фл.семафором корабль
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • моравиация
  • новости сайта
  • кают-компания

  •  

     

     

    Клипера Балтийского флота

     

     

     

     

    Клиперпарусное или парусно-паровое военное или торговое судно. Парусные клипера были самыми быстроходными парусными судами дальнего плавания. Они строились с большим отношением длины к ширине, достигавшим 7:1 и имели более совершенные обводы. Русские военные клипера были только парусно-паровыми с одним гребным винтом. Парусное вооружение по типу трехмачтовых барков, то есть бизань-мачта «сухая», не имела реев и несла только косые паруса, на остальных мачтах паруса прямые.

    Основное назначение клиперов — крейсерские действия на коммуникациях Англии в отдаленных районах Мирового океана. В ряде случаев они использовались для охраны своих вод на Дальнем Востоке и для научных экспедиций.

     

     

    Типа «Разбойник» (6 единиц). 6-пушечные, винтовые. Длина между перпендикулярами 46,3 м. Ширина 8,4 м. Осадка 3,9 м. Водоизмещение 615 т. Машина мощностью 150 номинальных л. с. Скорость 8—9 уз. Построены в Архангельске.

    Вооружение: 1—60-фн пушка № 1 и 2—24-фн пушко-карронады. (В 1860-х гг. вооружение не менялось.)

    «Разбойник». Заложен 5 января 1856 г., спущен 30 мая 1856 г. 16 июля 1866   г. сдан Кронштадтскому порту. Исключен из списков судов флота 3 января 1867   г. и продан на слом.

     

    «Стрелок». Заложен 5 января 1856 г., спущен 20 июня 1856 г. 16 июля 1866 г. сдан Кронштадтскому порту. К 1871 г. служил плавказармой в Кронштадте. Исключен из списков судов флота 4 ноября 1878 г. и продан на слом.

    «Джигит». Заложен 5 января 1856 г., спущен 23 июня 1856 г. 16 июля 1866 г. сдан Кронштадтскому порту. 2 июля 1869 г. использовался в качестве мишени и потоплен наТранзундском рейде артиллерийским огнем кораблей броненосной эскадры. Исключен из списков судов флота 21 августа 1869 г.

    «Опричник». Заложен 5 января 1856 г., спущен 14 июля 1856 г. Пропал без вести во время шторма в Индийском океане в 1861 г.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Клипер 1-го поколения «Опричник» (разрезы)

     

     

    «Пластун». Заложен 5 января 1856 г., вступил в строй 23 июня 1856 г. 18 августа I860 г. при возвращении в Кронштадт из плавания на Дальний Восток погиб у о. Готланд в Балтийском море от взрыва крюйт-камеры, подожженной взбунтовавшимися членами команды. Исключен из списков судов флота 3 сентября 1860 г.

    «Наездник». Заложен 5 января 1856 г., спущен 14 июля 1856 г. 16 июля 1866 г. сдан Кронштадтскому порту. 2 июля 1869 г использовался в качестве мишени и потоплен на Транзундском рейде артиллерийским огнем кораблей броненосной эскадры. Исключен из списков судов флота 21 августа 1869 г.

    «Гайдамак». 7 пушек. Длина между перпендикулярами 64,9 м. Ширина 9,5 м. Осадка 4,3 м. Водоизмещение 1094 т. Машина мощностью 250 номинальных л. с. Скорость 11,5 уз.

    Заложен в 1859 г. в Англии по заказу Морского ведомства, спущен 1 апреля 1860 г. 28 августа 1861 г. при стоянке на якоре у поста Дуэ на о. Сахалин сильным штормом был выброшен на прибрежные камни. 51 мая 1862 г. снят с камней, исправлен и вновь введен в строй. С 12 мая 1862 г. по 13 июля 1863 г. входил в состав Сибирской флотилии. Исключен из списков судов флота 11 октября 1886 г. и продан на слом.

    Вооружение. В 1862—1868 гг.: 3- 60-фн пушки № 1, 4—4-фн нарезные. К 1871 г.: 3—6-дм пушки обр. 1867 г., 1 — 12-фн; затем 12-фн пушку заменили на 4— 4-фн. В 1882 г. орудия были сняты.

    «Абрек». 5 пушек. Длина между перпендикулярами 61 м. Ширина9,4 м. Осадка 4,1 м. Водоизмещение 1069 т. Машина мощностью 300/1109 (номинальных/индикаторных) л. с., изготовлена в Англии.

    Заложен 22 июля 1859 г. в Бьернеборге (Финляндия), спущен 26 мая 1860 г. В 1870 г. тимберован в Кронштадте, были установлены новые котлы и механизмы и ход стал 12 уз. 12 августа 1877 г. перечислен в Сибирскую флотилию. 21 января 1889 г. сдан Владивостокскому порту. Исключен из списков судов Сибирской флотилии 3 мая 1892 г. и обращен в блокшив. С осени 1905 г. использовался как судно-отопитель дивизиона подводных лодок. 2 сентября 1906 г. продан на слом.

     

    Вооружение. В 1862—1868 гг.: 3— 60-фн пушки № 1, 2—8-фн нарезные. В 1871-1880 гг.: 3-6-дм обр. 1867 г., 4- 4-фн пушки.

     

     

    Подъемный винт но клипере 1-го поколения «Опричник»

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    «Всадник». 5 пушек. Длина между перпендикулярами 61 м. Ширина 9,4 м. Осадка 4,1 м. Водоизмещение 1069 т. Машина мощностью 300/741 (номинальных/ индикаторных) л. с. Скорость 10,5 уз.

    Заложен 22 июля 1859 г. в Бьернсборге (Финляндия), спущен 1 июля 1860 г. В 1864 г. у о. Борнхольм в Балтийском море сел на мель, но был снят с нее, исправлен и вновь введен встрой. 22 августа 1880  г. сдан Кронштадтскому порту. Исключен из списков судов флота 7 ноября 1881  г. и продан на слом.

    Вооружение. До 1868 г.: 3—60-фн пушки № 1, 2—1/2-пуд. «единорога». В 1868 г. установлено 4—6,3-дм пушки Обуховского завода, но в 1871 — 1880 гг. было 3—6-дм обр. 1867 г. и 2—8-фн нарезные пушки.

    «Алмаз». 7 пушек. Длина между перпендикулярами 76,2 м. Ширина 9,4 м. Осадка 4/4,7 м(нос/корма). Водоизмещение 1585 т. Машина мощностью 350/ 1453 (номинальных/индикаторных) л. с. Скорость 12,5 уз. (по другим данным, 7,5 уз.).

    Заложен 31 декабря 1860 г. на Галерном Островке в С.-Петербурге, спущен 5 октября 1861 г. 8 декабря 1879 г. сдан Кронштадтскому порту. Исключен из списков судов флота 7 ноября 1881 г. и продан на слом.

    Вооружение. В 1860-х гг.: 3—60-фн пушки № 1 и 4—8-фн нарезные пушки. В 1869 г. установлены нарезные орудия: 3-6-дм обр. 1867 г. и 4—4-фн обр. 1867 г. К 1871 г.: 3-6-дм обр. 1867 г., 2-8-фн. К 1875 г.: 8-фн пушки заменены на 4— 9-фн. обр. 1867 г.

     

    «Жемчуг». 7 пушек. Длина между перпендикулярами 76,2 м. Ширина 9,4 м. Осадка 4/4,7 м (нос/корма). Водоизмещение 1585 т. Машина мощностью 350/ 1438 (номинальных/индикаторных) л. с. 1 винт. Скорость 12,5 уз.

    Заложен 31 декабря 1860 г. на Галерном Островке в С.-Петербурге, спущен 14 октября 1861 г. 12 февраля 1886 г. сдан Кронштадтскому порту. Исключен из списков судов флота 15 февраля 1892 г. и продан па слом.

    Вооружение. В 1860-х гг.: 3—60-фн пушки № 1 и 4—8-фн нарезные пушки. В 1869 г. установлены нарезные орудия:3 - 6-дм обр. 1867 г. и 4—4-фн обр. 1867 г. К 1880-1883 гг.: 3-6-дм обр. 1867 г., 2- 9-фн.

     

    «Изумруд». 7 пушек. Длина между перпендикулярами 76,2 м. Ширина 9,4 м. Осадка 4/4,7 м (нос/корма). Водоизмещение 1585 т. Машина мощностью 350/ 1254 (номинальных/индикаторных) л. с., изготовлена на заводе Коккериль в Бельгии. 1 винт. Скорость 13 уз.

    Заложен 14 июня 1861 г. в Новом ад­миралтействе в С.-Петербурге, спущен 2  сентября 1862 г. Исключен из списков судов флота 11 октября 1886 г. и продан на слом.

    Вооружение. В 1860-х гг.: 3—60-фн пушки № 1 и 4—8-фн нарезные пупжи. В 1871-1883 гг.: 3-6-дм обр. 1867 г., 2-4-фн пушки.

     

    «Яхонт». 7 пушек. Длина между перпендикулярами 76,2 м. Ширина 9,4 м. Осадка 4/4,7 м (нос/корма). Водоизмещение 1585 т. Машина мощностью 350/ 1200 (номинальных/индикаторных) л. с. 1 винт. Скорость 12 уз.

    Заложен 2 августа 1861 г. на Охтенской верфи в С.-Петсрбурге, спущен 6 октября 1862 г. 10 марта 1879 г. сдан Кронштадтскому порту. Исключен из списков судов флота 7 ноября 1881 г. и продан на слом.

    Вооружение. В 1860-х гг.: 3—60-фн пушки № 1 и4—8-фн нарезные пушки. На 1871 г.: 2—6-дм обр. 1867 г., 1-60-фн № 1, 4—8-фн нарезные пушки.

    Типа «Крейсер» (8 единиц). Длина 63,2 м. Ширина 10,1 м. Осадка 4,4 м. Водоизмещение по проекту 1334 т. Машина проектной мощности 260/1500 (номинальных/индикаторных) л. с. 1 винт. Скорость 12 уз. Запас угля 200—220 т. Дальность плавания 1600 миль. В кормовой части клипера имелась шахта для подъема гребного винта (при длительном движении под парусом). Вес подымаемого агрегата (винт, рама и т.д.) составлял 6,39 т.

    Парусное вооружение брига. Площадь парусов 1230 кв. м. Скорость хода под парусами до 12 уз.

    Вооружение. Орудия частично устанавливались на поворотных платформах, а частично могли переводиться с борта на борт, так что вся артиллерия клипера могла участвовать в бортовом залпе.

    В 1892 г. клипера типа «Крейсер» были переклассифицированы в крейсера 2-го ранга.

    «Крейсер». Заложен 20 февраля 1873 г. в Новом адмиралтействе в С.-Петербурге, спущен 29 августа 1875 г. Вступил в строй в 1876 г. С 11 марта 1906 г. учебное судно. 31 января 1908 г. сдан Кронштадтскому порту. 14 октября 1909 г. расконсервирован и переклассифицирован в транспорт «Волхов». 6 октября 1911 г. вторично сдан порту, 11 октября обращен в блокшив для использования в качестве плавучей тюрьмы. Летом 1917 г. назван «Новорусским». 5 декабря 1924 г. сдан Кронштадтскому порту, 21 ноября 1925 г. исключен из списков плавсредств и сдан на слом.

    Первоначальное вооружение: 3—6-дм обр. 1867 г., 4—4-фн обр. 1867 г., 1—25-мм Гатлинга. На 1885 г.: 3—6-дм обр. 1867 г.: 4—4-фн обр. 1877 г., 4—37/5-мм Гочкиса, I—2,5-дм Барановского. С конца 1880-х гг.: 2—6/28-дм, 4—9-фн обр. 1877 г., 2-47/

    1,4 — 37/5, 1 — 2,5-дм Барановского; 1 носовой торпедный аппарат.

    «Джигит». Заложен 1 марта 1874 г. на Галерном Островке в С.-Петербурге, спущен 3 октября 1876 г. Вступил в строй в 1877    г. В Русско-японскую войну в ходе осады Порт-Артура служил брандвахтой. Затоплен экипажем 20 декабря 1904 г. Позже поднят японцами и сдан па слом.

    Первоначальное вооружение: 3—6-дм обр. 1867 г., 4—4-фн обр. 1867 г. На 1885 г.: 3 — 6-дм обр. 1867 г., 4—9-фн обр. 1877 г., 4 — 37/5-мм,    1—2,5-дм Барановского. С конца 1880-х гг.: 2—6/28-дм, 4-9-фн обр. 1877 г., 4-47/1, 6-37/5, 1-2,5-дм Барановского; 1 носовой 38-см торпедный аппарат. В 1900-1902 гг. оба 6/28-дм орудия были сняты и хранились в арсенале.

     

    «Наездник». Заложен 9 июня 1877 г. в Новом адмиралтействе в С.-Петербурге, спущен 14 сентября 1878 г., вступил в строй в 1879 г. 10 ноября 1902 г. сдан Кронштадтскому порту. Исключен из списков судов флота 20 декабря 1903 г. и сдан на слом.

    Первоначальное вооружение: 3—6-дм обр. 1867 г., 4-9-фн (10,7-см) германские пушки, 2 пушки Энгстрема, 2 пушки Пальмкранца. В 1883 г. была установлена 1 — 2.5-дм пушка Барановского. К концу 1880-х гг. и до 1902 г.: 1-6/28-дм, 2-6-дм обр. 1867 г., 4-9-фн обр. 1877 п,6-37/5-мм пушек. Торпедные аппараты не ставились.

     

    «Вестник». Заложен 20 сентября 1878   г. на Невском судомеханическом заводе в С.-Петербурге, спущен 15 мая 1880 г., вступил в строй в 1881 г. 6 ноября 1902 г. сдан Кронштадтскому порту Исключен из списков судов флота 15 марта 1906 г. и сдан на слом.

    Первоначальное вооружение: 3-6-дм обр. 1867 г., 4—4-фн обр. 1867 г., 2 пушки Энгстрема, 2 пушки Пальмкранца. На 1902 г.: 3-6-дм обр. 1867 г., 4-9-фн обр. 1877 г., 6—37/5-мм, 1—2,5-дм пушка Барановского.

    «Опричник». Заложен 10 сентября 1879 г. на Балтийском заводе в С.-Петербурге, спущен 17 июля 1880 г., вступил в строй в 1881 г. С 30 октября 1897 г. учебное судно. 5 января 1906 г. сдан Кронштадтскому порту. Исключен из списков судов флота 1 августа 1907 г и сдан на слом.

    Первоначальное вооружение: 3-6-дм обр. 1867 г., 2—9-фн обр. 1877 г., 6-37/ 5-мм. На 1885 г.: 3-6-дм обр. 1867 г., 4— 9-фн обр. 1877 г., 4-37/5-мм, 1—2,5-дм пушка Барановского, 1 пушка Энгстрема. На 1902 г.: 2-9-фн обр. 1877 г.

     

    «Пластун». Заложен 1 сентября 1877 г. на Балтийском заводе в С.-Петербурге, спущен 9 мая 1879 г., вступил в строй в 1879 г. 5 мая 1906 г. сдан Кронштадтскому порту. Исключен из списков судов флота 14 марта 1907 г. и сдан на слом.

    Первоначальное вооружение: 3-6-дм обр. 1867 г., 4—9-фп, 4 пушки Гатлинга, 1—3-фн обр. 1807 г. На 1902 г.: 2-4-фн обр. 1867 г.

    «Разбойник». Заложен 26 ноября 1876 г. на Невском судомеханическом заводе в С.-Петербурге, спущен 5 августа 1878 г. Вступил в строй в 1879 г. В 1881 г. прошел капитальный ремонт. 14 декабря 1902 г. перечислен в состав Сибирской флотилии. В ходе Русско-японской войны при обороне Порт-Артура использовался как брандвахта. Затоплен экипажем 20 декабря 1904 г. Впоследствии поднят японцами и сдан на слом.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Первоначальное вооружение: 3-6-дм обр. 1867 г., 4—4-фн обр. 1867 г., 2 пушки Энгстрема, 2 пушки Пальмкранца. На 1885 г.: 3-6-дм обр. 1867 г., 4-9-фн обр.

    1877 г., 4—37/5-мм, 1—2,5-дм пушка Барановского. С 1890 г.: 2—6/28-дм, 4— 9-фн обр. 1872 г., 2-47/1,4-37/5-мм, 1- 2,5-дм пушка Барановского, 1 носовой 38-см торпедный аппарат.

     

    «Стрелок». Заложен 1 сентября 1877 г. на Балтийском заводе в С.-Петербурге, спущен 28 июля 1879 г., вступил в строй в 1879 г. С 13 февраля 1899 г. учебное судно (3-го ранга) Морского инженерного училища. 5 января 1906 г. сдан Кронштадтскому порту. Исключен из списков судов флота 22 ноября 1907 г. и продан на слом.

    Первоначальное вооружение: 3—6-дм обр. 1867 г.,4-9-фн. К 1886 г.: 3-9-фн обр. 1867 г., 3 пушки Энгстрема. К 1901 г.: 6— 37/5-мм, 1—2,5-дм пушка Барановского.

     

     

     

     

    Клипер «Разбойник» {1 878 г.)

     


     

     

     

     

     

     








     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Чертеж клипера «Разбойник» а) продольный разрез; б) вид сверху.

     

     

     

     

    «Европа». Длина 93,6 м. Ширина 11,3 м. Осадка 5,2 м. Водоизмещение
    3169 т. Машина компаунд мощностью 3000 индикаторных л. с. 1 винт. Скорость 13,5 уз. Запас угля 1100 т. Дальность плавания 14 000 миль при 10-узловом ходе. На малом ходу обеспечивалось плавание под парами до 120 суток.

     

     

    Клипер «Стрелок» (1 879 г.)

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Приобретение трех судов — «Азия», «Африка» и «Европа» — представляет собой детективную историю. Во время противостояния с Англией в марте 1878 г. русское правительство закупило в США 4 судна для крейсерства в Атлантике. С этой целью в Америку была организована секретная экспедиция. 1 апреля 1878 г. из Ораниенбаума вышел зафрахтованный Россией германский пароход «Цимбрия», на борту которого находилось 66 русских морских офицеров и 606 нижних чинов

    под командованием капитан-лейтенанта К.К. Граппенберга.

    Первым был куплен за 400 тыс. долларов недостроенный пароход «Штат Калифорния», который получил название «Европа», вторым — пароход «Колумбия» за 275 тыс. долларов, который был переименован в «Азию», а третьим — пароход

     «Саратога» за 335 тыс. долларов, переименованный в «Африку».

     

    21 декабря 1878 г. «Европа» и «Азия» с русской командой вышли в океан. В трех милях от берега они спустили американский и подняли русский Андреевский флаг. Через пять дней то же проделала и «Африка».

    Поскольку к этому времени кризис миновал, все три крейсера под Новый год пришли в Копенгаген, где и перезимовали, ожидая освобождения Кронштадтского рейда ото льда.

     

    Об этой экспедиции и до 1917 г, и после написано очень много. Однако во всех источниках обойден один очень любопытный момент — откуда на русских крейсерах взялись орудия? Ведь без орудий эти корабли были абсолютно беспомощны. Получалось, что в условиях войны с Англией надо идти в Кронштадт, там вооружаться, а затем вновь идти в океан на британские коммуникации? Надо ли объяснять бредовость такой мысли.

    На самом же деле орудия для русских крейсеров были заказаны фирме Круппа. «Европа» получила одну 8,26-дюймовую (210-мм) гаубицу, три 5,9-дюймовые (149,3-мм) пушки и четыре 9-фунтовые (107-мм) пушки; «Азия» — три 5,9-дюймовые и четыре 9-фунтовые пушки; «Африка» — пять 5.9-дюймовых и четыре 9-фунтовые пушки. Все эти орудия были изготовлены Крупном. Кстати, 5,9-дюймовые крупповские пушки в 1878 г. получили и другие наши крейсерские суда, как, например, корветы «Богатырь» и «Варяг».

    Первоначальный замысел предусматривал вооружение «Европы», «Азии» и «Африки» в море с нейтральных пароходов, доставивших пушки из Германии. И лишь после окончания Берлинского конгресса было решено пушки ставить в Кронштадте.

    Следует заметить, что с классификацией этих судов в Морведе вышла заминка, и их иногда называли крейсерами, хотя класс крейсеров в русском флоте появился 1 февраля 1892 г. Поскольку их парусное вооружение было ближе всего к клиперскому, я их туда и определил.

     

    Клипер «Европа» заложен в 1878 г. на верфи Крампа в Филадельфии, спущен 3 мая 1878 г. 14 июля 1885 г. передан Добровольному флоту. В 1893 г. прошел капитальный ремонт. 31 июля 1895 г. зачислен в состав Балтийского флота в качестве транспорта. С 13 сентября 1900 г. по 16 октября 1909 г. учебное судно. С 28 декабря 1916 г. блокшив № 10. 12 апреля 1918 г. захвачен белофиннами в Гельсингфорсе. 4 июня 1918 г. затонул в гавани Хельсинки (Гельсингфорса) из-за фильтрации корпуса, был поднят, но ввиду нецелесообразности восстановления продан на слом.

    Первоначальное вооружение: 1—21-см (8,26-дм) мортира, 3—15-см пушки, 4— 10,7-см пушек, 4 пушки Пальмкранца, 3— 381-мм торпедных аппарата. В 1901 — 1913 гг.:4—47-мм пушки Гочкиса.

    «Азия». Длина 86,4 м. Ширина 10,7 м. Осадка 4,5 м. Водоизмещение 2449 т. Одна машина двойного расширения мощ­ностью 1200 л. с. 1 винт. Скорость 15,6 уз. Запас угля 750 т. Дальность плавания 1500 миль. Парусное вооружение трехмачтового

    клипера.

    Заложен в 1874 г. на верфи Крампа в Филадельфии, спущен в 1874 г. С 11 марта 1906 г. учебное судно. 16 августа 1911 г сдан порту. 21 мая 1915 г. расконсервирован и обращен в транспорт. С 20 мая 1916 г. учебное судно. Вторично сдан Кронштадтскому порту в мае 1918 г. 15 августа 1922 г. продан совместному русско-германскому акционерному обществу «Деруметалл» на слом и осенью 1922 г. отбуксирован в Германию. 26 сентября 1923 г. исключен из списков судов флота.

    Первоначальное вооружение: 3— 15-см, 5—10,7-см, 4 пушки Пальмкранца. К 1901 г.: 2—6/28-дм, 7—9-фн обр. 1877 г., 4—37/5-мм пушки, 5—38-см торпедных аппаратов. В 1902— 1909 гг.: 6—9-фн обр. 1877 г., 4—37/5-мм пушки, 5—38-см торпедных аппаратов. На 1914 г.: 4—47-мм пушки Гочкиса.

    «Африка». Длина 82,6 м. Ширина 11, 6 м. Осадка 4,6 м. Водоизмещение 960 т. Одна машина двойного расширения мощностью 1417 л. с. 1 винт. Скорость 12,7 уз. Дальность плавания 6400 миль при 9 уз. Парусное вооружение трехмачтового клипера.

    Построен в 1877—1878 гг. в Честере (США). С 24 марта 1906 г. учебное судно. В 1920—1922 г. использовался как транспорт, посыльное судно, плавучий склад. 15 августа 1922 г. продан совместному русско-германскому акционерному обществу «Деруметалл» на слом и осенью 1922 г. отбуксирован в Германию. 29 сентября 1923 г. исключен из списков судов флота.

    Первоначальное вооружение: 5— 15-см, 5—10,7-см, 4 пушки Пальмкранца. К 1902 г. формально вооружение тоже, но добавлено 5—38-см торпедных аппаратов, а 5—15-см орудий находились в порту, хотя и числись на судне. К 1909 г.: 4-9-фн, 2— 4-фн. К 1914 г.: 4—47-см Гочкиса.

    «Забияка». Длина 67 м. Ширина 9,1 м. Осадка 4 м. Водоизмещение 1236 т. Две машины двойного расширения. 2 винта. Скорость 14,2 уз. Запас угля 320 т. Дальность плавания 6000 миль при 10 уз.

     

    Крейсер 2-го ранга «Забияка» на 1900 г.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Заложен 1 июля 1878 г. на верфи Крампа в Филадельфии, спущен 9 сентября 1878 г., вступил в строй в 1879 г. С 28 мая по 5 августа 1879 г. перешел из Филадельфии в Кронштадт. С 1 февраля 1892 г. крейсер 2-го ранга. 19 декабря 1893 г. перечислен в состав Сибирской флотилии. Входил в состав 1 -й Тихоокеанской эскадры. Лег на грунт 12 октября 1904 г. на внутреннем рейде Порт-Артура от попаданий снарядов японских осадных орудий. В ночь на 20 октября взорван экипажем. Поднят японцами в 1905 г. и сдан на слом.

    Вооружение в 1880—1891 гг.: 2—6-дм обр. 1867 г., 4-9-фн, 1—3-фн обр. 1867 г. В середине 1880-х гг. добавлена 1—2,5-дм Барановского и 6—37/5-мм. С 1891 г.: 4— 9-фн обр. 1877 г., 6—47/1-мм, 6-37/5-мм, 1—2,5-дм Барановского. В некоторых справочниках указываются еще в 1891 — 1902 гг. 2—6/28-дм пушки, но они хранились в порту.











    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru