• главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • словарик
  • мороружие
  • кают-компания

  • История военно-морского искусства


    Военно-морское искусство
    в англо-голландских войнах

     

     

     

     

    В XVII в. борьба за колониальное, торговое и морское господство в основном шла между Англией и Соединенными провинциями Нидерландов.

    В Нидерландах в результате буржуазной революции XVI в. и освобождения из-под власти Испании была создана независимая республика — Соединенные провинции Нидерландов, или, по имени самой крупной провинции, Голландия.

    К середине XVII в. Голландская республика превратилась в одно из самых сильных торговых государств Европы. «Голландия, где колониальная система впервые получила полное развитие, — отмечал К. Маркс, — уже в 1648 г. достигла высшей точки своего торгового могущества». Торговый и рыболовный флот Голландии насчитывал 16 тыс. судов, что составляло около половины всего торгового флота Европы. Голландцы проникли в Северную Америку, где захватили территорию нынешнего штата Нью-Йорк. Они владели рядом островов в Караибском море (Кюрасао), частью южного и западного побережья Африки (Капская земля и побережье Гвинейского залива); в их руках была торговля с Ост-Индией. Наконец, владея устьями рек Шельды, Мааса и Рейна, т. е. будучи связаны водными путями с центральными районами Европы, Соединенные провинции Нидерландов занимали выгодное положение для торговли заморскими товарами в странах Европы. Таким образом голландцы осуществляли морскую посредническую торговлю и в самой Европе.

     

    Торговая деятельность Голландии с колониями сводилась к варварскому истощению естественных богатств, разбою и жестокой эксплуатации местного населения. К. Маркс писал: «История голландского колониального хозяйства — а Голландия была образцовой капиталистической страной XVII столетия — развертывает бесподобную картину предательств, подкупов, убийств и подлостей».

    Таким образом, первая половина XVII в. была временем колониального, торгового и морского господства Голландии. Но уже в середине XVII в. положение меняется.

    В первой половине XVII в. английский капитализм сделал значительный шаг вперед. Английская буржуазная революция, начавшаяся в 1640 г., расчистила путь к дальнейшему развитию капитализма.

    Правящие классы Англии, создававшие свое богатство за счет грабежа колоний, работорговли и морского разбоя, стали претендовать на колониальную и торговую гегемонию. В связи с этим английская буржуазия поставила вопрос о сокрушении могущества Голландии.

    Прежде чем обратиться к оружию, английское правительство предложило Голландии заключить оборонительно-наступательный союз, который означал бы подчинение Голландии и ее колоний Англии. Получив отказ, английский парламент в 1651 г. издал Навигационный акт, направленный против голландской торговли. Согласно этому акту, в Англию разрешалось ввозить иностранные товары только на английских кораблях и только из мест, где эти товары производятся. Таким образом Голландия, занимавшаяся преимущественно посреднической торговлей, исключалась из торговли с Англией.

     

    Обострение противоречий между Англией и Голландией привело к войне. Всего было три англо-голландские войны: первая — в 1652—1654 гг., вторая — в 1665—1667 гг. и третья — в 1672—1674 гг.

    Политические цели воюющих сторон определяли и характер войн. Поскольку каждая из стран вела борьбу за господство в колониях и на морских торговых путях, т. е. преследовала захватнические цели, войны по своему характеру были несправедливыми с обеих сторон.

    Театр военных действий охватывал Северное море, Английский канал и Дуврский пролив. В Северном море голландцы имели порты Тексель и Влиланд на островах того же названия, прикрывавшие вместе с другими Западно-Фризскими островами вход в Зюдерзейский залив, в глубине которого находился Амстердам. Далее на юг вдоль побережья не было удобных стоянок для флота вплоть до района рек Маас и Шельда, где многочисленные отмели, острова и узкие фарватеры давали ряд хороших позиций флоту для обороны побережья.

    Район Северного моря, Английского канала и Дуврского пролива являлся узлом морских торговых путей голландцев, поэтому нарушение торговых путей в этом районе вело к расстройству морской торговли Голландии.

    Англия вследствие своего географического положения на театре военных действий обладала крупным стратегическим преимуществом. Английские морские базы были расположены на морских сообщениях, ведущих к берегам Голландии. Поэтому голландские суда, проходившие Английским каналом или огибавшие с севера Шотландию, подвергались опасности нападения со стороны английского флота. На южном побережье Англии находились порты Плимут, Портсмут, Дувр и далее на восточном побережье — Чатам, Гарвич, Солебей и Ловестофт.

     

     

     

    Силы сторон

     

    Вооруженные силы Голландии состояли из вооруженных сил каждой провинции, в мирное время самостоятельных и объединявшихся только в военное время. Каждая провинция имела свое адмиралтейство, сама строила свой флот и распоряжалась им самостоятельно. Адмиралтейства сами назначали своего адмирала, вице-адмирала, контр-адмирала и содержали на постоянном жалованьи определенное число капитанов. Капитан каждого корабля должен был набирать экипаж и заботиться о его содержании.

    К началу войны Голландия имела 120 кораблей, большинство из которых были торговые суда, вооруженные 20—30 малокалиберными пушками. Ввиду мелководья у берегов Голландии ее корабли имели меньшую осадку, чем английские.

    Английский флот в ходе буржуазной революции был реорганизован. Кромвель, имевший опыт в реорганизации армии, послал трех полковников во флот в качестве «морских генералов» и «комиссаров флота». Совещательным органом при них был особый комитет адмиралтейства.

    К началу войны английский флот насчитывал 88 кораблей; примерно две трети из них были специально военной постройки.

             Личный состав комплектовался путем найма. Недостаток в кадрах моряков вынуждал привлекать для военной службы лиц, не имевших морской подготовки. В этом отношении личный состав английского флота уступал голландцам.

     

    Централизованное строительство и управление английским флотом давало ему преимущества перед флотом Голландии. Мореходные качества и артиллерийское вооружение английских кораблей были лучше, чем у голландцев. Кроме кораблей с артиллерийским вооружением, в состав флотов обеих сторон входили брандеры. Преднамеренно подожженные или начиненные взрывчатым веществом, они сцеплялись с кораблями противника и уничтожали их. В качестве брандеров использовались малые суда с достаточно хорошими маневренными свойствами. Брандеры в силу малой автономности действовали в составе флотов только на незначительном удалении от своих баз.

    Как в английском, так и в голландском флоте не было определенной постоянной организации.

     

     

    Краткий обзор войн

     

    Англичане, стремясь к сокрушению мощи Голландии, поставили перед своим флотом задачу: действиями на морских сообщениях противника уничтожить его торговые, рыболовные и охранявшие их военные суда. Решением этой задачи наносился удар по экономическому и военному потенциалу Голландии, основой которого являлось торговое могущество последней.

    В связи с тем, что торговля, в особенности морская, была основой могущества Голландии, главной задачей ее флота являлась защита своих морских сообщений. Эта задача выполнялась путем непосредственного обеспечения морских сообщений, т. е. конвоированием боевыми кораблями специально сформированных отрядов торговых судов при прохождении последних через угрожаемые районы. Поэтому почти все боевые столкновения противников проходили при проводке конвоев.

    Особенностью морских боев этой войны было отсутствие определенных боевых порядков. Бои, как правило, начинались артиллерийским огнем и сводились к общей свалке, т. е. к единоборству отдельных кораблей, в котором главную роль играла артиллерия. При этом часто единоборство кораблей заканчивалось абордажем. Кроме того, некоторое значение имело применение брандеров. Только в ходе войны зарождается боевой строй кильватерной колонны.

     

    Из шести крупных морских боев, происшедших в первой англо-голландской войне, каждая воюющая сторона выиграла три.

    В последних двух боях у Ньюпорта и Текселя потерпели поражение голландцы. В апреле 1654 г. в Вестминстере был заключен мирный договор, по которому Голландия признала Навигационный акт и должна была уплатить значительную сумму денег.

    Вестминстерский мир не решил вопроса о преобладании на море и в колониях, ибо экономическая мощь Голландии нe была сломлена.

    Последняя вскоре снова широко развернула свою морскую торговлю. Английская буржуазия, стремившаяся к самой хищнической и ненасытной торговой и колониальной экспансии, продолжала сталкиваться со своим сильным конкурентом — Голландией. Вскоре это привело ко второй англо-голландской войне, начавшейся в феврале 1665 г.

     

    Обе стороны, готовясь к войне, стремились обеспечить себя флотом, состоящим из боевых кораблей специальной постройки, а использование вооруженных торговых судов свести к минимуму. В английском флоте в этом отношении было сделано больше, чем в голландском, но тем не менее и Англия и Голландия во второй англо-голландской войне продолжали использовать вооруженные торговые суда. Для разведывательных целей стали строить специальные корабли, получившие название фрегатов. Слово «фрегат» было заимствовано из галерного флота, в котором так назывались легкие галеры, предназначавшиеся для ведения разведки.

    К началу войны Англия имела 109 кораблей. На кораблях была введена морская пехота, которая предназначалась для абордажного боя и одновременно являлась полицейской силой на флоте в случае матросских восстаний.

    Голландский флот к началу войны состоял из 103 кораблей. В конструкции кораблей, их артиллерийском вооружении и подготовке личного состава все еще оставался разнобой, так как по-прежнему всем этим ведали пять отдельных адмиралтейств.

    На основании опыта первой англо-голландской войны создается постоянная организация флота. К началу войны голландский флот был разделен на семь эскадр, а затем на четыре эскадры, из которых четвертая должна была выполнять задачи резерва. Однако вскоре от резервной эскадры отказались, так как западноевропейские адмиралы в то время не смогли правильно ее использовать в морских боях. Впервые в истории парусного флота правильно понято значение тактического peзерва было много позднее выдающимся русским адмиралом Ф. Ф. Ушаковым. В русско-турецкую войну 1787—1791 гг. Ф. Ф Ушаков выделял «корпус» резерва, т. е. тактический резерв, и классически использовал его в бою.

    Во второй англо-голландской войне меняется способ ведения войны на море. Если в первой англо-голландской войне англичане стремились действиями на морских сообщениях голландцев подорвать их экономический и военный потенциал, то во второй англо­голландской войне английскому флоту была поставлена задача разгромить флот противника. Непосредственные действия против неприятельской торговли имели в этой войне второстепенное значение.

    Голландцы же, считая, что обеспечение свободы торговли зависит от уничтожения военного флота англичан, сосредоточили все свои силы на борьбе с флотом противника.

    Во второй и особенно в третьей англо-голландских войнах окончательно устанавливаются определенные боевые порядки и тактические приемы морского боя.

    Основным боевым строем стала кильватерная колонна, состоявшая из наиболее крупных кораблей. При этом флоты стремятся сохранить строй кильватерной колонны в течение всего боя. Основой ведения боя становится артиллерийский огонь кораблей. Однако абордаж и брандеры, хотя и потеряли свое былое значение, еще находят применение. Для управления флотом вводятся сигналы.

     

    Во второй англо-голландской войне произошло три крупных морских боя, из них два закончились победой англичан.

    В июне 1667 г. командующий голландским флотом адмирал Рюйтер предпринял набег на английские базы в устье Темзы. Поднявшись вверх по Медуэю до Чатама, голландцы уничтожили часть английских кораблей, разрушили верфи и арсеналы. Набег Рюйтера вызвал панику в Лондоне и заставил англичан форсировать начавшиеся мирные переговоры. 31 июля 1667 г. в Бреда был подписан мирный договор, по которому голландцы признали захват англичанами колонии Новые Нидерланды (ныне Нью-Йорк). Англия возвращала Голландии Суринам и смягчала некоторые статьи Навигационного акта.

    Мир в Бреда был лишь временной передышкой. Французский король Людовик XIV, стремясь уничтожить соседнюю буржуазную республику — Соединенные провинции Нидерландов, заключил союз с английским королем Карлом II. Обе стороны обязались вести совместную борьбу против Голландии.

    Заключение союза между Англией и Францией, к которому присоединились Швеция и княжества Мюнстер и Кельн, поставило Голландию в очень тяжелое положение, так как ей на этот раз угрожало одновременное нападение и с суши и с моря.

    Соотношение сил на море было не в пользу Голландии. Англо-французский флот насчитывал 101 корабль (65 английских и 36 французских), голландский флот состоял из 91 корабля. По прочности конструкции, мореходным качествам, артиллерийскому вооружению голландский флот уступал союзному флоту.

    Командующий голландским флотом Рюйтер, учитывая это обстоятельство, обратил главное внимание на повышение боеспособности флота. Он ввел в практику проведение систематической боевой подготовки. Так, летом 1671 г. были проведены маневры флота у голландских берегов.

    Еще хуже обстояли дела у голландцев на суше. Против двух французских армий (80 и 40 тыс. человек) голландцы могли выставить малочисленные отряды отдельных провинций. Крепости на восточной границе находились в полном упадке, артиллерии и боеприпасов было мало, гарнизоны малочисленны.

    План англо-французского командования предусматривал наступление на Голландию с суши и с моря: с юга должна была наступать французская армия, с востока — вооруженные силы немецких князей, а с моря англо-французский флот должен был высадить десант.

    План голландцев состоял в том, чтобы на суше вести оборонительные действия, опираясь на систему крепостей; на море же вести активные действия с тем, чтобы не допустить соединения английского и французского флотов и разбить их по частям.

     

    Боевые действия начались в марте 1672 г. нападением англичан на голландские торговые суда до объявления войны. В апреле 1672 г. в войну вступила Франция. В первые месяцы войны французы захватили три провинции и подошли к Амстердаму. В июне голландцы решили открыть шлюзы, чтобы преградить доступ врагу к жизненно важным районам Голландии.

    На море события развивались более благоприятно для голландцев. Правда, Рюйтеру не удалось помешать соединению английского и французского флотов, но в бою в заливе Солебей он нанес сильное поражение союзному флоту. И хотя решительного разгрома англо-французского флота не произошло, голландский флот свою задачу выполнил — план высадки крупного десанта на побережье Голландии был сорван. Союзные корабли получили столь сильные повреждения, что должны были уйти в Темзу для ремонта.

    К кампании 1673 г. обе стороны готовились усиленно. 20 мая 1673 г. англо-французский флот вышел в море, имея на борту значительное количество десантных войск. Рюйтер, прикрывая голландские берега от высадки противника, в июне 1673 г. дважды имел успешные боевые столкновения с англо-французским флотом в районе Схуневельда. Получив значительные повреждения, корабли союзников вынуждены были возвратиться в устье Темзы.

    Однако англо-французское командование не отказалось от своего намерения высадить десант на побережье Голландии. 27 июля 1673 г. англо-французский флот в составе 95 кораблей под командованием Руперта снова вышел в море. На кораблях находились десантные войска, предназначавшиеся для высадки на побережье Голландии. Голландцы расположили часть своих войск вдоль побережья, в местах возможной высадки противника, но силы эти были незначительны. Решающую роль в защите побережья должен был сыграть флот.

    Рюйтер, имея 70 кораблей, считал рискованным нападать на численно превосходящего противника до тех пор, пока окончательно не будут выяснены его намерения.

    Англо-французский флот, стремясь отвлечь голландский флот от побережья, ограничивался демонстративными действиями.

    Положение Рюйтера осложнилось тем, что ожидался большой ост-индский конвой, который требовал прикрытия. Для обеспечения прохода конвоя в порты Голландии Рюйтер решил напасть на англо-французский флот и нанести ему поражение.


     

    Бой у Текселя 21 августа 1673 г.

     

     

    20 августа голландский флот вышел из Текселя в море и вскоре обнаружил англо-французский флот. Рюйтер, оказавшись под ветром, отошел к берегу и в течение ночи маневрировал, выжидая перемены ветра с тем, чтобы занять наветренное положение.

    Бой произошел 21 августа недалеко от острова Тексель. Противники в строе кильватерных колонн двигались на параллельных курсах в южном направлении. Ветер был восточно-юго-восточный. Около 8 часов Рюйтер, находясь на ветре, решил атаковать неприятеля.

    Учитывая более слабую боевую подготовку французов, Рюйтер выделил против них меньшую часть своих сил с тем, чтобы главными силами нанести удар по английскому флоту. Соответственно принятому решению голландский авангард, насчитывавший 10 кораблей, атаковал шедший в авангарде французский флот (30 кораблей). Остальные 60 голландских кораблей атаковали 65 английских кораблей.

    Авангард голландцев под командованием Банкерса лег на курс, параллельный курсу колонны французов, и энергично атаковал ее. Расчет Рюйтера на то, что против 30 французских кораблей достаточно выделить 10 кораблей, оправдался. Атака голландского авангарда заставила французов, прибавив парусов, продолжать движение на юг, что привело к отрыву их от главных сил. Часть французских кораблей попыталась повернуть, обойти голландский авангард, выйти ему на ветер и затем поставить в два огня. При этом дистанция между кораблями увеличилась, чем воспользовались голландцы. Их корабли приспустились, прорезали строй кораблей французов, нанесли им сильные повреждения и пошли на соединение с Рюйтером.

    Французские корабли, вместо того чтобы идти к англичанам, занялись исправлением своих повреждений. Почти до конца боя французы оставались безучастными зрителями. Только в 19 часов они попытались подойти к англичанам. Таким образом, силы союзников оказались разделенными.

    Остальные силы противников вели бой двумя группами: центр англичан (30 кораблей) под командованием Руперта — против центра голландцев (30 кораблей) под командованием Рюйтера, арьергард англичан (35 кораблей) под командованием Спрагге — против арьергарда голландцев (30 кораблей) под командованием Тромпа. Руперт стремился вести бой на дальней дистанции, ибо его корабли были переполнены десантными войсками. Поэтому он несколько раз спускался под ветер. Рюйтер, удерживая корабли своего центра в строю, следовал движениям англичан.

    В процессе маневрирования центры и арьергарды противников оказались разделенными и вели бой самостоятельно. Когда голландский авангард подошел к Рюйтеру, последний мог противопоставить 30 кораблям Руперта 40 своих кораблей. Сосредоточив превосходящие силы против центра англичан, Рюйтер окружил их корабли и часть из них поставил в два огня.



     

               В ходе боя Руперту удалось вырваться из окружения. К 14 часам, собрав свои потрепанные силы, он направился на помощь своему арьергарду; Рюйтер также последовал к своему арьергарду.

    Столкновение арьергардов, достигнув к этому времени сильного напряжения, превратилось в бои одиночных кораблей. К 16 часам Руперт подошел к английокому арьергарду, который находился в очень тяжелом положении. К этому времени и Рюйтер соединился со своим арьергардом.

    Около 18 часов бой между англичанами (65 кораблей) и голландцами (70 кораблей) разгорелся с новой силой. К 19 часам, с заходом солнца, бой закончился поражением англо-французского флота; у англичан два корабля затонули и семь сгорели. Людские потери англичан были вдвое больше, чем у голландцев (2 тыс. человек против 1 тыс. человек).

     

     

    Выводы

     

    Успех голландцев объясняется тем, что тактическое искусство их флота в этом бою было выше, чем у англичан.

    Рюйтер, исходя из правильной оценки боеспособности противника, нанес главный удар по англичанам, выделив против французов небольшую часть сил. Добившись разделения сил противника, он сосредоточил против англичан превосходящие силы. Этого Рюйтер достиг благодаря хорошей боевой подготовке голландского флота. Ознакомление своих флагманов с планом сражения обеспечило согласованность действий эскадр в условиях боя тремя группами. Следует отметить действия командующего голландским авангардом, который, добившись выхода французского флота из боя, пошел на помощь Рюйтеру. Этим маневром голландцы создали в решающий момент превосходство в силах на главном направлении.

    Англо-французское командование допустило ряд ошибок.

    Несмотря на численный перевес, оно не смогло создать превосходства в силах на направлении главного удара; не сумело оно также добиться согласованности в действиях своих эскадр, каждая из которых вела бой раздельно. Французы же, выйдя из боя, в дальнейшем никакого участия в нем не принимали. Наконец, необходимо отметить, что стреляли голландцы лучше, чем англичане.

    Поражение англо-французского флота имело серьезные последствия. Англо-французский план высадки десанта на побережье Голландии был сорван. Флот союзников был вынужден отойти в свои базы, что дало возможность Рюйтеру беспрепятственно провести ост-индский конвой в Голландию.

    Еще более важными были политические последствия боя при Текселе. Руперт при возвращении в Англию свалил всю вину за поражение на французов. Буржуазные круги Англии потребовали расторжения союза с Францией. Пока в стане союзников шли раздоры, Голландия в августе 1673 г. заключила союз с Испанией и германским императором.

    В феврале 1674 г. в Вестминстере между Англией и Голландией был заключен сепаратный мир. Условия мирного договора в основном повторили Бредский трактат 1667 г.

     

     

     

    Итоги англо-голландских войн

     

     

    Борьба за колониальное и морское господство между Голландией и Англией закончилась победой последней. Несмотря на то, что в третьей англо-голландской войне голландский флот в боях при Солебее, Схуневельде и Текселе имел успех, Голландия должна была признать себя побежденной. Основная причина поражения Голландии состояла в том, что ее могущество базировалось на торговле, в то время как основой развития Англии было ее собственное промышленное производство.

