Строи
Одним из основных свойств морского флота является его подвижность. Благодаря своей подвижности флот может совершать большие переходы в очень короткое время и появляться неожиданно перед неприятелем. Встретившись с противником, благодаря той же подвижности флот получает возможность маневрировать, т. е. так располагать свои пути, чтобы стараться быть всегда в выгодном относительно противника положении.
Чтобы маневрирование было успешным, необходимо, чтобы совместное плавание военных кораблей совершалось в определенном порядке, по установленным правилам.
Походы военных кораблей при совместном плавании совершаются в строях. Строй есть расположение кораблей друг относительно друга в определённом порядке. Строи бывают простые и сложные.
К простым строям относятся следующие:
Строй кильватера. Корабли в этом строю держатся точно друг за другом так, что всякий последующий правит в кильватерной струе предыдущего корабля (кильватерной струей называется след, который остаётся на воде за кормой идущего корабля). |
Соседний в строю корабль, находящийся впереди, называется передним мателотом, а находящийся позади — задним мателотом. Так, на рисунке внизу в строю кильватера корабль № 2 будет передним мателотом по отношению к кораблю №3 и задним — по отношению к кораблю № 1. В строю кильватера корабль, идущий первым от начала строя, называется головным, а идущий последним — концевым. Так, на том же рисунке внизу корабль № 1 будет называться головным, а корабль № 4 — концевым.
Строй фронта. При движении в этом строю корабли располагаются на траверзе один от другого (смотрите рисунки внизу), и корабли, которые в строю кильватера назывались концевым и головным, здесь соответственно называются правофланговым и левофланговым.
Вместо названий «передний и задний мателоты» здесь употребляются правый и левый мателоты, в зависимости от того, в сторону какого фланга они расположены. В отношении сигналопроизводства этот строй неудобен в той же мере и по тем же причинам, как и строй кильватера.
Строй пеленга — средний между строем кильватера и строем фронта. Корабли идут под углом один к другому, равняясь по этому углу. В зависимости от величины этого угла строй пеленга может ближе подходить либо к строю фронта, либо к строю кильватера.
Строй пеленга в отношении сигналопроизводства более удобен. Иногда в подобный строй, называемый строем уступа, корабли перестраиваются специально для лучшего разбора сигналов.
Сложные строи составляются из простых. Наиболее употребительными сложными строями являются: строй двух или трех кильватерных колонн и строй двойного или тройного фронта.
Когда переход совершают много кораблей, тогда они идут уже в особых сложных (составных) строях, называемых ордерами.