Морской интернет-клуб "Кубрик"

 

 

Александр Беляев

 

 

Корабли - как и люди,

они тоже нуждаются в славе,

в уважении и в бессмертии...

Вечная им память!

 В.С. Пикуль, «Крейсера»

 

 

 

 

 

КРАСНОЗНАМЁННЫЙ

«КИЕВ»

 

 ХРОНИКИ АВИАНЕСУЩЕГО КРЕЙСЕРА

 

 

 

Арт-эссе

 

 


 

 

От автора

 

Иметь или нет в составе своего флота авианосцы – вопрос, на который каждая морская держава отвечает по-своему. Исходя из геополитических амбиций, состояния экономики, военно-технического потенциала государства и соответствующих всему этому задач флота.

Советский ВМФ шёл к кораблям данного класса несколько послевоенных десятилетий. Их строительство, начатое с крейсера «Киев» в 1970 году, было прекращено после передачи флоту тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» и распада СССР. На сегодняшний день в «Адмирале Кузнецове» сосредоточен весь опыт создания, освоения и боевой подготовки его предшественников – авианесущих крейсеров «Киев», «Минск», «Новороссийск» и «Адмирал Флота Советского Союза Горшков».

Известно, что отношение флота и общества к отечественным авианосцам, строительством которых Главнокомандующий ВМФ Адмирал Флота Советского Союза С.Г. Горшков венчал грандиозный проект своего океанского детища, никогда не было однозначным. Однако даже противники этих кораблей в СССР, а позже и в России, никогда не отрицали, что авианесущие крейсера, построенные для ВМФ в 70-80-е годы прошедшего столетия, прожили короткую, но яркую и достойную жизнь.

Никто не станет отрицать и того, что среди этих хорошо известных кораблей авианосец-первенец «Киев» занимает особое место. И как головной по проекту 1143 («Кречет») Невского проектно-конструкторского бюро, и как великий труженик, военно-морская служба которого всегда подчинялась священной для моряков заповеди адмирала С.О. Макарова: В море – дома! Не случайно крейсер не год и не два был своеобразной визитной карточкой советского ВМФ и единственным надводным кораблём, удостоенным в послевоенные годы орденской награды!

Арт-эссе «Краснознамённый «Киев» - попытка дать по возможности полную и точную картину жизненного пути этого корабля. И с точки зрения хронологии событий, и с точки зрения её увязки с контекстом реальной жизни флота и страны, которым крейсер верой и правдой служил с 1975 по 1994 год.

В основу повествования положены документальные свидетельства о службе ТАКР «Киев» в ВМФ. Всё, что по крупицам собрано из различных источников, проверено, а при малейшем сомнении и перепроверено. В этом автору помогли переписка и живое общение с ветеранами крейсера и Военно-морского флота, корабелами, представителями промышленности и военной науки.

Прямо или косвенно «Киев» представляется читателю как главное действующее лицо, наделённое чертами персонажа одушевлённого. Понятно, это лишь литературный приём, но что поделать, для многих моряков, и автор в этом отношении не является исключением, корабль нередко представляется близким, живым существом. Оно способно любить и ненавидеть, радоваться и грустить. Оно не предаст и не обманет, а в трудную минуту подставит дружеское плечо…

Изложение выстроено как цепь документальных фрагментов, объединённых несложными художественными связками. Среди них - несколько собирательных образов-персонажей, помогающих формировать сюжетную линию, насыщать её важными с точки зрения корабельной биографии штрихами и деталями. Это позволяет сохранять авторский нейтралитет в описании событий, предоставляя читателю право самостоятельной оценки изложенного и героев повествования.

Открывает «Краснознамённый «Киев» вводная глава «На берегах Леты». В ней из китайского Тяньцзиня, приютившего бывший авианосец как корабль-аттракцион, протягиваются нити к событиям и персонажам отечественной истории и службы «Киева».

Часть первая «Курс – норд!» познакомит с первыми годами жизни крейсера от выхода на заводские ходовые испытания до ввода в линию кораблей постоянной готовности.

Часть вторая «Океанская вахта» расскажет о важнейших вехах на военно-морском пути «Киева», событиях и акцентах каждой из десяти его боевых служб.

Часть третья «Реквием «вертикалам» даст представление о заключительном этапе службы «Киева», судьбах других авианесущих крейсеров, построенных для ВМФ и оставшихся недостроенными в связи с распадом СССР.

Вне всякого сомнения, книгу не удалось бы написать без доброжелательной поддержки товарищей и коллег автора по военно-морской службе, совместной работе и по жизни. На пороге её издания самое время сказать в их адрес тёплые благодарственные слова.

За дельный совет, содержательные ответы на неожиданные, не всегда удобные вопросы по делам и событиям с давно истёкшим сроком давности – большое спасибо В.С. Байдак, В.А. Васильеву, В.В. Васильченко, М.Р. Готовчицу, А.И. Дуднику, В.В. Калинину, С.И. Кравчуку, Б.А. Морину, П.А. Соловьёву, Ю.Н.Тимофееву.

За критическую оценку написанного, штрихи и детали по службе ТАКР «Киев», непроизвольно упущенные автором, предоставленные личные воспоминания и материалы, бескорыстное содействие - глубокая авторская признательность и благодарность В.В. Бабичу, А.Г. Дядченко, С.А. Косинову, В.Ф. Лякину.

Отдельная и особая благодарность - Ю.В. Чернопятову. Без его неоценимой помощи книга, скорее всего, не состоялась бы. По крайней мере, в том виде, в котором она представляется читателю. Он был и неисчерпаемым кладезем корабельной фактографии, и первым читателем, и жёстким критиком, и той «мягкой» силой, которая долгие годы работы над книгой не давала угаснуть уверенности в том, что она должна быть написана, что она будет написана!

И, конечно, самая моя глубокая признательность искреннему патриоту ТАКР «Киев» - моей жене Татьяне. Прежде всего, за моральную поддержку в период написания книги, безупречный художественный вкус, чувство меры при оценке или выборе тональности спорных фрагментов её оформления и повествования.

 

Итак, «Краснознамённый «Киев». Хроники авианесущего крейсера». Многолетняя работа завершена. Что из этого вышло – судить тебе, любезный Читатель.

 

 

Вперёд

НАВИГАЦИЯ

 

 

 

 










Рейтинг@Mail.ru