• главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • словарик
  • мороружие
  • кают-компания

  •  

     

    История радиосигнала SOS

     

     

    В эфире SOS

    а скрягин

     

    Когда пламя опустошает палубы, когда ураган срывает крышки люков, вода заливает трюмы и судно теряет остойчивость, когда гаснет последняя искра надежды на спасение и людям грозит смерть — в эфир летят сигналы: SOS... SOS... SOS... Он означает: судно гибнет, жизнь людей в опасности, нужна немедленная помощь. Приняв этот сигнал, корабли меняют свой курс и спешат на выручку попавшим в беду.

    Какой ореол романтики окружает морские рассказы и истории, начинающиеся с того, что гибнущее судно передает в эфир традиционные три точки, три тире и три точки!

    Сколько случаев проявления геройства, стойкости и гуманизма связано с тремя буквами — SOS!

    Большинство почему-то считает, что SOS — это ничто иное, как комбинация первых букв английской фразы «Save Our Souls», то есть «Спасите наши души». Это мнение ошибочно.

    SOS возник по-другому и в начале своего появления в морской радиосвязи ничего общего не имел с выражением «Спасите наши души».

    Дело было так. В 1903 году в Берлине состоялась Первая Международная радиотелеграфная конференция, в которой участвовали представители восьми морских держав, включая Россию. Было предложено установить специальный радиотелеграфный сигнал для судов, терпящих бедствие. Предложили комбинацию трех букв «S» и трех букв «D» — SSSDDD. Твердого решения принято не было и выбор единого сигнала бедствия отложили до следующей конференции.

    Английская радиотелеграфная компания «Маркони», не считаясь с мнением закончившейся конференции, ввела для судов, оборудованных радиоаппаратами ее системы, сигнал бедствия «CQD». Он представлял собой сигнал общего вызова всех станций — «CQ», применявшийся телеграфистами на железных дорогах Европы, к которому добавили букву «D». К сочетанию трех букв моряки быстро подобрали фразу «Соте quick, danger» (идите быстро, опасность).

    Поскольку речь шла только о судах, оборудованных радиоаппаратами фирмы «Маркони», сигнал « CQD» нельзя было назвать единым международным сигналом бедствия. Более того, его часто путали с сигналом общего вызова всех станций — «CQ».

    На Второй Международной радиотелеграфной конференции, которая состоялась в Берлине в 1906 г., решили заменить «CQD» каким-нибудь другим, более ясным и четким сигналом. Американские делегаты предложили принять комбинацию двух букв Международного двухфлажного свода сигналов — сочетание «NC» — терплю бедствие, нужна немедленная помощь. Но это предложение было отклонено. Представитель Германии, один из специалистов немецкой радиотелеграфной фирмы «Сляби-арко», предложил сигнал «SOE» (...---.) — позывные судов, оборудованных аппаратурой данной фирмы. Во время обсуждения кто-то заметил, что предложенный сигнал имеет существенный недостаток: поскольку буква «Е» по азбуке Морзе передается одной точкой, сигнал при дальнем приеме или перегруженном эфире может быть искажен и даже не понят.

    Теперь уже никто не помнит, кто тогда предложил заменить букву «Е» «вторым» S». Получилось «SOS» (...---...) — короткий, четкий, непрерывный и ритмичный сигнал, который легко понять, если даже его передают очень быстро и непрерывно. Предложение было принято почти единогласно.

    Таким образом, «SOS» в своем рождении не имел ничего общего с трагичной фразой «Спасите наши души». Это позже моряки различных стран стали истолковывать сочетание этих трех букв комбинацией первых букв слов английских фраз: Save Our Souls — Спасите наши души, Save Our Ship — Спасите наше судно, Send Our Succour — Пошлите нам помощь. Swim or sink — Плыть или тонуть. Saving of Souls — Спасение душ и т. д. От сочетания этих трех букв на русском языке «СОС» придумана фраза «Спасите от Смерти».

    С введением этого сигнала были отменены другие сигналы о бедствии, в частности сигнал «CQD». Но «SOS» на флоте привился не сразу. Вопреки запрету судовые радисты продолжали применять «CQD». Это объяснялось тем, что подавляющее большинство радистов, пришедших на флот, в прошлом работало телеграфистами на железных дорогах и привыкло к сигналу «CQD».

     

    «SOS» окончательно утвердился на море, как важнейший сигнал, после трагической гибели «Титаника» в апреле 1912 г. Старший радист погибшего лайнера посылал в эфир как «CQD», так и «SOS».

    Согласно Международной конвенции об охране человеческой жизни на море, все радиостанции — как судовые, так и береговые,— услышав этот сигнал, должны немедленно прекратить всякую другую передачу, способную помешать приемке или посылке сигнала бедствия. Посланный сигнал бедствия должен незамедлительно сопровождаться сообщением сведений о названии судна, терпящего бедствие, его координатах, а также истинного пеленга или расстояния в морских милях до какого-либо определенного географического пункта.

    На случай беды у моряков есть еще один сигнал. Слово «Мейдей» — это Международный сигнал бедствия для судов и самолетов, оборудованных радиотелефонными станциями. Этот сигнал был принят на Вашингтонской радиотелеграфной конференции 1927 г., которая установила для радиосвязи единую аварийную волну (так называемая международная частота бедствия). Этот сигнал представляет собой выражение «помочь мне», передаваемое голосом на французском языке «M'aidez» (по-русски звучит как «Мейдей» или, по-другому, «Мэйдэй»). Сигнал был принят участниками конференции 1927 г. по предложению англичанина Хэнли Мокфорта — автора первого международного фонетического алфавита радистов. В морской радиотелефонной службе, осуществляемой в диапазоне частот 1605— 2850 кГц сигнал «Мейдей» передается на частоте 2182 кГц.

    В наши дни применяется целый комплекс специальных сигналов как для радиотелеграфной, так и для радиотелефонной службы на случай передачи экстренных и срочных сообщений, касающихся безопасности человеческой жизни на море. Сейчас уже невозможно встретить судно, которое не было бы оборудовано системами автоматического приема и подачи сигналов бедствия.

    Пожалуй, невозможно точно сказать, сколько человеческих жизней за последние полвека спасли на море «SOS» и «Mayday». Данные статистики аварийности мирового торгового флота красноречиво говорят, что радио спасло сотни тысяч людей, попавших на море в беду.

     

    Сигналы бедствия звучат в эфире, увы, ежегодно. История аварий и кораблекрушений за 2005 - 2012 годы на нашем сайте есть, переходите по ссылке слева и знакомьтесь.










    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru