• главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • словарик
  • мороружие
  • кают-компания

  • История военно-морского искусства


    Морские походы
    донских и украинских казаков

     

     

     

     

     

     

    Большую роль в борьбе за возвращение южно-русских земель, за выход к побережью Черною и Азовского морей сыграло украинское и донское казачество.

     

    В течение XVI—XVII вв. казаки велй почти непрекращающиеся войны с крымскими татарами и турками. Помимо вооруженной борьбы на суше, украинские и донские казаки совершали многочисленные морские походы в Крым и Турцию. Свои походы казаки совершали на парусно-гребных судах, обладавших хорошими морскими качествами. У запорожских казаков эти суда назывались «чайками» или «челнами», а у донских«стругами». Длина чайки была около 20 м, ширина — 3—4 м, осадка — 0,5—0,6 м. Эти суда имели 10—15 пар весел, две мачты для постановки парусов, два руля (в корме и в носу). Для непотопляемости вокруг чайки привязывали тростник. На каждом судне размещалось до 80 казаков. Казацкие суда были снабжены современным для той эпохи вооружением. На чайке было от 4 до 6 небольших пушек (фальконетов). Личный состав на чайке имел ручное огнестрельное и холодное оружие.

     

    В морские походы отправлялось от 80 до 100 казацких чаек. Нередко украинские и донские казаки организовывали совместные морские походы. К таким совместным походам украинских и донских казаков относится поход в Крым воевод Адашева и Вишневецкого во время Ливонской войны, в 1559 г. Целью этого похода являлось пресечение разбойничьих набегов крымских татар на южные земли Русского государства. Для отвлечения внимания турецкого флота удар по Крыму наносился с двух направлений: со стороны Днепра — отрядом Адашева и со стороны Дона— отрядом Вишневецкого. Отряд Адашева состоял из московских войск и украинских казаков, общей численностью около 8 тыс. человек. В отряд Вишневецкого входили преимущественно донские казаки, общей численностью до 5 тыс. человек.

    Для перевозки войск в Крым на Днепре и Дону были специально построены суда. В этом совместном походе казаков наиболее успешно действовал отряд Адашева. В Днепровском лимане им были захвачены два турецких корабля. Высадившись в Крыму в районе Хорлы, отряд в течение двух недель успешно действовал на берегу против крымских татар, заняв несколько селений и освободив из неволи русских пленных. Морской поход воевод Адашева и Вишневецкого был крупным военным предприятием того времени.

     

    Казацкие флотилии успешно нападали на турецкий флот и черноморские порты турок — Варну, Кафу, Синоп, Трапезунд. В морских походах казаки показали себя смелыми и искусными мореходами. К каждому походу они тщательно готовились. Украинские казаки обычно выходили в море осенью, используя пасмурные осенние дни и темные ночи для прорыва через устье Днепро-Бугского лимана, где находился турецкий кордон. Так же поступали и донские казаки, прорываясь в Азовское море мимо турецкой крепости Азов, стоявшей в устье Дона.

    В боевых столкновениях с сильным для того времени турецким флотом казаки применяли особые тактические приемы. Небольшие слабо вооруженные казацкие суда не могли вступать в длительное артиллерийское состязание с большими по размерам и вооруженными более мощной артиллерией турецкими кораблями (галерами). Поэтому свое огнестрельное оружие казаки использовали главным образом для подготовки абордажа. Сближаясь с противником, они вели по нему непрерывный огонь, добиваясь этого попеременной стрельбой: пока часть казаков заряжала оружие, в это время другие стреляли. Относительная слабость казацких судов компенсировалась скрытным сосредоточением большого числа чаек против одной галеры и внезапностью нападения. Внезапность достигалась тщательным наблюдением за противником после его обнаружения и умелым использованием для нападения природных условий (положение солнца, время дня и т. д.).

     

    Одним из выдающихся событий в истории морских походов донских казаков было занятие в 1637 г. крепости Азов, закрывавшей выход из Дона в Азовское море. Захват крепости был осуществлен с помощью казацкой флотилии, на судах которой к Азову были доставлены необходимые для осады крепости с суши артиллерия, боеприпасы и продовольствие.

    Азов был превращен казаками в базу, откуда они выходили в море. Понимая значение Азова для Русского государства, казаки вскоре после его взятия обратились к правительству с предложением занять Азов своими войсками.

    Принятие предложения казаков означало войну с Турцией. Этого русское правительство не желало и поэтому отказалось от посылки войск в Азов. Казаки в ожидании ответа из Москвы удерживали крепость до 1642 г. Узнав о решении правительства, они покинули Азов, разрушив его укрепления.

     

    Победы, одержанные казаками в морских походах, свидетельствуют о высоких моральных и боевых качествах личного состава казацких флотилий. Высокий боевой дух казаков объясняется справедливым характером их борьбы с агрессией со стороны Турции и зависимого от него Крыма. В морских боях с турецким флотом казаки показали примеры высокого тактического искусства, которое определялось имеющимися у них кораблями и вооружением.

     

     

    Русско-шведская война 1656—1661 гг.

     

    Одной из важнейших задач внешней политики Русского государства к середине XVII в. вновь становится борьба за выход к Балтийскому морю, потребность в котором обусловливалась «усиливающимся обменом между областями, постепенно растущим товарным обращением, концентрированием небольших местных рынков в один всероссийский рынок» и развивающимися экономическими и политическими сношениям с европейскими странами.

    Русско-шведской войне 1656—1661 гг. предшествовала война с Польшей в 1654 г. Целью этой войны было освобождение и воссоединение украинских и белорусских земель. На стороне русских войск выступил белорусский и украинский народ во главе с Богданом Хмельницким. В ходе войны русские войска разгромили армии Польши. Воспользовавшись ослаблением Польши, Швеция вторглась на ее территорию и быстро оккупировала значительную часть страны. Русское правительство, опасаясь дальнейшего усиления Швеции, весной 1656 г. начало войну против шведов, имея целью возвратить свои земли на Балтийском побережье и получить выход к морю.

    По стратегическому плану, разработанному в Москве, предусматривалось овладение берегами Рижского залива, южным побережьем Финского залива, устьем Невы, Карелией и Ладожским озером. В соответствии с планом военные действия велись четырьмя отрядами войск, каждый из которых имел свой район действий.

    Главные силы русских действовали на рижском направлении. Для перевозки войск, вооружения и боеприпасов по Западной Двине русскими были использованы специально построенные суда (1 400 барок и стругов). Действуя на этом направлении, русские войска 14 августа 1656 г. заняли город Кокенгаузен (Кукейнос), переименованный в Царевичев-Дмитриев, после чего войска осадили Ригу. Однако осада эта не имела успеха, так как шведы, располагая сильным флотом, непрерывно доставляли в Ригу водным путем пополнение, боеприпасы и вооружение.

    В районе Невы с русской стороны успешно действовала казацкая парусно-гребная флотилия, состоявшая из судов, собранных в приречных районах и частично построенных донскими казаками. 22 июля 1656 г. у острова Котлин флотилия вела морской бой с отрядом шведских кораблей и одержала победу, захватив в плен один корабль врага.

    Война между Россией и Швецией шла с переменным успехом. К 1658 г. Польша успела собраться с силами и возобновила войну против русских. Не имея сил и средств для ведения войны на два фронта, русское правительство вынуждено было пойти на заключение перемирия со Швецией. К этому склонялась и Швеция. Русским уполномоченным для ведения переговоров был назначен выдающийся государственный деятель того времени воевода Ордын-Нащокин.

    20 декабря 1658 г. было заключено трехлетнее перемирие, по условиям которого Русское государство не получало выхода к морю, но у русских во временном владении оставались города Кокенгаузен, Юрьев и др. Наместником этих районов был назначен Ордын-Нащокин, сторонник активной борьбы за выход России на Балтийское море. Расценивая вверенную ему территорию как плацдарм для дальнейшей борьбы за выход к Балтийскому морю через Ригу и правильно понимая значение флота в предстоявшей борьбе со шведами, Ордын-Нащокин организовал в Кокенгаузене, на Западной Двине строительство военных судов. Однако в связи с заключением 1 июля 1661 г. между Москвой и Швецией Кардисского мира, по которому русские должны были оставить районы, где наместником был Ордын-Нащокин, построенные в Кокенгаузене военные суда и портовое оборудование были уничтожены.

     

     

     

    Строительство корабля «Орел»

     

     

    В 1667 г. Ордын-Нащокин, стоявший в это время во главе посольского приказа, предложил царю план создания военного флота на Каспийском море с целью обеспечения морской торговли России со странами Востока. Этот план был принят, и в соответствии с ним началось строительство кораблей в селе Дединово, издавна являвшемся местом

    постройки речных кораблей. Общее руководство строительством кораблей было возложено на Ордын-Нащокина.

     

    Осенью 1667 г. на Дединовской верфи были заложены яхта, бот и военный корабль, получивший название «Орел». Строительство кораблей велось русскими мастерами и из русских материалов. В середине 1668 г. корабли были спущены на воду.

    Первенец крупного кораблестроения в России — трехмачтовый парусный корабль «Орел» имел длину 24,5 м, ширину — 6,5 м и осадку — 1,5 м; он был вооружен 20 пушками калибром от 2 до 6 фунтов; численность экипажа была около 70 человек.

    В 1669 г. корабли перешли по Оке и Волге в Астрахань. В том же году для регламентации корабельной службы на «Орле» по инициативе Ордын-Нащокина были написаны «34 статьи артикульных», которые по существу являлись первым русским военно-морским уставом.


     

    Корабль «Орел»

     

    В «статьях» излагались права и обязанности капитана и «начальных людей» корабля, а также краткие наставления по действиям личного состава на ходу, якорной стоянке и в бою. Мысли, заложенные в «статьях», были использованы позже Петром при составлении им своего морского устава.

    Мероприятия русского правительства по строительству кораблей явились попыткой создания постоянного флота в России и свидетельствовали о дальнейшем развитии экономической и политической мощи Русского государства.











    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru