фл.семафором сигнал
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • словарик
  • мороружие
  • кают-компания





  • Изучение флагов Военно-морского свода сигналов




    флаг покой




     

    Морской словарь

    Покой



    ПА   |   ПЕ   |   ПИ - ПЛ  |   ПН - ПО    ПР   |   ПС - ПЯ






     

    ПЕДАЛЬ  ножной рычаг управления рулем поворота на самолете. Педалей имеется две — правая и левая, соответственно для поворота самолетов вправо и влево. П. орудия  П. под ногой у наводчика, нажатием на П. вызывается выстрел.

    ПЕДЛЬ (Paddle) — весло или движитель, применяемый на каноэ (Canoe). Имеет лопасть на одном или двух концах.

    ПЕК, ВАР (Pitch) — смолообразный продукт, остающийся при сухой перегонке дерева после отгонки из смолы остатков скипидара. Употребляется в качестве водонепроницаемой заливки в деревянном судостроении.

    ПЕЛЕНГ (Bearing) — направление на какой-либо предмет от наблюдателя.

    ПЕЛЕНГ ИСТИННЫЙ предмета (True bearing) — угол между плоскостью истинного меридиана и воображаемой вертикальной плоскостью, проходящей через данный предмет и место наблюдателя.

    ПЕЛЕНГ КОМПАСНЫЙ предмета (Compass bearing) — угол между плоскостью вертикальной плоскостью, проходящей через компасного меридиана и воображаемой данный предмет и место наблюдателя.

    ПЕЛЕНГ МАГНИТНЫЙ предмета (Magnetic bearing) — угол между плоскостью магнитного меридиана и воображаемой вертикальной плоскостью, проходящей через данный предмет и место наблюдателя.

    ПЕЛЕНГ СТРОЯ — угол между истинным меридианом и линией строя, считаемый кораблем-уравнителем от 0° до 360° по часовой стрелке. Смотрите Совместное маневрирование кораблей.

    ПЕЛЕНГАТОР (Direction finder) — особый визир, помещаемый на крышке котелка компаса и служащий для определения компасных направлений (компасных пеленгов) на различные видимые с судна предметы. П. 8-дм компаса образца Гидрографического управления состоит из двух взаимно перпендикулярных медных линеек с вырезами и привернутой в центре пересечения чашкой П. На двух противоположных концах одной из линеек укреплены предметная мишень и глазная мишень. На концах другой перпендикулярной линейки имеется приспособление, предохраняющее П. от падения с компаса при качке или при случайном ударе. П. на компасах других образцов представляют собой разновидности описанного, отличающиеся теми или иными конструктивными особенностями.

    ПЕЛЕНГАТОР БОРТОВОЙ  прибор для определения траверзного расстояния корабля при прохождении мимо какого-нибудь берегового предмета. Из существующих различных образцов этого несложного прибора, имеющих в общем почти одинаковое устройство, в последнее время наибольшей известностью в нашем торговом флоте пользуется бортовой пеленгатор системы Ф. Т. Мирошниченко.

    ПЕЛЕНГОВАТЬ, БРАТЬ ПЕЛЕНГ  замечать по компасу направление на какой-либо предмет.

    ПЕЛОРУС (Pelorus) — высокий нактоуз для подвешивания в нем на кардановых кольцах указателя гироскопического компаса, с которого производят пеленгование. Устанавливается только на надводных судах.

    ПЕМЗА (Pumice-stone) — очень пористая (губчато-ноздреватая) изверженная горная порода, образовавшаяся из застывшей лавы, насыщенной парами и газами. Применяется для шлифования (пемзования камня, металла, дерева и пр.).

    ПЕНАЛ — 1. Металлический футляр цилиндрической формы с глубокой крышкой, служащий для хранения зарядов. 2. Медный футляр для помещения стеклянной глубомерной трубки в лотах.

    ПЕНКЕШЕЛЬ, ТЕРКЕШЕЛЬ  смоловарный котел.

    ПЕНН  см. Вал упорный.

    ПЕННА (галерн.) — задняя верхняя часть рея.

    ПЕНОГОНЫ — см. Огнетушитель.

    ПЕНТАКВИНТАН — квинтан, радиус которого равен 150 мм, с лимбом, разделенным через 1°, и микрометром, разбитым через 1' дуги. Позади малого зеркала на высокой стойке у него укреплена пентапризма, благодаря которой П. можно измерять углы между предметами, достигающие почти 180°. Служит специально для гидрографических работ.

    ПЕНТЕР (стар.) — тали, служащие для поднимания лап якоря на пентер-балке.

    ПЕНТЕР-БАЛКА, ПЕТЕР-БАЛКА (Davit) (стар.) — так называлась в старину фиш-балка.

    ПЕНТЕР-БЛОК (стар.) — блок с гаком, закладывающийся за якорь для подъема последнего.

    ПЕНТЕР-ГАК — гак особого вида, ввязываемый в строп нижнего блока фиш-талей. Он закладывается за лапу якоря при подъеме последнего на рустов. П.-Г. бывают однорогие и двурогие.

    ПЕНТОД (Pentode) — пятиэлектродная электронная лампа, имеющая катод, анод и три сетки.

    ПЕНЬ ( сев .) — мачта .

    ПЕНЬКА КОНОПЛЯНАЯ (Hemp) — волокна, добываемые из луба конопли. Пенька идет на производство тросов, а также для конопатки пазов брусьев, досок и бревен.

    ПЕНЬКА МАНИЛЬСКАЯ — см. Абака.

    ПЕНЬКА НОВОЗЕЛАНДСКАЯ — пенька, добываемая из листьев льнообразной лилии; идет на изготовление пеньковых тросов.

    ПЕНЬКА ОСТ-ИНДСКАЯ — см. Сунн.

    ПЕНЬКОВЫЙ СТРОП (Selvage strop) — строп из пенькового троса.

    ПЕПА (галерн.) — так назывался верхний нок рея на галерах.

    ПЕРВИЧНАЯ ОБМОТКА (Primary winding) — во многих электрических машинах и аппаратах размещают по нескольку обмоток, связанных между собой общим магнитным потоком. Если к одной из обмоток подводят переменный электрический ток, то в других обмотках возникает переменная электродвижущая сила той же частоты, но другой величины. П. О. называется в этом случае та из обмоток, к которой подводится электрическая энергия. Так, напр., П. О. является обмотка трансформатора индукционной катушки, к которой подводится электрическая энергия, подлежащая преобразованию.

    ПЕРВЫЙ ВЕРТИКАЛ  вертикал, проходящий через точки О и W. Иначе его еще называют остовым и вестовым вертикалом. П. В. разделяет сферу небесную на две половины; северную, в которой лежит точка N, и южную, в которой находится точка S.

    ПЕРЕБОР  1. Мелководье, банка при устье реки, а иногда внутри залива или губы (арх.). 2. Шивера, сарма, перекат каменистый, мелкое место поперек всей реки, на котором иногда видны камни (бел.). 8. См. Перекат.

    ПЕРЕБОРКА (Bulkhead) — всякая вертикальная перегородка из отдельных листов, разделяющая помещения внутри судна или ограничивающая их на верхней палубе. П. бывают продольные (Longitudinal or fore and aft bulkheads) и поперечные (Athwart bulkheads, transversal bulkheads).

    ПЕРЕБОРКА ДИАМЕТРАЛЬНАЯ  ставится для разделения механизмов правого и левого борта. В современном судостроении употребляется в виде исключения только для машинных отделений, причем на случай затопления отделений одного борта устраивается автоматическое перепускание воды по трубам в бортовые отсеки другого борта.

    ПЕРЕБОРКА КОРМОВАЯ  главная поперечная переборка в кормовой части судна, имеющая назначением ограничить доступ воды внутрь судна при повреждении кормовой оконечности.

    ПЕРЕБОРКА ТАРАННАЯ (Collision bulkhead) — главная поперечная переборка в носовой части судна, имеющая назначением ограничить доступ воды внутрь судна при повреждении носовой оконечности.

    ПЕРЕБОРКИ ВОДОНЕПРОНИЦАЕМЫЕ (Watertight bulkheads) — переборки, служащие для изолирования отделения, затопленного при пробоине, от смежных с ним.

    ПЕРЕБОРКИ ВОДОПРОНИЦАЕМЫЕ  перегородки между различными судовыми помещениями. В обеспечении непотопляемости судна никакой роли не играют. В настоящее время водопроницаемые переборки называют обычно перегородками.

    ПЕРЕБОРКИ КОТЕЛЬНЫЕ  поперечные водонепроницаемые переборки, ограничивающие котельные отделения.

    ПЕРЕБОРКИ МАШИННЫЕ  поперечные водонепроницаемые переборки, ограничивающие машинные отделения.

    ПЕРЕБОРКИ ПОПЕРЕЧНЫЕ ГЛАВНЫЕ (Athwat bulkheads, transversal bulkheads) — водонепроницаемые переборки, идущие от борта до борта и разделяющие судно на ряд автономных отсеков. Переборки эти по высоте распространяются до средней палубы, в исключительных случаях — до нижней, а в оконечностях судна — до верхней палубы. На малых военных судах главные поперечные переборки доводятся до верхней палубы. Назначение их — изоляция поврежденных отсеков от соседних и недопущение распространения воды по судну. Распределение главных поперечных переборок в отношении их числа и расположения зависит от величины и назначения судна.

    ПЕРЕБОРКИ ПРОДОЛЬНЫЕ ГЛАВНЫЕ (Longitudinal or fore and aft bulkheads) — переборки, устанавливаемые на больших судах, по одной с каждого борта. Такие переборки обычно располагаются на расстоянии 4—5 и более м от борта и простираются не менее как на 3/4 длины судна. По высоте они идут от второго дна до нижней палубы, а иногда до средней. Служат для защиты жизненных частей судна от действия подводных взрывов.

    ПЕРЕБОРКИ УГОЛЬНЫХ ЯМ — продольные переборки, идущие параллельно диаметральной плоскости на протяжении котельных отделений; между ними и главной продольной переборкой находятся угольные ямы.

    ПЕРЕБРАСОПИТЬ РЕИ (То counter-brace) — обрасопить их с одного галса на другой. Так, если реи были обрасоплены на правый галс и их нужно обрасопить на левый галс, то отдают приказание перебрасопить рей на левый галс.

    ПЕРЕБРАСЫВАНИЕ ПАРУСА действием ветра (Gybing of a sail) — случается с косым парусом, когда судно, идя на фордевинд, рыскнет сильно в сторону.

    ПЕРЕВАЛ (речн.) — часть русла, где летний фарватер переходит от одного берега к другому; он может быть крутым, длинным, коротким, кривым, прямым, глубоким и мелким; в последнем случае он затрудняет судоходство и уже называется перекатом.

    ПЕРЕВАЛ, ПЕРЕВАЛЬЕ (арх.) — крутой поворот, изменение направления морского течения.

    ПЕРЕВАЛЬНЫЕ СТОЛБЫ — обстановочные знаки на реке; представляют собой высокие столбы с шестигранными фонарями наверху. П. С, устанавливаемые на правом берегу, окрашиваются красными и белыми полосами; доски на этих столбах окрашиваются в красный цвет; средние стекла в фонаре тоже красные. П. С. на левом берегу окрашиваются полосами зеленого и белого цвета; доски и все стекла — белые. Назначение П. С. — обслуживать перевалы. Поставленный П. С. обозначает, что, идя на него, будешь держаться наиболее глубокого и безопасного хода (речного фарватера). Обыкновенно П. С. ставятся одновременно на обоих берегах. П. С. часто называют вехой.

    ПЕРЕВЕЙ-ТОПЕНАНТ, ПРЕВЕНТЕР-ТОПЕНАНТ — добавочный топенант, заводящийся в помощь штатному топенанту при подъеме больших тяжестей на рее. Один из его концов имеет гак и закладывается сам за себя вокруг эзельгофта, между мачтой и стеньгой, а другой — оканчивается очком с коушем, в который закладываются нок-тали. Выше очка по П.-Т. ходит коуга от стропа, который закладывается на ноке рея.

    ПЕРЕВОДИТЬ, ПЕРЕВЕСТИ — перемещать; выводя из одного места (положения), руль — переложить руль с одной стороны на другую, оставлять в другом. Переводить с правой на левую или обратно.

    ПЕРЕВОД РАСХОДОВ НА ПОЛУЧАТЕЛЯ (Charges forward) — термин в счетах, употребляемый, когда расходы по перевалке и перевозке груза идут за счет покупателя и оплачиваются при получении груза.

    ПЕРЕВОД РУМБОВ  перевод истинных направлений в компасные.

    ПЕРЕВОДНЫЙ ВЕКСЕЛЬ (Bill of exchange) — безусловный приказ в письменной форме, направленный одним лицом другому, с требованием учинить платеж ему или иному лицу в обусловленный срок. П. В. являются одним из общепринятых средств для учинения расчетов по отправленным за границу товарам. Векселя бывают на разные сроки платежа: "After sight" — по предъявлении; "....days after date" — через столько-то дней от сего числа; "....days after sight" — через столько-то дней по предъявлении и "at usance" — через обычное время, т. е. вексель находится в обращении в течение обычного для данного места срока.

    ПЕРЕВОЛЖЬЕ (волж.) — так на Волге называется то место, где от нее отделяется проток или рукав (не судоходный).

    ПЕРЕВОРОТ ЧЕРЕЗ КРЫЛО, РЕТУРНЕМАН одна из фигур высшего пилотажа. Самолет начинает вращаться вокруг своей продольной оси, сохраняя горизонтальное направление. Перейдя в положение полета на спине, самолет переходит в пикирование, откуда выводится в нормальный горизонтальный полет, но в направлении, противоположном первоначальному.

    ПЕРЕВЯЗОЧНЫЙ ПУНКТ (Ambulance, sick berth) — помещение на корабле, оборудованное и приспособленное для оказания медицинской помощи пострадавшему в бою личному составу корабля. По новой терминологии перевязочный пункт называется постом медицинской помощи.

    ПЕРЕГИБ КОРПУСА СУДНА (Camber of a ship) — изгиб, при котором середина корпуса выгибается вверх, а оконечности опускаются.

    ПЕРЕГОВОРНЫЕ ТРУБЫ (Speaking tubes) — служат на судах флота одним из средств связи. П. Т. делаются из латуни или красной меди и проводятся по кораблю в защищенных местах, оканчиваясь в пунктах, которые они соединяют, амбушюрами (раструбами) конической или параболической формы для передачи и восприятия звуков. Конец труб обыкновенно затыкается пробками со свистком, служащим для вызова. Общепринятый диаметр П. Т. 38—51 мм (11/2 и 2 дм.); на больших расстояниях рекомендуется проводить трубы большего диаметра, в 76 (3 дм.) и даже 102 мм (4 дм). При проводке П. Т. по кораблю избегают крутых изгибов, а также прикасаний к резонирующим предметам, вибрирующим или шумящим механизмам во избежание ослабления передаваемого звука. В тех случаях, когда П. Т. предназначается для передачи распоряжений только в одну сторону, а для получения ответов проводится параллельно другая труба, употребляется особый прибор с мундштуком, соединенным с одной из переговорных труб и с наушниками, присоединенными к другой трубе. Подобные же приборы (светоскопы) применяются часто и при ординарных П. Т., так как они легче улавливают передаваемые звуки и уменьшают возможность попадания в трубу постороннего шума .

    ПЕРЕГРЕВ (арх.) — 30-верстное плавание под веслами.

    ПЕРЕГРЕТЫЙ ПАР (Superheated steam) — пар, который получается посредством подогрева насыщенного пара в пароперегревателе. Для паровых машин и турбин применяется почти исключительно перегретый пар, т. к. перегрев пара значительно повышает экономичность паросиловой установки. Обычно применяемые температуры перегретого пара составляют для паровых машин 400—450°. В самое последнее время в новых установках начинают применять перегрев пара до 500°. При работе с паром высокого давления (свыше 80 атм.) применяют вторичный перегрев, заключающийся в том, что недоработавший еще в машинах пар, но уже ставший влажным, отводят во второй специально для этого установленный в котельном агрегате пароперегреватель, заново перегревают (в новых установках до 400°) и опять направляют для дальнейшей работы в паровой турбине.

    ПЕРЕГРУЖАТЕЛЬ ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ  см. Пневматические перегружатели зерна.

    ПЕРЕГРУЖЕННОЕ СУДНО (Overloaded vessel, heavily laden vessel) — судно, имеющее осадку свыше грузовой марки.

    ПЕРЕГРУЗКА  1. Перемещение груза из судна в склад и обратно, из судна в судно, из судна в вагон или обратно. П. встречается и в складских операциях. 2. Увеличение построечного веса судна выше запроектированного.

    ПЕРЕДАВАТЬ, ПЕРЕДАТЬ  передавать что-либо от одного лица к другому. П. командование, конец, приказание, радиограмму, семафор, сигнал и т. п.

    ПЕРЕДАТОЧНОЕ ЧИСЛО  передаточное отношение — отношение числа оборотов ведомого вала к числу оборотов ведущего вала.

    ПЕРЕДАТЧИК (Transmitter) — см. Радиопередатчик.

    ПЕРЕДАЧА (Transmission) — устройство для передачи механической энергии из одного места в другое. Обычно П. применяется как сокращенное название ременной, зубчатой, фрикционной, гидравлической, цепной и др. передач.

    ПЕРЕДНИЙ МАТЕЛОТ (Ship next ahead) — см. Мателот.

    ПЕРЕДНЯЯ ШКАТОРИНА (Fore leech luff) — см. Шкаторина.

    ПЕРЕЙМА — 1. Перешеек между двумя озерами (арх.). 2. Закол, запор речной (арх.)

    ПЕРЕКАЛЬ (арх.) — промежуток, промежек. Перешеек между двумя озерами.

    ПЕРЕКАТ  1. Часть русла реки с подводными отмелями, фарватер которых вследствие мелководья затрудняет судоходство. См. также Русло реки. Перекат (волж.). Мелководный участок русла реки, плавание на котором представляет затруднения для судов (волж). 2. Ветер, попутно дующий судну от места до места (касп.). П. на некоторых реках носят название переборок (Сев. Двина, Сухона и др.).

    ПЕРЕКАТАТЬ ЮФЕРСЫ  перевести юферсы выше по вантине.

    ПЕРЕКАТНЫЙ ЛОВ (астр.) — в межень лета, когда вода идет на убыль.

    ПЕРЕКАЧЕЧНАЯ МАШИНКА  небольшое вспомогательное судно, снабженное насосом (камероном) для перекачивания нефтепродуктов.

    ПЕРЕКИНУТЬ ПАРУС  см. Паруса.

    ПЕРЕКЛАДЫВАТЬ, ПЕРЕЛОЖИТЬ - Переложить руль — положить руль влево, если он был положен справа, или наоборот. П. якорь — выбрать якорь и затем вновь его отдать, но в другой точке.

    ПЕРЕКЛИЧКА (Tatoo, roll call) — термин, замененный теперь термином вечерняя поверка.

    ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ (Switchgear) — выключатель, который, кроме включения и выключения тока, может также менять и его направление.

    ПЕРЕЛЕТ  наименование знака падения снарядов при стрельбе. Перелетное падение снарядов, или П., означает, что снаряды упали за целью (если смотреть со стороны стреляющего корабля), перелетев ее.

    ПЕРЕМАЙДАНКА (касп.) — закаболка на гаке. Говорится: положить перемайданку — значит закаболить.

    ПЕРЕМЕНА ДИФФЕРЕНТА  см. Изменение дифферента.

    ПЕРЕМЕННЫЕ ЗВЕЗДЫ  звезды, яркость которых подвержена периодическим изменениям. Изменение яркости некоторых П. З. объясняется тем, что звезда в действительности является двойной звездой, причем менее яркая, обращаясь вокруг более яркой, затмевает ее для земного наблюдателя на известный срок в течение каждого оборота. Другие причины изменения яркости переменных звезд установить пока не удалось.

    ПЕРЕМЕННЫЙ КОНДЕНСАТОР (Variable condenser) — конденсатор, емкость которого может изменяться в известных пределах; для этого изменяют или расстояние между обкладками, или чаще рабочую поверхность обкладок.

    ПЕРЕМЕННЫЙ ОГОНЬ  см. Маячные огни.

    ПЕРЕМЕННЫЙ ТОК  см. Ток переменный.

    ПЕРЕМЕНЯТЬ, ПЕРЕМЕНИТЬ  сменить, обменить одну вещь на другую, заменить одно другим. Переменить курс (То alter the course) — изменить направление движения корабля. Переменить марса-рей (То shift a topsail yard) — заменить марса-рей другим, запасным. Переменить паруса (То shift a sail) — заменить одни паруса другими.

    ПЕРЕМЕТ (сев.) — небольшой ярус.

    ПЕРЕМЫЧКА (волж.) — 1. Пространство между колодцами, вырубаемыми при выморозках судов. П. оставляются между колодцами не более одного аршина, для того чтобы в случае появления воды в одном из колодцев она не могла проникнуть в соседние и залить их. 2. Водонепроницаемое ограждение (из шпунтовых свайных рядов глины, ряжей), устраиваемое для возведения гидротехнического сооружения на местности, покрытой водой, с последующей откачкой воды; иногда для ремонта подводных частей сооружений.

    ПЕРЕМЫЧКА ПОВЫШЕННОГО ДАВЛЕНИЯ (Ridge) — частный случай седла, противоположный коридору пониженного давления, а именно седло, сильно вытянутое между двумя достаточно обширными антициклонами и большей частью узкое. По характеру погоды П. приближаются к барическому клину, а широкие — к отрогам.

    ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЕ  увеличение напряжения по линиям передач в электрических сетях до величины, могущей повредить изоляцию.

    ПЕРЕНОС (вост. ок.) — низменный перешеек.

    ПЕРЕНОСНЫЙ БАКШТАГ  передний из бакштагов на каждой стороне.

    ПЕРЕПАД  разница уровней воды в местах ниже и выше ее падения (порога, водопада).

    ПЕРЕПАД ТЕПЛА (тепловой напор) — разность содержаний тепла в 1 кг пара перед началом процесса и после его окончания. П. Т. выражается в калориях и определяется из тепловых таблиц или диаграмм по следующим параметрам пара: давлению р и температуре t или его сухости х.

    ПЕРЕПЛЕТ (арх.) — плетень из хвороста, от берега в глубь реки, для постановки выше переплета гарвы, мережки для лова семги.

    ПЕРЕПРАВКА СУДОВАЯ  см. Судовые переправы.

    ПЕРЕРЫВ (Interruption) — в условиях работы в доках перерывом в работе называется установление дополнительной операции над грузом в добавление к производящимся основным работам, как, напр., взвешивание при выгрузке, что замедляет ход выгрузочных работ. За такие П. взимается добавочная плата.

    ПЕРЕСЕЧЬ ДЕМАРКАЦИОННУЮ ЛИНИЮ  см. Демаркационная линия.

    ПЕРЕСЕЧЬ КУРС  пройти под носом судна, пересекая направление его движения.

    ПЕРЕСЕЧЬ ЭКВАТОР  перейти на судне из Северного полушария в Южное или обратно.

    ПЕРЕСКОЧИТЬ БАНКУ, КАМЕНЬ и пр.  коснуться днищем судна банки, камня и пр., не задержавшись на них.

    ПЕРЕСТРАХОВАНИЕ (Re-insurance) — перестраховка принятых одним страховщиком рисков у другого страховщика. К П. страховщики прибегают в случаях, когда ими превышен обычный их лимит по страхованию одного риска. Такими П. не задеваются интересы страхователя, и первоначальный страховщик остается ответственным перед ним в полной мере.

    ПЕРЕСТРОЕНИЕ  маневр, производимый кораблями для изменения строя, ордера или порядка движения.

    ПЕРЕСЫПЬ (черн.) — узкая, сухая гряда, отделяющая заливы (лиманы) от моря; песчаная П. образуется в заливах прибоем волны.

    ПЕРЕТИШЬ, ПЕРЕТИШЬЕ (сев.) — кратковременное отсутствие ветра или течения.

    ПЕРЕХОД (Passage) — плавание от одного пункта до другого.

    ПЕРЕЧНИ  соединения концов (торцов) досок и брусьев днищевой и бортовой обшивки, а также палубы деревянных судов. Они также называются стыками.

    ПЕРЕШЕЙКИ (Isthmus, neck of land) — узкие полосы суши, соединяющие более крупные части последней, вплоть до целых материков. Разделяя моря и даже океаны, П. являются препятствием для мореплавания.

    ПЕРИАГВЫ  двойные или ординарные челноки, встречающиеся на островах Тихого океана.

    ПЕРИГЕЙ (Perigee, perigeum) — ближайшая в Земле точка лунной орбиты, противоположная апогею.

    ПЕРИГЕЛИЙ (Perihelium, perihelion) — см. Апсиды.

    ПЕРИКОНОВЫЙ ДЕТЕКТОР (Perikon detector) — кристаллический детектор с кристаллами цинкита и халькопирита.

    ПЕРИОД ВОЛНЫ  промежуток времени, в течение которого волна пробегает путь, равный своей длине, или, иначе говоря, промежуток времени между прохождением вершин двух последовательных гребней через одну и ту же точку пространства.

    ПЕРИОД КАЧКИ КОРАБЛЯ  время его полного размаха из одного крайнего положения в другое и обратно. Период качки для линейных кораблей и крейсеров составляет 15—18 сек., для легких крейсеров 10—12 сек., для миноносцев 4—8 сек.

    ПЕРИОД СВОБОДНЫХ КАЧАНИЙ КОРАБЛЯ НА ТИХОЙ ВОДЕ   продолжительность полного размаха.

    ПЕРИСКОП — оптический прибор, позволяющий наблюдать за горизонтом моря и воздухом с подводной лодки, идущей под водой на некоторой небольшой глубине (около 5 м).

    ПЕРКАЛЬ (Cambric muslin) — специальная ткань, применяемая для обтяжки крыльев и хвостового оперения самолетов деревянной и смешанной конструкции.

    ПЕРЛИНЬ (Hawser) — так называют трос кабельной работы, толщиной от 4 до 6 дюймов (от 102 до 152 мм).

    ПЕРО — см. Битенг.

    ПЕРО РУЛЯ (Afterpiece of the rudder) — действующая часть руля, сконструированная в виде литой рамы, пространство между ребрами которой с обеих сторон прикрывается стальными листами на потайных заклепках или шурупах.

    ПЕРСПЕКТИВНАЯ АЭРОФОТОСЪЕМКА  аэрофотосъемка, производимая под углом к горизонтали 30—40°; позволяет выяснить некоторые детали неприятельских сооружений, не захватываемых плановой съемкой, и рельеф местности.

    ПЕРТУЛИНЬ, ПЕРТУЛЕНЬ, ПОРТУЛЕНЬ (Anchor-stopper at the cathead) — цепочка, удерживающая якорь за скобу, когда последний убран и лежит на якорной подушке.

    ПЕРТЫ (Foot horse, foot horse-ropes) — тросовые подвески под реями, на которых стоят люди при креплении парусов.

    ПЕРУАНСКОЕ или ГУМБОЛЬДТОВО ТЕЧЕНИЕ  течение Тихого океана, особенно резко выделяющееся низкой температурой своей воды. П. Т. идет от 50° ю. ш. на север вдоль берегов Чили и Перу до 5° ю. ш., т. е. до крайнего выступа берега Южной Америки к западу, после чего течение, уклоняясь влево, отходит от Америки. Далее П. Т. омывает архипелаг Галапагосских островов, и его холодные струи замечаются в начале Южного Экваториального течения далеко на запад от этих островов. Скорость П. Т. невелика, около 12—15 мор. миль в сутки.

    ПЕСОК (Sand) — осадочная, обломочная, зернистая, несцементированная горная порода, образовавшаяся главным образом вследствие разрушения горных пород, преимущественно содержащих кварц. Различают П.: горные, овражные, речные, морские, дюнные и др.

    ПЕСОК (речн.) — низкий, отлогий берег в виде пляжа, лежащий против яра; очертание его выпуклое; вообще же все наносы в русле реки, не покрытые растительностью, носят название песков.

    ПЕСОЧНАЯ БУМАГА — см. Шкурка.

    ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ (Watch glass, sand-glass) — см. Склянка. Послушать корабельные склянки можно в Морском интернет-клубе "Кубрик".

    ПЕСЧАНАЯ КОСА (речн.) — невысокий песчаный берег, выдающийся узким длинным клином в русло реки.

    ПЕСЧАНКА (арх.) — небольшая мелеющая от наносных песков речка.

    ПЕТЛИ РУЛЕВЫЕ (Gudgeons) — специально сделанные выступы с отверстиями на ахтерштевне судна, на которые подвешивается посредством болтов или штыров руль.

    ПЕТТ  см. Спусковые устройства.

    ПЕХОТА МОРСКАЯ (Marines) — особый вид войск, специально предназначенный и приспособленный для нужд морской войны. Имеется во флотах Англии, США и Японии. В ряде других стран (напр. Франция) П. М. обычно составляет гарнизоны береговой обороны и колоний; в отличие от английской и американской П. М. она не входит в состав экипажей кораблей военного флота. Морская пехота имеется и в составе ВМФ России.

    ПЕЧИНА (речн.) — твердая глина, не подвергающаяся размыву и входящая углом в русло.







    Рейтинг@Mail.ru