фл.семафором традиция
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • моравиация
  • новости сайта
  • кают-компания






  • Глаза и носовые фигуры

    (продолжение)

     

     

    ОТРЫВОК ИЗ I ГЛАВЫ КНИГИ МАРГАРЕТ БЕЙКЕР «МОРСКОЙ ФОЛЬКЛОР»

    Перевод И. Г. Русецкого

    Рисунки В. Боковни

    Может быть не такими импозантными, но зачастую — не менее живыми и искусно сделанными были всевозможные русалки, дельфины, цветочные гирлянды, боевые доспехи, а также различные классические мотивы, украшавшие кормовые оконечности и транцевые доски, водорезы и крамболы больших и малых судов от XIV до XIX века.

    Во второй половине XVIII века в моду вошли носовые украшения, символизирующие название и «характер» судна. Для большого испанского парусника «Сантиссима Тринидад» («Святейшая Троица»), например, исполнили скульптурную группу, изображавшую святую троицу.

     

    Носовые украшении нередко являлись настоящими произведениями искусства, создавались наиболее одаренными скульпторами и художника и резчиками своего времени. Зачастую достигалась большая выразительность фигур, отличавшихся непритязательным очарованием и по древнему обычаю смотревших пристальным взглядом своих слишком больших глаз. Мастера искусно использовали изгибы древесных волокон дли передачи контуров тела. Устремленность носовых фигур вперед, как будто заставляющая судно идти быстрее, была непременной частью их волшебства.

    Капитаны очень не любили терять носовые украшении во время штормов или аварий. Известен такой эпизод. Когда однажды судно во время сильного шторма потеряло носовую фигуру, корабельный плотник попросту предложил заменить ее какой-то другой, которая, как он помнил, валялась где-то в дальнем углу на верфи. Оскорбленный в лучших чувствах капитан воскликнул: «Разве я похож на того, кто подбирает чьи-то потерянные вещи? Да я лучше сменил бы жену!»

    Среди моряков ходят рассказы о том, что жители островов Тихого океана поклонялись выброшенным на берег носовым фигурам (независимо от изображенного сюжета); ценились даже обломки этих могущественных идолов.

    В 1814 г. на причале Нортшильда установили напутствующую уходивших в море носовую скульптуру, снятую с какого-то старого судна. Моряки сразу же наделили ее волшебной силой и, решив, что одного поклонения мало, начали отрезать от нее по кусочку — на счастье! — перед тем как их судно покинет порт. Удивительно не то, что эту деревянную статую с тех пор заменяли уже пить раз, а то, что в последний раз это пришлось делать совсем недавно — в 1958 г.

    С украшениями судна связаны многие предрассудки и самые различные непонятные, таинственные истории. Вот одна из них. В 1851 г. в Нью-Йорке дли судна «Н. Б. Палмер» была вырезана прелестная деревянная фигура — матрос в плетеной шляпе и брюках-клеш держит на коленях нактоуз. Команде матрос очень понравился, однако после первого же рейса его пришлось... снять: рулевые, все как один, жаловались, что ночью стоять вахту нельзя, поскольку глаза матроса в темноте оживают и отвлекают их от компаса.

    Было непреложным законом, что носовая фигура — персонифицированная душа корабля — должна всячески охраняться от оскорблений и тем более поломок. После того, как в 1920 г. на реке Св. Лаврентия, по неосторожности, буксирным тросом обломили руку статуи, украшавшей форштевень клипера «Грэн Дачис», бывалые моряки единодушно стали приписывать все последующие неудачи этого старого, ветхого судна тому, что «оно потеряло руку».

    Единственным радикальным средством спасения в таких случаях было срочное восстановление скульптуры.
    Когда шляпу деревянного герцога Брансуика на носу корабли Ее Величества «Брансуик» сбило ядром во время бои, капитан Харвей, отдавая себе отчет в том, что это обстоятельство может очень огорчить экипаж, мгновенно принял единственно правильное решение: снял свою треуголку и приказал прибить ее гвоздями к «лысой» герцогской голове.

    Да, герои-моряки, прославленные воины и государственные деятели были как нельзя кстати в качестве носовых фигур боевых кораблей.

    Деревянный король Георг III в образе римского императора с красной тогой на плече, поддерживаемый Славой и Фортуной, вел корабль

    «Ройал Соврин» в Трафальгарскую битву. В 1834 г. на американском корабле «Конститьюшн» («Конституции») в третий раз заменили носовое украшение. Новую скульптуру все сразу же признали лучшей на всем флоте США: она изображала президента Джексона в мантии, шляпе, с тростью и свитком — конституцией — в руках.

    * * *

    Владельцы торговых судов предпочитали украшать их иначе: тут требовалось что-нибудь почтенное, респектабельное, символизирующее доход и изобилие. Китобои требовали что-либо домашнее. Так, скульптура на китобойном судне «Элайс Ноулз» изображала довольно плотную женщину в скромной крестьянской одежде н высоких ботинках на пуговицах, настолько домашнюю, напоминающую о яблочном пироге и теплой кухне, что, по словам членов экипажа, она связывала их с домом больше, чем любой семейный портрет.
    Отношение к такой носовой фигуре бывало иногда неожиданно эмоциональным: капитан «Прайнсиз» рассказывал, что не раз замечал ночью матросов, тайком прокрадывавшихся на бак и поверявших свои печали добрым деревянным ушам.

     

    Продолжение следует...

     









    Рейтинг@Mail.ru