фл.семафором навигация
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • словарик
  • моравиация
  • кают-компания

  •  

    Учебник по навигации


    Глава 4

    Цилиндрические проекции, применяемые для построения морских навигационных карт

     



    § 25. Основные требования, предъявляемые к морской навигационной карте

     

     

    Выбор картографической проекции при построении карты определяется теми целями и задачами, для решения которых карта предназначена. Соответственно этим задачам, их характеру и особенностям к картографической проекции и содержанию карты предъявляются определенные требования. К проекциям, используемым для построения морских навигационных карт, предъявляются следующие основные требования.

    1. Проекция должна обладать свойством равноугольности (конформности). В практике кораблевождения штурман постоянно производит измерения направлений (пеленгов) и углов между ориентирами на земной поверхности, которые затем прокладываются на карте. Равноугольность проекции карты облегчает и обеспечивает наибольшие удобства и быстроту прокладки результатов таких измерений. Кроме того, равноугольность проекции в наибольшей степени способствует опознанию обстановки на местности по ее изображению на карте, и наоборот.

    2. Траектория движения корабля, идущего неизменным курсом, и, следовательно, составляющая с земными меридианами постоянный угол, на морской карте должна изображаться прямой линией, как наиболее простой для Графической ее прокладки. Такая линия называется локсодромией.

    Если локсодромия будет изображаться на проекции прямой линией, сохраняющей постоянными углы пересечения с меридианами, значит, меридианы должны быть параллельными прямыми. Но параллели и меридианы всегда перпендикулярны друг другу. Следовательно, картографическая сетка морской карты, удовлетворяющая первому и второму условиям, должна состоять из двух семейств прямых линий — географических меридианов и параллелей, взаимно перпендикулярных друг другу.

    3. Поскольку в практике кораблевождения решение ряда навигационных задач производится при условии принятия фигуры Земли за шар, было бы практически удобно, чтобы на картографической сетке морской карты дуга большого круга — ортодромия изображалась также наиболее простой линией—прямой или близкой к прямой линией. Это требование особенно важно для обеспечения плавания в высоких широтах.

    4. Наконец, одним из важных требований, предъявляемых к картографической проекции, является требование давать высокую точность изображения по всей картографируемой площади. Иначе говоря, это требование состоит в том, чтобы искажения длин как в разных местах картографируемой площади, так и около одной точки по разным направлениям не превышали ошибок графических измерений и построений на карте с помощью прокладочного штурманского инструмента.

    Удовлетворить одновременно всем перечисленным требованиям ни одна картографическая проекция не может. Поэтому для целей кораблевождения строятся и издаются карты в разных проекциях, а используются при решении отдельных задач те из них, которые в данных конкретных условиях наилучшим образом отвечают перечисленным требованиям и требованиям решаемой задачи.

    Основными проекциями, используемыми для составления морских карт, являются:


    — равноугольная цилиндрическая проекция Меркатора;
    — равноугольная поперечная цилиндрическая проекция Гаусса;
    — равноугольная азимутальная, (стереографическая) проекция;
    — центральная (гномоническая) проекция;
    — равноугольная поперечная проекция Меркатора.


     

     







    Рейтинг@Mail.ru