• главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • словарик
  • мороружие
  • кают-компания

  • История военно-морского искусства


     

    Военная реформа в России

     

     

     

     

    ВОЕННО-МОРСКОЕ ИСКУССТВО РОССИИ
    ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX века

    РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИЗМА В РОССИИ ПОСЛЕ 1861 года

    ВОЕННАЯ РЕФОРМА

     

     

     

    В истории России 60-е годы XIX в. были ознаменованы важнейшими социально-экономическими сдвигами.

    Интересы экономического развития России настоятельно требовали уничтожения крепостного права, которое все более тормозило хозяйственное, политическое и культурное, развитие страны. Россия к концу крепостной эпохи отстала в своем промышленно-техническом развитии на целое полстолетие, между тем как в начале XVIII в. русская мануфактура стояла впереди английской (вплоть до того, что в Англию ввозилось русское железо и полотно). Это отставание явилось следствием того, что промышленный переворот из-за длительного господства в России крепостного строя проходил со значительным опозданием. Отсталость экономическая и политическая предопределила и военное поражение царизма в Крымской войне 1853—1856 гг. Развивавшиеся новые производительные силы вступали в конфликт со старыми производственными отношениями. Крепостному помещичьему хозяйству становилось все труднее приспосабливаться к изменившимся условиям экономической жизни.

    Для окончательного закрепления необходимых условий капиталистического развития нужно было устранить правовую надстройку в виде крепостного права, уже пережившую развитие своей экономической базы.

    Кризис крепостного строя и его крушение проходили в обстановке ожесточенной классовой борьбы, чреватой революционным взрывом. В. И. Ленин характеризовал эту обстановку как революционную ситуацию.


    Таким образом, естественный ход экономического развития, все возраставшая революционная борьба крепостного крестьянства, Крымская война, обнаружившая гнилость и бессилие крепостной России, заставили царское правительство провести ряд реформ и, прежде всего, освободить крестьян от крепостной зависимости.

    Реформа 1861 г., проведенная крепостниками, была буржуазной по содержанию и крепостнической по своему характеру; она была шагом по пути превращения России в буржуазную монархию.

    После отмены крепостного права в России начал довольно быстро развиваться капитализм, несмотря на то, что остатки крепостничества задерживали его развитие. Реформа 1861 г. дала сильнейший толчок дальнейшему развитию капиталистических отношений в городе и деревне, расслоению крестьянства, расширению внутреннего рынка, развитию денежного хозяйства. На смену России крепостнической шла Россия капиталистическая. «...После 61-го года,— указывал В. И. Ленин,— развитие капитализма в России пошло с такой быстротой, что в несколько десятилетий совершались превращения, занявшие в некоторых старых странах Европы целые века».

    В первые годы после реформы более быстрыми темпами, по сравнению с тяжелой промышленностью, стала развиваться хлопчатобумажная и шерстяная. Стимулом к развитию тяжелой промышленности послужило железнодорожное строительство, сыгравшее огромную роль в промышленном подъеме России. Если в 1861 г. на всей огромной территории страны имелось всего 1 585 км железных дорог, то к 1881 г. протяженность железнодорожной сети составляла уже 22 780 км, а в водном транспорте число пароходов за период 1860—1865 гг. возросло с 399 до 2539. В 80-е и 90-е годы продолжалось интенсивное строительство железных дорог, сыгравших большую роль в процессе формирования внутреннего рынка и в деле укрепления обороноспособности страны.

    Железнодорожное строительство, развитие морского и речного транспорта предъявили огромный спрос на каменный уголь, нефть, чугун, сталь, железо. Достаточно сказать, что добыча угля с 1860 по 1890 г. увеличилась в 20 раз, добыча нефти за тот же период выросла с 1 млн. пудов до 243 млн. пудов, производство железа и стали — почти вчетверо.

    Особенно быстро развивалась промышленность Юга. В 80-е годы в Криворожском районе был построен ряд новых заводов, работавших на местной руде и донецком угле, причем крупные заводы росли быстрее, чем мелкие. Вместе с концентрацией производства росла и концентрация рабочего класса. В 60—80-е годы были построены крупные машиностроительные заводы в Петербурге, Москве, Сормове и другие. За тридцать лет после реформы число машиностроительных заводов увеличилось в три с половиной раза, а число рабочих на них более чем в двадцать раз.

    Все эти изменения являлись выражением общего и быстрого развития капиталистических отношений в 70—90-е годы в России. Но, несмотря на это, царская Россия продолжала оставаться страной аграрной, отсталой в экономическом отношении, страной мелкобуржуазной, в которой преобладало малопроизводительное крестьянское хозяйство.

     

    Отмена крепостного права неминуемо должна была повлечь за собой ряд других преобразований, цель которых заключалась в том, чтобы приспособить самодержавно-полицейский строй России к нуждам буржуазного развития. Вслед за реформой 1861 г. были проведены реформы по созданию городских дум и земских учреждений, судебная реформа, финансовая, цензурная, в области народного образования и, наконец, военная реформа, которая должна была превратить армию феодально-крепостнического государства в армию буржуазного типа. Чтобы осуществить это превращение, необходимо было сделать армию всесословной, изменить систему комплектования, подготовку рядового и офицерского состава и систему военного управления, перевооружить армию, снабдив ее новым оружием, и построить современный паровой броненосный флот.

    Одним из основных преобразований в области военного управления явилась военно-окружная реформа, проведенная в 1864 г. По этой реформе было первоначально создано 15 военных округов, в каждом из которых был образован военно-окружной совет с правом решения многих хозяйственных вопросов, зависевших ранее от военного министерства. Военные округа получили всю полноту командной и военно-административной власти в отношении расположенных на их территории войск.

    Эта мера привела к децентрализации управления, укреплению связи между войсками и хозяйственными органами, к ускорению делопроизводства и в конечном счете обеспечивала быстрое развертывание армии на случай войны. Созданием военных округов преследовалась и политическая цель: сосредоточение в руках командующего войсками округа военной и гражданской власти облегчало борьбу самодержавия с растущим революционным движением народных масс.

    Военные преобразования завершились последней из буржуазных реформ — законом о всеобщей воинской повинности, утвержденным 1 января 1874 г. По этому закону прежние рекрутские наборы, распространявшиеся лишь на «податные сословия» — крестьян, ремесленников и мещан (дворяне не подлежали раньше рекрутской повинности, а купцы вместо нее платили денежные сборы), были заменены всеобщей воинской повинностью независимо от сословной принадлежности.

     

    Сроки службы были сокращены в армии до шести лет действительной службы и девяти лет запаса, во флоте — до семи лет действительной службы и трех лет запаса. Закон о всеобщей воинской повинности давал возможность обеспечить рост обученных резервов и превратить русскую армию в массовую армию буржуазного типа. Положительное значение всеобщей воинской повинности состояло и в том, что господствовавшие классы вынуждены были научить весь народ владеть оружием, которое он в известный момент мог использовать в борьбе против тех же господствующих классов.

    Изменены были и способы боевой подготовки. Войска стали обучаться в условиях, более близких к боевой обстановке. Проводились маневры, практические стрельбы, развивались физические качества солдат, были юридически отменены телесные наказания. Однако закон о воинской повинности не обеспечивал принципа всеобщности. Целый ряд льгот, предоставленных вслед за тем имущим классам, исключал возможность последовательного осуществления принципов всеобщей воинской повинности в условиях самодержавно-дворянского государства.

    Военная реформа имела большое значение и для флота. Так же как и в армии, управление флотом было децентрализовано. Главные командиры портов получили большие права и самостоятельность. Для упрощения организации морских команд упразднялись должности дивизионных начальников и командиров бригад со штабами. Заменившие их флагманы получили только командные функции. Сокращение сроков службы при наличии на паровых броненосных кораблях сложной техники заставило призывать на флот более подготовленных людей из среды фабрично-заводского пролетариата. В 1874 г. был подтвержден указ 1867 г., по которому 85 специальных районов в приморских губерниях отводилось для комплектования флота. Кроме того, морскому министерству разрешалось отбирать во всех районах России специалистов по машинной части (мастера, машинисты, кочегары). Эта система комплектования привела к резкому изменению классового состава экипажей кораблей и вместе с тем заставила изменить систему обучения и подготовки личного состава. Были организованы школы по подготовке младших специалистов. Строительство флота, рост техники и боевых средств флота, равно как и развитие тактики, заставили коренным образом изменить систему подготовки и офицерских кадров парового флота. С 60-х годов началась реорганизация существовавших и создание новых военно-морских учебных заведений. Были открыты военно-морская академия, артиллерийский и минный офицерский класс, морской корпус реорганизован в морское училище, пересмотрены и расширены программы, введены новые дисциплины, значительно увеличено время на практическую подготовку слушателей и будущих офицеров флота.

     

    Военные преобразования дали возможность создать вооруженные силы, в техническом и организационном отношениях гораздо более соответствовавшие потребностям капиталистического государства, хотя армия и флот сохранили феодально-крепостнические черты. По-прежнему между кастовым командным составом и бесправной солдатской массой сохранилась пропасть, отделявшая «барина» от «мужика».

     











    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru