исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • форум
  • новости флота
  • новости сайта
  • кают-компания
  • Rambler's Top100

     

     

     

    Имена на морской карте



    Адмирал Невельской Геннадий Иванович


    Лисянский
    Юрий Фёдорович


     


     

    Неизвестная земля была совсем близко. Еще засветло, у деревянных бортов шлюпа появились многочисленные боиито, касатки, а большие белые чайки и фрегаты устало опускались на верхние реи корабля. «Нева» осторожно продвигалась вперед. Но напрасно вглядывались моряки в тускнеющий горизонт — осенние сумерки окутывали океан непроницаемой фиолетовой дымкой.

    В десять часов вечера киль ударился о грунт. Корабль вздрогнул и остановился посреди коралловой банки. Из темноты чуть слышно доносились раскаты прибоя. Молодой командир шлюпа не растерялся. Он спокойно и энергично командовал авралом. За борт полетели пушки с привязанными к ним буями, запасный рангоут, доски. С помощью шлюпок удалось стянуться с мели, но неожиданный порыв ветра бросил корабль обратно. Только к концу следующего дня «Нева» была в относительной безопасности. На расстоянии мили открылась песчаная полоса необитаемого острова. Она едва возвышалась над поверхностью воды, окруженная коралловыми рифами.

    Вряд ли Иван Крузенштерн, организатор первой русской кругосветки, мог бы найти лучшего командира для второго корабля экспедиции, чем Юрий Лисянский. Их связывала не только давняя дружба и общность судеб, но и отличное знание морского дела, высокая образованность, гуманизм, широта взглядов и стремление к развитию отечественной науки.

    Покинув досрочно Морской кадетский корпус, они участвуют в боях со шведами на кораблях Балтийского флота. В 1793 году, в числе шестнадцати лучших молодых офицеров, Крузенштерн и Лисянский направляются за границу «для ознакомления с опытом и практикой иностранных флотов».

    Далеко пролегли пути лейтенантов — Англия, Вест-Индия, Северная Америка, Южная Африка, Индия. Гневно звучат строки писем Юрия Лисянского об ужасах рабского труда в Вестиндских колониях. Находясь в Индии, он отказывается участвовать в войне против свободолюбивого народа. Этого не могли простить русскому моряку, и он вынужден был вернуться на родину после семи лет отсутствия...

    Невелики корабли первой кругосветной экспедиции — «Надежда» водоизмещением 450 тонн, «Нева» и того меньше — 370. Им приходится часто разлучаться, выполняя разные задания. После Гавайских островов «Надежда» ушла на Камчатку, а затем направилась в Японию с дипломатической миссией, обследовала Сахалин. Лисянский на «Неве» посетил остров Кадьяк н Новоархангельск, доставив товары для поселенцев Русской Америки.

    Курс из Новоархангельска в Кантон Лисянский проложил без захода на Гавайские острова. «В этих еще не посещенных и очень мало известных водах» русских моряков ожидали самые неожиданные открытия. Так, на «белом пятне», занимавшем северную половину Тихого океана, в октябре 1805 года появился остров Лисянского, названный по настоянию экипажа после посадки на его коралловую байку. Остров, едва не ставший роковым для «Невы».

    Открытия давались нелегко...

    Но, пожалуй, самым удивительным был последний переход Лисянского. Расставшись с «Надеждой» в Индийском океане, он без захода на остров Елену, прибыл прямо в Портсмут. Еще ни одному моряку мира не удавалось преодолеть два океана безостановочно от берегов Китая до скал Ла-Манша!

    После трехлетнего плавания, 5 августа 1806 года «Нева» отдала якорь на Кронштадтском рейде. Все моряки были отменно здоровы.

    Записки Лисянского поражают глубоким кругом интересов: география, животный и растительный мир, занятия и обычаи людей — ничто не ускользает от пытливого взгляда моряка-ученого. Вместе со своими спутниками он первый из европейцев поднимается на вершину вулкана Эджком, проходит более четырехсот километров на эскимосской байдарке среди островов Ситхинского архипелага.

    Книга Лисянского о плавании вокруг света, переведенная автором на английский язык, по отзыву В. Белинского имела огромный успех в Англии, издавалась в России.

    Совместные труды Лисянского и Крузенштерна, их прекрасные атласы карт и рисунков внесли большой вклад в изучение океана и положили начало русским кругосветным путешествиям.

     

    В.Науменков








    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru