фл.семафором традиция
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • моравиация
  • новости сайта
  • кают-компания






  • Киль - сердце корабля

     

     

    ОТРЫВОК ИЗ I ГЛАВЫ КНИГИ МАРГАРЕТ БЕЙКЕР «МОРСКОЙ ФОЛЬКЛОР»

     

     

         До сих пор сохранились следы суеверий, сопутствовавших в древности всем стадиям постройки, а затем и эксплуатации судна.

         Еще совсем недавно — в XIX веке — самые трезвомыслящие и скептически настроенные судовладельцы старались, чтобы как можно больше народа присутствовало при исполнении всех обязательных старинных обрядов, призванных защитить их новое судно от злых сил и соответственно обеспечить хозяину неплохие доходы. В атмосфере порта, пропитанной слухами и сплетнями, новости расходились быстро, а значит, солидная репутация с самого момента закладки давала больше возможностей подобрать хорошую команду. Ведь непоколебимая уверенность моряков в том, что к закладке привлекались магические силы, во многом влияла на будущее судна! Любой опытный и уже потому почти всегда суеверный моряк, если у него была хоть какая-то возможность выбора, конечно же, избегал «несчастливых» судов, с самого начала плохо защищенных от козней злых сил. Даже в расчетливом мире современного судоходства репутация «счастливого» или «несчастливого» создается судну очень быстро и пристает надолго, иногда на всю его жизнь.

         Закладка киля равносильна созданию «сердца судна». Это, безусловно, серьезный повод для торжественной церемонии. Бритты, заложив киль, прежде чем приступить к дальнейшей постройке судна, считали необходимым основательно выпить за его будущее благополучие. Иногда первый гвоздь забивали через подкову — на счастье. В 1921 г., послушный уже другой традиции, генерал-губернатор Канады герцог Девонширский забил в киль обвязанный красной лентой золотой гвоздь, положив тем самым хорошее начало постройке первоклассной рыболовецкой шхуны «Блуноуз»; в 1963 г. тот же ритуал сопутствовал рождению ее копии — шхуны «Блуноуз-И». Отсюда происходит и шутливый обряд, которым нередко встречают новобранцев на кораблях американского ВМФ: приказывают спуститься в самый темный закоулок трюма, разыскать и надраить «золотую заклепку», которая якобы там находится.

         Вообще, красный цвет, цвет крови и жизни, цвет, отпугивающий колдунов и ведьм, и поныне очень хорош для украшений, призванных защищать корабль от тех, кто обладает опасным свойством «сглаза». Говорят, что на военно-морских верфях США только в 1977 г. отказались от большинства церемоний, сопутствующих закладке киля, как от дорогостоящих и требующих излишне больших затрат времени.

         Западный ветер, сильный прилив, пируэты стремительных чаек (в которых переселяются души матросов), свет луны и сияние солнца — все эти приметы благодаря своей волшебной силе сулили (и сулят) выгодные грузы, большой фрахт, нужное число футов воды под килем, были (и остаются) желанными предзнаменованиями в момент закладки. Плохим предзнаменованием считалось, когда первый удар корабельного мастера высекал искру —

    в будущем именно «от нее» судно могло сгореть. Если же при постройке проливалась кровь, судно обязательно становилось «кораблем смерти»; настоящие моряки в его экипаж ни под каким видом не нанимались.

         Не особенно стеснявшиеся в выражениях корабельные плотники никогда не богохульствовали, находясь рядом с почти священным килем; в противном случае все могло пойти не так, как
    нужно.

         Изменение конструкции нового судна сразу после окончания его постройки обязательно должно было принести несчастье.

         Все табу моря и в частности: зайцы, поросята, священники и женщины (в особенности — рыжие девственницы, отличающиеся дурным глазом), на верфь не допускались.

         Неблагоприятными для закладки киля были четверг — День Тора, скандинавского бога громов и штормов, и пятница, задолго до распятия Христа приобревшая дурную репутацию как день красивой, но отнюдь не добродетельной и опасной богини Фригг, никогда не считавшейся идеалом моряка,




     

    Продолжение следует...




    Рейтинг@Mail.ru