Александр
Беляев
Корабли
- как и люди,
они
тоже нуждаются в славе,
в
уважении и в бессмертии...
Вечная
им память!
В.С. Пикуль, «Крейсера»
«КИЕВ»
ХРОНИКИ АВИАНЕСУЩЕГО КРЕЙСЕРА
Арт-эссе
Иметь или нет в составе
своего флота авианосцы – вопрос, на который каждая морская держава отвечает
по-своему. Исходя из геополитических амбиций, состояния экономики,
военно-технического потенциала государства и соответствующих всему этому задач
флота.
Советский ВМФ шёл к
кораблям данного класса несколько послевоенных десятилетий. Их строительство,
начатое с крейсера «Киев» в 1970 году, было прекращено после передачи флоту
тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» и
распада СССР. На сегодняшний день в «Адмирале Кузнецове» сосредоточен весь опыт
создания, освоения и боевой подготовки его предшественников – авианесущих
крейсеров «Киев», «Минск», «Новороссийск» и «Адмирал Флота Советского Союза
Горшков».
Известно, что отношение
флота и общества к отечественным авианосцам, строительством которых
Главнокомандующий ВМФ Адмирал Флота Советского Союза С.Г. Горшков венчал
грандиозный проект своего океанского детища, никогда не было однозначным.
Однако даже противники этих кораблей в СССР, а позже и в России, никогда не
отрицали, что авианесущие крейсера, построенные для ВМФ в 70-80-е годы
прошедшего столетия, прожили короткую, но яркую и достойную жизнь.
Никто не станет
отрицать и того, что среди этих хорошо известных кораблей авианосец-первенец
«Киев» занимает особое место. И как головной по проекту 1143 («Кречет»)
Невского проектно-конструкторского бюро, и как великий труженик, военно-морская
служба которого всегда подчинялась священной для моряков заповеди адмирала С.О.
Макарова: В море – дома! Не случайно крейсер не год и не два был своеобразной
визитной карточкой советского ВМФ и единственным надводным кораблём,
удостоенным в послевоенные годы орденской награды!
Арт-эссе
«Краснознамённый «Киев» - попытка дать по возможности полную и точную картину
жизненного пути этого корабля. И с точки зрения хронологии событий, и с точки
зрения её увязки с контекстом реальной жизни флота и страны, которым крейсер
верой и правдой служил с 1975 по 1994 год.
В основу повествования
положены документальные свидетельства о службе ТАКР «Киев» в ВМФ. Всё, что по
крупицам собрано из различных источников, проверено, а при малейшем сомнении и
перепроверено. В этом автору помогли переписка и живое общение с ветеранами
крейсера и Военно-морского флота, корабелами, представителями промышленности и
военной науки.
Прямо или косвенно
«Киев» представляется читателю как главное действующее лицо, наделённое чертами
персонажа одушевлённого. Понятно, это лишь литературный приём, но что поделать,
для многих моряков, и автор в этом отношении не является исключением, корабль
нередко представляется близким, живым существом. Оно способно любить и
ненавидеть, радоваться и грустить. Оно не предаст и не обманет, а в трудную
минуту подставит дружеское плечо…
Изложение выстроено как
цепь документальных фрагментов, объединённых несложными художественными
связками. Среди них - несколько собирательных образов-персонажей, помогающих
формировать сюжетную линию, насыщать её важными с точки зрения корабельной
биографии штрихами и деталями. Это позволяет сохранять авторский нейтралитет в
описании событий, предоставляя читателю право самостоятельной оценки
изложенного и героев повествования.
Открывает
«Краснознамённый «Киев» вводная глава «На берегах Леты». В ней из китайского Тяньцзиня, приютившего бывший авианосец как
корабль-аттракцион, протягиваются нити к событиям и персонажам отечественной
истории и службы «Киева».
Часть первая «Курс –
норд!» познакомит с первыми годами жизни крейсера от выхода на заводские
ходовые испытания до ввода в линию кораблей постоянной готовности.
Часть вторая «Океанская
вахта» расскажет о важнейших вехах на военно-морском пути «Киева», событиях и
акцентах каждой из десяти его боевых служб.
Часть третья «Реквием
«вертикалам» даст представление о заключительном этапе службы «Киева», судьбах
других авианесущих крейсеров, построенных для ВМФ и оставшихся недостроенными в
связи с распадом СССР.
Вне всякого сомнения,
книгу не удалось бы написать без доброжелательной поддержки товарищей и коллег
автора по военно-морской службе, совместной работе и по жизни. На пороге её
издания самое время сказать в их адрес тёплые благодарственные слова.
За дельный совет,
содержательные ответы на неожиданные, не всегда удобные вопросы по делам и
событиям с давно истёкшим сроком давности – большое спасибо В.С. Байдак, В.А.
Васильеву, В.В. Васильченко, М.Р. Готовчицу, А.И.
Дуднику, В.В. Калинину, С.И. Кравчуку, Б.А. Морину, П.А. Соловьёву,
Ю.Н.Тимофееву.
За критическую оценку
написанного, штрихи и детали по службе ТАКР «Киев», непроизвольно упущенные
автором, предоставленные личные воспоминания и материалы, бескорыстное
содействие - глубокая авторская признательность и благодарность В.В. Бабичу,
А.Г. Дядченко, С.А. Косинову, В.Ф. Лякину.
Отдельная и особая
благодарность - Ю.В. Чернопятову. Без его неоценимой помощи книга, скорее
всего, не состоялась бы. По крайней мере, в том виде, в котором она
представляется читателю. Он был и неисчерпаемым кладезем корабельной
фактографии, и первым читателем, и жёстким критиком, и той «мягкой» силой,
которая долгие годы работы над книгой не давала угаснуть уверенности в том, что
она должна быть написана, что она будет написана!
И, конечно, самая моя
глубокая признательность искреннему патриоту ТАКР «Киев» - моей жене Татьяне.
Прежде всего, за моральную поддержку в период написания книги, безупречный
художественный вкус, чувство меры при оценке или выборе тональности спорных
фрагментов её оформления и повествования.
Итак, «Краснознамённый «Киев».
Хроники авианесущего крейсера». Многолетняя работа завершена. Что из этого
вышло – судить тебе, любезный Читатель.