• главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • словарик
  • мороружие
  • кают-компания

  • История военно-морского искусства


    Азовские походы Петра I

     

     

     

    Здесь и далее:

    ВОЕННОЕ И ВОЕННО-МОРСКОЕ ИСКУССТВО В АЗОВСКИХ ПОХОДАХ ПЕТРА I И В СЕВЕРНОЙ ВОЙНЕ 1700-1721 гг.

    СОЗДАНИЕ РЕГУЛЯРНОЙ АРМИИ И ФЛОТА В РОССИИ.

    ПЕТР I КАК ПОЛКОВОДЕЦ И ФЛОТОВОДЕЦ

     

     

    В конце XVII в. Россия представляла собой феодально-абсолютистскую монархию. Ее границы на севере и востоке простирались до берегов Северного Ледовитого и Тихого океанов. На западе и юге, отрезанная от Балтийского и Черного морей, Россия имела сухопутную границу со Швецией, Польшей и Турцией.

    Для экономического положения страны характерно было дальнейшее расширение феодально-крепостнического сельского хозяйства. Значительные сдвиги имелись также в развитии промышленности и торговли. Наряду с ростом мелких кустарных промыслов и ремесел в различных районах страны стали создаваться промышленные предприятия мануфактурного типа.

    Расширение помещичьего землевладения, развитие мануфактурного производства и кустарной промышленности сопровождалось усилением эксплуатации трудящихся масс и обострением классовой борьбы, наиболее ярким проявлением которой были крестьянские и городские восстания второй половины XVII и начала XVIII вв.

    Значительные успехи были достигнуты в развитии русской торговли. Рост внутренней торговли привел к концентрации небольших местных рынков в один всероссийский рынок. Постепенно расширялась и внешняя торговля, хотя ее развитие сильно задерживалось оторванностью страны от Балтийского и Черного морей и блокадой России соседними государствами. Ограниченные экономические связи России со странами Запада, поддерживавшиеся через Архангельск, и странами Ближнего и Среднего Востока — по Волге и Каспийскому морю не соответствовали экономическому росту Русского государства.

    Для развития экономических связей России со странами Дальнего Востока и укрепления стратегических позиций Русского государства на Тихом океане огромное значение имели великие географические открытия отважных русских землепроходцев и мореплавателей в Восточной Сибири и на Тихом океане.

     

    В XVII в. предприимчивые русские землепроходцы, большей частью простые крестьяне северных губерний Европейской России, Западной Сибири и Урала, неутомимо продвигались на восток. Они шли через тайгу, ледяные пустыни, тундру, плыли на самодельных судах по величественным сибирским рекам, строили укрепленные городки — «остроги» и вели торговлю с Маньчжурией, Монголией и Китаем.

    В результате замечательных открытий и исследований Пояркова, Дежнева, Хабарова и многих других отважных землепроходцев уже в первой половине XVII в. русские поселения распространились по Восточной Сибири вплоть до побережья Охотского моря.

    В конце XVII в. экспедицией устюжского крестьянина В. Атласова была исследована и присоединена к России Камчатка. В начале XVIII в. в результате неутомимых поисков и исследований, произведенных блестящей плеядой русских мореплавателей (И. Львов, Я. Елчин, М. Гвоздев, И. Федоров, А. Чириков, В. Беринг и др.), был найден путь из Северо-Восточной Азии в Северную Америку и получены богатейшие научные сведения о водах архипелага, берегах северной части Тихого океана и о северо­западном побережье американского континента.

    То, что было не под силу ученым и мореплавателям Западной Европы, совершили русская наука и русский флот.

    Освоение и заселение русскими людьми тихоокеанского побережья Сибири, островов северной части Тихого океана и открытие русскими мореплавателями Америки со стороны России укрепили безопасность русских земель в период, когда происходила ожесточенная борьба между Англией и Францией за колонии, и в дальнейшем способствовали установлению экономических связей России с Китаем, Америкой и Японией.

    Однако, несмотря на сдвиги в развитии промышленности и торговли, несмотря на рост и укрепление Русского государства, в конце XVII в. царская Россия с ее феодально-крепостнической системой хозяйства была экономически отсталой страной. Она отставала от ряда стран Европы, уже имевших более развитую капиталистическую промышленность, сельское хозяйство и торговлю. Экономическая отсталость России определила ее военную отсталость, что и сказалось на неудачном исходе войн против Польши, Швеции и Турции в XVII в.

    Западноевропейские государства пытались использовать экономическую и военную отсталость России для навязывания ей кабальных торговых договоров и для захвата русских земель. Таким образом, экономическая, политическая и военная отсталость России являлась серьезной угрозой национальной независимости русского народа.

    Для сохранения своей национальной независимости России нужно было прежде всего поднять экономику и культуру, реорганизовать вооруженные силы, улучшить государственный аппарат. Эти неотложные задачи и легли в основу внутренней политики Петра I. «Когда Пётр Великий, имея дело с более развитыми странами на Западе, лихорадочно строил заводы и фабрики для снабжения армии и усиления обороны страны, то это была своеобразная попытка выскочить из рамок отсталости».

     

    Одной из причин отсталости России была ее длительная оторванность от Балтийского и Черного морей. Искони русские земли на берегах Азовокого и Черного морей в конце XV в. были захвачены Турцией, которая в течение нескольких веков изолировала Россию от Черного моря. В начале XVII в., захватив русские земли на берегах Невы и Финского залива, Швеция отрезала Россию от Балтийского моря.

    Карл Маркс, оценивая положение России в конце XVII в., писал: «Ни одна великая нация никогда не существовала и не могла существовать в таком отдаленном от моря положении, в каком первоначально находилось государство Петра Великого; никогда ни одна нация не мирилась с тем, чтобы ее морские побережья в устьях рек были от нее оторваны; Россия не могла оставлять устья Невы, этого естественного выхода для продукции Северной России, в руках шведов, так же как устьев Дона, Днепра, Буга и Керченского пролива в руках кочевников-татар».

    Оторванность от Балтийского и Черного морей имела два основных неблагоприятных следствия для России: во-первых, она лишала ее возможности развивать экономические связи с Западной Европой кратчайшими и наиболее удобными морскими путями, чем в значительной мере тормозилось развитие производительных сил страны, во-вторых, она создавала постоянную угрозу внешней безопасности Русского государства, границы которого на юге были открыты для нападения со стороны турок и татар, а на северо-западе — со стороны шведов.

    Интересы экономического развития и национальной обороны ставили перед Россией задачу борьбы за возвращение берегов Черного и Балтийского морей. Именно эта борьба и явилась основным содержанием внешней политики правительства Петра I.

     

     

    РУССКОЕ ВОЕННО-МОРСКОЕ ИСКУССТВО

    В АЗОВСКИХ ПОХОДАХ ПЕТРА I

    (1695—1696 гг.)

     

    Война России с Турцией за возвращение побережья Азовского и Черного морей. Стратегический план Петра I.

    В конце XVII в. борьба России за выход к морю была начата войной против Турции, за спиной которой стояла Англия, стремившаяся помешать России стать морской державой. Политической целью России в этой войне являлось возвращение побережья Азовского и Черного морей, - что должно было способствовать обеспечению безопасности южных границ России и ее дальнейшему экономическому развитию.

    Наиболее удобными стратегическими направлениями при наступлении на побережье Азовского и Черного морей были признаны направления на Очаков и Азов. При наступлении по этим двум направлениям Днепр и Дон могли быть использованы как удобные водные пути для перевозки и снабжения армии. В борьбе против турок и татар в устье Дона и низовьях Днепра Петр I рассчитывал на активную поддержку донских и запорожских казаков. С выходом к морю предполагалось создать базы, опираясь на которые русский флот в дальнейшем мог отрезать Крым от снабжавшей и поддерживавшей его Турции.

    Учитывая, по опыту прежних походов русских войск на Крым, трудность овладения Крымом ударом через укрепленный Перекопский перешеек, Петр I в качестве главного направления военных действий против турок и татар избрал азовское направление. Ближайшей стратегической целью русской армии на этом направлении являлось взятие турецкой крепости Азов, преграждавшей выход в Азовское море. По замыслу Петра I, овладение Азовом позволило бы закрепиться в устье Дона и на северном берегу Азовского моря, а отсюда действовать против Крыма, минуя сильно укрепленный противником Перекопский перешеек.

    Наступление русской армии на очаковском направлении должно было отвлечь турецкие силы от Азова и этим способствовать успеху наступления на главном стратегическом направлении.

     

    Азовские походы 1695—1696 гг.

     

    Два похода русских войск на Азов составляют главное содержание войны России с Турцией в конце XVII в. Первый поход на Азов был предпринят в 1695 г. Русские войска овладели передовыми укреплениями турок под Азовом, дважды штурмовали его, но, не добившись решающего успеха, с наступлением осени вынуждены были снять осаду вражеской крепости, оставив сильные гарнизоны в занятых турецких укреплениях.

    Одна из основных причин неудачи этого похода заключалась в том, что Азов, осажденный русскими войсками с суши, не был заблокирован с моря из-за отсутствия у России флота. Это позволило турецкому флоту беспрепятственно доставлять осажденному гарнизону людские пополнения и снабжение морским путем. Другой причиной неудачи похода являлось отсутствие единого командования в русской азовской армии, которая управлялась военным советом из трех равноправных генералов и Петром I, утверждавшим решения военного совета. Такая организация командования не обеспечивала быстроты в принятии решений и согласованности действий отдельных частей русской армии. Наконец, опыт первого похода на Азов выявил и неподготовленность войск к осадным действиям.

    Неудача первой азовской кампании не заставила Петра I отказаться от продолжения борьбы за выход на Азовское и Черное моря. С конца 1695 г. началась напряженная подготовка к новому походу на Азов. На этот раз, учитывая уроки первого похода, было решено для быстрого овладения Азовом действия армии дополнить действиями флота, который должен был блокировать крепость с моря и тем лишить осажденный гарнизон подкреплений, доставляемых морским путем.

    При этом Петр I правильно решил, что для действий на мелководье устья Дона и Азовского моря необходимо было создать флот главным образом из галер, которые благодаря своей небольшой осадке и маневренным качествам были наиболее пригодны к использованию в этом районе. Помимо боевого флота, для перевозки войск, артиллерии и боезапаса речным путем решено было построить большое количество стругов, лодок и плотов.

    Строительство кораблей происходило в глубоком тылу — в селе Преображенском под Москвой, в Воронеже и в ряде мест на Дону. На строительство кораблей правительство мобилизовало тысячи корабельных мастеров и плотников. Десятки тысяч людей были согнаны на строительство верфей, на заготовку и перевозку леса, на производство канатов, парусов и пушек. К спешному строительству флота была привлечена и армия. Ценой большого напряжения сил и чудовищной эксплуатации крепостного населения в течение короткого времени, за зиму 1695/96 г., был построен морской и речной флот. К началу второго похода на Азов новый флот состоял из двух 36-пушечных кораблей, четырех брандеров, 23 галер и большого числа стругов, морских лодок и плотов. Личный состав кораблей был укомплектован офицерами и солдатами Семеновского и Преображенского гвардейских полков.

    Одновременно со строительством флота шла деятельная подготовка к новому походу и сухопутных войск. Численность азовской армии возросла до 75 тыс. человек. Во главе армии был поставлен единый командующий — боярин А. С. Шеин, хотя фактически все руководство Петр I взял на себя.

    План новой кампании намечал совместные действия армии и флота на главном, азовском направлении. Для демонстративных действий в низовьях Днепра, по примеру кампании 1695 г., выделялась армия под командованием Шереметева.

     

    В мае 1696 г. главные силы армии из Воронежа направились к Азову сухим путем; остальная часть армии с артиллерией, боезапасом и продовольствием начала спускаться вниз по Дону на речных судах и отчасти на боевых кораблях.

    Отправляя флот в первый боевой поход, Петр I в мае 1696 г, издал указ по галерам, в котором были определены обязанности флагманов и командиров по организации, управлению и использованию флота в бою и на переходе. Это было первое боевое наставление в русском флоте. Указ определял порядок движения флота и строго требовал от командиров кораблей точного сохранения своего места в походном строю. Указывалось на необходимость быстрых и точных действий при всех перестроениях флота, при постановке и съемке с якоря. Статьи указа, определявшие, задачи флота в бою, требовали активных и решительных действий, оказания товарищеской взаимопомощи, проявления инициативы и настойчивости в достижении цели боя. Для управления флотом в бою и на переходе были разработаны условные сигналы. Весь указ был проникнут идеей единоначалия и строгой воинской дисциплины. За неточное исполнение сигнала виновные подвергались денежным штрафам, за проявление трусости и уклонение от боя — наказывались смертью. Положения указа свидетельствуют о глубоком понимании Петром I вопросов организации и боевого использования флота.

    Совершив переход по Дону и сухим путем, русская армия и флот в конце мая 1696 г. сосредоточились у Азова. Первая цель заключалась в том, чтобы с помощью флота заблокировать Азов с моря. Эта задача была успешно решена 27 мая, когда русские галеры, воспользовавшись разливом Дона, вышли по не укрепленному турками Каланчинскому рукаву в Азовское море и сосредоточились перед устьем Дона. Для большей эффективности морской блокады Азова и для прикрытия береговой артиллерией русского флота, стоявшего на взморье, по приказу Петра на обоих берегах судоходного рукава устья Дона были построены два форта, державшие под обстрелом вход в реку. Эти форты являлись сильной артиллерийской позицией, во взаимодействии с которой русский флот смог надежно заблокировать Азов с моря.

    Одновременно русские войска осадили крепость с суши. Лучшая подготовка и использование боевого опыта первого азовского похода позволили войскам повести новую осаду Азова более успешно. 19 июля 1696 г. турецкий гарнизон, осажденный с суши и заблокированный с моря, вынужден был капитулировать.

    Победа под Азовом характеризует зрелость русского военного и военно-морского искусства. Учитывая безуспешные в прошлом попытки наступления русских войск на перекопском направлении, Петр I отказался от этого традиционного направления и правильно выбрал в качестве главного направления азовское, позволявшее использовать речные коммуникации и флот. Наступление на азовском направлении стратегически обеспечивалось действиями русских войск в устье Днепра.

    Для содействия сухопутным силам во втором походе на Азов Россия оказалась способной в течение предельно короткого времени в глубине страны создать значительный боевой и транспортный флот. Этот опыт строительства кораблей в дальнейшем был использован при создании Балтийского флота. 

    Победа под Азовом была достигнута объединенными усилиями армии и флота, тесное взаимодействие которых явилось решающей причиной быстрого взятия сильной приморской крепости.

    Происходившие в то же время боевые действия англичан против французских приморских крепостей и островов оказывались, как правило, безуспешными ввиду неспособности английского командования правильно организовать взаимодействие армии и флота.



     

    Совместные действия русской армии и флота по овладению Азовом в 1696 г.


    В свете этого победа русских войск и флота под Азовом говорит о превосходстве русского военного искусства над иностранным военным искусством, особенно в организации

    совместных действий армии и флота.

     

     

    Строительство Азовского флота

     

    Занятием Азова была достигнута лишь ближайшая стратегическая цель в войне против Турции. Впереди еще предстояла упорная борьба за свободный выход на Черное море. Для продолжения борьбы с Турцией необходим был сильный военный флот. 20 октября 1696 г. Петр I издал указ, утвержденный Боярской думой, смысл которого был лаконично выражен словами: «Морским судам быть». Это было краткое выражение решения Петра I о создании сильного военного флота на Азовском море. День утверждения этого указа и является днем рождения русского регулярного флота.

     

    К строительству флота было привлечено все население, в том числе и господствующие классы страны. По указу Петра I светские и духовные землевладельцы должны были объединиться в определенное число «кумпанств», каждое из которых обязано было за свой счет построить по одному кораблю. Основная тяжесть постройки флота легла, конечно, на плечи крепостных крестьян и различных мастеровых людей, которые массами сгонялись помещиками на заготовку леса, на верфи, на лесопильные и другие заводы для того, чтобы выполнить большую кораблестроительную программу, разработанную правительством для «кумпанств».

    На верфях Дона и его притоках для Азовского флота строились парусные боевые корабли с небольшой осадкой, но с сильным артиллерийским вооружением, доходившим до 50—60 пушек. Кроме того, производилось строительство гребных кораблей — галер. Постройка кораблей «кумпанствами» продолжалась в течение 2—3 лет. Однако из-за спешности, отсутствия необходимого опыта и неудовлетворительной организации строительства флота корабли, построенные «кумпанствами», не обладали высокими боевыми качествами. Вскоре правительство Петра I вынуждено было распустить «кумпанства» и взять в свои руки дело дальнейшего строительства Азовского флота.

    Флот на Азовском море просуществовал до 1711 г., когда в связи с неудачным исходом новой войны с Турцией (неудачный Прутский поход Петра I) Россия вынуждена была отказаться от берегов Азовского моря, приобретенных в результате второго азовского похода. С потерей Азова и Таганрога корабли русского Азовского флота частью были разобраны, а частью проданы. Освободившийся личный состав был использован для укомплектования быстро возраставшего Балтийского флота.

    Азовский флот положил начало развитию регулярного военного флота в России. Его историческое значение заключалось в том, что он явился большой практической школой русских моряков и кораблестроителей, опыт которых был использован при строительстве Балтийского флота.

    Азовский флот имел важное военно-политическое значение в ходе борьбы России со Швецией. В значительной мере благодаря Азовскому флоту Петру I удавалось в течение длительного времени, особенно в период вторжения Карла XII в Россию, удерживать Турцию от вооруженного выступления против России, что имело большое значение для обеспечения разгрома шведской армии под Полтавой и завоевания Прибалтики.

     











    Рейтинг@Mail.ru