• главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • словарик
  • мороружие
  • кают-компания




  • История военно-морского искусства


     

    Действия флотов на Балтике




     

     

     

     

     

    ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА БАЛТИЙСКОМ МОРЕ




     

     

     

    Черноморский театр являлся главным театром военных действий в войну 1853—1856 гг., однако в обширных агрессивных планах западноевропейской буржуазии важное место занимали северо-западные и дальневосточные районы России. Правящие круги Англии и Франции, мечтавшие о создании общеевропейской антирусской коалиции, рассчитывали использовать в своих целях не только Турцию, но и Швецию, Данию и Пруссию. Для реализации этих планов Англия и Франция с весны 1854 г. направили значительные силы в Балтийское, Белое и Охотское моря с тем, чтобы начать активные боевые действия в этих районах и подтолкнуть этим самым своих вероятных союзников на вступление в войну против России. Действия англо-французского флота на второстепенных театрах отнюдь не являлись демонстрацией, а должны были повлечь серьезные военно-политические последствия.

     

    К началу военных действий на Балтике летом 1854 г. русский Балтийский флот базировался на Кронштадт и Свеаборг. В Кронштадте были сосредоточены основные силы флота — 1 -я и 2-я дивизии, — а также часть боевых судов 3-й дивизии. В Свеаборге находились остальные суда 3-й дивизии и отряд шхерной флотилии. Береговые укрепления Кронштадта и Свеаборга были приведены в боевую готовность в начале апреля 1854 г.

    Английский флот под флагом адмирала Нэпира появился в водах Балтики в марте 1854 г. Его действия начались с нападений английских крейсеров на русские купеческие суда, причем с первых же дней войны англичане стали применять, как правило, пиратские приемы: при приближении к русским купеческим судам английские крейсера поднимали русские флаги или флаги нейтральных держав.

    Спустя два месяца к Нэпиру присоединилась французская эскадра вице-адмирала Персеваля-Дешена с многотысячным отрядом десантных войск. В состав англо-французского флота входили 26 парусных и 41 паровое судно. В числе паровых судов было 14 винтовых линейных кораблей, 10 фрегатов и корветов, 17 пароходо-фрегатов. Соединенная англо-французская эскадра имела 3 450 орудий, т. е. по артиллерийскому вооружению превосходила весь русский Балтийский флот. В условиях явного превосходства противника как по числу паровых судов, так и по артиллерийскому вооружению на русский Балтийский флот была возложена задача обороны столицы и своих военно-морских баз.

     

    Основная цель соединенного флота противника заключалась в уничтожении Кронштадта и прорыве к Петербургу. В директиве французского морского министра вице-адмиралу Персевалю-Дешену прямо указывалось, что он обязан сообщать в Париж «все сведения о возможности подхода к Петербургу, чтобы нанести по этой столице большой удар. Эта операция должна быть одной из самых первых и интересных для нас...». Аналогичные указания были даны и английским Адмиралтейством адмиралу Нэпиру.

    Русское командование на Балтике развернуло широкие оборонительные работы. В морское министерство от самых различных лиц поступили предложения об обороне побережья, многочисленные технические проекты подводных лодок, броненосных батарей и т. п. Важнейшим боевым средством, впервые практически примененным в боевых условиях, явились мины.

    Постановки минных заграждений начались на Балтике в 1854 г. Мины были поставлены у Кронштадта, Ревеля, Свеаборга, Динамюнде и в других районах. Только у Свеаборга было поставлено 1 000 гальванических и ударных мин, что свидетельствовало о широких масштабах боевого применения этого нового оружия флота.


    Для постановки минных заграждений русский флот использовал специально оборудованные пароходо-фрегаты и вспомогательные пароходы, которые явились прообразом минных заградителей. Выдающиеся русские изобретатели и ученые в содружестве с балтийскими моряками не только непрерывно работали над техническим усовершенствованием различных образцов мин, но и одновременно с этим успешно разрабатывали основные правила боевого использования минного оружия. Академик Б. С. Якоби, например, в специальной инструкции указывал, что при минных постановках «на каждые 10 саженей принято помещать по 2 мины в шахматном порядке на глубину от 7 до 8 фут в расстоянии 15 саженей один ряд от другого». В этот же период в русском флоте зародилась и была практически реализована идея минно-артиллерийских позиций. С самого начала боевых действий на Балтике минное оружие в значительной степени сковало деятельность флота противника.

    Действия соединенного англо-французского флота свелись к грабительским набегам на прибрежные села и города. Эти набеги вызывали гнев и негодование не только русского населения, но и иностранцев. «Англичане, — писал один из шведских офицеров, — по всегдашнему ведут себя как варвары... Шайка из 20 матросов по большой дороге из Висби ломала и разрушала все, что ей попадалось под руку... Произведены многие покражи, даже британский консул не избавился от воров: у него украли шубу, которую потом нашли на одном из (английских. — Авт.) военных судов...».

     

    В апреле и мае 1854 г. английский флот безуспешно бомбардировал город Ганге; в результате ответного огня береговых батарей корабли противника получили значительные повреждения и были вынуждены отойти. Спустя две недели англичане сделали попытку высадить десант у финского города Гамлекарлебю; произошел бой, в результате которого противник потерял 22 пленных, одно орудие, знамя и вынужден был позорно отступить. Эскадра неприятельских паровых судов сделала попытку прорваться к городу Або, но была встречена отрядом русских канонерских лодок и после двухчасового боя отошла. Грабительские экспедиции англичан вызывали негодование финского населения, и оно организовывало добровольные отряды для борьбы против интервентов на балтийском побережье.

    Сообщения о бесславном поведении английских матросов и бездействии английского флота стали распространяться на Западе. Чтобы хоть как-нибудь реабилитировать себя в глазах общественного мнения, английский вице-адмирал Нэпир в июле 1854 г. начал осаду Бомарзунда — недостроенной русской крепости на Аландских островах, имевшей двухтысячный гарнизон при 112 орудиях. Более трех недель соединенному англо-французскому флоту потребовалось для овладения крепостью. Корабли противника выпустили по Бомарзунду свыше 120 000 снарядов, высадили 11-тысячный десант и только после этого овладели Бомарзундом. Эта «победа», так широко разрекламированная в западноевропейской прессе, не оказала никакого влияния на ход военных действий и не внесла ничего нового в военно-морское искусство. По возвращении в Англию адмирал Нэпир был уволен в отставку.

     

    Весной 1855 г. англо-французский флот вновь появился в Финском заливе. На этот раз английский адмирал Дондас и французский адмирал Пено имели в своем распоряжении соединенную эскадру в составе более 100 вымпелов.



          

     

          Однако и русский флот пополнился малыми паровыми судами. В течение зимы 1854/55 г. на русских верфях было построено 38 паровых канонерских лодок, спешно строились еще 35 канонерских лодок и 14 винтовых корветов.

    Даже это небольшое усиление русского парового флота вызвало смятение среди англичан и французов. «Мы стоим, — писал адмирал Пено, — против неприятеля деятельного, умеющего усиливать свои средства и нанести нам вред... Паровые канонерки, столь быстро построенные русскими, и которых число может еще увеличиваться, совершенно изменили наше положение в отношении к противнику. Мы теперь должны не только думать о нападении, но и заботиться о собственной защите, потому что у русских больше канонерских лодок, нежели у англичан».

     

    Действия англо-французского флота в 1855 г. по-прежнему носили грабительский характер. Лишь в июле 1855 г. противник решил нанести сравнительно крупный удар по Свеаборгу, сосредоточив здесь все свои силы. Противник выпустил по городу около 20 тысяч снарядов, однако обстрел велся с дальних дистанций, и укрепления крепости пострадали незначительно. После двухдневной бомбардировки противник не решился на штурм русских укреплений и отступил от Свеаборга.

    Бомбардировка Свеаборга обошлась англичанам и французам в полтора миллиона золотых рублей и не принесла никаких результатов. «Вся эта история, — писал Энгельс, — сводится к акту, материальные результаты которого едва ли оправдали произведенные на него издержки и который был предпринят отчасти потому, что Балтийскому флоту (англо-французскому. — Авт.) надо было что-нибудь сделать перед возвращением домой...».

     

    Русский флот в кампанию 1855 г. вновь использовал на Балтике минное оружие. В июне 1855 г. отряд английских и французских паровых судов, производивший рекогносцировку в районе Кронштадта, попал на минные заграждения, поставленные русскими моряками с целью защиты крепости. На русских минах подорвались четыре паровых судна противника. Это был первый случай успешного боевого применения минного оружия. После подрыва своих судов на минах англо-французский флот был парализован в своих действиях и не решался активно действовать на Балтике вплоть до окончания войны.

    Летом того же года на Балтике были произведены первые в истории опыты по использованию аэростатов для бомбардирования англо-французской эскадры с воздуха.

    В том же 1855 г. русские инженеры в исключительно трудных условиях осуществили постройку железной дороги по льду от побережья к Кронштадту для подвоза боеприпасов, орудий и материалов к главной базе Балтийского флота.

    В августе 1855 г. шесть русских канонерских лодок вступили в бой с отрядом неприятельских судов у Толбухина маяка. Умело маневрируя, русские корабли завлекали противника на заранее поставленные минные заграждения в районе Кронштадта. Однако неприятельские корабли не попали на русские мины потому, что еще до подхода к ним начали отход, получив серьезные повреждения от огня русских канонерских лодок. В этом боевом столкновении русские моряки стремились провести бой с противником на заранее подготовленной минно-артиллерийской позиции.

     

















    Рейтинг@Mail.ru