исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • форум
  • новости флота
  • новости сайта
  • кают-компания





  •  

    Толбухинский маяк

    Н.Товкач

     

     

    Старейший маяк Балтики

     

     

    Маяк Толбухин расположен в 2,8 мили к северо-западу от западной оконечности острова Котлин. Он был построен по указанию Петра 1, в котором сказано: «Сделать колм (маяк) каменный с фонарем на косе Котлинской». Эскизный чертеж маяка был составлен Петром I еще в 1715 году. На этом чертеже находятся собственноручные царские надписи, означающие главные размеры башни, а внизу его же рукой написано: «Протчее дается на волю архитекту». В декабре 1718 года вице-адмирал Крюйс направил распоряжение капитану Лейну на остров Котлин о строительстве маяка.

    После сделанных расчетов было установлено, что сооружение каменного маяка требует больших затрат и что капитан Лейн не в состоянии имеющимися силами построить его в короткий срок. Об этом было доложено Петру I. Он распорядился срочно построить деревянный маяк, оставив в силе свой указ о строительстве каменного.

    Деревянную башню построили 17 августа 1719 года. Эту дату и следует считать учреждением маяка Толбухин. На башне его было установлено фонарное сооружение, в котором зажигались восковые свечи, а с 1723 года — масляные лампады.

    Из-за отсутствия средств каменная башня при Петре I так и не была сооружена. А деревянная башня, несколько раз перестраивавшаяся, просуществовала до 1810 года.

    С момента учреждения маяка вплоть до 1736 года назывался он Котлинским. Затем во всей переписке о нем упоминается название маяк Толбухин. Это имя присвоено ему в честь полковника Федота Семеновича Толбухина, командовавшего отрядом, который в 1705 году разбил шведский десант, высадившийся на Котлинскую косу. Впоследствии Ф. С. Толбухин был начальником гарнизона острова Котлин.

    Попытка построить каменную башню вновь была предпринята в 1736 году. Руководить строительством Адмиралтейская коллегия поручила генерал-майору Люберасу, возглавлявшему сооружение доков и каналов в Кронштадте. Но оборудовать каменный маяк не удалось. И в следующем году построили новую деревянную башню, на верху ее установили железную конфору с решетками, в которой начали жечь дрова и уголь. На маяке ежегодно стали сжигать более ста кубических сажень березовых дров и более трех тысяч пудов каменного угля.

    В 1810 году по проекту знаменитого архитектора, создателя здания Адмиралтейства в Петербурге А. Д. Захарова построили каменную башню маяка круглой формы, заканчивающуюся наверху фонарным сооружением, где размещалось 24 рефлектора. В фокусе каждого из них устанавливалась масляная лампа. Кроме башни, тогда же были сооружены караульный дом и баня. Строительством маяка руководил архитектор Бирсон. Контроль за работами осуществлял директор балтийских маяков Л. В. Спафарьев.

    В 1821 году на маяке был установлен новый изобретенный Л. В. Спафарьевым аппарат, который давал цветопеременный огонь и увеличивал его дальность видимости. В установке аппарата принимал участие известный декабрист Н. А Бестужев, исполнявший тогда должность помощника директора балтийских маяков По роду своей службы он часто приезжал сюда. В своем рассказе «Толбухинский маяк», который был напечатан в 1822 году в журнале «Благонамеренный», он дает подробное описание маяка, условий жизни и труда маячных служащих. После поражения восстания 14 декабря 1825 года Бестужев бежал на Толбухин маяк, откуда он предполагал уйти в Швецию. Недалеко от маяка он был схвачен жандармами.

     

    Толбухинский маяк

     

    В 1833 году маяк был реконструирован: над караульным домом построен второй этаж, дом соединен галереей с башней маяка. Это значительно улучшило обслуживание маяка в штормовую погоду и придало ему современный и законченный вид.

    С появлением диоптрических и катодиоптрических маячных аппаратов стали заменять старые отражательные аппараты на новые, более современные. На маяке Толбухин в 1868 году также был поставлен диоптрический аппарат с масляной лампой посредине. Масляные лампы изготавливались в мастерских дирекции балтийских маяков и по тому времени являлись технической новинкой. После замены аппарата дальность видимости огня маяка Толбухин значительно увеличилась.

    Башня маяка с двухэтажным жилым домом за 160 лет своего существования внешне почти не изменились.

    В 1969 году закончились работы по укреплению берега: по всему периметру островка выложены железобетонные плиты.

    На маяке установлена автоматическая ветровая электрическая станция, обеспечивающая электроэнергией бесперебойную работу светооптического аппарата.

    Маяк Толбухин продолжает нести службу обеспечения безопасности мореплавания в сложном в навигационном отношении районе Финского залива, на подходах к Кронштадту и Ленинградскому порту.

    Rambler's Top100






    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru