Три века назад в России появился военно-морской флот, именно военный, что не значит, что до этого не было судов и кораблей.
Военный флот – особый институт человеческого общества.
Это особый образ жизни, который потребовал новых слов для его обозначения. Флотом должно командовать, как и во всех европейских странах, главным званием на военном флоте в России стал
адмирал. Петр
ввел эту должность после посещения Голландии, которая за столетие до того была провинцией Испании. Испанцы слово
almirante взяли от арабов
amir al-bahr – повелитель, властелин моря, у мавров так
назывался главнокомандующий флотом. Не пробегайте глазами мимо арабского слова, оно известно русскому по частям: amir соответствует среднеазиатскому «эмир», а al-bahr входит название Бахрейн.
Первым актом, определяющий военно-морские звания был
Табель о рангах, подписанный Петром 24 января 1722 года. С незначительными изменениями эти звания просуществовали до 1917 года, в новом
виде вернулись в 1935 году. Табель от 1722 года возглавлял генерал-адмирал, главный адмирал, ниже ступенью – адмирал, затем вице-адмирал, где vice, vicem- вместо, подобно, то есть, заместитель. Еще
ниже ступенью – контр-адмирал, латинское contra- против, напротив. Объяснение находится в способе ведения линейного боя в эпоху парусного флота, на головном корабле находился адмирал настоящий, на
последнем в линии – контр, при смене галса их роли менялись.
За трехвековую историю в России были адмиралы всякие: отставные, опальные, паркетные, писучие (Пушкин о Шишкове), непобедимые (Ушаков), ученые (Макаров), верховные (Колчак), и наконец мы
попали в историю тем, что впервые в России выбрали-вывели новый подвид – губернатора.
До 1827 года существовало звание капитан-командир, которое присваивалось только командирам кораблей, позднее звание перешло в должность. Ниже следовали
капитаны 1,2,3 рангов, звания
соответствовали рангам кораблей, сегодня эта связь не всегда прослеживается. Первоначальная форма «командор» через голландский восходит к поздней латыни:
cum-mandare приказывать, поручать, вверять
работу, обязанности. В этом лежит объяснение двойному значению слова «команда» - и приказ, и коллектив, которому что-то поручено. Сегодня словом командор обозначается командир кораблей НАТО. Слово
ранг пришло из французского rang- место в ряду предметов, первоначально относилось к кораблям, обозначало категорию, класс, позднее значение расширилось и было перенесено на звания.
Звание капитан-лейтенант единственное, которое на протяжении 300 лет отличалось неустойчивостью. Ему соответствовали
капитан 3 ранга,
старший лейтенант. Liutenant стало воинским званием во
французском языке, от латинского locum tenens –наместник.
Звание мичмана с 1917 по 1972 годы отсутствовало, слово пришло из английского флота midshipman – это был вахтенный офицер, следящий за порядком на корабле, «стоящий в середине корабля».
В 1917 году было упразднено звание кондуктор, это был сверхсрочник, который готовил, обучал новобранцев, обязанности примерно соответствуют нынешнему мичману. Слово пришло через французский
из латыни: conductor - сопровождающий, ведущий. Баталер с эпохи Петра до 1917 года заведовал продовольствием, а потом и другим судовым снабжением, через голландский язык botterlir – виночерпий,
пришел из латыни: buticula - бутылка. Помощником баталера был
артельщик, он обеспечивал питанием артель, группу моряков одного подразделения. Это слово пришло из говора каспийских рыбаков и
обозначало кооператив, общество рыбаков.
На военном флоте не только кормили, но и наказывали. Следил за порядком и назначал наказание, как мичман на английском флоте
профост. Голландское profoost – палач от латинского praepositus –
наместник, начальник. Наказание приводил в исполнение
экзекутор - по латыни exsecutor– исполнитель. Во время реформ флота после Крымской войны эти должности были ликвидированы, но слова с
негативной окраской остались, стали ругательствами, а профост превратился в
прохвоста.
Когда и где возник институт юнг – установить затруднительно. Во всяком случае, в античную эпоху пираты-педофилы брали мальчиков с собой на корабли, об этом рассказал Апулей. Колумб сам
был юнгой и у него были юнги, а один из них «прославился» тем, что проспал смену ветра и течения, в результате «Санту Марию» вынесло на камни и она погибла. Главные причины, которые приводили
мальчиков на флот – это нужда и романтика. Многие знаменитые мореплаватели прошли эту ступень:
Колумб, Дрейк, Кук. А для отцов-командиров это была прислуга и смена. Только в русском, испанском и
португальском языках (grumete) существует для обозначения этой должности специальное, изолированное слово, во всех европейских используется слова со значением парень, мальчик, слуга: английское
boy,
французское garcon, итальянское
mozzo, немецкое
Junge. От последнего получилось русское слово.
"Кубрик" приносит свои извинения за то, что некоторые слова шрифтом могут быть отражены не совсем адекватно.