Rambler's Top100

  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • мороружие
  • новости сайта
  • кают-компания


  •  

    народный комиссариат морского флота ссср

    центральное управление учебными заведениями

     

    Программа по специальным предметам
    для учащихся школ юнг палубной специальности


     



     

    Содержание


    Объяснительная записка к программе по специальным предметам для учащихся школ юнг палубной специальности

    Программа по специальным предметам для учащихся школ юнг морского флота палубной специальности:

    1-й год обучения

    2-й год обучения

    3-й год обучения

    Объяснительная записка к программе производственного обучения палубных юнг в учебных мастерских школ юнг морского флота

    Программа производственного обучения палубных юнг в учебных мастерских школ юнг морского флота:

    1-й год обучения

    2-й год обучения

    3-й год обучения

    Объяснительная записка к программе плавательной практики палубных юнг

    Программа плавательной практики палубных юнг школ юнг морского флота

    1-й год обучения

    2-й год обучения

    3-й год обучения

     

     

    ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    к программе по специальным предметам для учащихся школ юнг морского флота палубной специальности

     

     

    Программа по специальным предметам для юнг палубной специальности рассчитана на теоретическое ознакомление учащихся со всеми разделами морской практики, устройства судов, основ судовождения и других специальных дисциплин, необходимых для будущего матроса 1-го класса морского флота. Программа рассчитана на 288 часов.

    Благодаря этому теоретическому курсу юнги в период практического плавания на учебно-производственных судах смогут все время, отводимое по учебному плану на плавательскую практику, использовать на приобретение чисто производственных навыков. Это в значительной мере облегчает руководство обучением юнг в период плавательской практики и позволяет направлять их в плавание небольшими группами по несколько человек.

    Содержание «программ по годам обучения рассчитано таким образом, чтобы после первого курса дать юнге общие, элементарные сведения с тем, чтобы, прийдя на судно впервые, он уже имел представление об устройстве судна, устройстве и назначении палубных механизмов, основных видах работ, выполняемых палубной командой.

    Все сведения сообщаются юнгам в первом году обучения, без углубления в изучение деталей устройства. Основной целью курса, проходимого в 1 -м году обучения, является ознакомление юнг с наименованиями, терминологией и описанием судового режима и распорядка.

    Программа по специальным предметам во 2-м классе прорабатывается с учащимися, уже проплававшими минимум пять месяцев, достаточно практически ознакомленными с судном и палубными работами. Это обстоятельство позволяет перейти уже к основательной, углублённой проработке материала с тем, чтобы во второе практическое плавание юнга мог выполнять функции матроса 1-го класса.

    Программа по специальным предметам в 3-м классе прорабатывается с юнгами, получившими уже все основные производственные навыки. В связи с этим задачей курса является сообщение юнгам таких сведений, которые обеспечивают серьёзную специальную подготовку и кругозор будущему квалифицированному матросу 1-го класса.

    Учащиеся 2-го класса имеют уже достаточную общеобразовательную подготовку, поэтому при изложении материала можно пользоваться несложными физико-математическими формулами для теоретического обоснования. 

    Особое внимание должно быть обращено на изложение курса сигналопроизводства. Изложение этого раздела программы специального дела должно дать юнге ясные и исчерпывающие знания по сигналопроизводству, по всем видам судовой зрительной связи, описательной части устройства и назначению приборов зрительной связи и обеспечить подготовку квалифицированного сигнальщика.

    Часть практических упражнений выносится на часы, предусматриваемые учебным планом для практических занятий, в школе же закрепление навыков сигнальщика должно быть получено юнгой главным образом в период практического плавания на судах.

    При проработке всех разделов программы по специальным предметам необходимо широко применять наглядные пособия, модели, рисунки, а в тех случаях, когда это можно использовать, — эпидиоскоп, демонстрирование учебно-технических фильмов и пр.

     

     

    ПРОГРАММА

    по специальным предметам для учащихся школ юнг морского флота палубной специальности

     

     

    1-й год обучения — 96 часов

     

    1. Элементарное понятие о морском судне и составных его частях — 24 часа

    Подразделение судов по материалу постройки корпуса, роду двигателя и движителя, пo назначению и району плавания.

    Главные составные части корпуса металлических судов поперечной системы постройки. Набор судов: кили, штевни, шпангоуты, бимсы. Части продольного крепления: кильсоны, стрингеры и связные поясья кницы, обшивка.

    Устройство водонепроницаемых дверей, их назначение и конструкция. Устройство междудонного пространства и его назначение. Устройство горловин и крышек. Устройство палуб. Фальшборт. Планширь. Привальный брус. Пиллерсы. Устройство люков и люковых крышек. Понятие о судовых паровых котлах, паровых машинах и двигателях внутреннего сгорания. Принцип их устройства и работы, назначение.

    Разделение судна на отсеки и отделения. Устройство угольных ям, бункеров и нефтяных цистерн. Тоннель гребного вала. Дейдвудная труба. Гребные винты. Устройство грузовых трюмов. Помещения для экипажа судна и пассажиров. Устройство и расположение прочих помещений и судовых надстроек. Служебные рубки, мостики.

    Рулевое устройство. Устройство приводов для правления рулем.

    Якорное устройство. Грузоподъемное устройство. Буксирное устройство. Различные предметы оборудования судна. Дельные вещи. Судовые спасательные и рабочие шлюпки, их устройство и снабжение. Устройство для спуска и подъема шлюпок. Уборка шлюпок по-походному.

    Парусные суда, основные типы и их вооружение. Общее понятие об управлении парусными судами с прямым и косым вооружением.

    2. Морская практика — 24 часа

    Назначение рангоута на современных паротеплоходах. Материал изготовления и способы соединения отдельных его частей. Такелаж стоячий и бегучий. Общая схема его проводки на судах различного типа. Тросы проволочные и пеньковые, понятие о выделке и уходе за ними. Распускание бухт. Укладка и навивание на вьюшку. Цепи такелажные и якорные. Блоки, гаки, юферсы, талрепы, коуши, сегарсы, скобы, горденя и тали. Общее ознакомление с устройствам и назначением компаса, лота ручного и механического. Лотлинь, разбивка, крепление и уход.

    3. Сигналопроизводство — 22 часа

    Значение службы наблюдения и связи. Организация судовой службы наблюдения и связи. Связь зрительная, звуковая и световая. Сигналопроизводство флажным семафором. Прием и передача флажным семафором.

    4. Основы по технике безопасности — 6 часов

    Правила соблюдения техники безопасности. Важность ограждения рабочих мест во время выполнения различных судовых работ. Техника безопасности при швартовке и буксировке, забортных работах, грузовых операциях, управлении палубными механизмами.

    Поведение в штормовую погоду. Меры безопасности при выполнении работ по судоремонту судна. Меры безопасности при работе внутри топливных танков. Меры предосторожности от поражения электричеством. Оказание первой помощи при несчастном случае.

    5. Изучение уставов — 6 часов

    Устав о дисциплине рабочих и служащих морского флота.

    6. Основы судовой гигиены — 14 часов

    Личная гигиена членов судового экипажа. Причины возникновения основных инфекционных заболеваний на судне и меры их предупреждения. Оказание первой помощи в судовых условиях при травматических несчастных случаях. Простейшие приемы наложения повязок и бинтов.

     

    2-й год обучения — 96 часов

     

    1. Устройство судов — 6 часов

    1. Корпус судна и его части. Набор корпуса. Система набора корпуса поперечная, продольная, клетчатая и смешанная. Система набора в зависимости от назначения судна. Набор корпуса железобетонного судна. Корпус деревянного судна, составные его части и вооружение.

    2. Якорно-швартовое устройство — 10 часов

    Назначение и типы якорей. Якорные канаты, скобы, вертлюги, жвака-галсы. Стопоры для якорных канатов. Мертвые якоря. Канатные ящики. Укладка канатов. Маркировка якорной цепи. Разобщение отдельных смычек. Кнехты и киповые планки. Порядок завозки швартовов и крепление их на судах. Брашпили и шпили. Назначение их и уход за ними.

    3. Рулевое хозяйство — 8 часов

    Части руля и рулевого устройства: рудерпис, перо руля, баллер руля и его соединение с рудерписом, гельмпортовая труба, румпель-сектор, ограничители, штуртрос и его проводка, стопоры, типы ручных и механических рулевых приводов. Паровые и электрические рулевые машины и основные детали, их устройство. Уход за рулевым устройством. Командные слова при управлении рулим.

    4. Грузоподъёмные устройства и грузовые операции — 16 часов

    Различные типы судовых лебедок и кранов. Основные детали грузоподъемных устройств. Уход за грузовым устройством. Мачты, грузовые стрелы, такелаж, блоки, гаки, скобы, штыри. Методы работы на спаренных лебедках. Поднятие тяжеловесов. Понятие о мощности грузовых устройств и о допускаемой предельной нагрузке. Наименование грузов, перевозимых на морских судах, природа и свойства этих грузов. Правила и способы погрузки различных грузов. Счёт груза. Штивка груза. Сепарация груза. Приготовление трюмов к погрузке. Меры предосторожности и охрана труда при производстве грузовых операций.

    5. Снабжение судов — 10 часов

    Тросы растительные, пеньковые, манильские, кокосовые, сезальские, хлопчатобумажные. Тросы трёх-, четырех-, пятипрядные. Тросы смоляные и несмоляные. Тросы прямого и обратного спуска. Волокно, каболка, прядь, стрендь, сердечник. Приём и уход за тросами. Тросы стальные (проволочные). Тросы гибкие и жесткие. Толщина тросов. Приём и уход за тросами. Определение разрывной и рабочей крепости стальных и растительных тросов и соотношение крепости пеньковых, манильских и стальных тросов.

    Такелажные цепи. Применение такелажных цепей. Разрывная и рабочая крепость цепей. Уход за такелажными цепями. Блоки деревянные и железные. Части блока. Различные системы блоков. Блоки одно-, двух- и трехшкивные. Назначение и применение блоков на судне. Определение размера блоков. Подбор блоков для тросов. Уход за блоками. Гаки простые, повернутые, складные, вертикальные, пентер-гаки, глаголь-гаки, грузовые. Части гака. Назначение и применение гаков. Закладывание гака. Скобы якорные, соединительные (прямые и полукруглые), такелажные и патентованные. Талрепы винтовые и тросовые, их назначение и применение. Сегарсы, люверсы, раксы, коуши. Назначение и применение их. Тали шлюпочные, хват-тали, гини, тали механические, или дифференциальные. Правильная основа талей. Уборка и хранение талей. Расчет талей.

    6. Измерение глубины моря — 8 часов

    Лоты ручные и диплоты. Развязка лотлиня и диплотлиня в метрах. Проверка лотлиня. Футштоки для мелководья. Бросание лота ночью.

    Применение лота к определению дрейфа судна при стоянке на якоре и определениям места судна. Понятие об устройстве и употреблении лота Томсона. Хранение и уход за ручными лотами» диплотами и механическими лотами.

    7. Судовые шлюпки, их устройство и назначение — 12 часов

    Классификация их в соответствии с правилами Регистра. Вооружение и снабжение шлюпок. Хранение, спуск и подъём. Шлюпбалки обыкновенные и патентованные. Правила управления шлюпкой на вёслах и под парусами. Манёвры на парусной шлюпке: привести к ветру, спуститься. Повороты оверштаг и через фордевинд, лечь в дрейф и сняться с дрейфа. Подход и отход от борта судна при различных условиях под парусами и под веслами. Командные выражения, относящиеся к управлению шлюпкой под вёслами и под парусами. Завозка верпов. Спасательные средства: плоты, скамейки, круги, нагрудники, светящиеся буи, ракеты и фальшфейеры. Правила пользования ими и хранение их на судне.

    8. Понятие о световой сигнализации — 18 часов

    Устройство аппаратуры, применяемой для целей световой сигнализации. Азбука Морзе. Правила ведения переговоров световой сигнализацией.

    9. Подача первой помощи пострадавшим — 8 часов

    Приёмы переноски пострадавшего. Устройство носилок. Подача первой помощи при различных состояниях пострадавшего: при обмороке, при солнечном и тепловом ударах, при поражении электричеством, молнией, при сотрясении мозга, эпилепсии, угаре, удушении и утоплении. Приемы искусственного дыхания. Оказание первой помощи при ожогах, обморожениях и замерзании. Подача первой помощи при ушибах, вывихах и переломах. Подача первой помощи при ранениях. Приемы остановки кровотечения из ран. Наложение на рану повязки.

    Умение пользоваться индивидуальным перевязочным пакетом. Наиболее употребительные медикаменты и знакомство с пользованием ими. Пользование индивидуальным противохимическим пакетом. Оказание помощи поражённым НОВ и СОВ.

     

    3-й год обучения — 96 часов

     

    1. Элементы теории корабля — 20 часов

    Общее понятие о мореходных качествах судна. Плавучесть. Силы, действующие на судно на спокойной воде и на волнении. Водоизмещение и запас плавучести. Выражение водоизмещения в объемах и весовых единицах. Понятие о кривой тонн на 1 сантиметр и 1 дюйм осадки. Изменение углубления судна от приема и расходования грузов.

    Изменение углубления судна при переходе из соленой воды в пресную и обратно. Понятие о грузоподъёмности и дедвейте. Грузовая шкала, высота надводного борта (запас плавучести). Грузовая марка, нанесение грузовой марки и шкала осадки на штевнях.

    Остойчивость судна. Поперечные и продольные наклонения судна. Равновесие судна, плавающего на воде. Силы, действующие на судно в прямом положении и при крене. Понятие об элементах остойчивости: центр тяжести и центр величины, метацентр, метацентрический радиус и высота. Элементарное понятие о моменте остойчивости. Значение надводного борта для сохранения остойчивости. Дифферент судна. Влияние жидких и сыпучих грузов на остойчивость судна.

    Поворотливость судна. Действие воды на перо руля. Циркуляция судна. Крен при повороте. Причины, влияющие на поворотливость судна.

    Качка судна, основные понятия и элементы. Ходкость судна. Сопротивление среды движению судна. Понятие о производстве обмера судна. Определение грузоподъемности и грузовместимости.

    2. Основы судовождения — 10 часов

    Элементарное понятие о земном магнетизме. Принцип действия компаса. Влияние земного и судового магнетизма на компасные стрелки. Склонение. Девиация компаса. Устройство компаса и его части, нактоуз, котелок, карданов подвес, картушка, пеленгатор, колпак, осветительный прибор. Компасы сухие и в жидкости. Назначение компасов (главные, путевые и шлюпочные). Обращение и уход за компасами. Застой компаса и его причины.

    3. Измерение скорости хода судна —16 часов

    Морская миля, узел, кабельтов. Понятие об устройстве простого лага. Устройство механического лага. Выпуск за борт и уборка. Установка лага по отношению к ветру и кильватерной струе судна. Уход за лагом. Промывка и смазка его. Электропривод лага к счетчику на мостике. Хранение лаглиня. Разделение лаговых счетчиков в зависимости от скорости судов.

    4. Знаки ограждения — 4 часа

    Вехи, буи, бакены, створные знаки. Портовые знаки, маяки береговые и плавучие. Характер, период и сектор их освещения. Назначение их для целей мореплавания.

    5. Правила предупреждения столкновения судов в море — 6 часов

    Правила для расхождения судов в узкостях и на внутренних водных путях. Звуковые туманные сигналы. Сигналы о бедствии.

    6. Xарактеристика аварий на морском транспорте — 10 часов

    Меры к устранению причин аварий. Съемка судна с мели. Устранение течи и заделка пробоин. Подача помощи бедствующему судну. Устройство леерного сообщения. Повреждение руля. Временные рули. Буксирование судов. Технические требования к буксирам. Виды буксирования. Подача и крепление буксира. Управление судами при буксировании. Правила плавания во льдах. Плавание под проводкой ледокола. Меры охраны труда при работах на рангоуте, за бортом, в трюме, с якорем, с тяжестями и пр. Ограждение сходней, люков, горловин. Судовые пожары. Меры предосторожности от пожара.

    Правила обращения с огнем. Организация тушения пожара. Пожарные тревоги. Составление пожарного расписания. Пожары на нефтеналивных судах.

    7. Судовые средства зрительной связи — 20 часов

    Сигналопроизводство флажным семафорам и световой сигнализацией. Понятие о Международном своде сигналов. Изучение важнейших одно- и двухфлажных сигналов. Позывные. Подъём и спуск флагов. Национальный кормовой флаг. Салютование флагом. Флаг флагманского судна. Флаги расцвечивания.

    8. Основные сведения из навигации — 10 часов

    Понятие о широте и долготе места. Морские карты и их назначение. Элементарное понятие о прокладке и методах определения места судна в море. Судовой вахтенный журнал и его роль как документа. Краткое описание навигационных и астрономических приборов и их назначение. Электронавигационные приборы. Гирорулевой, обращение и уход за ним. Метеорологические приборы; краткое знакомство с их наименованиями и назначением.

     

     

    ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    к программе производственного обучения палубных юнг в учебных мастерских школ юнг морского флота

     

     

    Практическому обучению палубных юнг в период их пребывания в школе отводится всего 864 часа (по 288 часов в год).

    Программы практических занятий в мастерских предусматривают обучение юнг по следующим разделам:

    1) работа в такелажно-парусной мастерской;

    2) работа в плотнично-малярной мастерской.

    Кроме того, предусмотрена практика в приеме и передаче ручным флажным семафором, световыми средствами зрительной связи и флагами МСС.

    Программа 1-го года обучения построена из такого расчета, чтобы дать юнге, идущему после окончания 1-го класса школы к первое длительное практическое плавание, основные практические навыки такелажному делу, сигналопроизводству, а также основам плотничного дела.

    Наличие в школе оборудованных мастерских, квалифицированных инструкторов производственного обучения гарантирует привитие юнге твердых и, главное, правильных практических навыков, что не всегда может быть обеспечено в судовых условиях.

    На судне, принимая участие в судовых палубных работах, юнги должны лишь закрепить полученные в школе практические навыки.

    Программа практического обучения юнг, учащихся 2-го класса, предусматривает изучение юнгами полностью основ такелажного дела и плотничных работ. Одновременно юнги приступают к изучению основ малярного дела и, кроме того, продолжают тренировку в сигналопроизводстве.

    Программы практического обучения в мастерских в 1-м и во 2-м классе обеспечивают юнге навыки, необходимые для выполнения ими на судне соответствующих обязанностей матроса 1-го класса (за исключением таких разделов, как шлюпки, уход за ними и управление, трюмные работы, работа на лебёдках, брашпиле, участие в швартовых операциях и др., навыки в которых могут быть получены только непосредственно в процессе плавания и предусматриваются специальными программами).

    Программа практического обучения юнг, учащихся 3-го класса, предусматривает завершение подготовки по такелажному, плотнично-малярному делу и сигналопроизводству.

    По окончании 3-го класса палубные юнги должны уметь выполнять любые такелажно-парусные и плотнично-малярные работы, встречающиеся в судовых условиях, равно как и уметь производить прием и передачу средствами зрительной судовой связи.

    Подготовка юнг по сигналопроизводству ставит своей целью привить им навыки судового сигнальщика, умеющего быстро и безошибочно передавать и принимать несложные тексты как при посредстве флагов ручного семафора днем, так и ратьерой или клотиковым огнем ночью, со скоростью приёма в 70 знаков в минуту при работе ручным семафором и 40 знаков — ратьерой.

    Для достижения этой скорости юнги должны иметь постоянную систематическую тренировку, в том числе и в период практического плавания на судах.

    Для успешного выполнения поставленных перед ними задач мастерские должны иметь необходимое оборудование и материалы в количествах, обеспечивающих загрузку работой каждого юнги в отдельности. В случае если мастерская не обеспечена материалами и инструментом в должном количестве, необходимо разбить каждую группу юнг на мелкие подразделения и организовать их работу но разным учебным планам с тем, чтобы каждое подразделение пользовалось инструментом и материалом, которым в данный момент другие подразделения не пользуются.

    Например, при прохождении практики в плотнично-малярной мастерской по 1-му году обучения не обязательно всем юнгам временно начать работу с распиловки поперечной пилой. Часть юнг может начать работу с распиловки лучковой пилой, другая часть - со строжки шерхебелем и т.д. Важно выдержать при этом два условия:

    1) чтобы каждый юнга в отдельности выполнил все работы по программе в целом и

    2) чтобы в часы пребывания в мастерской каждый юнга был загружен самостоятельной работой, а не стоял в роли подручного у работающего или, том более, в роли наблюдателя.

    С этой целью мастерам производственного обучения рекомендуется перед началом каждого занятия разработать для каждого юнги двухчасовое задание и затем практически требовать от юнги выполнения заданных ему норм выработки.

    Настоятельно рекомендуется особое внимание уделять вопросам техники безопасности, особенно при pаботе режущими инструментами. Необходимо следить за тем, чтобы одежда юнг не препятствовала свободе движений и в то же время не содержала в себе ничего лишнего, мешающего работе.

    При работе в мастерской среди юнг должна поддерживаться абсолютная дисциплина. Не разрешается петь, свистеть, кричать, разговаривать на посторонние, не относящиеся к делу, темы.

    До начала занятий и организованного прихода юнг в мастерскую рабочие места для юнг должны быть подготовлены заранее, однако брать в руки инструмент и приступать к работе юнги могут только после соответствующею распоряжения мастера-инструктора.

    По сигналу об окончания работы юнги приводят в порядок свои рабочие места, складывают в определенном месте и в определённом порядке инструмент и материалы и после второго сигнала строятся и организованно оставляют мастерские.

    Инструкторам производственного обучения надлежит строго придерживаться раз установленных правил поведения юнг в мастерской, всемерно содействовать привитию юнгам дисциплины и любви к порядку и организованности.

    В целях поощрения в мастерской следует организовать постоянную выставку образцов лучших работ учащихся.

    Все выполненные учащимися-юнгами работы регистрируются. Периодически по указанию учебной части школы проводятся испытательные работы и выставляются оценки об успеваемости.

     

     

    ПРОГРАММА

    производственного обучения палубных юнг в учебных мастерских школ юнг морского флота

     

     

    1-й год обучения — 288 часов

     

    Такелажно-парусная мастерская — 94 часа

    1. Практическое ознакомление с растительными тросами прямого и кабельного спуска. Навыки в обращении с бухтами троса, распускание бухт, резка тросов различной толщины. Заделка концов троса. Накладывание марок. Накладывание простых и самозатяжных марок. Накладывание бензелей короткою. прямого плоского и полубензеля - 8 часов.

    2. Сращивание растительных тросов. Сплесни короткие и длинные (лонгосплесни). Изготовление огонов: простого, голландского, связного и английского. Изготовление стропов. Каболочный трос, кренгельс-строп и боченочный строп 30 часов.

    Практическое ознакомление со стальными тросами. Навыки в обращении с бухтами стального троса, распускание бухт. Рубка тросов различной толщины. Заделка концов троса, накладывание марок — 6 часов.

    4. Сращивание стальных тросов. Изготовление огонов. Изотовление стропов — 30 часов.

    5. Практика в вязке узлов: прямой и рифовый узел, беседочный узел. Простой и двойной гачный узел. Выбленочный узел. Удавка. Плоский и рыбацкий штык — 20 часов.

    Плотнично-малярная мастерская — 84 часа

    6. Вводная беседа: породы леса, применяемые в судостроении и судоремонте. Пороки древесины и практические способы их распознавания. Ознакомление с пилой. Форма зубьев пилы, разводка зубьев. Точка пил. Уход за пилами. Приемы поперечной и продольной распиловки разных лесоматериалов. Организация рабочего места при распиловке и техника безопасности. Понятие о разметке — 2 часа.

    7. Распиловка поперечной пилой. Распиловка лучковой пилой в горизонтальном направлении без рисок. То же по прямым рискам. Практика в точке и разводке пил. Приемы распиловки лучковой пилой в горизонтальном направлении под углом в 60°, 45°, 15°.

    Распиловка лучковой пилой в вертикальном направлении, в размашку, без рисок, по прямым рискам — 40 часов.

    8. Ознакомление с инструментами, употребляемыми для строжки: шерхебелем, рубанком, фуганком. Случаи их применения. Форма железок. Угол точки. Направка. Уход за ними. Организация рабочего места и техника безопасности. Понятие о разметке — 2 часа.

    9. Практика в строжке шерхебелем и рубанком вдоль и поперек волокон. Строжка брусков и кромок досок под линейку с проверкой угольником.

    Практика в заточке железок шерхебеля и рубанка — 40 часов.

    Сигналопроизводство — 110 часов

    10. Практические упражнения в приеме и передаче флагами ручного семафора.

     

    2-й год обучения — 288 часов

     

    Такелажно-парусная мастерская — 86 часов

    1. Практика в вязке узлов: простой и задвижной штык. Штык с двумя шлагами. Двойной беседочный узел. Кошачьи лапки. Удавка со шлагом. Шкотовый и брамшкотовый узел. Восьмерка. Сваечный и стопорный узел. Узел для укорачивания снасти — 20 часов.

    2. Практика в вязке кнопов: простого стопорного, талрепного и сдвижного 16 часов.

    3. Тренцевание и клетневание — 20 часов.

    4. Парусные работы: пошивка и ремонт тентов, полок, трюмных брезентов, чехлов.

    Пошивка шлюпочных парусов. Швы: двойной, плоский. Околачивание парусов. Заделка люверсов и кренгельсов — 30 часов.

    Плотнично-малярная мастерская — 128 часов

    5. Практика в строжке досок фуганком. Строжка фуганком под угольник и рейсмус. Заточка железок фуганка — 30 часов.

    6. Долбление долотом под прямым углом. Долбление с разметкой под различными углами наклона долота. Долбление стамеской. Правила и приемы заточки стамесок и долота. Техника безопасности при долбежных работах — 16 часов.

    7. Сверление буравами. Сверление коловоротом. Устройство буравов и коловорота. Сверла: ложечные, винтовые, спиральные и центровые. Их конструкции, правила заточки и уход за ними. Сверление вдоль и поперёк волокон. Техника безопасности при сверлении — 16 часов.

    S. Понятие о рубке и теске. Рациональная форма топора и топорища. Практические приемы определения качества топора. Уход за топором. Форма заострения и приёмы точки топора. Тренировочные упражнения по рубке и тёске. Тёска бревен на 2, 3, 4 канта по рискам и заострение концов брёвен. Выемка пазов с предварительной разметкой. Техника безопасности при тёске — 30 часов.

    9. Малярные работы. Ознакомление с видами малярных работ, выполняемых на судне. Назначение окраски деревянных и металлических поверхностей. Ознакомление с инструментом, применяемым в малярном деле. Уход и хранение инструмента. Виды красок, применяемых в малярном деле. Техника безопасности при выполнении малярных работ — 6 часов.

    10. Практические упражнения: подготовка инструмента, подготовка поверхности под окраску (отдельно по дереву и по металлу), проолифливание, шпатлевка, грунтовка, приготовление красок и покраска— 30 часов.

    Сигналопроизводство — 74 часа

    11. Практические упражнения в приёме и передаче флагами ручного семафора — 40 часов.

    12. Практические упражнения в приёме и передаче средствами зрительной световой сигнализации — 34 часа.

     

    3-й год обучения — 288 часов

     

    Такелажно-парусная мастерская — 70 часов

    1. Практическое изготовление матов. Изготовление лёгостной шишки, швабры. Пошивка и ремонт шлюпочных парусов, тентов, полок, трюмных брезентов, чехлов и т. д. — 70 часов.

    Плотнично-малярная мастерская — 110 часов

    2. Практика и производство основных видов соединений деревянных конструкций: широтные соединения, сращивание брусков накладным замком с прямым зубом. Наращивание брусков под прямым углом, вязка брусков под прямым углом — 40 часов.

    3. Комплексные работы и заготовка деталей для табурета, скамьи, стола, рамки. Сборка изделий: табурета, скамьи, стола, рамки — 30 часов.

    4. Комплексные окрасочные работы. Понятие о механической окраске. Работа по трафарету. Практика в изготовлении надписей. Понятие об окраске подводной части корпуса судна, окраска дымовых труб — 20 часов.

    5. Понятие о шлифовке поверхностей, подготовляемых к лакировке. Шлифовка мокрым и сухим способом.. Техника шлифовки. Шлифовка камнем и шкуркой. Техника лакировки ручным способом. Работа эмалевыми красками — 20 часов.

    Сигналопроизводство — 108 часов

    6. Практика в приёме и передаче флагами ручного семафора — 40 часов.

    7. Практика в приеме и передаче средствами световой зрительной связи — 40 часов.

    8. Практика в приёме и передаче флагами Международного свода сигналов — 2S часов.

     

     

    ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    к программе плавательной практики палубных юнг

     

     

    Плавательная практика палубных юнг ставит своей задачей дать им возможность практически ознакомиться с судном и судовой работой, последовательно выполняя функции сначала матроса 2-го, а затем и матроса 1-го класса.

    Юнги, прибывшие на судно, уже получили в школьных мастерских навыки в выполнении таких работ, как: вязка узлов, сплеснивание тросов, вязка кнопов, плетение матов, в выполнении основных плотничных и малярных работ, сигналопроизводстве; таким образом, в задачу плавательной практики, входит главным образом привлечение юнг к выполнению судовых работ и несению вахт. Юнга должен освоиться с обязанностями матроса и привыкнуть к условиям судовой жизни и плавания.

    На основе этих задач юнги по прибытии на судно расписываются по вахтам и выполняют все работы наряду с членами палубной команды.

    Каждый юнга повахтенно прикрепляется к вахтенному помощнику капитана. Последнему вменяется в обязанность наблюдать за тем, чтобы юнга, выполняя различные судовые работы, принимал участие во всех видах работ, предусматриваемых программой. Все судовые работы, в которых юнга принимает участие лично или выполняет самостоятельно, записываются в конце каждой вахты в его дневник, и запись скрепляется подписью прикреплённого к юнге вахтенного помощника капитана.

    В конце каждого месяца в установленное время юнги сдают свои дневники старшему помощнику капитана для контроля и проверки.

    Проверив дневники, старший помощник капитана в случае необходимости принимает меры к обеспечению выполнения юнгами программы по тем разделам, которые ими по разным причинам остались невыполненными.

    В конце первого и второго плавания все палубные юнги сдают практические экзамены в специальной судовой комиссии под председательством капитана. Состав комиссии назначается приказом по судну из числа членов судового экипажа по назначению капитана. Комиссия должна состоять не менее чем из 3 человек.

    Проверка знании судовой экзаменационной комиссией состоит в даче экзаменуемому практических заданий на выполнение тех или иных работ, характер которых предусматривается программой.

    Результаты испытаний записываются в зачётную книжку юнги и заверяются подписью капитана судна.

    При оценке знаний юнги принимается также во внимание характеристика его отношения к делу, исполнительность, старательность и дисциплина.

    Программа первой практики предусматривает в основном практическое ознакомление палубных юнг с обязанностями матроса 2 класса.

    Юнги привыкают к режиму судовой жизни, знакомятся с судном и принимают посильное участие во всех судовых работах под наблюдением кадровых матросов или боцмана. 

    Программа второй практики предусматривает практическое ознакомление юнг с обязанностями матроса 1-го класса. Юнги уже получили начальную практику в море, достаточно привыкли к условиям плавания. Кроме того, юнги получили значительную практику в школьных мастерских.

    В силу этого юнгам 2-го года обучения можно предоставлять больше самостоятельности в работе, постепенно приучая их к полной ответственности за порученную работу.

    Программа третьей практики предусматривает все работы, входящие в круг обязанностей матроса 1-го класса. Юнги выполняют все работы по возможности самостоятельно. Третье плавание юнг по его итогам является заключительным, поэтому судовой администрации нужно тщательно наблюдать за работой юнг 3-го года обучения с тем, чтобы быть уверенной в полной обработке юнгами все разделов программы.

    В конце третьего плавания юнги подвергаются экзамену Государственной Квалификационной Комиссии. Юнги, успешно сдавшие практические и теоретические испытания, получают аттестат на звание матроса 1-го класса морского флота.

    Показанные по ряду разделов программы часы являются ориентировочными и могут практически изменяться в ту или другую сторону по усмотрению капитана.

    По ряду разделов программы часы не показаны, так как объем работы полностью будет зависеть от судовых условий.

     

     

    ПРОГРАММА

    плавательной практики палубных юнг школ юнг морского флота

     

     

    1-й год обучения (первая практика)

     

    1. Подробный осмотр судна. Изучение на месте расположения судовых помещений и отсеков, ознакомление с их назначением.

    Осмотр рулевого и якорного устройства, шлюпбалок, швартовых устройств — 6 часов.

    2. Работа по уходу за судном. Мытьё и уборка палубы, палубных надстроек, жилых помещений. Уборка и очистка грузовых трюмов, цепных ящиков, балластных цистерн, льял. Отбивка ржавчины. Участие в работе по окраске судна, участие в работе по смазке и тировке стоячего такелажа, разборка и смазка горденей и талей, расхаживание поворотных частей, талрепов, шлюпбалок и пр. — периодически.

    3. Швартовые операций. Участие в швартовке судна. Подготовка швартовых и бросательных концов. Подача швартовов. Крепление швартовов. Наблюдение за швартовыми концами. Подача и крепление сходней. Выбрасывание и крепление штормтрапов.

    4. Шлюпочные учения. Работа в качестве гребца на шлюпке с вальковыми вёслами, с распашными вёслами. Уменье грести одним веслом на спасательной шлюпке типа вельбота — 40 часов.

    5. Участие в такелажных и плотничных работах. Сращивание растительных тросов. Изготовление огонов. Сращивание стальных тросов. Вязка узлов прямого, рифового, беседочного, простого и двойного гачного, выбленочного. Удавка, плоский и рыбацкий штык. Изготовление деревянных клиньев для комингсов. Участие в различных садовых работах, связанных с простейшей обработкой дерева: строжкой шерхебелем и рубанком, распиловкой ручной лучковой пилой — 80 часов.

    6. Практические упражнения в измерении глубин моря ручным и механическим лотом. Уход за лотлинем. Взятие образцов грунта — периодически.

    7. Практика в приёме и передаче флагами ручного семафора (приобрести навыки в умении принимать 40 знаков в минуту) — 50 часов.

    8. Изучение Устава для рабочих и служащих морского флота — 6 часов.

    9. Участие во всех судовых учебных авралах: «человек за бортом», тушение пожара, подводка пластыря и др., занимая место по тревогам в соответствии со своим судовым номером по авральному расписанию — периодически.

    10. Техника безопасности при выполнении судовых работ — 6 часов.

     

    2-й год обучения (вторая практика)

     

    1. Выполнение обязанностей вахтенного матроса 1-го класса. Практика в управлении рулём под наблюдением рулевого — 50 часов.

    2. Участие во всех работах по уходу за судном. Мытьё и уборка палубы, палубных надстроек, жилых помещений. Уборка и очистка грузовых трюмов. Самостоятельная работа по окраске палубных надстроек и судовых помещении. Работа белилами с расфлисовкой — периодически.

    3 Швартовые операции. Участие в швартовке судна. Подача швартовых концов. Бросание «лёгости» (колотушки). Работа на лебёдке во время швартовых операций под наблюдением матроса 1-го класса. Крепление швартовов на кнехтах. Практика в применении стопоров. Участие в завозке швартовов при постановке судна на бочку. Техника безопасности при выполнении швартовых работ.

    4. Погрузо-разгрузочные работы. Практика в работе на лебедке под наблюдением матроса 1-го-класса. Работа на оттяжках. Приготовление трюмов к погрузке, открывание люков, уборка тентов и люковых крышек, подготовка лебёдок и стрел, приёмка и счёт груза. Выполнение функций трюмного матроса. Изучение правил укладки груза, штивки, крепления и сепарации. Перевозка грузов, легко воспринимающих запах. Перевозка скоропортящихся грузов. Меры предосторожности при перевозке огнеопасных и взрывоопасных грузов. Перевозка палубных грузов. Перевозка животных. Меры, принимаемые на судне при перевозке тяжеловесов. Дополнительное крепление стрел. Понятие об определении крепости шкентельного троса. Крепление тяжеловесов. Перевозка сыпучих грузов. Меры предосторожности, принимаемые при перевозке сыпучих грузов. Участие в плотничных работах по постановке дополнительных деревянных переборок. Участие в заготовке различных деревянных клиньев и распорок для крепления груза. Уборка трюмов по-походному после окончания погрузки, уборка стрел. Техника безопасности при выполнении погрузо-разгрузочных работ.

    3. Шлюпочные учения. Тренировка в качестве гребца на распашных и вальковых вёслах. Практические упражнения в управлении шлюпкой под веслами. Практическое плавание под парусами. Управление шкотами. Участие в маневрах шлюпки, идущей под парусами. Участие в работе по спуску шлюпки на воду и постановке рангоута и парусов. Тренировка в операциях подхода к борту судна и отваливания от судна. Подъём шлюпки на борт. Крепление шлюпки по-походному. Изучение обязательного снабжения шлюпок. Уход за шлюпками— 50 часов.

    6. Такелажные работы. Сращивание пеньковых и стальных тросов. Изготовление стропов. Изготовление колотушки для бросательного конца (лёгости) — 60 часов.

    7. Работа на брашпиле. Подготовка брашпиля к действию. Пуск пара на брашпиль. Прогревание цилиндров, спуск конденсата. Включение и отключение звёздочки. Обмывка якорь-цепи от ила. Постановка стопора на якорь-цепь. Укладка якорь-цепи в цепном ящике. Разъединение якорных смычек. Маркировка скоб смычек якорного каната. Уход за якорь-целью периодически.

    8. Измерение глубины моря. Измерение глубины и взятие образцов грунта лотом. Подготовка к действию механического лота. Измерение глубины моря механическим лотом.

    9. Сигналопроизводство. Практика в приеме и передаче флагами ручного семафора (приобрести навыки в умении принимать 60 знаков в минуту). Практика в передаче и приеме ратьерой (принимать 30 знаков в минуту) — 50 часов.

    10. Изучение устройства и назначения судовых систем: водоотливной, балластной, пожарной, паротушения, санитарной - 10 часов.

    11. Участие во всех судовых авралах — периодически.

     

    3-й год обучения (третья практика)

     

    1. Выполнение обязанностей вахтенного матроса 1-го класса. Практика в управлении рулем под наблюдением рулевого. Практика в самостоятельном управления рулём (последний месяц третьего практического плавания) — 100 часов.

    2. Участие во всех работах по уходу за судном. Подготовка раствора соды, керосина, шлангов, швабр, щеток и других принадлежностей для мойки судовых надстроек. Мойка и окраска мачт. Руководство работой по мойке судна палубными юнгами 1-го года обучения. Самостоятельная работа по окраске судна и судовых палубных надстроек. Составление колеров. Разведение красок. Подготовка кистей. Работа эмалевыми красками. Работа спиртовым и масляным лаком (ремонт и окраска судовой каютной мебели). Техника безопасности при забортных работах — периодически.

    3. Швартовые операции. Участие в швартовых операциях. Подача швартовых концов. Бросание «лёгости» (колотушки). Работа на лебёдке во время швартовых операций (под наблюдением матроса 1-го класса или вахтенного помощника капитана). Крепление швартовов. Постановка стопоров. Участие в завозе швартовов на бочку. Подача и крепление буксиров. Техника безопасности при швартовых работах.

    4. Погрузо-разгрузочные работы. Работа лебедчиком на спаренных лебёдках (под наблюдением матроса 1-го класса). Уход за грузовыми лебёдками, подготовка их к действию. Постановка грузовых стрел и уборка их по-походному после окончания грузовых операций. Выполнение обязанностей трюмного матроса. Счёт груза. Наблюдение за штивкой, сепарацией и креплением груза. Участие во всех работах по подготовке трюмов к погрузке. Задрайка грузовых люков по-походному по окончании погрузки. Техника безопасности при выполнении погрузо-разгрузочных работ.

    5. Шлюпочные учения. Спуск шлюпок на воду на стоянке и на ходу судна. Отваливание от борта судна. Работа загребным. Постановка парусов. Повороты оверштаг и фордевинд на шлюпке, идущей под парусами (под наблюдением старшины шлюпки). Лежание в дрейфе. Отстаивание на пловучем якоре. Участие в работах по завозке верпа. Укладка перлиня в шлюпку. Подвеска верпа.

    Приставание к борту судна под вёслами и под парусами. Подъем шлюпки на борт и уборка шлюпки по-походному.

    6. Правила предупреждения столкновения судов в море. Огни паро-теплоходов и парусных судов на ходу и на якоре. Огни буксирующих и буксируемых судов. Правила расхождения судов при встрече (разбор основных, типичных случаев). Правила для расхождения судов в узкостях. Звуковые туманные сигналы для судов на ходу и на якоре. Сигналы о бедствии в дневное и ночное время. Сигнализация между буксируемыми и буксирующими судами — 40 часов.

    7. Такелажные работы. Сращивание пеньковых и стальных тросов. Изготовление стропов, сеток. Плетение матов. Парусные работы. Пошивка чехлов и тентов. Починка тентов и чехлов. Обделка люверсов, заделка коушей — 50 часов.

    8. Работа на брашпиле. Приготовление брашпиля к действию. Работа на брашпиле (по выбиранию концов во время швартовых работ под наблюдением боцмана) — периодически.

    9. Измерение глубин моря. Измерение глубины и взятие образцов грунта ручным и механическим ходом. Уход за лотлинем.

    10. Измерение скорости хода судна. Постановка лагового счётчика и выпускание лаглиня. Снятие отсчётов лагового счётчика. Уборка лага и лаглиня. Уход за лаговым считчиком и лаглинем.

    11. Сигналопроизводство. Практика в приёме и передаче флагами ручного семафора (принимать до 70 знаков в минуту). Практика в приеме и передаче ратьерой (принимать до 40 знаков в минуту). Подготовка флагов Международного свода сигналов к подъёму. Крепление флагов к флаглиню. Подъём скатанных флагов до места и распускание. Наблюдение за фалами, флаглинями во время дождя — 50 часов.

    12. Участие во всех судовых авралах — периодически.

    13. Сдача испытаний на квалификацию матроса 1-го класса морского судна — 16 часов.





     

    Примечание "Кубрика": материалы подготовлены по Программе, принятой Народным комиссариатом морского флота СССР в 1944 году. После небольшой корректировки могут быть полезны при разработке учебных программ для морских классов и школ юнг. Согласитесь, кница как была кницей в 1944 году, так она ею и осталась!












    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru