации, если это предусмотрено коллективным договором.
          5. Если член экипажа допускает серьезные нарушения своих обязанностей по трудовому договору, которые являются причиной его репатриации, судовладелец вправе удержать с члена экипажа расходы по репатриации полностью или частично.

          Статья 59. Имущество члена экипажа

          В случае гибели или повреждения имущества члена экипажа вследствие происшествия с судном судовладелец обязан возместить причиненный ущерб. Не подлежит возмещению ущерб, причиненный имуществу члена экипажа, виновного в происшествии с судном.

          Статья 60. Обязанности судовладельца

          Судовладелец обязан обеспечить для членов экипажа судна:
          а) безопасные условия труда;
          б) охрану их здоровья;
          в) наличие спасательных средств;
          г) бесперебойное снабжение продовольствием и водой;
          д) надлежащие помещения (каюты, столовые, санитарные узлы, медицинские пункты и помещение для отдыха);
          е) культурно-бытовое обслуживание.

     

     

    ГЛАВА 6

    Капитан судна

     

     

          Статья 61. Управление судном и другие обязанности капитана

          На капитана возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие всех мер, необходимых для обеспечения безопасности плавания, защиты и сохранения морской среды, поддержания порядка на судне, предотвращения всякого вреда судну и находящимся на нем людям и грузу.

          Статья 62. Обязанность оказывать помощь людям, терпящим бедствие на море

          1. Капитан обязан, поскольку он может это сделать, не подвергая серьезной опасности свое судно и находящихся на нем лиц, оказать помощь любому лицу, терпящему бедствие на море.
          2. За нарушение обязанности, указанной в пункте 1 настоящей статьи, капитан несет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

          Статья 63. Обязанность оказания помощи после столкновения судов

          1. Капитан каждого из столкнувшихся судов обязан после столкновения, поскольку он может сделать это без серьезной опасности для своих пассажиров, экипажа и судна, оказать помощь другому судну, его пассажирам и экипажу.
          2. Капитаны судов обязаны, поскольку это возможно, сообщить друг другу названия своих судов, порты их регистрации, а также порты отправления и назначения.
          3. Судовладелец не несет никакой ответственности за нарушение капитаном обязанностей, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи.

          Статья 64. Обязанность капитана при необходимости оказания неотложной медицинской помощи

          Если лицо, находящееся на борту судна, нуждается в неотложной медицинской помощи, которая не может быть оказана в море, капитан обязан зайти в ближайший порт или принять меры по его доставке в такой порт, известив об этом судовладельца, а в случае захода в иностранный порт - и консульское учреждение Российской Федерации.

          Статья 65. Обязанность капитана в случае военных действий или иных случаях военной опасности

          В случае военных действий в районе расположения порта отправления или назначения судна либо в районе, через который судно должно пройти, а также в иных случаях военной опасности капитан обязан принять все меры к недопущению захвата судна, находящихся на нем людей, документов, груза и другого имущества.

          Статья 66. Оставление судна

          Если, по мнению капитана, судну грозит неминуемая гибель, он разрешает экипажу оставить судно после принятия всех мер к спасению находящихся на судне пассажиров. Капитан оставляет судно последним, приняв все зависящие от него меры к спасению судового и машинного журналов и радиожурнала, карт данного рейса, лент навигационных приборов, документов и ценностей.

          Статья 67. Поддержание порядка на судне

          1. Распоряжения капитана в пределах его полномочий должны исполняться всеми находящимися на судне лицами.
          2. Капитан имеет право применять меры поощрения и налагать дисциплинарные взыскания на членов экипажа судна в случаях и в порядке, предусмотренных уставом о дисциплине.
          Капитан имеет право в случае необходимости отстранить от исполнения служебных обязанностей любого члена судового экипажа. В этом случае соответственно применяются правила статьи 58 настоящего Кодекса.
          3. Капитан вправе изолировать лицо, действия которого не содержат признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, но угрожают безопасности судна или находящихся на нем людей и имущества.

          Статья 68. Взаимоотношения с консульскими учреждениями Российской Федерации

          Взаимоотношения капитана и других членов экипажа с консульскими учреждениями Российской Федерации определяются Консульским уставом Российской Федерации.

          Статья 69. Капитан как орган дознания

          1. В случае совершения на судне, находящемся в плавании, преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, капитан выполняет функции органа дознания, руководствуясь при этом уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, а также Инструкцией о производстве дознания на морских судах, находящихся в плавании, утверждаемой Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
          2. Капитан вправе задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления, до передачи его соответствующим властям в первом порту Российской Федерации, в который зайдет судно. В случае необходимости капитан может направить это лицо вместе с материалами дознания в Российскую Федерацию на другом судне, плавающем под Государственным флагом Российской Федерации.
          Капитан может передать компетентным органам иностранного государства, если это предусмотрено соответствующим международным договором Российской Федерации, лицо, подозреваемое в совершении преступления, направленного против безопасности морского судоходства, кроме гражданина Российской Федерации и лица без гражданства, постоянным местом жительства которого является Российская Федерация. В этом случае капитан обязан, если это практически осуществимо и по возможности до входа судна в территориальное море этого государства, направить его компетентным органам уведомление о своем намерении передать такое лицо и причинах передачи, а также предоставить указанным органам имеющиеся доказательства.
          3. В случае совершения на судне во время пребывания в порту Российской Федерации преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, капитан обязан передать лицо, совершившее указанное преступление, компетентным органам.

          Статья 70. Обязанности капитана в случаях рождения ребенка или смерти на судне

          1. Капитан обязан сделать запись в судовом журнале о каждом случае рождения ребенка на судне и о каждом случае смерти на судне.
          2. Капитан обязан уведомить родственников умершего и принять меры к сохранению тела, а при отсутствии возможности - к его погребению или кремации, или, при необходимости, к отправке гроба или урны на родину.
          В исключительных случаях, когда судно должно находиться длительное время в открытом море и тело умершего не может быть сохранено, капитан имеет право предать тело морю согласно морским обычаям с составлением соответствующего акта.
          3. Капитан обеспечивает составление описи и сохранность находящегося на судне имущества умершего до передачи этого имущества согласно описи капитану порта Российской Федерации, а в иностранном порту - консульскому учреждению Российской Федерации.

          Статья 71. Капитан как представитель судовладельца и грузовладельцев

          Капитан в силу своего служебного положения признается представителем судовладельца и грузовладельцев в отношении сделок, вызываемых нуждами судна, груза или плавания, а также исков, касающихся вверенного ему имущества, если на месте нет иных представителей судовладельца или грузовладельцев.

          Статья 72. Неотложная надобность в деньгах для продолжения плавания

          1. Капитан, встретивший во время рейса неотложную надобность в деньгах для продолжения плавания, в частности, для ремонта судна или содержания его экипажа, вправе, если нет возможности или времени для получения распоряжения судовладельца, продать часть вверенного ему имущества, не являющуюся необходимой для продолжения плавания.
          Капитан обязан избрать тот способ приобретения средств к продолжению плавания, который наименее убыточен для судовладельца или грузовладельцев.
          2. Судовладелец возмещает стоимость проданного груза его владельцу, кроме случаев, когда вызванные этим убытки подпадают под признаки общей аварии или когда продажа была произведена только в интересах груза.

          Статья 73. Возложение обязанностей капитана на старшего помощника

          В случае смерти, болезни или по иной причине, препятствующей капитану выполнять свои служебные обязанности, эти обязанности до получения распоряжения судовладельца возлагаются на старшего помощника капитана.

     

    РАЗДЕЛ V

    Государственный портовый контроль

     

          Статья 74. Капитан морского порта

          Функции по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в морском порту осуществляет капитан морского порта.
          Капитан морского порта, за исключением морского рыбного порта, действует в соответствии с Положением о капитане морского порта, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, а капитан морского рыбного порта - в соответствии с Положением о капитане морского рыбного порта, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

          Статья 75. Подчиненность капитана морского порта

          При осуществлении функций, предусмотренных статьей 76 настоящего Кодекса, капитан морского порта подчиняется непосредственно федеральному органу исполнительной власти в области транспорта, а капитан морского рыбного порта - федеральному органу исполнительной власти в области рыболовства.