    Англо-голландские войны показали, что страна с собственной промышленностью сильнее страны торговой. К. Маркс в «Капитале» отмечает: «И торговое господство теперь связано уже с большим или меньшим преобладанием условий существования крупной промышленности. Стоит сравнить, напр., Англию и Голландию. История падения Голландии как господствующей торговой нации есть история подчинения торгового капитала промышленному капиталу».

     

    Англо-голландские войны XVII в. сыграли значительную роль в развитии флотов и военно-морского искусства.

     

     

    Состав флота и классификация кораблей

     

    На основе опыта англо-голландских войн выработалась новая классификация кораблей флота.

    Корабли первых трех рангов получили название линейных кораблей, так как они ставились в боевую линию. Корабли четвертого и пятого рангов назывались фрегатами и использовались для целей разведки, действий на морских сообщениях и для прикрытия поврежденных в бою линейных кораблей. Корабли шестого ранга имели различные названия и использовались в качестве посыльных судов.

    Брандеры — парусные суда малого водоизмещения с хорошими маневренными качествами, наполнявшиеся взрывчатыми или горючими веществами, — предназначались для взрыва или поджога кораблей противника путем сцепления с ними вплотную с помощью специальных крючьев.

     

     

    Организация флота

     

    В процессе англо-голландских войн была создана постоянная организация парусного флота. Флоты стали делиться на эскадры. Обычно их было три и «каждая состояла из трех дивизий: авангарда, центра и арьергарда. Во главе дивизии стоял флагман. Старшим был командующий центром (адмирал), следующим по старшинству являлся командующий авангардом (вице-адмирал) и младшим — командующий арьергардом (контр­адмирал).

     

     

    Стратегия

     

    Произошли изменения в способах ведения войны на море.

    Для первой англо-голландской войны характерна борьба на морских сообщениях как главный способ ведения войны. В первой войне главной задачей английского флота являлось уничтожение морской торговли Голландии. Главной задачей голландского флота была защита своей торговли и борьба с торговлей противника.

    Для обеспечения морских сообщений обе стороны ввели систему конвоев, т. е. сопровождение и охранение торговых судов военными кораблями. Таким образом, для первой англо-голландской войны характерно непосредственное обеспечение морских сообщений. Естественно, что все бои этой войны связаны с проводкой конвоев.

    Во второй и, в особенности, в третьей англо-голландской войне оба противника отказываются от метода непосредственного обеспечения торговых судов силами флота. Главной задачей флота становится ведение боевых действий против боевых сил противника с целью уничтожения их в бою, чем одновременно достигалось обеспечение своей морокой торговли.

     

     

    Тактика

     

    Для первой англо-голландской войны характерно отсутствие установившихся боевых порядков. Бой, начинавшийся артиллерийской перестрелкой, скоро переходил в общую свалку, где исход решался абордажной схваткой отдельных кораблей.

    Во второй и особенно в третьей англо-голландской войне бой теряет характер свалки. Основным боевым порядком становится кильватерная колонна (линия баталии), которую сражающиеся флоты стараются удержать в течение всего боя. Появление кильватерного строя было обусловлено бортовым расположением артиллерии, ставшей главным оружием парусного корабля, возможностью без перестроения, простым увеличением интервалов между кораблями пропускать под ветер атакующие брандеры и простотой управления кораблями в бою.

    В боевую линию входили наиболее сильные артиллерийские корабли, примерно с одинаковыми тактико-техническими данными, способные уничтожить главные силы противника.

    Походным строем был строй одной, двух и трех кильватерных колонн, в зависимости от численного состава участвующих в походе кораблей.

    Тактика ведения морского боя сводилась к следующему. Перед боем флоты стремились занять наветренное положение, которое позволяло диктовать противнику время, место и дистанцию атаки, а при благоприятной обстановке использовать брандеры. После занятия наветренного положения флот в боевом порядке кильватерной колонны начинал опускаться на линию противника до дистанции артиллерийского огня. Придя на эту дистанцию, флот приводился к ветру, ложился на курс, параллельный противнику, и открывал артиллерийский огонь. Хотя артиллерия стала главным оружием парусного корабля, она ввиду еще недостаточно высоких боевых качеств не всегда могла решить исход боя. Поэтому еще продолжают применяться абордаж и атаки брандеров.


    В условиях эскадренного боя выросло значение управления флотом. Командующий флотом для сохранения управления эскадрами находился на сильнейшем корабле в центре или в голове боевого порядка. Управление в бою осуществлялось сигналами или приказаниями, передаваемыми посыльными судами.

    Таковы итоги развития военно-морского искусства в англо-голландских войнах.

     

     

     

     

    Труд Павла Госта по морской тактике

     

     

    Опыт боевых действий на море в войнах второй половины XVII в. обобщил иезуит Павел Гост, выпустивший в 1697 г. труд под названием «Искусство военных флотов или сочинение о морских эволюциях». Павел Гост был профессором математики морского училища в Тулоне и много лет плавал священником на флагманских кораблях французского флота.

     

    Основные принципы линейной тактики, изложенные Гостом, сводились к следующему.

    1.     У парусных кораблей артиллерия является основным оружием. Исходя из бортового расположения артиллерии на парусном корабле, Гост считал наилучшим боевым строем — кильватерную колонну, которую корабли сохраняют в течение всей артиллерийской фазы боя. Гост считал, что боевыми кораблями, из которых строится линия баталии, должны быть корабли, имеющие на вооружении не менее 50 пушек.

    2.    Флот должен стремиться занять наветренное положение, которое имело больше преимуществ, ибо позволяло:

       диктовать противнику время, место и дистанцию боя;

        использовать брандеры по кораблям противника;

       не находиться в пороховом дыму, мешавшему движению и стрельбе;

        прорезать строй противника через образовавшиеся разрывы в его линии или осуществить охват арьергарда неприятеля.

    Недостаток наветренного положения Гост видел в том, что при сильном порывистом ветре орудия нижних деков наветренного флота лишались возможности действовать, ибо их при крене кораблей заливало водой. Подветренное же положение имело преимущество в том, что в случае повреждения корабли легко могли выходить из строя.

    3.     Главной формой удара в бою является артиллерийская атака на дистанции действительного залпа.

     

    Бой парусных флотов, по Госту, слагался из нескольких фаз.

    Предварительная фаза борьба за наветренное положение.

    Первая фазапостроение линии баталии параллельно строю противника. При этом корабли наветренного флота распределяются строго против соответствующих кораблей подветренной стороны.

    После этого начинается вторая фазасближение с противником. По сигналу командующего все корабли наветренного флота одновременно поворачивают от ветра на 3—4 румба и, установив постоянство пеленга на назначенный корабль противника, спускаются на неприятеля, сохраняя место в боевом строю.

    Когда наветренный флот вышел на дистанцию действительного артиллерийского огня, подветренный флот, будучи расположен лагом к противнику, ведет огонь всем бортом. Наветренный флот в этот период может использовать только небольшое число носовых орудий.

    С выходом наветренного флота на дистанцию атаки, по сигналу командующего, все корабли приводятся к ветру. С этого момента начинается третья фаза боя, состоящая из боев отдельных кораблей.

    Такова принципиальная схема боя, данная Гостом.

     

    Необходимо отметить, что Гост считал возможным при благоприятной обстановке и наличии количественного превосходства прорезание строя противника или охват его арьергарда. Правда, этим вопросам он уделяет мало внимания, считая прорезание строя или охват его арьергарда возможным в очень редких случаях.

    Для своего времени тактика Госта явилась известным шагом вперед в развитии военноморского искусства. Однако, будучи метафизиком, Гост фактически свел свои положения к нескольким раз навсегда данным, вечным принципам.

    Положения линейной тактики, изложенные Гостом, были приняты во всех западноевропейских флотах и господствовали там почти в течение всего XVIII в.

    Западноевропейские и в особенности английские теоретики некоторые положения Госта возвели в догму, что привело к введению жестких узаконенных приемов линейной тактики, неизменных и постоянных в любых условиях обстановки.

    Передовое русское военно-морское искусство развивалось самостоятельным путем, ему были чужды застой и догматизм, столь характерные для линейной тактики западноевропейских флотов XVIII в. Русское военно-морское искусство в отличие от западно­европейского развивалось творчески и носило активный характер.











    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru