фл.семафором корабль
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • новости флота
  • моравиация
  • кают-компания

  •  

     

    Несение сигнальной вахты




    Сигнально-наблюдательная вахта имеет назначением: во-первых, наблюдение за всем окружающим и, во-вторых, установление связи между кораблями и частями.

    Сигнальщик, вступая на вахту, должен получить от своего предшественника, которого он сменяет, все сведения об обстановке в пределах наблюдения, т. е. какие корабли находятся в видимости; какие должны открываться маяки, вехи, буи (на ходу); если спущена шлюпка или несколько их, то где они находятся, и т. д.

    Он обязан проверить лично оборудование поста, т. е. посмотреть, исправны ли фалы, на местах ли сигнальные флаги и пр., а также опробовать все средства наблюдения (стереотрубы, бинокли) и внутренней связи своего поста. В случае недостатка чего-либо или неисправности какого-либо прибора, сигнальщик обязан доложить об этом по команде для принятия необходимых мер и записи об этом в вахтенный журнал.

    На переднем мостике, где обычно несется сигнальная вахта, должно быть следующее оборудование:

    Для наблюдения за окружающим, для разбора сигналов, поднимаемых на далеко стоящих кораблях, и т. п., на мостике должны быть оптические средства наблюдения: бинокли и стереотрубы.

    Для разбора значения флажных сигналов и для набора сигналов в распоряжении сигнальщиков должны находиться соответствующие сигнальные книги. На мостике в особых ящиках хранятся сигнальные флаги. Для каждого флага имеется своя полочка, и флаги в таком ящике, для удобства их отыскания, располагаются по алфавиту.

    Кроме флагов, на мостике должны быть особые сигнальные, фигурные знаки — шары, конусы, цилиндры.

    Подъем сигналов производится на сигнальных фалах, которые также выведены на мостик.

    На случай передачи сношений семафором на мостике должно иметься несколько пар семафорных флажков.

    Для производства световой сигнализации на мостике имеются: несколько светосигнальных фонарей и ключи от клотикового фонаря и прожектора. Фонари и клотик употребляются для ночной сигнализации, а прожектор — как для ночной, так и для дневной.

    Кроме этого, в пользовании сигнальщиков находятся и различные средства внутренней корабельной связи: переговорные трубы и телефоны для передачи своих наблюдений.

    Для производства наблюдений над элементами погоды (метеорологические наблюдения) сигнальщики пользуются компасом, термометром, барометром и другими метеорологическими инструмен­тами. Моменты, в которые производится то или иное наблюдение, отмечаются по судовым часам, находящимся обыкновенно в ходовой или штурманской рубке.

    Для записи принимаемых или передаваемых сношений, а также для записи всех случаев во время вахты на сигнально-наблюдательном посту ведутся следующие журналы:

    а)  вахтенный сигнально-наблюдательный журнал,

    б)  входящий журнал,

    в)  исходящий журнал.

    Входящий журнал служит также для записи проходящих сношений.

    Вахтенный сигнально-наблюдательный журнал служит для записи данных внешнего наблюдения, т. е. того, что совершается вне корабля. В нижней части листа этого журнала помещается разграфленная табличка для записи метеорологических наблюдений и данных утреннего рапорта. Записи в журнале должны вестись химическим карандашом, четко и без поправок. В случае если запись сделана неправильно, следует неверно записанное зачеркнуть чертой и сверху сделать верную запись. Время при записи считается от 0 час. до 24 час., считая за 0 часов полночь.

    На правой странице записывается только время (часы и минуты) и наблюдения.

    Входящий журнал служит для записи всех сношений, поступающих на корабль.

     

    Полученное сношение докладывается адресату лично или по телефону (как правило, журнал с поста не уносится). Если этого сделать нельзя, то сношение выписывается на отрывной бланк блокнота и доставляется адресату, который возвращает на пост обратную расписку, составляющую нижнюю отрывную часть этого бланка.

    Исходящий журнал служит для записи исходящих с корабля сношений.

    В этих журналах, так же как и в вахтенном, следует писать четко, ясно и без поправок.

    Кроме журналов, в распоряжении сигнальщиков должны находиться различные таблицы (например, рисунки флюгарок, таблицы окраски труб и пр.).

    Смена вахт происходит в соответствии с требованиями Корабельного устава. Сигнальщик, вступающий на вахту, обязан принять от своего предшественника все сведения, касающиеся исполнения обязанностей на данном посту, и все невыполненные почему-либо приказания. После этого сдающий и принимающий вахту остаются на посту до момента команды «Подвахтенные вниз». Обо всех обнаруженных неисправностях вступающий обязан доложить командиру соответствующего главного вахтенного поста.

    Вступив на вахту, вахтенный сигнальщик обязан бдительно наблюдать за всем, что происходит вокруг корабля как в море, так и в воздухе, пользуясь для этого необходимыми приборами.

    Сигнальщик должен наблюдать за всем горизонтом. Могут быть особые обстоятельства, при которых сигнальщик получит специальные указания усилить наблюдение в каком-либо определенном направлении или в каком-либо определенном секторе. Однако это ни в коей мере не должно идти в ущерб наблюдению за всем горизонтом.

    При нахождении в пределах видимости корабля других кораблей или постов службы наблюдения и связи сигнальщик обязан иметь тщательное наблюдение за поднимаемыми на них сигналами и передаваемыми сношениями, стремясь заметить их в самый момент подъема или начала передачи. Особо внимательное наблюдение необходимо иметь за флагманским кораблем.

    Наблюдая за происходящим, сигнальщик должен руководствоваться следующим:

    1.   Чередовать наблюдение простым глазом с наблюдением в бинокль. Это делается для отдыха глаз, так как постоянное наблюдение в бинокль утомляет глаза. Кроме того, пространство, видимое в бинокль (так называемое «поле зрения»), сравнительно невелико, и, следовательно, при наблюдении в него можно пропустить что-нибудь из совершающегося кругом корабля. Простым же глазом очень легко можно быстро охватить весь горизонт, и если будет замечено что-нибудь, требующее более внимательного рассмотрения, это уже следует сделать при помощи бинокля или трубы.

    2.   Никогда подолгу не останавливаться глазами в одном направлении или на одной точке. Это повлечет за собой то, что может оказаться незамеченным своевременно какое-либо важное явление, совершающееся в другом направлении. Но из этого, однако, не следует, что нужно быстро осматривать горизонт — «скользить» по нему глазами. Наоборот, глаза нужно вести по горизонту в достаточной степени медленно, пристально вглядываясь по тем направлениям, которые в данный момент наиболее важны.

    3.   Заметив что-либо, подробности чего нельзя разобрать простым глазом, следует немедленно же вооружиться соответствующим оптическим прибором и рассмотреть подробно замеченное.

    4.   При наблюдении не следует отвлекаться ничем посторонним, так как это понижает необходимое при наблюдении внимание. Следует помнить, что от бдительности сигнальщика в большой степени зависит своевременное и удачное нанесение вреда противнику, а также безопасность не только своего корабля, но и других кораблей своего флота.

    5.   Ни один предмет на воде, как бы он ни казался незначитель­ным на первый взгляд, не должен быть оставлен без обозрения н доклада о нем вахтенному командиру.


    Стекла биноклей и труб должны быть хорошо протерты и всегда оставаться чистыми. В сырую погоду (снег, дождь), когда оптические приборы употребляются более редко, следует либо прикрывать их специальными покрышками, либо прятать за борт бушлата (шинели), чтобы уберечь стекла от сырости. В кармане наготове всегда должна быть протирка (чистая ветошь, замша).

     

    Обратим внимание на наблюдение за кораблями. Большой корабль в бинокль можно заметить хорошо, т. е. видеть не только надстройки, но и весь корпус, примерно с расстояния 15 миль (около 28 км). С этого расстояния, особенно если корабль идет «из-под солнца», т. е. если на него приходится смотреть против солнца, никаких мелочей на корабле разобрать невозможно; видна только темная масса его очертаний. Такое очертание называется силуэтом корабля. Именно в этот момент, особенно в военное время, важно определить, торговое это судно или военный корабль, а если военный, то к какому классу или даже к какому типу кораблей он принадлежит. Сигнальщики должны иметь под руками таблицы силуэтов неприятельских и своих кораблей, с которыми они обязаны быть хорошо знакомы.

    Характерными отличительными чертами военных кораблей от торговых судов являются следующие: а) торговое судно имеет обыкновенно корму с «подзором», в то время как военные корабли имеют ее как бы обрубленной; б) в силуэте военного корабля обычно резко выделяются орудия и орудийные башни, чего на торговых судах нет; в) фок-мачта военных кораблей имеет на себе особые площадки для установки на них прожекторов и наблюдательных постов; около фок-мачты на военных кораблях помещается особо характерная надстройка, называемая боевой рубкой; г) число труб на военных кораблях обычно бывает 2—3; на торговых судах — обыкновенно одна, редко — две и больше.

    Подводные лодки отличаются своей небольшой высотой и корпусом, несколько приподнятым в носу и скошенным к корме. Надстроек никаких нет, за исключением рубки с перископами, помещающейся в средней части лодки.

    По силуэтам следует производить и первые определения типа самолетов. На рис. 12 даны силуэты некоторых типов самолетов.

    Наблюдать следует за всем, не разбираясь в самый момент наблюдения в важности наблюдаемого.

    Чтобы наблюдение какого-либо явления было полноценным, нужно:

    1) правильно и своевременно установить самый факт наблюдаемого явления и его характер, т. е. что именно видно и что делает наблюдаемый объект (кого вижу, что он делает);

    2) определить направление на наблюдаемое явление и объект (пеленг — в градусах или направление по курсовому углу);

    3) определить расстояние до наблюдаемого объекта (расстояние — в кабельтовых или милях);

    4) отметить по часам момент, когда был замечен наблюдаемый объект или совершающееся явление (часы и минуты).

    Примечание. Береговые станции и посты доносят еще и кто видел (номер станции или поста).

    О всем замеченном сигнальщик обязан немедленно доложить вахтенному командиру сигнального отделения, а если такой вахты не несется, то непосредственно вахтенному командиру. На ходу, в особо важных случаях — при появлении неприятельской подводной лодки, самолета, мины — сигнальщик немедленно и громко докладывает вахтенному командиру, указывая при этом рукой направление на обнаруженный предмет или явление.

    Вахтенный сигнальщик под руководством и по указаниям вахтенного командира сигнального отделения производит разбор, набор и подъем флажных сигналов, а также прием и передачу сношений, передаваемых различными средствами связи. При этом следует стремиться достигать наибольшей скорости передачи, которая, однако, не должна итти в ущерб ее четкости.

     

     


    ИСТРЕБИТЕЛЬ                                         МОРСКОЙ РАЗВЕДЧИК

     

    Рисунок.  Силуэты самолетов различных типов

     


    При передаче сношения флажным семафором нужно занять такое место, с которого лучше всего будет видна передача на принимающем корабле. Общие указания таковы. Нужно, чтобы выходящий из труб дым или надстройки не закрывали передающего сношение. По возможности следует стремиться к тому, чтобы сигнальщик, передающий сношение флажным семафором, проектировался на фоне неба; особенно важно соблюдать это при передаче сношений на большие расстояния. При передаче сношения флажным семафором, находясь на фоне неба или вообще на светлом фоне, следует употреблять красные флажки; наоборот — при темном фоне (надстройки и т. п.) следует пользоваться светлыми флажками (белыми или желтыми). Полезно мысленно поставить себя в положение сигнальщика, принимающего флажный семафор, и сообразить, насколько удобно выбранное место для передачи сношения флажным семафором.

    При выборе места для передачи сношения флажным семафором немаловажную роль играет и удобство нахождения на нем сигнальщика; нужно, чтобы он твердо там стоял и чтобы ничто не мешало свободному движению рук.

    За четверть часа до захода солнца вахтенный сигнальщик обязан проверить средства ночной световой сигнализации, а также опробовать корабельные огни; о последнем доложить вахтенному командиру.

    В случае ненастной, сырой погоды или дождя вахтенный сигнальщик должен несколько ослабить сигнальные фалы, чтобы намокшие фалы, укорачиваясь при высыхании, не порвались и не сорвали блоков, за которые они заведены.

    Вахтенный сигнальщик не имеет права уходить с вахтенного поста, хотя бы и по делам службы, без разрешения вахтенного командира сигнального отделения; если последний вахты не несет, вахтенный сигнальщик может покидать свой пост только с разрешения вахтенного командира.

     





    Рейтинг@Mail.ru