          Статья 76. Функции капитанов морских торговых и рыбных портов

          На капитанов морских торговых и рыбных портов возлагается осуществление следующих функций по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в порту:


          а) контроль за соблюдением законов и правил по торговому мореплаванию, а также относящихся к торговому мореплаванию международных договоров Российской Федерации;
          б) регистрация судов и выдача соответствующих судовых документов;
          в) выдача дипломов, подтверждений к дипломам, квалификационных свидетельств и паспортов моряка лицам, входящим в состав экипажа;
          г) проверка судовых документов, а также дипломов и квалификационных свидетельств;
          д) контроль за соблюдением требований, касающихся порядка захода судов в порт и выхода их из порта;
          е) оформление прихода судов в порт и выхода их из порта;
          ж) контроль за деятельностью лоцманской службы и береговой службы движения судов;
          з) контроль за ледокольной проводкой судов на подходах к порту и в пределах акватории порта;
          и) выдача разрешений на подъем затонувшего имущества и производство в пределах территории порта строительных, гидротехнических и иных работ;
          к) расследование аварий судов.
          Расследование аварий судов осуществляется в соответствии с Положением, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

          Стать 77. Функции капитанов иных специализированных морских портов

          Капитаны иных специализированных морских портов, кроме торговых и рыбных, осуществляют указанные в статье 76 настоящего Кодекса функции, в пределах, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

          Статья 78. Распоряжения капитана морского порта

          Распоряжения капитана морского порта по вопросам обеспечения безопасности мореплавания и порядка в порту, относящимся к его компетенции, обязательны для всех находящихся на территории порта судов, организаций и граждан.

          Статья 79. Контроль за судами

          1. Контроль за судами, выходящими в море, осуществляет капитан морского порта с целью проверки наличия судовых документов, соответствия основных характеристик судна судовым документам и выполнения требований, касающихся укомплектования экипажа.
          2. В случае отсутствия судовых документов или наличия достаточных оснований полагать, что судно не удовлетворяет требованиям безопасности мореплавания, капитан морского порта может подвергнуть его осмотру.
          3. В целях проверки устранения недостатков, препятствующих выдаче разрешения на выход судна из порта, капитаном морского порта может быть произведен контрольный осмотр судна.

          Статья 80. Разрешение на выход судна из порта

          1. Каждое судно обязано до выхода из морского порта получить на это разрешение капитана морского порта.
          Капитан морского порта имеет право отказать в выдаче разрешения на выход судна из порта в случаях:
          а) непригодности судна к плаванию, нарушения требований о его загрузке, снабжении, комплектовании экипажа и при наличии других недостатков судна, создающих угрозу безопасности плавания, здоровью находящихся на судне людей или причинения ущерба окружающей среде;
          б) нарушения требований относительно судовых документов;
          в) запрещения государственных органов (таможенных органов и органов рыбоохраны, санитарно-карантинной и миграционной служб и других органов).
          2. Расходы, связанные с осуществлением капитаном морского порта прав, предусмотренных настоящей статьей (по осмотру, освидетельствованию и т.п.), возлагаются на судовладельца.

          Статья 81. Задержание судна и груза капитаном морского торгового и рыбного портов

          1. Капитан морского торгового и рыбного портов может по просьбе лица, имеющего требование, вытекающее из спасательных операций, столкновения судов, повреждения портовых сооружений, водных бассейнов, судоходных путей и средств навигационной обстановки или иного причинения вреда, а также требование об уплате портовых сборов, задержать судно и груз впредь до предоставления судовладельцем и грузовладельцем достаточного обеспечения.
          Ответственность за убытки, причиненные неосновательным задержанием судна и груза, несут лица, по требованию которых состоялось задержание.
          2. Распоряжение капитана морского торгового и рыбного портов о задержании судна и груза по требованиям, перечисленным в пункте 1 настоящей статьи, действительно в течение 72 часов, исключая дни, официально рассматриваемые как нерабочие. Если в течение этого срока не состоится постановление суда, арбитражного суда или третейского суда о наложении ареста на судно и груз, они подлежат немедленному освобождению.

          Статья 82. Привлечение судов к спасательным операциям

          По требованию капитана морского порта находящиеся в порту суда обязаны участвовать в операциях по спасению людей и судов, терпящих бедствие в пределах акватории порта.

          Статья 83. Ответственность за правонарушения

          За нарушение законов и правил, касающихся безопасности мореплавания и порядка в порту, капитан морского порта вправе налагать административные взыскания в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

     

    РАЗДЕЛ VI

    Морские лоцманы

     

    ГЛАВА 7

    Лоцманская проводка

     

          Статья 84. Сфера применения

          Лоцманская проводка судов на подходах к морским портам, в пределах вод этих портов, между морскими портами, а также в открытом море осуществляется в соответствии с правилами настоящего раздела.

          Статья 85. Цель лоцманской проводки

          Лоцманская проводка осуществляется в целях:
          а) обеспечения безопасности плавания судов в морских водах Российской Федерации и прилегающих к ним районах открытого моря, и предотвращения происшествий с судами;
          б) защиты и сохранения морской среды от загрязнения.

          Статья 86. Морские лоцманы и лоцманские организации

          1. Лоцманские услуги осуществляются морскими лоцманами, имеющими удостоверение на право проводки судов в определенных районах (лоцманское удостоверение), выдаваемое капитаном морского порта.
          Морскими лоцманами могут быть граждане Российской Федерации, удовлетворяющие требованиям, которые устанавливаются Положением о морских лоцманах, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
          2. Морской лоцман осуществляет свою деятельность в качестве работника лоцманской службы государственной организации или работника негосударственной организации по лоцманской проводке судов, созданной для осуществления такой деятельности в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами Российской Федерации.

          Статья 87. Контроль

          1. Контроль за деятельностью лоцманских служб государственных организаций, а также контроль в отношении негосударственных организаций по лоцманской проводке судов в пределах своей компетенции осуществляют федеральный орган исполнительной власти в области транспорта и федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства.
          2. В порядке осуществления контроля в отношении негосударственных организаций по лоцманской проводке судов федеральный орган исполнительной власти в области транспорта и федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства вправе принимать решение:
          а) об осуществлении обязательной лоцманской проводки судов лоцманами таких организаций в соответствующем районе и ее объеме;
          б) о прекращении деятельности таких организаций, не отвечающих требованиям в отношении оснащенности, численности и квалификации их работников для целей лоцманской проводки судов, определенным статьей 85 настоящего Кодекса.

          Статья 88. Установление районов обязательной и необязательной лоцманской проводки

          Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства устанавливает районы обязательной и необязательной лоцманской проводки и доводит об этом до всеобщего сведения в обязательных постановлениях морских портов, лоциях и "Извещениях мореплавателям".

          Статья 89. Обязательная лоцманская проводка

          1. В районах обязательной лоцманской проводки капитан судна не вправе осуществлять плавание без лоцмана, если только судно не относится к категории судов, освобождаемых об обязательной лоцманской проводки, или ему в установленном порядке не предоставлено право осуществлять плавание без лоцмана.
          Капитан судна, нарушивший это правило, несет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
          2. Категории судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки, устанавливаются капитанами морских портов и доводятся до всеобщего сведения в обязательных постановлениях морских портов.

          Статья 90. Необязательная лоцманская проводка

          1. В районах, где лоцманская проводка не является обязательной, капитан судна может взять на судно лоцмана, если он найдет это необходимым.
          2. В районах, где лоцманская проводка является необязательной, капитан морского порта может устанавливать обязательную лоцманскую проводку судов:
          а) которые сами или перевозимые на них грузы могут создавать угрозу причинения ущерба окружающей среде.
          Категории таких судов доводятся до всеобщего сведения в обязательных постановлениях морских портов, лоциях и "Извещениях мореплавателям";
          б) имеющих серьезные повреждения корпуса, механизмов или оборудования, что может существенно влиять на безопасность плавания в порту.
          В этом случае капитан судна уведомляется о том, что его судно должно следовать под проводкой лоцмана.

          Статья 91. Выполнение лоцманом обязанностей публично-правового характера

          Во время проводки судов лоцман обязан немедленно сообщать капитану морского порта о:
          а) любых переменах на фарватерах, которые могут создавать угрозу безопасности движения судов;
          б) любых происшествиях с проводимыми судами и в обслуживаемом им районе;
          в) невыполнении капитаном проводимого судна правил судоходства и правил по предотвращению загрязнения с судов нефтью, вредными веществами, сточными водами или мусором.

     

    ГЛАВА 8

    Взаимоотношения между лоцманом и капитаном судна

     

          Статья 92. Лоцманское удостоверение

          Прибывший на судно лоцман обязан предъявить капитану судна лоцманское удостоверение.
          Капитан судна не вправе использовать в качестве лоцмана лицо, не имеющее лоцманского удостоверения.

          Статья 93. Обеспечение безопасной посадки и высадки лоцмана

          1. Капитан судна обязан обеспечить безопасную и быструю посадку и высадку лоцмана и безвозмездно предоставлять ему в период проводки отдельное помещение и питание.
          2. Правила, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, относятся и к стажеру, если с целью прохождения практики он сопровождает лоцмана.

          Статья 94. Объявление капитаном данных о судне

          1. Капитан судна объявляет лоцману точные данные об осадке, длине, ширине и вместимости судна, которые вносятся в лоцманскую квитанцию, подписываемую капитаном.
          2. За неправильное объявление осадки, длины, ширины судна или его вместимости капитан судна несет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

          Статья 95. Взаимоотношения капитана судна и лоцмана

          В интересах безопасности плавания капитан следует разумным рекомендациям лоцмана и не вмешивается в его работу без достаточных на то оснований.

          Статья 96. Распоряжения лоцмана рулевому

          Капитан судна может поручить лоцману отдавать распоряжения относительно плавания и маневрирования судна непосредственно рулевому, что не освобождает его от ответственности за последствия, которые могут наступить в результате этого.

          Статья 97. Временное оставление мостика капитаном

          Если во время проводки судна капитан вынужден временно оставить мостик, он должен уведомить об этом лоцмана и указать лоцману лицо, ответственное за управление судном в его отсутствие.

          Статья 98. Приостановление проводки лоцманом

          В случаях, когда это необходимо в целях безопасности судна, лоцман вправе приостановить проводку судна до наступления обстоятельств, позволяющих осуществить безопасное плавание.

          Статья 99. Оставление судна лоцманом

          Лоцман не вправе без согласия капитана оставить судно раньше, чем поставит его на якорь, ошвартует в безопасном месте, выведет в море или будет сменен другим лоцманом.

          Статья 100. Возвращение лоцмана

          1. Капитан судна не вправе, если только это не вызвано особой необходимостью, увозить лоцмана без его согласия за пределы обслуживаемого им района.
          2. За нарушение правила пункта 1 настоящей статьи капитан судна обязан возместить все расходы, связанные с возвращением лоцмана к месту его постоянного нахождения и задержкой лоцмана.

          Статья 101. Ответственность лоцмана и капитана судна

          1. Присутствие на судне лоцмана не снимает с капитана ответственности за управление судном.
          2. За ненадлежащую проводку судна лоцман может быть лишен его лоцманского удостоверения.

         

     

    ГЛАВА 9

    Ответственность за ненадлежащее исполнение лоцманской проводки судна.

    Лоцманский сбор

     

     

          Статья 102. Ответственность за ненадлежащее исполнение лоцманской проводки судна. Лоцманский сбор

          1. Организация, работником которой является лоцман, осуществлявший проводку судна, несет ответственность за вред, причиненный в результате ненадлежащей проводки судна, если владелец судна докажет, что проводка была исполнена ненадлежащим образом по вине лоцмана и капитан судна не мог предотвратить причинение вреда.
          Эта ответственность ограничивается десятикратной ставкой лоцманского сбора, причитающегося за проводку данного судна.
          2. Организация, работником которой является лоцман, осуществлявший проводку судна, не несет ответственности за вред, причиненный в результате ненадлежащего исполнения лоцманской проводки, перед третьими лицами.

          Статья 103. Лоцманский сбор

          С судов, пользующихся услугами морских лоцманов, взимается лоцманский сбор.
          Размер взимаемого лоцманского сбора, порядок его взимания и категории судов, освобождаемых от уплаты лоцманского сбора, определяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

     


    Продолжение темы Кодекс торгового мореплавания РФ по ссылке слева.






    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru