фл.семафором навигация
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • словарик
  • моравиация
  • кают-компания

  •  

    Учебник по навигации

     

    Определение места по видимым с корабля ориентирам

     


    Глава 12

    § 75. Организация работы штурмана при определении места корабля



         Определение места корабля наряду со счислением является одной из основных составных частей практического осуществления кораблевождения. От того, насколько часто и как точно определяется место корабля, подчас зависит безопасность плавания и успешность выполнения кораблем поставленной задачи. При этом существенное значение имеет правильная организация работы штурмана и подчиненного личного состава, в первую очередь—организация измерений, записи и обработки их результатов. Эта организация может меняться в зависимости от выбранного способа определения места корабля и условий обстановки, но в общем случае должна включать в себя следующие основные действия.
     

    1. Выбор способа определения места корабля, который наряду с точностью, обеспечивающей в данных условиях выполнение кораблем стоящих перед ним задач, был бы достаточно надежным, простым и удобным, не требовал бы излишне сложных измерений и вычислений.
     

    2. Приготовление приборов и инструментов, с помощью которых должны производиться измерения, определение их поправок, если они не были определены раньше или могли измениться.
     

    3. Выбор ориентиров, удобных для наблюдений, хорошо заметных на местности и обеспечивающих необходимую точность определения места корабля. При этом следует пользоваться картой, а также указаниями лоции и других пособий для плавания.

    4. Опознание ориентиров на местности, что следует осуществлять, пользуясь картой и содержащимися в лоции и, других пособиях для плавания фотографиями, зарисовками, характеристиками огней и сигналов и т. д.
     

    5. Производство измерений. При этом следует проявлять максимум внимания, аккуратности, тщательности, стремясь к наибольшей возможной точности измерений. Чтобы предупредить возникновение грубых ошибок (промахов), каждое измерение надо производить дважды или трижды, обращая особое внимание на правильность и точность отсчета измеряемой величины.
         Результаты каждого измерения должны быть немедленно записаны. Записи может делать или сам наблюдатель в записной книжке штурмана (ЗКШ), или его помощник в специальном журнале; в последнем случае результаты измерений сообщаются ему голосом или по каналам внутрикорабельной связи.
         Поскольку для определения места нужно измерить не менее двух навигационных параметров, а измерения производятся с движущегося корабля, необходимо предпринимать специальные меры к тому, чтобы перемещение корабля за время измерений не вызвало существенного понижения точности определяемого места. Это может осуществляться следующими способами:

    а) одновременное измерение двух (трех) навигационных параметров несколькими наблюдателями. Этот способ неприменим, если измерения могут выполняться лишь одним прибором или только одним наблюдателем;
    б) измерение нескольких навигационных параметров поочередно в быстрой последовательности одним наблюдателем без последующего приведения наблюдений к одному месту. Этот способ применяется в случаях, когда скорость корабля невелика, измерения могут выполняться быстро, а к точности обсерваций особо высоких требований не предъявляется, т. е. можно пренебречь перемещением корабля за время измерений и считать, что все измерения выполнены из одной точки. Для того чтобы ошибка от неодновременности измерений параметров была минимальной, следует первым измерять навигационный параметр, изменяющийся медленнее, и последним — параметр, изменяющийся быстрее. Так, при определении места корабля по пеленгам первыми надо пеленговать ориентиры, находящиеся поносу или за кормой корабля, а последними—находящиеся близко к его траверзу. Отсчет лага и момент по часам надо записывать одновременно или сразу после выполнения последнего измерения;
    в) приведение измеренных значений навигационного параметра к одному моменту. Этот способ основан на предположении, что величины навигационных параметров изменяются при движении корабля пропорционально времени, причем сами измерения выполняются через равные промежутки времени. Если место корабля определяется по двум навигационным параметрам U1  и U2 , то сначала измеряется величина первого из них, потом—второго и затем—опять первого.   Время и отсчет лага замечаются в момент измерения второго параметра. При этом принимается, что в момент измерения второго навигационного параметра величина первого была равна
     

    U1 = (U'1 + U''1) / 2 ,                            (245)
     

    где U'1 — первое измерение первого навигационного параметра;
    U''1 повторное измерение этого же параметра.

         Если место корабля определяется по трем навигационным параметрам U1, U2 и U3, то сначала измеряется величина первого из них (U'1), за ним второго (U'2), потом третьего (U'3), затем опять второго (U''2) и, наконец, снова первого (U''1). Время и отсчет лага, соответствующие моменту определения места, замечаются одновременно с измерением третьего навигационного параметра. Величины первого и второго навигационных параметров, приведенные к моменту измерения третьего параметра, рассчитываются по формулам:

    U1 = (U'1 + U''1) / 2,

    U2 = (U'2 + U''2) / 2                          (246)

    г) приведение линий положения к одному месту наблюдений. Этот способ изложен в § 72, который будет приведен на сайте позже, возможно. Отсчет лаг и момент по часам при этом должны замечаться при каждом измерении навигационных параметров.

    6. Обработка результатов измерений и прокладка места на карте. Измеренные значения навигационных параметров исправляются соответствующими инструментальными и методическими поправками и затем наносятся на карту. В результате на карте получается место корабля, которое обозначается условными знаками в соответствии с Правилами штурманской службы (ПШС № 27).

         Нанеся место корабля на карту, все вспомогательные построения следует стереть, оставив лишь небольшие отрезки линий положения близ точки их пересечения. Возле обсервованной точки надписываются дробью: в числителе—момент по часам, в знаменателе—отсчет лага. Затем следует нанести на карту счислимое место, соответствующее моменту обсервации, показать невязку, снять ее направление и величину (направление невязки считается всегда от счислимой точки к обсервованной).

    7. Запись в навигационном журнале делается в строгом соответствии с Правилами его ведения, изложенными в начале журнала.

    8. Оценка точности полученного места осуществляется в соответствии с правилами, изложенными в § 67—74. Если в результате оценки точности будет установлено, что обсервация доверия не заслуживает и не может быть принята как исходная точка для дальнейшего счисления пути корабля, надо пометить ее на карте вопросительным знаком и сделать соответствующую запись в навигационном журнале.


     

     







    Рейтинг@Mail.ru