Диаграмма
статической остойчивости
при первом типовом случае поврежденного корабля
и
задачи по борьбе за непотопляемость
Как изображается диаграмма статической остойчивости
при первом типовом случае поврежденного корабля и
каковы при этом задачи по борьбе за непотопляемость?
Чтобы получить ДСО для первого типового состояния (при симметричном затоплении отсеков и положительной начальной остойчивости) необходимо график кренящего момента mкр, создаваемого влившейся в отсек водой нанести на ДСО неповрежденного корабля mθ(θ) (рис.3.70). В прямом положении mкр = 0. При наклонении корабля mкр увеличивается, что видно из формулы , где υ - объем влившейся воды, равный объему поправочного слоя между ватерлиниями, η и ζ - абсциссы ЦТ влившегося объема воды и поправочного слоя соответственно.
Если вычесть ординаты кренящего момента из ординат диаграммы mθ(θ), то получится ДСО поврежденного корабля mθ'(θ).
Из диаграммы mθ'(θ) видно, что поврежденный корабль в равновесном положении плавает без крена, имея по сравнению с неповрежденным состоянием меньшие значения коэффициента остойчивости и запасов статической и динамической остойчивости. Кроме того, корабль из-за повреждений потеряет часть запаса плавучести и, возможно, получит дифферент.
Рис.3.70. ДСО первого типового случая
состояния поврежденного корабля
Задачи борьбы за непотопляемость:
• поддержание и, если надо, восстановление остойчивости;
• восстановление запаса плавучести;
• уменьшение в необходимой степени дифферента.