• главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • словарик
  • мороружие
  • кают-компания





  • История военно-морского искусства


    Петр Великий
    как полководец и флотоводец




     

     

     

     

     

     

    ВОЕННОЕ И ВОЕННО-МОРСКОЕ ИСКУССТВО ПЕТРА I

     

     

     

    Петр I был не только организатором русской регулярной армии и флота, но и выдающимся полководцем и флотоводцем. Он является одним из основоположников передового русского военного и военно-морского искусства. С его именем связано развитие новых стратегических и тактических форм вооруженной борьбы.

    Стратегия Петра I, вытекавшая из его политики, имела исторически прогрессивный характер и отличалась высокой активностью. Петр I правильно считал, что достижение стратегических целей войны возможно только в результате разгрома вооруженных сил врага. К этой цели он шел постепенно и последовательно. На каждом этапе войны он ставил перед войсками вполне достижимые задачи с учетом реального соотношения сил сторон. При неблагоприятной военно-политической обстановке, при превосходстве противника в силах Петр I стремился использовать свои вооруженные силы так, чтобы изменить стратегическую обстановку в свою пользу и этим подготовить благоприятные условия для генерального сражения, которому он придавал решающее значение для исхода всей войны. При разработке стратегических планов он стремился к разделению сил противника и разгрому его по частям. Чтобы подчинить противника своей воле и навязать ему сражение в невыгодных для него условиях, Петр с большим искусством применял широкие стратегические маневры.

    На оборону Петр I смотрел как на активную форму борьбы, как на средство подготовки наступления. Умелой организацией активной обороны в 1707—1709 гг. Петр измотал и обессилил противника, выиграл время для подготовки и развертывания своих сил и создал условия для решительного разгрома шведской армии в генеральном сражении под Полтавой.

    Много оригинального Петр внес в тактическое искусство. Бой он рассматривал как самое решительное средство достижения успеха и требовал тщательной подготовки к нему, как к «зело опасному делу». Петр отказался от шаблонов линейной тактики, которых придерживались западноевропейские наемные армии. Он правильно считал, что линейное построение войск не обязывает ни к равномерному распределению сил, ни к прямолинейному движению на противника. Он требовал выстраивать войска в такой боевой порядок, который был наиболее целесообразен в данной обстановке. Вот почему в ряде сражений Северной войны боевой порядок русской армии приближался к глубокому построению.

    Петр понимал, что успех боя зависит, прежде всего, от решительных и согласованных действий всех родов войск. Поэтому его внимание было обращено не только на развитие пехоты, но и на совершенствование организации и боевого применения кавалерии и артиллерии. В организации и боевом использовании кавалерии он опередил Западную Европу на столетие. Русская кавалерия была преобразована в кавалерию драгунского типа, способную вести бой как в пешем, так и конном строю. Она имела свою артиллерию и в бою действовала огнем и холодным оружием. Ее действия в бою и при проведении глубоких рейдов по тылам противника отличались большой решительностью и маневренностью.

    Петр I был новатором и в области организации и боевого применения артиллерии. Она была разделена по ее специальному назначению на осадную, полевую и полковую артиллерию. Полевая артиллерия появилась в русской армии раньше других стран. Новым было и введение Петром конной артиллерии, придававшейся кавалерийским полкам. При Петре впервые происходит выделение морской артиллерии из сухопутной. В тактическом использовании артиллерии большое внимание уделялось ее массированию и маневрированию на поле боя совместно с пехотой и кавалерией, чего еще не было в иностранных армиях.

     

    Большое значение для развития военного искусства имело новаторство Петра в области полевой фортификации. Инженерная подготовка поля боя под Полтавой является наиболее ярким примером переворота, совершенного русскими в применении полевых укреплений. После Полтавского сражения подобные укрепления стали применяться всеми иностранными армиями.

    Таким образом, тактическое искусство Петра характеризуется тщательностью подготовки к бою, сочетанием решительности и осторожности, большим мастерством в оценке обстановки, способностью быстро и верно принимать решения, настойчивостью в достижении цели боя, умелой организацией взаимодействия всех родов войск.

    Для Петра I как выдающегося военного реформатора, полководца и флотоводца характерно глубокое понимание роли армии и флота в борьбе за достижение политических и стратегических целей, стоявших перед Россией. Он правильно считал, что в разрешении задачи выхода к морю и удержании морских берегов решающую роль должны были сыграть сухопутные вооруженные силы, и поэтому основные усилия страны сначала были направлены на создание большой боеспособной регулярной армии.

     

    В то же время Петр I правильно считал, что в достижении стратегических целей, стоявших перед Россией, важную роль должен был сыграть и военно-морской флот, который он рассматривал как неотъемлемую составную часть вооруженных сил страны. Помещенное в предисловии к Морскому уставу 1720 г. крылатое изречение Петра о том, что «всякий потентат, который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет», является наиболее ярким и кратким выражением его понимания места и роли флота в системе вооруженных сил государства. Поэтому одновременно с созданием сильной регулярной армии, на базе развивавшейся отечественной кораблестроительной промышленности в ходе войны развертывалось и строительство русского регулярного военного флота.

    При определении характера строительства военно-морских сил Петр I исходил из правильного понимания задач флота на различных этапах войны и особенностей театра военных действий. В первую очередь было развернуто строительство гребного флота, что отвечало задаче содействия армии при ее продвижении вдоль побережья. Затем для обороны завоеванного побережья от нападений шведского флота, для действий на морских сообщениях противника в открытых районах Балтийского моря и для обеспечения набеговых действий гребного флота на побережье Швеции был создан боеспособный корабельный флот.

    Одной из наиболее сильных черт военного и военно-морского искусства Петра I являлась его способность умело организовать стратегическое и тактическое взаимодействие армии и флота, правильно определить задачи флота и способы его использования при обеспечении действий сухопутных войск. Эта особенность военного и военно-морского искусства Петра I вытекала из общих основ передового русского военного искусства, видевшего залог любого боевого успеха прежде всего в умелом взаимодействии всех родов войск и, кроме того, определялась своеобразием стратегических задач, стоявших перед Россией в начале XVIII в.

     

    На каждом этапе войны, исходя из поставленной стратегической цели, Петр I выбирал такое главное направление наступательных действий, на котором было возможно организовать наиболее тесное взаимодействие армии и флота и таким путем добиться наибольшего стратегического успеха.

    При планировании военных действий на море Петр I всегда исходил из реальных возможностей флота и особенностей театра военных действий. Учитывая превосходство шведского линейного флота, Петр I не стремился к его уничтожению в генеральном сражении, а использовал свой более слабый корабельный флот и многочисленный гребной флот прежде всего для непосредственного содействия сухопутным силам. Показав высокие образцы военного и военно-морского искусства в совместных действиях, русская армия и флот на глазах у многочисленного шведского линейного флота овладели Выборгом, Гельсингфорсом, всей Финляндией, Аландскими островами, вытеснили противника из Финского залива и перенесли военные действия на территорию Швеции.

    Во время финляндской кампании 1712—1714 гг. и в действиях против побережья Швеции на заключительном этапе войны русская армия и флот дали блестящий образец организации наступательных действий в островном районе морского театра. Эти действия отличались смелостью и быстротой маневра, стремлением обойти сильные фронтальные позиции и второстепенные островные укрепления противника, решительностью атак наиболее важных объектов противника, захват которых обеспечивал последующее наступление русской армии и флота. Опыт совместных действий русской армии и флота в островном районе, приобретенный в ходе Северной войны, в последующем получил дальнейшее развитие в боевых действиях русского флота под командованием адмиралов Спиридова, Ушакова, Сенявина.

     

    Главным в боевом использовании флота Петр I считал активные наступательные действия, основанные на правильном расчете. Он требовал составления продуманного плана боя и тщательной подготовки к его выполнению, разработки и осуществления необходимых мероприятий по боевому обеспечению, гибкости тактических маневров, нанесения сосредоточенных ударов по части боевого порядка противника, оказания взаимопомощи, проявления личной инициативы, упорства и настойчивости в достижении цели.

    Отличительной особенностью флотоводческого искусства Петра I является глубокая и всесторонняя оценка им всех элементов морской и сухопутной обстановки, непрерывный учет их изменений в ходе боя и их мастерское использование для достижения намеченной цели. Придавая огромное значение моральному фактору в достижении боевого успеха, Петр I постоянно стремился к поддержанию высокого боевого духа у личного состава армии и флота.

    Организационные принципы русского флота, методы обучения и воспитания его личного состава, способы ведения боевых действий на море развивались и обогащались на основе боевого опыта Северной войны. Результатом обобщения прежде всего этого опыта, исключительно богатого и поучительного, а также положительного опыта иностранных флотов и явился русский Морской устав 1720 г.

    В предисловии к уставу кратко определено важное значение для России флота, как неотъемлемой составной части вооруженных сил страны. Основной текст устава начинается с присяги, которая требовала от «всякого воинского чина» верности царскому самодержавию, всюду и во всех случаях защищать интересы государства, беспрекословно выполнять требования устава и все приказы командиров, служить на флоте «со всею ревностию, по крайней силе своей, не щадя живота и имения». Вслед за текстом присяги в пяти книгах устава изложены основные принципы организации флота, повседневная и боевая организация службы на корабле, права и обязанности всех чинов флота. В заключительной части устава помещены образцы корабельных журналов и даны указания по их ведению, а также содержится подробное описание сигналов русского корабельного и галерного флота.

    Командиром-единоначальником корабля являлся капитан. Он отвечал за состояние вооружения и снабжения корабля, за обучение личного состава, за готовность корабля к бою и его действия в бою. Весь личный состав до вступления корабля в кампанию расписывался по боевым постам: "к пушкам, к мелкому оружию, к парусам и т. д., «чтобы всякий человек, когда ни спросят, мог бы знать свою должность и место».

    Устав требовал доведения тщательной подготовки к бою. Капитан корабля обязан был собрать офицеров и объявить «всякому, кому о том ведать надлежит, все ордеры, которые ему даны будут от главного командира, то есть о готовности к бою, как неприятеля сыскать, как скорее итти, как содержать себя на море и в каком ордере биться, дабы всяк на корабле мог знать свое место...» На личный состав каждой специальности возлагались обязанности готовить к бою свои посты. Канониры готовили к бою

    артиллерию, команды управления парусами — запасные паруса и снасти, плотники и конопатчики — материал для заделки пробоин и замены сбитых в бою мачт и рей и т. д.

    Перед вступлением в бой флоту надлежало выстроиться в определенный приказом боевой порядок и стремиться занять по отношению к противнику наветренное положение. Основным видом боя парусных боевых кораблей являлся артиллерийский бой, нередко завершавшийся абордажем. Для достижения решительных целей боя устав требовал действовать наступательно, артиллерийский огонь по противнику открывать только с короткой дистанции, оказывать друг другу помощь. При достижении успеха в бою, приводившему к расстройству боевою порядка противника и его бегству, каждому русскому кораблю надлежало «всяким образом по крайней возможности и силе оного гнать и абордавать и всякий возможный ущерб чинить...»

    Устав требовал организации надёжной связи между кораблями и непрерывного управления ими в бою. В случае серьезного повреждения адмиральского корабля флагман был обязан перейти на другой, неповрежденный корабль.

    От всего личного состава требовалось действовать в бою мужественно и храбро. Офицеры корабля своим личным примером должны были побуждать весь экипаж к стойкости и геройству, к достижению цели боя и «ни в коем случае, под потерянием живота и чести», не допустить сдачи корабля врагу. «Все воинские корабли Российские не должны ни перед кем спускать флаги, вымпелы и марсели, под страхом лишения живота». За невыполнение приказа, уклонение от боя, проявление трусости виновные наказывались смертью.

    Устав требовал от всех быть верными воинской присяге, быть бдительными и хранить военную тайну. Всякий, кто с врагом будет иметь тайную переписку и кто, зная об этой преступной связи, будет скрывать ее, «оный имеет, яко шельма и изменник, чести, пожитков и живота лишен быть четвертованием или колесованием».

    Морской устав Петра I — один из самых замечательных памятников русского законодательства начала XVIII в. Он был проникнут идеями патриотизма, воинского долга и строгой военной дисциплины, составлявших основу заложенной Петром I новой системы обучения и воспитания личного состава армии и флота. По своей полноте и ясности изложения организации повседневной и боевой службы флота, по совершенству изложенных в нем принципов боевого использования флота Морской устав Петра I являлся наиболее совершенным морским уставом той эпохи. В то же время всем своим содержанием он ярко отражал классовый характер русского военного флота, призванного прежде всего защищать интересы царского самодержавия и государства помещиков и торговцев.


    Военное и военно-морское искусство Петра I в основе своей являлось глубоко творческим и национальным. Петр I был врагом шаблонов в тактике и стратегии, применявшихся иностранными армиями и флотами. Он проявил незаурядное творчество в развитии военного и военно-морского искусства на основе использования исторически сложившихся воинских традиций русского народа и боевого опыта русской армии и флота в Северную войну. С его именем справедливо связывается создание замечательной школы русского военного и военно-морского искусства. Ее передовые взгляды были восприняты и развиты выдающимися русскими полководцами и флотоводцами второй половины XVIII и начала XIX вв. — Румянцевым и Свиридовым, Суворовым и Ушаковым, Кутузовым и Сенявиным.

    В основе своей оригинальное и самостоятельное русское военное и военно-морское искусство во многом опередило военное искусство иностранных армий и флотов. Передовая роль русского военно-морского искусства с особой силой проявилась в правильном понимании роли и места флота в системе вооруженных сил страны, в большой и разносторонней практике взаимодействия армии и флота, в его глубоком творческом характере и активном наступательном духе. Выдающиеся победы молодого Балтийского флота над хорошо подготовленным шведским флотом в ходе Северной войны являются наиболее ярким показателем высокой зрелости русского военно-морского искусства и его превосходства над военно-морским искусством иностранных флотов.

















    Рейтинг@Mail.ru