• главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • словарик
  • мороружие
  • кают-компания

  •  

     

    Рында - не судовой колокол!

     

     

    Еще издревле на флоте отмечали текущее время каждые полчаса ударами в судовой колокол. С его помощью подавали предупредительные сигналы в тумане, при подъеме якорей, оповещали о начале работы, пожаре, появлении неприятеля, о наступлении обеденного времени, начале богослужения и т. д.

    Впервые судовые колокола появились во второй половине XV века в английском флоте. Считалось, что их звон отпугивает «злые силы», якобы населявшие моря и океаны. Отливали колокола из сплава меди, олова и цинка, а для благозвучия иногда добавлялось еще и серебро. По наружной поверхности, как правило, выгравировывались декоративные орнаменты с названием корабля и годом его постройки. Судовой колокол являлся своеобразной визитной карточкой корабля.

    Самой большой коллекцией судовых колоколов располагает Национальный морской музей в Гринвиче. Немалое количество их имеется в Центральном военно-морском музее в Ленинграде.

    Происхождение слова «склянка» связано со стеклянными песочными часами, которыми пользовались в старом парусном флоте. Вся корабельная жизнь регламентировалась четырехчасовыми промежутками времени — вахтами, а 30-минутный промежуток времени получил название «склянка». Переворачивая каждые полчаса песочные часы, специальный вахтенный отмечал это ударами в судовой колокол. В результате процесс осуществления ударов получил название «бить склянки».

    Счет отбития склянок начинался с 12 часов 30 минут, когда били в колокол один раз (одну склянку), в 13 часов — два раза (две склянки) и т. д. до восьми склянок. Затем с 16 часов 30 минут следовали четырехчасовые циклы, каждый также от одной до восьми склянок (с 16.30, 20.30, 00.30, 04.30, 08.30). Целые часы (1, 2, 3...) отмечались двойными слитными ударами о противоположные стороны колокола — из двух склянок. Когда было более двух склянок, то после каждого четного удара делались маленькие паузы. После отбития восьми склянок (т. е. четырех двойных ударов) производилась смена вахт.

    Моряки по числу пробитых склянок, не глядя на часы, определяли, какой получас пошел с момента их заступления на вахту. В момент истинного полдня (12 часов) вместо восьми склянок били рынду, т. е. звонили в колокол особым способом три темпа. В отличие от склянок этот звон представлял собой три коротких отрывистых удара, следовавших один за другим. Характерно, что в настоящее время нередко термин «рында» отождествлялся с термином «судовой колокол», что совершенно неверно, так как судовой колокол ни в парусном, ни в современном флоте иного названия, кроме как судовой колокол, не имел и не имеет!

    К сожалению, эта ошибка делается довольно часто. Она бытует среди моряков, курсантов, встречается в литературе, периодической печати, в радио- и телепередачах. Даже в музее Черноморского флота (Севастополь) экспонируется колокол эсминца, рядом с которым поясняющая табличка: «Рында эсминца...» А ведь рында — это не судовой колокол, а особый полуденный звон судового колокола.

    Давно ушли в прошлое песочные часы, их заменили механические и электрические, хронометры и секундомеры, но колокола по-прежнему бытуют на кораблях и судах, причем не только ради экзотики, но и как важное средство обеспечения безопасности плавания. В школах юнг, клубах юных моряков и речников, в детских флотилиях и теперь аккуратно, через определенные промежутки времени звонят в колокол.

     

    P.S. Порядок отбития склянок на надводных кораблях Военно-морского России приводится в разделе "Всякая всячина" или "Рундучок".








    Рейтинг@Mail.ru