фл.семафором протокол
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • словарик
  • моравиация
  • кают-компания




  •  

    Кодекс
    торгового мореплавания
    Российской Федерации

     

    (продолжение)

     


    РАЗДЕЛ VII

    Затонувшее имущество

     

          Статья 104. Сфера применения

          1. Правила настоящего раздела применяются к подъему, удалению или уничтожению имущества, затонувшего в пределах внутренних морских вод или территориального моря Российской Федерации.
          2. К затонувшему имуществу относятся потерпевшие крушение суда, их обломки, оборудование, грузы и другие предметы, независимо от того, находятся ли они на плаву или под водой, опустились на дно или выброшены на мелководье или берег.
          3. Правила настоящего раздела не применяются к:
          а) подъему, удалению или уничтожению военного имущества;
          б) подъему имущества культурного характера доисторического, археологического или исторического значения, когда оно находится на морском дне;
          в) подъему, удалению и уничтожению имущества, осуществляемым как предупредительные меры в значении правил разделов XIX и XX настоящего Кодекса.
          4. Подъем, удаление или уничтожение имущества, упомянутого в подпунктах "а" и "б" пункта 3 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с другими законами Российской Федерации.
          Если такое имущество затонуло на акватории морского порта, орган, ответственный за подъем, удаление или уничтожение его должен согласовывать свои действия с капитаном порта.

          Статья 105. Подъем затонувшего имущества его собственником

          1. Собственник затонувшего имущества, если он намерен поднять это имущество, должен известить об этом капитана ближайшего морского торгового или рыбного порта в течение одного года со дня, когда имущество затонуло.
          2. Капитан порта в течение трех месяцев со дня получения заявления собственника затонувшего имущества устанавливает для него порядок подъема и срок, достаточный по обстоятельствам для подъема, но не менее одного года со дня получения собственником имущества уведомления капитана порта о порядке и сроке подъема.

          Статья 106. Обязанность собственника поднять затонувшее имущество

          1. В случаях, когда затонувшее имущество создает угрозу безопасности мореплавания, причинения вреда жизни или здоровью людей или ущерба морской среде от загрязнения, собственник затонувшего имущества обязан по требованию капитана порта в установленный срок поднять, а при необходимости - удалить или уничтожить это имущество.
          2. Если собственник затонувшего имущества известен, капитан порта уведомляет его о своем решении.
          Если собственник затонувшего имущества не известен, капитан порта делает публикацию о сроках, установленных для подъема затонувшего имущества, в "Извещениях мореплавателям". Если при этом капитану порта известен флаг затонувшего судна, он направляет также соответствующее уведомление федеральному органу исполнительной власти в области отношений Российской Федерации с иностранными государствами.

          Статья 107. Права собственника на затонувшее имущество

          В случаях, когда собственник затонувшего имущества не сделает заявления согласно пункту 1 статьи 105 настоящего Кодекса или не поднимет имущество в сроки, предусмотренные пунктом 2 статьи 105 настоящего Кодекса, его права на затонувшее имущество определяются в соответствии с законодательством российской Федерации.

          Статья 108. Подъем, удаление или уничтожение затонувшего имущества портовыми властями

          1. Портовые власти имеют право поднять затонувшее имущество, а при необходимости - удалить или уничтожить его в случаях, когда:
          а) затонувшее имущество создает угрозу безопасности мореплавания, причинения вреда жизни или здоровью людей или ущерба окружающей среде от загрязнения (пункт 1 статьи 106), если собственник имущества не установлен или он не поднял, а при необходимости не удалил или не уничтожил имущество в установленный срок;
          б) затонувшее имущество создает серьезную непосредственную угрозу для безопасности мореплавания, причинения вреда жизни или здоровью людей или ущерба окружающей среде от загрязнения;
          в) при наличии достаточных оснований собственнику затонувшего имущества не разрешено поднимать, удалять или уничтожать его своими средствами или средствами избранной им судоподъемной организации (статьи 105 и 106).
          2. Подъем, удаление или уничтожение затонувшего имущества в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, осуществляется за счет собственника этого имущества.

          Статья 109. Истребование поднятого затонувшего имущества его собственником

          Затонувшее имущество, поднятое в соответствии со статьей 108 настоящего Кодекса, может быть истребовано его собственником после возмещения им расходов по подъему и других понесенных в связи с этим расходов при условии, что с момента подъема имущества прошло не более одного года.

          Статья 110. Право портовых властей на полное возмещение понесенных ими расходов

          Если подъем, удаление или уничтожение затонувшего имущества осуществлялись в соответствии с пунктом 1 статьи 108 настоящего Кодекса, портовые власти имеют право:
          а) продать все или часть поднятого затонувшего имущества в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и получить из суммы, вырученной от его продажи, возмещение расходов по подъему и других понесенных в связи с подъемом расходов (хранение, продажа и др.);
          б) получить от собственника затонувшего имущества возмещение расходов, не покрываемых суммой, вырученной от его продажи, а при уничтожении затонувшего имущества - расходов, понесенных ими в связи с уничтожением этого имущества.

    Статья 111. Случайно поднятое затонувшее имущество

          Затонувшее имущество, случайно поднятое во внутренних морских водах, территориальном море Российской Федерации или открытом море при осуществлении операций, связанных с торговым мореплаванием, должно быть сдано портовым властям ближайшего морского торгового или рыбного порта. В этом случае выплачивается вознаграждение в размере одной трети стоимости сданного имущества.

     

     

    РАЗДЕЛ VIII

    Договор морской перевозки груза

     

    ГЛАВА 10

    Общие положения

     

          Статья 112. Определение и виды договора морской перевозки груза

          1. По договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт).
          2. Договор морской перевозки груза может быть заключен:
          а) с условием предоставления для перевозки всего судна, части его или определенных судовых помещений (чартер);
          б) без такого условия.
          3. Перевозчик означает лицо, которое или от имени которого заключается договор морской перевозки груза с отправителем или фрахтователем.
          4. Фрахтователь означает лицо, которое заключает договор морской перевозки груза, указанный в подпункте "а" пункта 2 настоящей статьи.
          5. Отправитель означает лицо, которое заключает договор морской перевозки груза, указанный в подпункте "б" пункта 2 настоящей статьи, а также любое лицо, сдающее груз перевозчику от своего имени.

          Статья 113. Форма договора

          Договор морской перевозки груза должен быть заключен в письменной форме.
          Наличие и содержание договора могут подтверждаться чартером, коносаментом или другими письменными доказательствами.

          Статья 114. Долгосрочный договор об организации морских перевозок грузов и его соотношение с договором морской перевозки груза

          1. Перевозчик и грузовладелец (грузовладельцы) при осуществлении систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации морских перевозок грузов.
          При заключении долгосрочного договора об организации морских перевозок грузов перевозка конкретной партии груза осуществляется в соответствии с договором морской перевозки, заключаемым на основе долгосрочного договора.
          2. Условия перевозки, согласованные в долгосрочном договоре об организации морских перевозок грузов, считаются включенными в договор морской перевозки груза, если стороны не достигли соглашения об ином.
          Если условия договора морской перевозки груза противоречат условиям долгосрочного договора об организации морских перевозок грузов, применяются условия договора морской перевозки груза.

          Статья 115. Соотношение чартера и коносамента

          Правоотношения между перевозчиком и получателем, не являющимся стороной договора морской перевозки груза, определяются коносаментом. Условия чартера обязательны для получателя, если коносамент содержит ссылку на них.

          Статья 116. Содержание чартера

          Чартер должен содержать наименование сторон, размер фрахта, обозначение судна и груза, места погрузки, а также места назначения или направления судна. По согласованию сторон в чартер могут быть включены и иные условия и оговорки.
          Чартер подписывается перевозчиком и фрахтователем или их представителями.

          Статья 117. Уступка прав по чартеру

          При перевозке по чартеру фрахтователь вправе без согласия перевозчика уступить свои права по договору морской перевозки груза третьему лицу. Фрахтователь и лицо, которому он уступил свои права, несут перед перевозчиком солидарную ответственность за неисполнение договора.

          Статья 118. Применение правил к перевозке груза в каботаже

          Правила настоящего раздела применяются к перевозке груза в каботаже, за исключением правил о навигационной ошибке (статья 165) и об ограничении ответственности перевозчика, его служащих и агентов (статьи 167, 168 и 170).

          Статья 119. Запрещение и ограничение приема грузов для перевозки

          1. Прием грузов для перевозки в определенных направлениях или назначением в определенные порты может быть запрещен в исключительных случаях федеральным органом исполнительной власти в области транспорта с уведомлением правительства Российской Федерации и извещением заинтересованных организаций о таком запрещении.
          2. При явлениях стихийного характера, крушениях и авариях, вызвавших перерыв движения, и объявлении карантина прием грузов может быть временно прекращен или ограничен распоряжением портовых властей с немедленным уведомлением федерального органа исполнительной власти в области транспорта, который устанавливает срок действия прекращения приема грузов или его ограничения.
          О запрещении или приостановлении приема грузов портовые власти немедленно уведомляют отправителей грузов, а при перевозке грузов в прямом смешанном или прямом водном сообщении - и организации других видов транспорта.

     

    ГЛАВА II

    Подача судна и погрузка груза

     

          Статья 120. Мореходность судна

          1. Перевозчик обязан заблаговременно, до начала рейса, привести судно в мореходное состояние: обеспечить техническую годность судна к плаванию, надлежащим образом снарядить его, укомплектовать экипажем и снабжать всем необходимым, а также привести трюмы и другие помещения судна, в которых перевозится груз, в состояние, обеспечивающее надлежащий прием, перевозку и сохранность груза.
          2. Перевозчик не несет ответственности, если докажет, что немореходное состояние судна было вызвано недостатками, которые не могли быть обнаружены при проявлении им должной заботливости (скрытые недостатки).
          3. Соглашение сторон, противоречащее пункту 1 настоящей статьи, недействительно.

          Статья 121. Замена судна

          Если груз должен быть перевезен на определенном судне, он может быть погружен на другое судно только с согласия фрахтователя или отправителя, за исключением случаев перегрузки вследствие технической необходимости, возникшей после начала погрузки.

          Статья 122. Порт погрузки

          Перевозчик обязан подать судно в порт погрузки, указанные в чартере, или в порт, указанный фрахтователем в соответствии с условиями чартера. Фрахтователь обязан указать безопасный порт.
          Если порт погрузки не был указан фрахтователем или указан им несвоевременно, либо указан порт, не являющийся безопасным, перевозчик вправе отказаться от договора и потребовать возмещения убытков.

          Статья 123. Место погрузки

          1. При перевозке по чартеру перевозчик обязан подать судно в указанное фрахтователем место погрузки. Фрахтователь должен указать безопасное и пригодное для погрузки место, которое судно может без опасностей достичь, находиться там, оставаясь на плаву, и выйти с грузом. Если фрахтователем указано место, непригодное для погрузки, или несколькими фрахтователями указаны разные места погрузки, перевозчик может подать судно в место погрузки, обычно используемое в данном порту.
          Фрахтователь может потребовать, чтобы судно было поставлено в другое место погрузки за его счет.
          2. При перевозках в линейном сообщении место погрузки определяется перевозчиком. Перевозчик извещает отправителя о месте погрузки, если она производится в необычном месте погрузки данного порта.

          Статья 124. Срок подачи судна

          При перевозке груза по чартеру перевозчик обязан подать судно в обусловленный чартером срок.
          В случае неподачи судна в обусловленный срок фрахтователь вправе отказаться от договора и потребовать возмещения убытков.

          Статья 125. Уведомление о готовности судна к погрузке

          При перевозке груза по чартеру перевозчик обязан письменно уведомить фрахтователя или отправителя, если он указан фрахтователем, о том, что судно готово или будет готово к определенному времени к погрузке. Такое уведомление может быть подано только тогда, когда судно находится в порту погрузки или в обычном для данного порта месте ожидания.
          День и час, в которые уведомление считается поданным, определяются соглашением сторон, а при отсутствии соглашения - обычаями данного порта.
          Если судно не готово к приему груза ко времени, указанному в уведомлении, то уведомление о готовности к погрузке считается неподанным, а убытки, причиненные в связи с этим фрахтователю, подлежат возмещению перевозчиком.

          Статья 126. Сталийное время

          1. Срок, в течение которого перевозчик предоставляет и держит судно под погрузкой без дополнительных к фрахту платежей (сталийное время), определяется соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения - сроками, обычно принятыми в порту погрузки.
          2. Сталийное время исчисляется в рабочих днях, часах и минутах, начиная со следующего дня после подачи уведомления о готовности судна к погрузке.
          3. В сталийное время не включается время, в течение которого погрузка не производилась по причинам, зависящим от перевозчика, либо вследствие непреодолимой силы или гидрометеорологических условий, создающих угрозу сохранности груза или препятствующих его безопасной погрузке.
          Время, в течение которого погрузка не производилась по причинам, зависящим от фрахтователя, включается в сталийное время.
          4. Если погрузка началась до начала течения сталийного времени, фактически затраченное на погрузку время засчитывается в сталийное время.

          Статья 127. Контрсталийное время

          1. По окончании сталийного времени соглашением сторон может быть установлено дополнительное время ожидания (контрсталийное время).
          При отсутствии соглашения сторон продолжительность контрсталийного времени определяется согласно срокам, обычно принятым в порту погрузки.
          2. Контрсталийное время исчисляется в календарных днях, часах и минутах, начиная с момента окончания сталийного времени.
          3. В контрсталийное время включаются воскресные и официально установленные дни праздников, время, объявленное нерабочим в порту, а также перерывы в погрузке, вызванные непреодолимой силой или гидрометеорологическими условиями, создающими угрозу сохранности груза или препятствующими его безопасной погрузке. Время, в течение которого погрузка не производилась по зависящим от перевозчика причинам, не включается в контрсталийное время.

          Статья 128. Плата за контрсталийное время

          Размер платы, причитающейся перевозчику за простой судна в течение контрсталийного времени (демередж), определяется соглашением сторон, а при отсутствии соглашения - согласно ставкам, обычно принятым в соответствующем порту. В случае отсутствия таких ставок размер платы за простой определяется расходами по содержанию судна и экипажа.

          Статья 129. Вознаграждение за досрочное окончание погрузки

          Соглашением сторон может быть установлено вознаграждение фрахтователю за окончание погрузки груза до истечения сталийного времени (диспач). При отсутствии такого соглашения размер диспача исчисляется в половинном размере платы за простой.

          Статья 130. Право перевозчика отправить судно в плавание по истечении контрсталийного времени

          1. Перевозчик имеет право по истечении контрсталийного времени отправить судно в плавание, даже если весь условленный груз не погружен на судно по причинам, не зависящим от перевозчика.
          При этом перевозчик сохраняет право на получение полного фрахта.
          2. В случае предоставления для перевозки груза всего судна перевозчик не вправе отказаться от приема груза, доставленного до окончания сталийного времени или контрсталийного времени, если стороны условились об этом, хотя принятие и укладка груза могут задержать судно более установленного времени.
          3. В тех случаях, когда для перевозки груза предоставлено не все судно, перевозчик вправе до истечения сталийного времени или контрсталийного времени, если стороны условились об этом, отказаться от приема груза, который вследствие его предъявления с опозданием может быть погружен на судно надлежащим образом и без вреда для остального груза не иначе, как с задержкой судна. при этом перевозчик сохраняет право на получение полного фрахта.

          Статья 131. Возмещение убытков при задержке судна

          За задержку судна сверх контрсталийного времени фрахтователь обязан возместить перевозчику причиненные убытки, если задержка судна произошла по причинам, не зависящим от перевозчика.

          Статья 132. Досрочное отправление судна в плавание по требованию фрахтователя

          В случае, если фрахтователю предоставлено для перевозки все судно, перевозчик обязан по требованию фрахтователя отправить судно в плавание, хотя и не весь груз был погружен. Перевозчик в этом случае сохраняет право на полный фрахт.

          Статья 133. Удаление постороннего груза

          В случае предоставления для перевозки груза всего судна, его части или определенных судовых помещений отправитель может потребовать удаления постороннего груза из судна, части судна или судовых помещений в порту отправления, а в случае предоставления всего судна - в любом порту захода.
          Если груз не был своевременно удален, фрахтователь имеет право потребовать соответствующего уменьшения фрахта, а также возмещения причиненных ему убытков.

          Статья 134. Палубный груз

          1. Перевозчик имеет право перевозить груз на палубе только в соответствии с соглашением с отправителем, законом или иными правовыми актами Российской Федерации или обычаями делового оборота.
          2. Если перевозчик и отправитель договорились о том, что груз должен или может перевозиться на палубе, перевозчик обязан включить указание об этом в коносамент или другой документ, подтверждающий договор морской перевозки груза. при отсутствии такого указания перевозчик должен доказать, что соглашение о перевозке груза на палубе было заключено, однако перевозчик не имеет права ссылаться на такое соглашение в отношении третьего лица, включая получателя, которое добросовестно приобрело коносамент.
          3. В случаях, когда груз перевозился на палубе вопреки правилам пункта 1 настоящей статьи или когда перевозчик не может в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи ссылаться на соглашение о перевозке груза на палубе, перевозчик, несмотря на правила статей 164 и 165 настоящего Кодекса, несет ответственность за утрату или повреждение груза, а также просрочку в его доставке, вызванные исключительно перевозкой груза на палубе.
          Предел ответственности перевозчика определяется в соответствии с правилами статей 167 или 170 настоящего Кодекса в зависимости от обстоятельств.
          4. Перевозка груза на палубе вопреки прямому соглашению о перевозке груза в трюме рассматривается как действие или бездействие перевозчика, влекущее утрату им права на ограничение ответственности (статья 170).

          Статья 135. Расходы по погрузке

          Отправитель или фрахтователь за свой счет доставляет груз к борту судна. Расходы по погрузке и укладке груза на судне несет перевозчик.

          Статья 136. Упаковка и маркировка груза

          1. Грузы, нуждающиеся в таре и упаковке для предохранения от утраты и повреждения, должны предъявляться к перевозке в исправной таре и упаковке, обеспечивающих их полную сохранность при перевозке и перевалке. Тара и упаковка, на которые установлены государственные стандарты или технические условия, должны отвечать их требованиям. Эти требования применяются и к предъявляемым отправителем контейнерам.
          2. Отправитель обязан надлежащим образом маркировать груз и представить перевозчику необходимые сведения о нем. Если груз требует особого с ним обращения, отправитель обязан информировать перевозчика о свойствах груза и порядке обращения с ним.

          Статья 137. Замена груза

          Груз, род или вид которого определены в чартере, может быть заменен на груз иного рода или вида только с согласия перевозчика.

          Статья 138. Документы, касающиеся груза

          Отправитель должен своевременно передать перевозчику все касающиеся груза документы, требуемые в соответствии с портовыми, таможенными, санитарными или иными административными правилами, и несет ответственность перед перевозчиком за убытки, причиненные вследствие несвоевременной передачи, неправильности или недостаточности этих документов.

     

    ГЛАВА 12

    Коносамент

     

          Статья 139. Выдача коносамента

          1. После приема груза к перевозке перевозчик по требованию отправителя обязан выдать отправителю коносамент.
          Коносамент означает документ, который подтверждает заключение договора морской перевозки груза и прием или погрузку груза перевозчиком и в соответствии с которым перевозчик обязуется выдать груз против этого документа. Указание в документе о том, что груз должен быть выдан приказу поименованного лица, приказу или предъявителю, представляет собой такое обязательство.
          Коносамент составляется на основании подписанного отправителем документа, который должен содержать данные, указанные в подпунктах "в"-"з" пункта 1 статьи 141 настоящего Кодекса.
          2. Отправитель гарантирует перевозчику достоверность данных, представленных им для включения в коносамент. Отправитель должен возместить перевозчику все убытки и расходы, возникшие вследствие недостоверности этих данных. право перевозчика на такое возмещение не ограничивает его ответственность по договору морской перевозки груза перед любым иным, чем отправитель, лицом.

          Статья 140. Выдача иного документа вместо коносамента

          Отправитель вправе потребовать от перевозчика выдачи морской накладной или иного документа, подтверждающего получение груза для перевозки, вместо коносамента. К морской накладной и иному документу применяются правила настоящего раздела, относящиеся к коносаменту, за исключением тех его правил, которые касаются коносамента как товарораспорядительного документа (абзац второй пункта 2 статьи 141, статьи 143-145, пункт 3 статьи 146).

          Статья 141. Содержание коносамента

          1. В коносамент должны быть включены следующие данные:
          а) наименование перевозчика и его место нахождения;
          б) порт погрузки согласно договору морской перевозки груза и дата приема груза перевозчиком в порту погрузки;
          в) наименование отправителя и его место нахождения;
          г) порт выгрузки согласно договору морской перевозки груза;
          д) наименование получателя, если он указан отправителем;
          е) наименование груза, основные марки, необходимые для идентификации груза, прямое указание в соответствующих случаях относительно опасного характера или особых свойств груза, число мест или предметов и масса груза или его количество, обозначенное иным образом, причем все эти данные указываются так, как они представлены отправителем;
          ж) внешнее состояние груза и его упаковки;
          з) фрахт в размере, подлежащем уплате получателем, или иное указание на то, что фрахт должен уплачиваться им;
          и) время и место выдачи коносамента;
          к) число оригиналов коносамента, если их больше одного;
          л) подпись перевозчика или лица, действующего от его имени.
          По соглашению сторон в коносамент могут быть включены и иные данные и оговорки.
          Коносамент, подписанный капитаном судна, считается подписанным от имени перевозчика.
          2. После того, как груз погружен на бот судна, перевозчик по требованию отправителя выдает ему бортовой коносамент, в котором в дополнение к данным, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, должно быть указано, что груз находится на борту определенного судна или судов, а также дата или даты погрузки.
          Если перевозчик до погрузки груза на борт судна выдал отправителю коносамент на груз, принятый к перевозке, или иной товарораспорядительный документ, относящийся к данному грузу, то по просьбе перевозчика отправитель должен возвратить такой документ в обмен на бортовой коносамент.
          Перевозчик может удовлетворить требования отправителя в отношении бортового коносамента путем дополнения любого ранее выданного документа при условии, что дополненный таким образом документ включает все данные, которые должны содержаться в бортовом коносаменте.
          3. Отсутствие в коносаменте каких-либо данных, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, не влияет на юридический характер документа как коносамента при условии, что он удовлетворяет требованиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 139 настоящего Кодекса.

          Статья 142. Оговорки в коносаменте. Доказательственная сила коносамента

          1. Если в коносаменте содержатся данные, касающиеся наименования груза, его основных марок, числа мест или предметов, массы или количества, в отношении которых перевозчик или другое лицо, выдающее коносамент от его имени, знает или имеет достаточные основания считать, что они не соответствуют фактически принятому, а в случае выдачи бортового коносамента - погруженному грузу, либо, если у него не было разумной возможности проверить такие данные, перевозчик или другое такое лицо должен внести в коносамент оговорку, конкретно указывающую на эти неточности, основания для предположений или отсутствие разумной возможности проверки.
          2. Если перевозчик или другое лицо, выдающее коносамент от его имени, не указывает в нем внешнее состояние груза, считается, что в коносаменте указано хорошее внешнее состояние груза.
          3. За исключением данных, в отношении которых была внесена оговорка, допустимая согласно пункту 1 настоящей статьи, коносамент удостоверяет, если не доказано иное, прием перевозчиком груза, как он описан в коносаменте. Однако доказывание перевозчиком противоположного не допускается, если коносамент передан третьей стороне, которая действовала добросовестно, полагаясь на содержащееся в коносаменте описание груза.

          Статья 143. Виды коносамента

          Коносамент может быть выдан на имя определенного получателя (именной коносамент), приказу отправителя или получателя (ордерный коносамент) либо на предъявителя. Ордерный коносамент, не содержащий указания о его выдаче приказу отправителя или получателя, считается выданным приказу отправителя.

          Статья 144. Множественность экземпляров коносамента

          По желанию отправителя ему может быть выдан коносамент в нескольких экземплярах тождественного содержания (оригиналах), причем в каждом из них отмечается число имеющихся оригиналов коносамента. После выдачи груза по одному из оригиналов коносамента остальные его оригиналы теряют силу.

          Статья 145. Передача коносамента

          Коносамент передается с соблюдением следующих правил:
          а) именной коносамент может передаваться по именным передаточным надписям или в иной форме с соблюдением правил, установленных для уступки требования;
          б) ордерный коносамент может передаваться по именным или бланковым передаточным надписям;
          в) коносамент на предъявителя может передаваться посредством простого вручения.

          Статья 146. Право распоряжения грузом

          1. Отправитель имеет право распоряжаться грузом до выдачи его получателю или передачи этого права получателю или третьему лицу. при передаче права распоряжения получателю или третьему лицу отправитель обязан уведомить перевозчика об этом.
          2. Отправитель имеет право потребовать обратной выдачи груза в месте отправления до отхода судна, выдачи груза в промежуточном порту или выдачи его не тому получателю, который указан в перевозочном документе, с соблюдением правил статей 152 и 153 настоящего Кодекса.
          3. Если груз перевозился на основании коносамента, право распоряжения грузом принадлежит любому законному держателю коносамента, требования которого перевозчик обязан выполнить при условии предъявления всех выданных отправителю оригиналов коносамента или предоставления соответствующего обеспечения.

     

    ГЛАВА 13

    Исполнение договора морской перевозки груза

     

     

          Статья 147. Обязанности перевозчика в отношении груза

          Перевозчик должен с момента принятия груза к перевозке до его выдачи надлежаще и старательно грузить, обрабатывать, укладывать, перевозить, хранить перевозимые грузы, заботиться о них и выгружать их.
          Если принятый к перевозке груз в силу его свойств требует особого обращения и указания об этом содержатся в договоре перевозки и на грузовых местах, перевозчик должен заботиться о грузе в соответствии с этими указаниями.
          Соглашение сторон, противоречащее абзацу первому настоящей статьи, недействительно.

          Статья 148. Опасный груз

          1. Груз, легко воспламеняющийся, взрывчатый или вообще опасный по своей природе, если он был сдан под неправильным наименованием и при его приемке перевозчик не мог путем наружного осмотра удостовериться в его свойствах, может быть в любое время выгружен перевозчиком, уничтожен или обезврежен им, как того могут потребовать обстоятельства, без возмещения отправителю убытков.
          Отправитель несет ответственность перед перевозчиком за убытки, причиненные в результате погрузки указанного груза.
          Фрахт за перевозку такого груза не возвращается. В случае, если при отправлении груза фрахт не был уплачен, перевозчик может взыскать его полностью.
          2. Если погруженный с ведома и согласия перевозчика груз, указанный в пункте 1 настоящей статьи, станет опасным для судна, другого груза или находящихся на судне людей, то перевозчик вправе выгрузить, уничтожить или обезвредить такой груз, как того могут потребовать обстоятельства, без возмещения отправителю убытков, за исключением общей аварии.
          Перевозчик имеет право на фрахт в размере, пропорциональном расстоянию, фактически пройденному этим судном с грузом.

          Статья 149. Срок и маршрут перевозки

          Перевозчик обязан доставить грузы в срок и маршрутом, установленные соглашением сторон, а при отсутствии соглашения - в срок, который было бы разумно требовать от заботливого перевозчика с учетом конкретных обстоятельств, и обычным путем.

          Статья 150. Препятствия к заходу судна в порт назначения

          1. Если вследствие запрещения властей, стихийных явлений или иных причин, не зависящих от перевозчика, судно не может войти в порт назначения, перевозчик обязан немедленно уведомить об этом отправителя или фрахтователя и лицо, управомоченное распоряжаться грузом, если оно известно перевозчику.
          2. Если для перевозки груза было предоставлено все судно и в течение разумного срока с момента отправки уведомления не поступит распоряжения отправителя или фрахтователя либо лица, управомоченного распоряжаться грузом, о том, как поступить с грузом, капитан вправе выгрузить груз в одном из ближайших портов по своему усмотрению либо возвратить этот груз в порт отправления, в зависимости от того, что, по мнению капитана, представляется более выгодным для отправителя или фрахтователя либо лица, управомоченного распоряжаться грузом.
          3. Если для перевозки груза было предоставлено не все судно, капитан должен выгрузить груз, который не может быть доставлен в порт назначения, в другом порту в соответствии с распоряжением отправителя или фрахтователя либо лица, управомоченного распоряжаться грузом. при неполучении такого распоряжения в течение трех суток с момента отправки уведомления капитан вправе выгрузить груз в одном из ближайших портов по своему усмотрению, сообщив об этом отправителю или фрахтователю либо лицу, управомоченному распоряжаться грузом. Капитан вправе поступить таким же образом и в том случае, когда полученное им распоряжение нельзя выполнить без ущерба для владельцев других находящихся на судне грузов.
          4. Перевозчик имеет право на возмещение расходов, связанных с ожиданием распоряжения в течение разумного срока, а также расходов по грузу и на фрахт пропорционально фактически пройденному расстоянию.

     

    ГЛАВА 14

    Прекращения обязательство по договору морской перевозки груза

     

     

          Статья 151. Отказ перевозчика от договора перевозки

          Если стоимость погруженного груза не покрывает фрахта и других расходов перевозчика по грузу, а отправитель или фрахтователь не внес полностью фрахта перед отправлением судна и не предоставил дополнительного обеспечения, перевозчик имеет право до отправления судна отказаться от договора и потребовать уплаты половины полного фрахта, платы за простой, если он имел место, а также других расходов, произведенных им за счет груза. Выгрузка груза производится за счет отправителя или фрахтователя.

          Статья 152. Отказ отправителя или фрахтователя от договора перевозки

          1. Если для перевозки груза было предоставлено все судно, отправитель или фрахтователь вправе отказаться от договора с уплатой:
          а) половины полного фрахта, платы за простой, если он имел место, и расходов, произведенных перевозчиком за счет груза, но не включенных в сумму фрахта, если отказ отправителя или фрахтователя последовал до истечения сталийного или контрсталийного времени, установленного для погрузки, либо до отправления судна в плавание, в зависимости от того, какой из этих двух моментов наступит ранее;
         б) полного фрахта и других сумм, указанных в подпункте "а", если отказ последовал после одного из моментов, упомянутых в подпункте "а", и договор был заключен на один рейс;
          в) полного фрахта за первый рейс, других сумм, указанных в подпункте "а", и половины фрахта за остальные рейсы, если отказ последовал после одного из моментов, упомянутых в подпункте "а", и договор был заключен на несколько рейсов.
          При отказе отправителя или фрахтователя от договора перевозки до выхода судна в рейс перевозчик обязан выдать ему груз, хотя бы выгрузка могла задержать судно более установленного срока.
          При отказе отправителя или фрахтователя от договора перевозки во время рейса он вправе требовать выдачи груза только в том порту, куда судно должно зайти согласно договору или зашло в силу необходимости.
          2. Если для перевозки груза было предоставлено не все судно, то отправитель или фрахтователь может отказаться от договора лишь при условии уплаты полного фрахта, платы за простой, если он имел место, и расходов, произведенных перевозчиком за счет груза, но не включенных в сумму фрахта. Перевозчик обязан по требованию отправителя или фрахтователя выдать груз до его доставки в порт назначения лишь в том случае, если этим не будет нанесен ущерб перевозчику и другим отправителям или фрахтователям.

          Статья 153. Отказ от договора перевозки каждой из его сторон

          1. Каждая из сторон вправе отказаться от договора без возмещения другой стороне убытков при наступлении до отхода судна из места погрузки следующих обстоятельств:
          а) военных или иных действий, создающих угрозу захвата судна или груза;
          б) блокады места отправления или места назначения судна;
          в) задержания судна по распоряжению властей по причинам, не зависящим от сторон договора;
          г) привлечения судна для специальных надобностей государства;
          д) запрещения властями вывоза из места отправления или ввоза в место назначения груза, который предназначен к перевозке.
         Однако обстоятельства, предусмотренные подпунктами "в" и "д", не могут служить основанием к отказу от договора без возмещения другой стороне убытков, если задержка предвидится кратковременная.
          При наступлении обстоятельств, предусмотренных настоящим пунктом, перевозчик не несет расходов по выгрузке.
          2. Каждая из сторон, вследствие наступления какого-либо из обстоятельств, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, может отказаться от договора также во время рейса. В этом случае отправитель или фрахтователь уплачивает перевозчику все понесенные им по грузу расходы, в том числе и расходы по его выгрузке, а также фрахт пропорционально фактически пройденному расстоянию.

          Статья 154. Прекращение договора перевозки вследствие невозможности его исполнения

          Договор прекращается без отказа сторон и без обязанности одной стороны возместить другой стороне вызванные прекращение договора убытки, если после заключения договора и до отхода судна из места погрузки вследствие обстоятельств, не зависящих от сторон:
          а) судно погибнет или будет насильственно захвачено;
          б) судно будет признано непригодным к плаванию;
          в) погибнет груз, индивидуально определенный;
          г) погибнет груз, определяемый родовыми признаками, после сдачи его для погрузки, а отправитель не успеет сдать другой груз вместо погибшего.
          Договор прекращается вследствие указанных обстоятельств и во время рейса, причем перевозчику причитается фрахт пропорционально фактически пройденному расстоянию, исходя из количества спасенного и сданного груза.

     

     

    ГЛАВА 15

    Выгрузка и выдача груза

          Статья 155. Выгрузка груза

          1. При выгрузке груза в порту назначения соответственно применяются статьи 122-129 и 131 настоящего Кодекса.
          2. Расходы по выгрузке груза с борта судна несет перевозчик.

          Статья 156. Лицо, имеющее право на получение груза

          1. Груз, перевозимый на основании коносамента, выдается перевозчиком в порту назначения по предъявлении оригинала коносамента:
          а) по именному коносаменту - получателю, указанному в коносаменте, или лицу, которому коносамент был передан по именной передаточной надписи или в иной форме с соблюдением правил, установленных для уступки требования;
          б) по ордерному коносаменту - лицу, приказу которого составлен коносамент, а при наличии в коносаменте передаточных надписей - лицу, указанному в последней из непрерывного ряда передаточных надписей, или предъявителю коносамента с последней бланковой надписью;
          в) по коносаменту на предъявителя - предъявителю коносамента.
          2. Если груз перевозился на основании морской накладной или иного подобного документа, перевозчик может выдать груз только получателю, указанному в таком документе, либо получателю, указанному отправителем.

          Статья 157. Сдача груза на хранение

          1. Если для перевозки груза было предоставлено не все судно и в порту назначения получатель не востребовал груз или отказался от него либо так задерживает прием, что груз не может быть выгружен в установленное время, перевозчик вправе, уведомив об этом отправителя или фрахтователя, а также получателя, если он ему известен, сдать груз на хранение на склад или в иное надежное место за счет и на риск лица, управомоченного распоряжаться грузом.
          2. Если для перевозки груза было предоставлено все судно, выгрузка и сдача груза на хранение производятся перевозчиком лишь по истечении сталийного и контрсталийного времени и при условии, если в течение этого времени не поступит иное распоряжение отправителя или фрахтователя, или лица, управомоченного распоряжаться грузом. Время, затраченное перевозчиком на сдачу груза на хранение, рассматривается как простой.
          3. Если в течение двух месяцев со дня прихода судна в порт сданный на хранение груз не будет востребован и отправитель или фрахтователь, или лицо, управомоченное распоряжаться грузом, не уплатит перевозчику всех причитающихся по данной перевозке сумм, перевозчик вправе продать груз в установленном порядке. Невостребованный скоропортящийся груз, а также груз, расходы по хранению которого превышают его стоимость, может быть продан и до истечения указанного срока, но не ранее срока доставки груза.       4. Вырученная от продажи груза сумма, за вычетом причитающихся перевозчику платежей и расходов по его хранению и продаже, передается отправителю или фрахтователю.
          Если суммы, вырученной от продажи груза, недостаточно для покрытия причитающихся перевозчику платежей и расходов по его хранению и продаже, перевозчик вправе взыскать недополученное им с отправителя или фрахтователя.

          Статья 158. Платежи при получении груза. Право удержания груза

          1. При приеме груза получатель обязан возместить расходы, произведенные перевозчиком за счет груза, внести плату за простой судна в порту выгрузки, а также уплатить фрахт и плату за простой в порту погрузки, если это предусмотрено в коносаменте или другом документе, на основании которого перевозился груз, а в случае общей аварии - внести аварийный взнос или предоставить надлежащее обеспечение.
          2. Перевозчик может не выдавать груза до уплаты сумм или предоставления обеспечения, указанных в пункте 1 настоящей статьи.
          В случае сдачи груза на склад, не принадлежащий получателю, перевозчик сохраняет право удержания груза при условии немедленного уведомления владельца склада о таком праве после сдачи груза на склад.
          3. После выдачи груза получателю перевозчик теряет право требовать от отправителя или фрахтователя платежи, не внесенные получателем, за исключением случаев, когда перевозчик не смог осуществить право удержания груза по независящим от него обстоятельствам.
          4. Перевозчик вправе продать удерживаемый груз в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, предварительно уведомив об этом отправителя или фрахтователя, а также получателя.
          5. Вырученная от продажи груза сумма, за вычетом сумм, причитающихся перевозчику в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, и разумных расходов, связанных с продажей груза, передается получателю.
          Если суммы, вырученной от продажи груза, недостаточно для уплаты сумм, причитающихся перевозчику в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, перевозчик вправе взыскать недополученное им с отправителя или фрахтователя.

          Статья 159. Осмотр и проверка груза

          Получатель и перевозчик имеют право требовать до выдачи груза его осмотра и проверки его количества в порядке, установленном законодательством Российской федерации. Вызванные этим расходы несет тот, кто потребовал осмотра или проверки груза. Однако, если в результате осмотра и проверки, проведенных по требованию получателя, установлены утрата или повреждение груза, ответственность за которые несет перевозчик, расходы по осмотру и проверке возмещаются перевозчиком.

          Статья 160. Заявление об утрате или повреждении груза

          1. Если до или во время выдачи груза получатель письменно не заявил перевозчику об утрате или повреждении груза и не указал общий характер утраты или повреждения груза, считается, что он получил груз в соответствии с условиями коносамента, если не доказано иное.
          2. Если груз был осмотрен или проверен получателем совместно с перевозчиком, получатель может не делать заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи.
          3. В случае, если утрата или повреждение груза не могли быть установлены при обычном способе его приема, заявление перевозчику может быть сделано получателем в течение трех дней после приема груза.

     

    ГЛАВА 16

    Фрахт

     

          Статья 161. Платежи при перевозке груза

          Все причитающиеся перевозчику платежи уплачиваются отправителем или фрахтователем. В случаях, предусмотренных соглашением отправителя или фрахтователя с перевозчиком, и при включении данных об этом в коносамент, допускается перевод платежей на получателя.

          Статья 162. Размер фрахта

          1. Размер фрахта устанавливается соглашением сторон. при отсутствии соглашения сторон размер фрахта исчисляется исходя из ставок, применяемых в месте и во время погрузки.
          2. Если груз погружен на судно в количестве большем, чем предусмотрено договором перевозки, размер фрахта соответственно увеличивается.
          3. Если вместо предусмотренного договором перевозки груза на судно погружен другой груз, фрахт за перевозку которого больше, чем установлено договором, фрахт уплачивается за перевозку действительно погруженного груза.
          Если фрахт за перевозку действительно погруженного груза меньше, чем фрахт за перевозку груза, предусмотренного договором, уплачивается фрахт, предусмотренный договором.

          Статья 163. Фрахт за груз, утраченный при перевозке

          1. За груз, утраченный при перевозке, фрахт не взимается, а если он был внесен вперед, то возвращается. Если утраченный груз окажется впоследствии спасенным, то перевозчик имеет право на фрахт пропорционально пройденному расстоянию.
          При исчислении фрахта за фактически пройденное расстояние учитываются соотношение части пути, пройденного судном с грузом, с протяженностью всего обусловленного рейса, а также соотношение расходов, затрат времени, труда и опасностей, связанных с пройденным расстоянием, с теми, которые обычно приходятся на оставшуюся часть пути.
          2. За груз, погибший или поврежденный вследствие его естественных свойств или обстоятельств, зависящих от отправителя, фрахт уплачивается полностью.

     

    ГЛАВА 17

    Ответственность перевозчика, отправителя и фрахтователя

     

          Статья 164. Ответственность перевозчика

          1. Перевозчик не отвечает за утрату или повреждение принятого к перевозке груза, а также просрочку в его доставке, если докажет, что утрата, повреждение или просрочка произошли вследствие:
          а) непреодолимой силы;
          б) опасностей или случайностей на море и в других судоходных водах;
          в) любых мер по спасению человеческих жизней или разумных мер по спасению имущества на море;
          г) пожара, возникшего не по вине перевозчика;
          д) действий или распоряжений властей (задержание, арест, карантин и т.п.);
          е) военных действий и народных волнений;
          ж) действия или бездействия отправителя или получателя;
          з) скрытых недостатков груза, его свойств или естественной убыли;
          и) незаметных по наружному виду недостатков тары и упаковки груза;
          к) недостаточности или неясности марок;
          л) забастовок или иных обстоятельств, вызвавших приостановление или ограничение работы полностью или частично;
          м) иных обстоятельств, возникших не по вине перевозчика, его служащих или агентов.
          2. Перевозчик признается просрочившим доставку груза, если груз не выдан в порту выгрузки, предусмотренном в договоре морской перевозки, в срок, определенный соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения - в срок, который было бы разумно требовать от заботливого перевозчика с учетом конкретных обстоятельств.
          3. Лицо, имеющее право заявить требование в связи с утратой груза, может считать груз утраченным, если он не был выдан в порту выгрузки лицу, управомоченному на его получение, в течение 60 календарных дней по истечении срока выдачи груза, как он определен в пункте 2 настоящей статьи.
          4. Перевозчик отвечает за утрату или повреждение груза, а также просрочку в его доставке с момента принятия груза к перевозке до момента его выдачи.

          Статья 165. Навигационная ошибка

          Перевозчик не отвечает за утрату или повреждение груза, а также просрочку в его доставке, за исключением груза, перевозимого в каботаже, если докажет, что они произошли вследствие действия или бездействия капитана, других членов экипажа и лоцмана в судовождении или управлении судном.

          Статья 166. Исчисление размера ответственности перевозчика за утрату или повреждение груза

          1. Перевозчик несет ответственность:
          а) за утрату груза - в размере стоимости утраченного груза;
          б) за повреждение груза - в сумме, на которую понизилась его стоимость.
          Перевозчик также возвращает полученный им фрахт, если он не входит в стоимость утраченного груза.
          2. Общая сумма, подлежащая возмещению, исчисляется исходя из стоимости груза в том месте и в тот день, где и когда он был или должен был быть выгружен с судна в соответствии с договором.
          Стоимость груза определяется по цене на товарной бирже либо, если нет такой цены, - по существующей рыночной цене, а если нет ни той, ни другой цены, - исходя из обычной стоимости грузов того же рода и качества.
          Из возмещения за утраченный или поврежденный груз вычитаются расходы, связанные с перевозкой груза (уплата фрахта, пошлин и др.), которые должны были быть произведены грузовладельцем, но вследствие утраты или повреждения груза произведены не были.

          Статья 167. Ограничение ответственности перевозчика

          1. Если характер и стоимость груза не были объявлены отправителем до погрузки и внесены в коносамент, ответственность перевозчика за утрату или повреждение груза не может превышать 666,67 расчетных единиц за место или другую единицу отгрузки либо 2 расчетных единиц за один килограмм массы брутто утраченного или поврежденного груза, в зависимости от того, какая сумма выше.
          2. Ответственность перевозчика за просрочку в доставке груза ограничивается суммой, в 2,5 раза превышающей фрахт, подлежащий уплате за перевозку груза, доставка которого просрочена, но не может быть выше фрахта, подлежащего уплате по договору морской перевозки груза.
          3. Общая сумма, подлежащая возмещению перевозчиком на основании пунктов 1 и 2 настоящей статьи, не может превышать предела, который был бы установлен согласно пункту 1 настоящей статьи за полную утрату груза, в отношении которого возникла такая ответственность.
          4. В случае, когда для объединения грузов используется контейнер, поддон или другое подобное приспособление, количество мест или единиц отгрузки, перечисленных в коносаменте в качестве упакованных в такое приспособление, считается для целей настоящей статьи количеством мест или единиц отгрузки. За исключением указанного случая, такое приспособление считается местом или единицей груза.
          5. Стороны договора перевозки могут своим соглашением установить пределы ответственности, превышающие те, которые предусмотрены пунктами 1-3 настоящей статьи.

          Статья 168. Ответственность служащих и агентов перевозчика

          Если требование в связи с утратой, повреждением или просрочкой в доставке груза предъявлено непосредственно к служащему или агенту перевозчика, этот служащий или агент вправе воспользоваться правилами об ответственности перевозчика, предусмотренными настоящей главой.

          Статья 169. Требования к перевозчику, не основанные на договоре перевозки

          1. Правила об ответственности перевозчика и ограничении ее, предусмотренные настоящей главой, применяются к любому требованию к перевозчику в связи с утратой, повреждением или просрочкой в доставке груза, на который распространяется договор морской перевозки, независимо от того, возникло требование из договора или обязательств вследствие причинения вреда.
          2. В случае, когда требование, упомянутое в пункте 1 настоящей статьи, предъявлено к служащему или агенту перевозчика, такой служащий или агент имеет право воспользоваться правилами об ответственности и ограничении ее, на которые вправе ссылаться сам перевозчик, если докажет, что он действовал в пределах своих обязанностей.
          3. За исключением, предусмотренным статьей 170 настоящего Кодекса, суммы, которые могут быть взысканы с перевозчика, служащих и агентов перевозчика, не должны превышать в совокупности пределы ответственности, предусмотренные настоящей главой.

          Статья 170. Утрата перевозчиком права на ограничение ответственности

          1. Перевозчик не имеет права на ограничение ответственности, предусмотренное статьей 167 настоящего Кодекса, если доказано, что утрата, повреждение или просрочка в доставке груза явились результатом действия или бездействия самого перевозчика, совершенного умышленно или по грубой неосторожности.
          2. Служащий или агент перевозчика не имеет права на ограничение ответственности, предусмотренное статьей 167 настоящего Кодекса, если доказано, что утрата, повреждение или просрочка в доставке груза явились результатом действия или бездействия самого служащего или агента, совершенного умышленно или по грубой неосторожности.

          Статья 171. Ответственность фактического перевозчика

          1. В случаях, когда осуществление перевозки или части ее поручено перевозчиком фактическому перевозчику, даже если это допустимо по условиям договора морской перевозки груза, перевозчик тем не менее остается ответственным за всю перевозку в соответствии с правилами настоящей главы. В отношении перевозки, осуществленной фактическим перевозчиком, перевозчик несет ответственность за действие или бездействие фактического перевозчика и его служащих и агентов, действовавших в пределах своих служебных обязанностей.
          Фактический перевозчик означает любое лицо, которому перевозчиком поручено осуществление перевозки груза или части ее, и включает любое другое лицо, которому поручено такое осуществление перевозки.
          2. Правила настоящей главы об ответственности перевозчика применяются также к ответственности фактического перевозчика за осуществленную перевозку.
          Правила, предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 169 и пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса применяются также в случае предъявления требования к служащему или агенту фактического перевозчика.
          3. Любое соглашение, в соответствии с которым перевозчик принимает на себя обязательства, не предусмотренные настоящим разделом, или отказывается от прав, предоставляемых настоящим разделом, распространяется на фактического перевозчика только в том случае, если он выразил на это согласие в письменной форме. Независимо от наличия или отсутствия такого согласия фактического перевозчика, перевозчик тем не менее остается связанным обязательствами или отказом от прав, вытекающими из такого соглашения.
          4. В случаях, когда перевозчик и фактический перевозчик несут ответственность, их ответственность является солидарной.
          5. Суммы, которые могут быть взысканы с перевозчика и фактического перевозчика, не должны в совокупности превышать пределы ответственности, предусмотренные настоящей главой.
          6. Правила настоящей главы не затрагивают права регресса перевозчика и фактического перевозчика друг к другу.

          Статья 172. Сквозная перевозка

          В тех случаях, когда перевозчик выдает сквозной коносамент, в котором предусматривается, что часть перевозки должна осуществляться не перевозчиком, а другим лицом, в сквозном коносаменте может быть предусмотрено, что перевозчик не несет ответственности за утрату и повреждение груза, а также просрочку в его доставке, вызванные обстоятельствами, имевшими место в то время, когда груз находился в ведении этого лица в течение такой части перевозки. Обязанность доказывания того, что утрата, повреждение или просрочка в доставке груза были вызваны такими обстоятельствами, лежит на перевозчике.
          Лицо, осуществляющее часть перевозки, несет ответственность за утрату или повреждение груза, а также просрочку в его доставке, вызванные обстоятельствами, которые имели место во время нахождения груза в его ведении, в соответствии с правилами настоящей главы об ответственности перевозчика.

          Статья 173. Соглашение об устранении или уменьшении ответственности

          1. Если перевозка осуществляется на основании коносамента, любое условие в договоре перевозки об устранении ответственности перевозчика или уменьшении пределов его ответственности, предусмотренных правилами настоящей главы, является ничтожным.
          Положения настоящего пункта применяются также к коносаменту, выданному в соответствии с чартером, если такой коносамент регулирует отношения между перевозчиком и держателем коносамента, не являющимся фрахтователем.
          2. Без ущерба для положений пункта 1 настоящей статьи, перевозчик вправе заключать соглашения об устранении его ответственности или уменьшении пределов его ответственности, предусмотренных правилами настоящей главы:
          а) с момента принятия груза до его погрузки на судно и после выгрузки груза до его сдачи;
          б) если не выдается коносамент и согласованные условия перевозки груза включены в документ, которые не является товарораспорядительным и содержит отметку об этом.
          Настоящий подпункт применяется к перевозке определенных грузов, когда характер и состояние груза или обстоятельства, сроки и условия, при которых должна осуществляться перевозка, оправдывают заключение особого соглашения.

          Статья 174. Ответственность отправителя и фрахтователя

          Отправитель и фрахтователь обязаны возместить перевозчику убытки, причиненные по их вине или по вине лиц, за действия которых они отвечают, за исключением, прямо предусмотренным настоящим разделом.

     

    РАЗДЕЛ IX

    Оператор морского терминала

     

          Статья 175. Сфера применения

          1. Правила настоящего раздела применяются к услугам, предоставляемым оператором морского терминала в отношении груза, перевозимого по договору морской перевозки в заграничном сообщении.
          Перевозка груза в заграничном сообщении означает любую перевозку груза, при которой место отправления и место назначения находятся в морском порту Российской Федерации и иностранному порту, когда оператор принимает груз в свое ведение.
          2. Оператор морского терминала означает лицо, которое принимает в свое ведение груз, указанный в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, для предоставления услуг в отношении такого груза на используемой им территории. Оператором морского терминала не может быть лицо, являющееся перевозчиком согласно правилам, регулирующим отношения по перевозке груза.
          3. Для целей применения настоящего раздела услуги в отношении груза включают такие услуги, как погрузка, разгрузка, штивка, размещение, укладка, крепление, хранение и складирование.
          В случаях, когда груз находится в контейнере, на поддоне или другом подобном приспособлении для его транспортировки либо в упаковке, понятием груз охватывается также приспособление для его транспортировки или упаковка, если они не были предоставлены оператором морского терминала.

          Статья 176. Период ответственности оператора морского терминала

          Оператор морского терминала несет ответственность за груз с момента его принятия в свое ведение до момента выдачи его или предоставления в распоряжение лица, управомоченного на его получение.

          Статья 177. Выдача документа

          1. Оператор морского терминала может, а по просьбе получателя или отправителя груза обязан, по своему выбору:
          а) удостоверить получение им груза путем подписания документа об его идентификации, предоставленного получателем или отправителем;
          б) выдать подписанный им документ об идентификации груза, удостоверяющий получение им груза, а также его состояние и количество, если имелась разумная возможность проверить их.
          2. В случае, когда оператор морского терминала не действует в соответствии с подпунктом "а" или подпунктом "б" пункта 1 настоящей статьи, предполагается, что он получил груз в хорошем внешнем состоянии, если он не докажет иное. Такое предположение не применяется, когда услуги, оказанные оператором морского терминала, ограничиваются непосредственной передачей груза с одного вида транспорта на другой.

          Статья 178. Основания ответственности оператора морского терминала

          1. Оператор морского терминала несет ответственность за утрату или повреждение груза, а также просрочку в его выдаче в период его ответственности за груз (статья 176), если не докажет, что утрата, повреждение или просрочка произошли не по вине самого оператора, его служащих, агентов или других лиц, услугами которых он пользовался.
          2. В случаях, когда вина оператора морского терминала, его служащих, агентов или других лиц, услугами которых он пользовался, сочетается с другой причиной, вызвавшей утрату и повреждение груза, а также просрочку в его выдаче, - оператор несет ответственность в той мере, в какой утрата, повреждение или просрочка произошли по вине самого оператора, его служащих, агентов или других лиц, если докажет размер ущерба, причиненного не по вине его самого, его служащих, агентов или других лиц.
          3. Оператор морского терминала считается просрочившим выдачу груза, если он не выдал груз лицу, управомоченному на его получение, или не предоставил груз в его распоряжение в срок, определенный соглашением сторон, а при отсутствии соглашения - в течение разумного срока после получения просьбы такого лица о выдаче груза.
          4. Если груз не был выдан оператором морского терминала лицу, управомоченному на его получение, или не был предоставлен в его распоряжение в течение 30 дней после даты, прямо определенной соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения - в течение 30 дней после получения просьбы такого лица о выдаче груза, лицо, имеющее право на предъявление требования о возмещении ущерба в связи с утратой груза, может считать груз утраченным.

          Статья 179. Ограничение ответственности оператора морского терминала

          1. Оператор морского терминала несет ответственность за утрату или повреждение груза в размере его фактической стоимости, но не более 2.75 расчетных единиц за килограмм массы брутто утраченного или поврежденного груза.
          Если утрата или повреждение части груза влияет на стоимость другой части груза, то при определении размера ответственности должен приниматься во внимание общий вес утраченного или поврежденного груза и груза, на стоимость которого оказано влияние.
          2. Ответственность оператора морского терминала за просрочку в выдаче груза в соответствии со статьей 178 настоящего Кодекса ограничивается суммой в 2,5 раза превышающей плату, причитающуюся оператору в отношении груза, выдача которого просрочена, но не может быть выше платы, причитающейся за весь груз, частью которого он является.
          3. Общая сумма, подлежащая возмещению оператором морского терминала на основании пунктов 1 и 2 настоящей статьи, не может превышать предела, который был бы установлен в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи в случае полной утраты груза, в отношении которого возникла его ответственность.
          4. Оператор морского терминала может согласиться с пределами ответственности, превышающими те, которые предусмотрены пунктами 1,2 и 3 настоящей статьи.

          Статья 180. Требования к оператору морского терминала, не основанные на договоре

          1. Правила об ответственности оператора морского терминала и ограничении ее, установленные статьями 178 и 179 настоящего Кодекса, применяются к любому требованию к оператору по поводу утраты или повреждения груза, а также просрочки в его выдаче, независимо от того, возникло требование из договора или обязательств вследствие причинения вреда.
          2. Если такое требование предъявлено к служащему или агенту оператора морского терминала или другому лицу, услугами которого он пользовался, такой служащий, агент или лицо, если докажут, что они действовали в пределах своих служебных обязанностей, имеют право воспользоваться правилами об ответственности и ограничении ее, на которые вправе ссылаться сам оператор морского терминала.
          3. За исключением, предусмотренным статьей 181 настоящего Кодекса, суммы, которые могут быть взысканы с оператора морского терминала и любого его служащего, агента или лица, упомянутых в пункте 2 настоящей статьи, не должны превышать пределы ответственности, предусмотренные статьей 179 настоящего Кодекса.

          Статья 181. Утрата оператором морского терминала права на ограничение ответственности

          1. Оператор морского терминала не имеет права на ограничение ответственности, предусмотренное статьей 179 настоящего Кодекса, если доказано, что утрата или повреждение груза, а также просрочка в его выдаче произошли в результате действия или бездействия, совершенного умышленно или по грубой неосторожности самого оператора, его служащих или агентов.
          2. Несмотря на правила пункта 2 статьи 180 настоящего Кодекса, служащий или агент оператора морского терминала или другое лицо, услугами которого он пользовался, не имеют права на ограничение ответственности, предусмотренное статьей 179 настоящего Кодекса, если доказано, что утрата или повреждение груза, а также просрочка в его выдаче явились результатом действия или бездействия такого служащего, агента или лица, совершенного умышленно или по грубой неосторожности.

          Статья 182. Об условиях договора

          За исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 178 настоящего Кодекса, любое условие в договоре, заключенном оператором морского терминала, или в любом документе, подписанном или выданном им на основании статьи 177 настоящего Кодекса, является ничтожным в той мере, в какой оно противоречит правилам настоящего раздела.

          Статья 183. Специальные правила об опасном грузе

          Если груз, опасный по своей природе, сдан оператору морского терминала без маркировки, обозначения, упаковки или документов, необходимых при сдаче такого груза, и оператор в момент принятия груза в свое ведение не знал об опасном характере груза, он имеет право:
          а) принять все разумные меры, как того могут потребовать обстоятельства, в том числе, если груз представляет непосредственную опасность для людей и имущества, уничтожить или обезвредить его или распорядиться им правомерным образом без возмещения убытков, вызванных принятием таких мер;
          б) на возмещение расходов, понесенных в связи с принятием мер, указанных в подпункте "а", лицом, обязанным информировать его об опасном характере груза.

          Статья 184. Обеспечительные права в отношении груза

          1. Оператор морского терминала имеет право удерживать груз по требованиям, возникшим в связи с услугами, предоставленными им в отношении груза как в период его ответственности за груз, так и по истечении этого периода.
          2. Оператор морского терминала не имеет права удерживать груз, если предоставлена достаточная гарантия относительно суммы требования.
          3. Для удовлетворения своего требования оператор морского терминала имеет право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, продать полностью или частично груз, в отношении которого он использовал право удержания, предусмотренное настоящей статьей.
          Право продажи не применяется к контейнерам, поддонам или другим подобным приспособлениям для транспортировки или упаковки, которые принадлежат стороне, не являющейся перевозчиком или отправителем, и на которых четко обозначено наименование владельца, кроме случаев, когда требования оператора касаются стоимости ремонта или усовершенствования контейнеров, поддонов или других подобных приспособлений для транспортировки или упаковки.
          4. До осуществления своего права продажи груза оператор морского терминала должен предпринять разумные меры с тем, чтобы уведомить о намеченной продаже владельца груза, лицо, от которого он получил груз в свое ведение, и лицо, управомоченное принять от него груз. Вырученная от продажи груза сумма за вычетом сумм, причитающихся оператору, и разумных расходов, связанных с продажей, передается владельцу груза.

          Статья 185. Заявление об утрате, повреждении и просрочке в выдаче груза

          1. Если заявление об утрате или повреждении груза, указывающее на общий характер такой утраты или повреждения, не сделано оператору морского терминала в течение трех рабочих дней, следующих за днем выдачи груза лицу, управомоченному его получить, считается, что оператор выдал груз в соответствии с описанием, содержащимся в документе, выданном им согласно статье 177 настоящего Кодекса, или в хорошем состоянии, если такой документ не выдавался.
          2. Если утрата или повреждение груза не является очевидным, правила пункта 1 настоящей статьи применяются в случае, когда заявление не сделано оператору морского терминала в течение 15 календарных дней после дня, когда груз достиг конечного получателя, но не позднее 60 календарных дней после дня выдачи груза лицу, управомоченному его получить.
          3. Если оператор морского терминала участвовал в осмотре или проверке груза при его передаче лицу, управомоченному получить груз, делать заявления оператору об утрате или повреждении груза, установленном во время этого осмотра или проверки, не требуется.
          4. В случае фактической или предполагаемой утраты или повреждения груза оператор морского терминала, перевозчик или лицо, управомоченное получить груз, должны предоставлять друг другу все разумные возможности для проверки и счета груза.
          5. Ущерб, вызванный просрочкой в выдаче груза, не возмещается, если заявление оператору морского терминала не было сделано в течение 21 календарного дня после дня передачи груза лицу, управомоченному его получить.




    Продолжение темы Кодекс торгового мореплавания здесь по левой ссылке.







    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru